Боль и болевой синдром у детей

Комментарии

Опубликовано в журнале:

«Практика педиатра», сентябрь 2012, с. 40-42

Н.А. Супонева, ФБГУ Научный центр неврологии РАМН, к. м. н., старший научный сотрудник

Одной из самых частых причин обращений в педиатрической практике является болевой синдром, причины которого разнообразны. Согласно определению Международной ассоциации по изучению боли (IASP), наряду с сенсорным переживанием, обусловленным непосредственным раздражением болевых рецепторов поврежденной ткани, важнейшим компонентом боли является ее эмоциональное переживание [1], базирующееся на социальном и личном опыте.

Оценка степени выраженности болевого синдрома у ребенка является непростой, но крайне важной задачей, поскольку от этого зависит лечебная тактика. Восприятие боли и реакция на нее в зависимости от возраста разная. Золотым стандартом оценки боли у взрослых является визуальная аналоговая шкала, которую можно применять у детей с 5–6-летнего возраста [14]. Детям в возрасте 3–5 лет с этой целью можно предложить модифицированную шкалу, где цифры заменены рисунками в виде выражений эмоций на лице, или так называемую лестницу боли, по которой ребенок должен ответить, на сколько ступеней могла бы подняться игрушка, если бы ей было так же больно, как и малышу. Кроме эмоциональной, боль также вызывает ряд патофизиологических и поведенческих реакций, которые могут быть использованы для объективной оценки степени выраженности болевого синдрома.

Дети разных возрастных групп выражают свою боль иначе, чем взрослые. Так, тело младенцев может интенсивно напрягаться, вытягиваться, одновременно выгибаясь дугой, а на лице наблюдается гримаса боли (брови опущены и наклонены друг к другу, глаза зажмурены, рот открыт в форме квадрата [3]). Ребенок громко и безутешно плачет, прижимает колени к груди, гиперчувствителен или раздражен. Следует отметить, что плач является самым неспецифическим симптомом и может считаться проявлением реакции на боль только в том случае, когда исключены другие, наиболее частые причины (голод, жажда, тревога, желание привлечь внимание родителей). Малыши постарше выражают словесную агрессию, отстраняются от общения и игр, физически сопротивляются, отталкивая болевой стимул после его применения, щадят область тела, причиняющую страдания. Таким образом, у детей в возрасте старше 3 лет оценка болевого синдрома существенно облегчается, поскольку в этом возрасте ребенок может достаточно определенно выразить и идентифицировать боль с помощью специальных оценочных шкал (например, Faces Pain Rating Scale [2]), а также четко показать место, где болит, на своем теле или на картинке. Однако следует помнить о том, что дети, страдая от боли, не всегда предъявляют активные жалобы. Причиной тому могут быть: боязнь врача или болезни, обида или раздражение на родителей или окружающих, боязнь инъекций или лекарств, а также того, что их могут положить в больницу, опасения в проведении дополнительных обследований. В связи с этим врачам рекомендуется максимально использовать информацию, полученную при опросе родителей, тестированиях по шкалам и оценке физиологических и поведенческих реакций.

Дошкольники уже могут описать интенсивность боли, цепляются за родителей, требуя дополнительной эмоциональной поддержки (поцелуи, объятия), осознают, что из своего состояния можно извлечь выгоду, а в ряде случаев воспринимают боль как наказание. Дети школьного возраста в описании боли используют объективные характеристики и сравнительные прилагательные, могут жаловаться на ночные кошмары, а также сжимают кулаки, стискивают зубы, нахмуривают брови, закрывают глаза, напрягают мышцы туловища, щадят больное место, а также ведут себя как дети более младшего возраста. Старшие дети осознанно локализуют и вербализируют боль, их поведение неустойчиво и может изменяться (раздражительность, капризы, грубость). В любом возрасте может нарушаться аппетит и сон.

В интерпретации и оценке болевого синдрома у новорожденных и младенцев, а также у детей с задержкой психомоторного развития и нарушением коммуникативных функций существенную помощь оказывает использование специально разработанных шкал, позволяющих в комплексе оценить поведенческие и физиологические реакции ребенка: шкала Neonatal/Infant Pain Scale (NIPS) для детей до 1 года [4], шкала FLACC [5] для детей от 1 до 3–4 лет и др. Дополнительную помощь может оказать использование шкалы прикроватной оценки боли, а также с помощью родительской шкалы [6], согласно которым болевые ощущения ребенка градируются как отсутствие боли, легкая боль, умеренная и тяжелая.

