Биполярное расстройство при синдроме аспергера
$
Этот материал доступен только платно
Bipolar disorder in adults with Asperger׳s Syndrome: a systematic review
Опубликовано:
Journal of Affective Disorders
Авторы статьи об исследовании:
Светлана Нечаева
Краткое описание: Синдром Аспергера (СА) является нарушением нервно-психического развития; он относится к расстройствам аутистического спектра (РАС). В существующей литературе появляется все больше данных, подтверждающих высокую коморбидность СА и других психических расстройств, в частности биполярного расстройства (БР). Был проведен анализ доступных эпидемиологических и клинических данных по коморбидности БР-СА и ее диагностическому и терапевтическому значению.
Выводы: Встречаемость БР у взрослых с СА, по разным данным, составляет от 6 до 21,4%. Риск возникновения БР у родственников пациентов с СА возрастает в 2 раза, а распространенность оценивается в 10%. В случае коморбидности БР-СА, проявления БР обладают некоторыми особенностями, которые могут привести к усложнению распознавания данной патологии и постановке неверного диагноза (особенно диагноза шизофрении, когда доминируют психотические симптомы). Несмотря на нехватку информации о фармакологическом лечении в случае коморбидности БР-СА, данные могут быть получены путем открытых наблюдений, исследования серий случаев и анализа амбулаторных карт. Нормотимики должны считаться препаратами первой линии; антипсихотики, особенно второго поколения с 5-HT2a антагонизмом, показали свою эффективность в контроле психотических и поведенческих проявлений, а также в коррекции социальной самоизоляции. Также были получены данные об эффективности лечения тревожных расстройств, обсессивно-компульсивных симптомов и депрессии антидепрессантами из класса селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Использование этих препаратов должно тщательно контролироваться по причине того, что почти у половины пациентов (до 54% случаев) наблюдалась смена фаз с депрессивной на маниакальную или гипоманиакальную. БР часто встречается у пациентов с СА; в основном оно манифестирует у взрослых и, в большинстве случаев, проявляется атипичной формой. Корректный диагноз БР у этих пациентов оказывает чрезвычайно важное влияние на назначение эффективного фармакологического, психологического, социального и реабилитационного лечения.
**
Ход работы и применяемые методы**: Был проведен систематический обзор литературы, представленной в PubMed, Scopus и Psych-Info; использовались следующие поисковые запросы: синдром Аспергера, биполярное расстройство, депрессия, аффективное расстройство, психиатрическая коморбидность, лечение, нормотимики, антиконвульсанты, антипсихотики и антидепрессанты.
Тип исследования:
клиническое (ретроспективное)
Контакты автора/организации:
Perugi, Guilio: giulio.perugi@med.unipi.it
Ссылки на цитирование:
APA: Vannucchi, G., Masi, G., Toni, C., Dell׳osso, L., Erfurth, A., & Perugi, G. (2014). Bipolar disorder in adults with Asperger׳s Syndrome: A systematic review. Journal of Affective Disorders, 168, 151-160. doi:10.1016/j.jad.2014.06.042
MLA: Vannucchi, Giulia, et al. “Bipolar Disorder in Adults with Asperger׳s Syndrome: A Systematic Review.” Journal of Affective Disorders, vol. 168, 2014, pp. 151–160., doi:10.1016/j.jad.2014.06.042.
ГОСТ: Vannucchi G., Masi G., Toni C., Dell׳osso L., Erfurth A., Perugi G. (2014) Bipolar disorder in adults with Asperger׳s Syndrome: A systematic review // Journal of Affective Disorders. №168. P. 151-160.
Эту статью рекомендуют эксперты:
Источник
Я не могла не смотреть на Шерлока Холмса глазами врача. То, что я видела, было типично для доктора: я видела пациента. Я попыталась ответить на вопрос: можно ли по его странному поведению поставить диагноз?