К немедикаментозным методам облегчения боли у ребенка относятся: эмоциональная продержка со стороны родителей, в том числе обеспечение возможности их совместного пребывания во время болезни или болезненных диагностических процедур; физические методы, к которым относятся поглаживание, массаж, вибрация, укачивание, местное применение холода или тепла, контролируемое глубокое спокойное дыхание; когнитивные методы, такие как отвлечение ребенка, чтение книг, рисование, пение, игры, посещение церкви, молитвы. Известно, что применение 0,5–1мл 30%-го раствора глюкозы перорально за 1–2 минуты до проведения болезненной процедуры (забор крови, инъекции) вместе с пустышкой облегчают восприятие боли у новорожденных и младенцев до 3-месячного возраста. Все вышеперечисленные методы являются дополнительными, широко применяются в зарубежной педиатрической практике обезболивания, но ни в коей мере не заменяют лекарственных препаратов.

Читайте также:  Синдром ваньки встаньки что это

Легкая и умеренная боль в детской практике встречается наиболее часто, что обуславливает необходимость остановиться на способах ее купирования более подробно. Такая боль наблюдается при прорезывании зубов, болях в ухе при отитах и евстахиитах, головной боли, болях в мышцах и суставах, в том числе после ушибов и растяжений, при радикулитах и артритах, при местной поствакцинальной реакции. Наиболее часто используемыми анальгетиками являются парацетамол и ибупрофен (Ибуфен). Традиционно рекомендуемой с целью снижения температуры тела дозы парацетамола обычно достаточно для обезболивания: перорально 20 мг/кг, а затем 15–20 мг/кг каждые 6–8 часов, или ректально 30–40 мг/кг, а затем 15–20 мг/кг каждые 6 часов, но не более 90–100 мг/кг/сут для детей и 60 мг/кг/сут для новорожденных. Такая максимальная суточная доза разрешена у детей до 3 месяцев жизни в течение не более 2 дней, а для детей старше 3 месяцев – не дольше 3 суток [6]. Однако, как показывает практика, обезболивающее действие у парацетамола у многих детей бывает слабо выражено, а противовоспалительный эффект вовсе отсутствует.

В таких случаях неоспоримым преимуществом обладает единственный разрешенный у детей с 3-месячного возраста препарат из группы нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) – Ибуфен (ибупрофен). Его тройной эффект обеспечивает уменьшение жара, обезболивание и подавление воспаления. Основной патогенетический механизм действия Ибуфена заключается в подавлении циклооксигеназы [7]. Обезболивание достигается путем уменьшения образования простагландинов, брадикинина, эндогенных пирогенов, радикалов кислорода и оксида азота, что в свою очередь угнетает воспалительную реакцию и уменьшает болевую рецепцию непосредственно в области повреждения. Такое удачное сочетание общего и локального механизмов действия Ибуфена дает возможность существенно облегчить состояние малыша путем назначения всего одного медикамента.

Разовая доза Ибуфена составляет 5–10 мг /кг с кратностью приема каждые 6–8 часов, но не более 30 мг/кг в сутки (максимум 500 мг /сут). Ибуфен выпускается в двух формах – с ложкой-дозатором и шприцем-дозатором, что позволяет родителям выбрать оптимальный способ ввода лекарства своему ребенку.

Эффективность и безопасность ибупрофена была подтверждена Bertin с соавт. в 1996 году, когда 219 детей с острым отитом в возрасте от 1 до 6 лет были включены в рандомизированное двойное слепое мультицентровое контролируемое исследование. Из них 71 человек получал ибупрофен (Ибуфен) в дозе 10 мг/кг, 73 человека – парацетамол, 75 человек – плацебо, перорально трижды в день в течение 2 суток. Одновременно всем проводилась антибиотикотерапия в течение 7 дней. В ходе исследования был доказан очевидный обезболивающий эффект ибупрофена (Ибуфен) по сравнению с плацебо, сопоставимый с эффектом парацетамола [10]. Bertin с соавт. [15] оценивали анальгезирующий эффект ибупрофена (Ибуфен) в дозе 10 мг/кг по сравнению с парацетамолом (10 мг/кг) или плацебо у 231 ребенка с тонзиллитом и фарингитом, дополнительно принимавших в течение 7 дней антибиотики. Уже в течение 48 часов 80% детей в группе ибупрофена (Ибуфен) и 70,5% детей в группе парацетамола не отмечали спонтанных болей и болей при глотании, что существенно отличалось от группы плацебо (55% детей, р<0,01).