«Вы были в Афганистане, я полагаю», — сказал мужчина вместо приветствия, как только доктор вошел в комнату. Доктор Ватсон, вернувшийся со второй Англо-Афганской войны, был впечатлен его проницательностью. Но, прежде чем он успел спросить, как тот догадался об этом, мужчина схватил его за рукав и потащил за собой, чтобы поведать о своем последнем увлечении.
Доктор с удивлением слушал рассказ нового знакомого о химическом эксперименте, который он только что завершил. Друг, который познакомил их, предупреждал, что Холмс эксцентричен и проводит странные опыты. Он однажды наблюдал, как Холмс бил труп, чтобы выяснить, могут ли образовываться синяки после смерти. Он столь хладнокровен, что нетрудно представить, как он подмешает яд своему другу, просто чтобы посмотреть, как она будет действовать. Конечно, Шерлок Холмс был эксцентричен, подумал доктор Ватсон, но тем он и интересен. Так в 1887 году Артур Конан Дойл начал одно из своих самых странных и успешных литературных приключений, с романа «Этюд в багровых тонах».
Я впервые познакомилась с этой парой в старших классах. И недавно снова углубилась в потрепанные временем тома с рассказами, но на этот раз я не могла не смотреть на Холмса глазами врача. То, что я видела, было типично для доктора: я видела пациента. Я попыталась ответить на вопрос: можно ли по странному поведению Шерлока поставить диагноз?
У него определенно есть симптомы. Он не обращает внимания на нормы и условности обычного человеческого общения. Его познания глубоки, но очень специфичны. Он крайне холоден, и, как следствие, очень одинок. У него нет друзей, за исключением крайне лояльного Ватсона. Из родни у него только брат, еще более замкнутый, чем он сам. Изобразил ли здесь Конан Дойл некое нарушение личности, душевную болезнь, которую он наблюдал лично, или Холмс был только лишь любопытным персонажем, полностью им придуманным?
Конан Дойл получил медицинское образование в Университете Эдинбурга, на то время одной из ведущих медицинских школ в мире. Он тонко подмечал проявления болезней, и его рассказы переполнены точными медицинскими наблюдениями.
Он подмечает алкоголизм благополучного ранее господина по «красноватому оттенку носа и щек», «легкой дрожи протянутой руки». В другом рассказе Ватсон по «скрученным и вывернутым самым ненатуральным образом» конечностям, мускулам «твердым, как доска… гораздо тверже нормального трупного окоченения», диагностирует отравление стрихнином.
Считается, что Конан Дойл одним из первых описал наследственное заболевание, известное как синдром Марфана. Впервые он был описан в медицинской литературе французским педиатром Антуаном Марфаном,
Больных характеризует высокий рост и хрупкость, проблемы со зрением и часто развивающийся в молодом возрасте аневризм аорты. Джефферсон Хоуп, мститель-убийца из первого романа Конан Дойла, описан, как высокий мужчина под 40. Он мстит тем, кого считает виновными в смерти любимой им женщины. Когда его, наконец, ловят, он просит Ватсона приложить ладонь к его груди. Ватсон говорит, что «сразу же почувствовал необычную пульсацию и волнение внутри. Его грудная клетка дрожала, как ненадежное здание от работы мощного двигателя. В тишине комнаты я слышал этот гул. Ватсон сразу же понял, что это значит: «У вас аневризм аорты!». Возможно, изображая Холмса, автор также отразил некий знакомый ему, но не описанный еще медициной психиатрический синдром?
Поклонники и исследователи приписывали Холмсу разные диагнозы, отмечает Лесли Клингер, редактор аннотированного издания историй о сыщике. Клингер считает наиболее вероятным диагнозом биполярное расстройство, ссылаясь на типичные для детектива перепады настроения от гиперактивности до вялости.
БАР характеризуется приступами маниакальной энергии, которая часто проявляется в мании величия и экстравагантном поведении, и периодами глубокой депрессии. Хотя Холмс действительно во время расследований может не спать по нескольку дней, его перепады настроения привязаны к работе. В ходе дела он сияет энергией. Но без работы впадает в меланхолию. По идее, перепады настроения может вызывать злоупотребление наркотиками. Но стоит учесть, что Холмс употреблял кокаин, только когда чувствовал себя подавленным, а не чтобы стимулировать активность во время работы.