Ибуфен – безопасный препарат, что особенно актуально в педиатрической практике. Lesko S.M. с соавт., проанализировав 84 000 детей, получавших ибупрофен (Ибуфен) с фарингитом, средним отитом, ОРВИ или гастроэнтеритом в дозе 5 или 10 мг/кг коротким курсом, показали, что этот препарат не увеличивает риск госпитализаций вследствие желудочно-кишечных кровотечений, почечной недостаточности, синдрома Рея или анафилаксии [13]. Безопасность Ибуфена была подтверждена и в ходе другого исследования, проведенного McIntyre J. и Hull D. [11]. В этом рандомизированном контролируемом исследовании принимали участие 150 детей с лихорадкой различного генеза. Результаты продемонстрировали одинаковую антипиретическую эффективность препарата, а также низкую частоту побочных эффектов. Таким образом, было доказано, что суспензия Ибуфена является эффективным и хорошо переносимым жаропонижающим средством у детей.

Бронхиальная обструкция у детей, особенно раннего возраста, является частым симптомом ОРВИ. Lesko S.M. с соавт. в 2002 году в ходе крупномасштабного рандомизированного двойного слепого ацетаминофен-контролируемого клинического исследования, включавшего 1879 детей с бронхиальной астмой, не имеющих непереносимости аспирина, сумели доказать, что ибупрофен (Ибуфен) не увеличивает риск бронхоспазма у этой категории больных [12]. Однако ибупрофен, как все НПВП, может увеличивать время кровотечения, что следует учитывать при его назначении у пациентов с адено-/тонзилэктомией или другими оперативными вмешательствами [9].

Таким образом, необходимость в адекватном и одновременно безопасном обезболивании в педиатрической практике возникает достаточно часто. Этим требованиям в полной мере соответствует Ибуфен, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения.

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

Статті

21/04/2016

Одним из самых частых поводов для обращений к провизорам родных маленьких пациентов, является болевой синдром, причины которого разнообразны. Болевой синдром у детей часто недооценивают или неверно трактуют. В то же время фармацевт, в силу «универсальности» функций своей профессии, часто становится первым, кто консультирует родителей. При работе с этой группой посетителей аптеки следует помнить известную фразу: «Дети — это не маленькие взрослые»

Читайте также:  Электронную книгу синдром петрушки бесплатно

Кто попадает под определение «дети»?

Как правило, этим термином определяют ребенка в возрасте от 1 года до 9 лет. ВОЗ использует термин «дети» в широком смысле: новорожденный — до 28 дней; младенец — от 29 дней до 12 мес; раннее детство — от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст — от 3 до 6–7 лет; младший школьный возраст — от 6–7 до 10–12 лет; подростковый период — девочки от 10 до 17–18 лет/мальчики от 12 до 17–18 лет.

Боль у детей как она есть

Боль — это неприятное сенсорное или эмоциональное состояние, которое связано с реальным или потенциальным повреждением тканей, или может быть описано как таковое. Боль — это то, что именно болит у ребенка и о чем говорит сам ребенок. Вокруг болевого синдрома у детей существует немало мифов. Для того чтобы их развеять, нужно не только руководствоваться «здравым смыслом» и профессиональными знаниями, но и обратиться к мировой практике, а также учесть рекомендации ВОЗ.

Семь мифов о боли у детей

Увы, часто ребенок не может передать свои ощущения, и тогда окружающие додумывают за него, создавая мифы, получившие широкое распространение.

Немедикаментозные методы

Согласно обзору литературы Cochrane Database статистически достоверно эффективными являются отвлекающие и психологические методы:

  • отвлекающие — тепло, холод, прикосновение/массаж, трансдермальная электрическая стимуляция нервов, транскраниальная магнитная стимуляция, иглоукалывание, вибрация, ароматерапия и др;
  • психологические методы — отвлечение внимания, психотехника наложения образа, релаксация, когнитивно-поведенческая терапия, музыкальная терапия, гипноз.

Также известно, что применение 0,5–1 мл 30% раствора глюкозы перорально за 1–2 мин до проведения болезненной процедуры (забор крови, инъекции) вместе с пустышкой облегчает восприятие боли у новорожденных и младенцев до 3-месячного возраста. Все вышеперечисленные методы являются дополнительными, широко применяются в зарубежной педиатрической практике обезболивания, но не заменяют лекарств.

Медикаментозная коррекция легкой и умеренной боли

Легкая и умеренная боль в детской практике отмечается наиболее часто. Такая боль имеет место при прорезывании зубов, отите и евстахиите, головной боли, боли в мышцах и суставах, в том числе после ушибов и растяжений, при артрите и местной поствакцинальной реакции.

Для использования в педиатрической практике ВОЗ рекомендует парацетамол и ибупрофен, которые также называют «анальгетиками 1-й ступени у детей» [1] и входят в аптечку первой медицинской помощи у детей согласно протоколам фармацевтической опеки [2].

Дозы и пути введения рекомендованных препаратов для обезболивания идентичны, систематизированным в таблице. Однако, как показывает практика, обезболивающее действие парацетамола у многих детей бывает слабо выражено, а противовоспалительный эффект иногда вовсе отсутствует. В таких случаях неоспоримым преимуществом обладает единственный разрешенный у детей с 3-месячного возраста препарат — ибупрофен. Его тройной эффект обеспечивает снижение температуры тела, обезболивание и уменьшение проявления воспаления [3].

Руслан Редькин, канд. фарм. наук, Нинель Орловецкая, канд. фарм. наук,
Оксана Данькевич, канд. фарм. наук,
Национальный фармацевтический университет, Харьков

Литература

1. Оценка и ведение болевого синдрома у детей: Краткий курс компьютерного обучения, включающий рекомендации ВОЗ 2012 г. по обезболиванию. – М.: Р.Валент, 2014. — 88 с.

2. Протокол фармацевтичної опіки: «Формування аптечки першої допомоги для немовлят» — Наказ МОЗ України № 158 від 22.02.2010 р.

3. Engorn B, Flerlage J. The Harriet Lane Handbook: A Manual for Pediatric Health Officers. 20th ed. Philadelphia, PA: Saunders; 2015: 111—118 — режим доступа: https://www.uspharmacist.com/content/d/feature/c/54529/#sthash.gv0aQo2F.dpuf

“Фармацевт Практик” #4′ 2016

Поділіться цим з друзями!

Источник

Боли в брюшной области у детей стоят на первом месте среди наиболее часто встречающихся болей и ведущих к многочисленным оперативным вмешательствам. Так же рецидивирующие боли данного типа являются причиной большинства приступов  слез  и беспокойства у детей.  Дети в возрасте до шести месяцев по большей части испытывают болевые ощущения от кишечных колик. В школьном возрасте боли в животе могут, как бесследно исчезнуть, так и стать причиной развития гастроэнтерологических патологий.

Каждый врач, сталкивающийся с данной проблемой, должен, сперва, определить носят ли боли и вздутие в животе хирургический характер экстренного порядка или нет. Следующим его шагом становится выявление этиологии заболевания, то есть является ли причиной боли органика или же она связана с функциональными нарушениями.

Боль – это дискомфортное ощущение, сопровождающее  процесс повреждения целостности тканей  иную нефизиологическую патологию.

Болевые ощущения способны испытывать практически все люди. Даже организм плода, находясь в утробе матери, уже к 24 неделям передает болевые  импульсы. Дети, так же как и взрослые, к моменту рождения полностью обладают системой болевого оповещения. Они в равной степени с взрослым человеком способны  испытывать стресс и фиксировать в своей памяти болевые моменты.

Читайте также:  Р бузунов синдром беспокойных ног

Механизм абдоминальной боли

Боль в районе живота возникает вследствие  возбуждения поврежденных тканей.

Группы рецепторов:

  1. Ноцицепторы, или болевые соматические механорецепторы. Они обладают высоким порогом чувствительности. При их стимуляции возникает чувство боли.
  2. Полимодальные висцеральные рецепторы. На слабое раздражение дают информацию об общем состоянии организма, а при сильном — вызывают болевые ощущения.

Болевой импульс из рецепторов пораженной области поступает в рог спинного мозга, проходит по спинному мозгу и достигает коры головного мозга. Таким образом, у человека появляется осознание боли и сами болевые ощущения.  Кроме этого у человека формируется болевая память. Для соматической боли характерно то, что пациент  с точностью может указать место ее локализации, а точнее одним или двумя пальцами. Мышечная и слизистая оболочки полых органов, таких как желудок и кишечник, не снабжены  соматическими рецепторами, поэтому, при их поражении возникает ярко выраженный болевой синдром.