Душевная слепота
Холмс часто бывает невнимательным к тому, что чувствуют и думают другие, даже его друг Ватсон.
Перепады настроения
Во время работы Холмс выглядит неутомимым, не спит по нескольку дней. Но в перерывах между делами он как будто впадает в летаргию
Навязчивые идеи
Холмс обладает обширными знаниями в специфических областях – как, например, знание 140 сортов пепла сигарет и трубок.
Другие, продолжает Клингер, предполагали, что Шерлок страдает мягкой формой аутизма, известной как синдром Аспергера. Это заболевание было описано в 1944 году австрийским педиатром Хансом Аспергером. Он описал четырех адекватных и умных мальчиков, у которых были тяжелые проблемы с социальным взаимодействием.
Его труд пролежал в забвении почти 40 лет, но затем нашел широкое применение в психиатрии. Среди ученых идут споры, стоит ли выделять таких больных из общего числа аутистов, но в описании неловких в обществе, зацикленных на специфических темах молодых людей многие родители узнают своих детей.
Мог ли Конан Дойл описать этот синдром за 70 лет до Аспергера? Ами Клин, директор программы по аутизму в Центре изучения детей в Йельском университете, отмечает, что характерное свойство всех видов аутизма – «душевная слепота»: трудности с пониманием, что думают и чувствуют другие, в завязывании отношений. Не осознавая, как их воспринимают другие, люди с таким синдромом часто ведут себя странно. Кроме того, они склонны детально изучать очень узкие области.
В описании Конан Дойла, Шерлок Холмса время от времени демонстрирует все эти признаки. Его прямота порой доходит до грубости. И даже когда он говорит со своим лучшим другом Ватсоном, его комплименты больше похожи на упреки.
В «Собаке Баскервилей» Ватсон с гордостью делится с Холмсом результатами своих наблюдений. Но тот отвечает, что Ватсон не источник света, а проводник, всего лишь помощник в решении загадок, которые может распутать только он сам.
Холмс также часто хвастается детальными познаниями в разных необычных областях. Он написал монографию о 140 сортах пепла. Он демонстрирует то, что Аспергер назвал «аутическим умом» — способность видеть мир под совсем иным углом, чем другие, замечать детали, которые они пропускают. Действительно, Шерлок гордится своей способностью придавать значение мелочам и называет это своим методом.
Откуда же взят этот портрет? Биографы называют нескольких человек, который могли быть прототипами персонажа. Но ни у одного из них нет таких особенностей. Был ли это его пациент? Друг семьи? Неизвестный биографам знакомый по университету? Возможно, мы никогда этого не узнаем, но странности Холмса по-прежнему притягательны. Взгляните на доктора Хауса или, например, Темперанс Бреннан из сериала «Кости». Они и многие другие персонажи популярных детективов унаследовали свои необычные черты и способности от Шерлока Холмса.
Лиза Сандерс, доктор медицинских наук
Источник: https://www.nytimes.com/2009/12/06/magazine/06diagnosis-t.html
Источник
Несколько недель назад интернет взорвался критикой в сторону Греты Тунберг — 16-летней шведской эко-активистки. Девушка выступила с эмоциональной речью на саммите ООН по климату.
У Греты диагностирован синдром Аспергера. Из-за этого ее называют «больной» и «неуравновешенной». Стигма вокруг диагноза заставляет людей думать, что синдром Аспергера мешает мыслить, делать выводы и принимать самостоятельные решения.
Что такое синдром Аспергера
Согласно DSM-5, синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра (РАС). В отличие от многих других форм аутизма, он часто диагностируется в достаточно позднем возрасте. Это связано с хорошо развитой речью, богатым словарным запасом и часто средним или выше среднего интеллектом — у ребенка с таким набором сложно заподозрить РАС.
Синдром назван в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера, который первым обратил внимание на необычное поведение некоторых детей. Он называл этих детей «маленькими профессорами». Маленькие профессора были чрезмерно увлечены какой-то одной темой. Им трудно было выражать эмоции, общаться и дружить с остальными.