Висцеральные рецепторы распространены шире и не имеют строгой локализации, что касается и болей.

Болевые импульсы могут наслаиваться друг на друга и усиливаться. А переплетение висцеральных и соматических путей может привести к иррадиации боли.

Виды течения болей в брюшной полости

  • Острая (острая хирургическая патология, травма, острое инфекционное заболевание. Временные рамки зависят от причины возникновения.)  Данный тип болей характеризует заболевания, которые входят в группу болезней под общим названием «острый живот»:

a) Воспалительные заболевания брюшной полости острого характера:

  • острый аппендицит;
  • острый дивертикулит Меккеля;
  • острый панкреатит и холецистит;
  • перитонит.

б)Нарушение желчно-кишечной проходимости:

  • острая кишечная непроходимость;
  • инвагинация;
  • ущемление грыжи.

в)Прободение полых органов:

  • прободение дивертикулов;
  • прободение язвы желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • новообразования.

г) Внутреннее кровотечение в просвет полых органов или брюшную полость:

  • разрыв печени;
  • разрыв селезенки;
  • разрыв аорты;
  • апоплексия (разрыв яичников).

д) Сбой кровообращения в абдоминальных органах в результате тромбозов  эмболии сосудов кишечника.

  • Хроническая (по срокам течения превышает три месяца);
  • Рецидивирующая (периодически повторяется на протяжении трех месяцев).

Шанс положительного исхода зависит от своевременно оказанной квалифицированной помощи с правильно выставленным диагнозом и грамотно назначенным лечением. А для того, чтобы диагноз был выставлен верно, необходимо сперва собрать полный анамнез и внимательно обследовать пациента.

Рецидивирующие боли в животе встречаются чаще всего. Вызваны они разнообразными причинами. У новорожденных – это колики в кишечнике, которые характеризуются: сучением ножками, вздутием  и напряжением животика, причём снимается  приступ боли после газоотхождения и дефекации. Диагностировать кишечные колики можно по:

  • плачу в течение  более трех часов;
  • не менее трех дней в неделю;
  • на протяжении трех недель подряд.

При всем этом дети хорошо себя чувствуют, пребывают в позитивном настроении и прибавляют в весе.

Другими причинами болей в животе у детей могут быть кишечные инфекции, пищевая аллергия, аномалии ЖКТ, ГЭРБ.

Тревожными симптомами развития абдоминальной патологии являются:

  • жидкий стул, слизь в нем, возможно кровь;
  • аллергия на коже;
  • частая рвота и срыгивание;
  • снижение веса;
  • частые запоры.

Диагностические возможности

Каждый человек описывает боль по мере своих возможностей, в соответствии со своим жизненным опытом. Новорожденный ребенок не в состоянии ответить на вопросы врача, поэтому доктору необходимо ориентироваться на поведенческие признаки ребенка (положение, плач, изменение поведения).

Наиболее характерные признаки поведения, говорящие о возможной хирургической проблеме:

  1. Симптомы боли в животе часто появляются первыми;
  2. Нежелание есть и изменение поведения, а это надрывный плач, адинамия, беспокойство, принятие вынужденного положения;
  3. Бессонница или резкое пробуждение;
  4. Рвота, сопровождающая боль;
  5. Отсутствие газов и стула;
  6. Холодный пот и бледность;
  7. Необоснованная тахикардия;
  8. Напряженная брюшная стенка;

Дополнительные методы диагностики:

  • анализ крови (клинический);
  • обзорный вертикальный снимок брюшной полости;
  • УЗИ;
  • фиброэзофагогастродуоденоскопия (при подозрении на внутренние кровотечения из верхних отделов ЖКТ).

Лечение

Первое  мероприятие это устранение причины. Лечение должно заключаться еще и в обеспечении ребенка полноценной активностью, соответствующей его возрасту. Обязательно соблюдение диеты и исключение провоцирующих обострение факторов. Часто процесс выздоровления связан с медикаментозным лечением, которое подбирается в зависимости от характера заболевания.

Психотерапия, гипнотерапия, иглорефлексотерапия, физиотерапия, биологическая обратная связь так же имеют место быть в лечение абдоминальных болей у детей.

Так нужно отметить, что полноценный результат достигается путем суммарного лечения. Игнорирование даже одного пункта может не только затянуть момент выздоровления, но и стать причиной дальнейшего развития заболевания.

Источник