Несмотря на то, что Аспергер впервые заметил и описал такое поведение в 1944 году, термин «синдром Аспергера» возник только в 1981 благодаря статье Лорны Уинг “Asperger’s syndrome: a clinical account”. В DSM его включили только в 1994.
Трудности социального взаимодействия
Человек с синдромом Аспергера воспринимает мир иначе, чем нейротипичные люди (те, кто соответствует статистической норме, не имеют РАС). Социальное взаимодействие вызывает у них трудности: невербальное общение, образные выражения, жесты, намеки — человеку с синдромом Аспергера очень сложно распознавать это. Он воспринимает все слишком буквально. Мир других людей кажется ему непонятным и слишком запутанным.
Человек с синдромом Аспергера может вести себя неуместно из-за того, что ему трудно распознавать социальные нормы. Он может выражать свои эмоции или мнение так, что это задевает окружающих — но из-за проблем с эмпатией искренне не понимает, что сделал не так.
Специальный интерес
У людей с РАС, в частности с синдромом Аспергера, часто есть один узкий специальный интерес, которым они готовы заниматься круглые сутки. Это явление называется «савантизм». Часто уровень знаний и таланта, который человек достигает в своем специальном интересе, выходит далеко за рамки обычного.
Внешние проявления
У синдрома также есть несколько характерных внешних особенностей:
- Плохая моторная координация, из-за которой движения кажутся странными и неуклюжими;
- Монотонная, «механическая» речь;
- Нежелание создавать и поддерживать контакт глаз;
- «Застывшее» выражение лица или неуместная мимика, не соответствующая ситуации и эмоциям;
- Гиперчувствительность: яркий свет, громкие звуки и быстрые движения сильно пугают человека.
Эти черты могут помочь диагностировать синдром Аспергера на раннем этапе и дать ребенку достаточную поддержку. Встречаются случаи, когда детей с не диагностированным синдромом Аспергера подвергают давлению дома и в школе — чтобы они «вели себя нормально».
Синдром Аспергера и ОКР
Люди с синдромом Аспергера часто также имеют обсессивно-компульсивное расстройство. Так как мир для них — слишком сложный, запутанный и непредсказуемый, возникает потребность хоть как-то его систематизировать. Поэтому для синдрома Аспергера характерно создание определенных ритуалов и привычка к строгому порядку действий. Если ритуал или порядок не соблюдается — это приводит к нарастанию тревоги и может полностью парализовать деятельность человека.
Причины: реальные и надуманные
Расстройства аутистического спектра до сих пор плохо изучены. Сказать с полной уверенностью, что именно вызывает их — невозможно. Однако, ряд исследований показывает, что большую роль в их формировании играет генетический фактор.
Существуют мифы, что в синдроме Аспергера у ребенка виноваты родители: допустили ошибку в воспитании, не развивали и не социализировали. Это не только ошибочное, но и очень болезненное для родителей мнение. Нейробиологическое расстройство невозможно привить — с ним рождаются.
Связь с интеллектом и когнитивными способностями
Увидев человека со странностями в общении и необычной мимикой, люди склонны приписывать ему умственные нарушения. На самом деле, синдром Аспергера не затрагивает сферу формального интеллекта. Нередко он бывает даже выше, чем у нейротипичных людей — ученые заметили это уже на первых этапах открытия синдрома.
В любой особенности скрывается сила. У людей с синдромом Аспергера есть сильные стороны, которые помогают им добиться значительных успехов, несмотря на социальные трудности:
- Способность фокусироваться на задаче: если человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его увлекает — он может долгое время не отвлекаться ни на какие посторонние задачи или раздражители.
- Склонность к логике и порядку. Именно эта черта позволяет добиться высоких результатов в точных науках.
- Хорошая, иногда фотографическая память.
- Внимание к деталям.
- Независимость от общественного мнения.
Для синдрома Аспергера нет лечения — но это не значит, что человек не может адаптироваться в обществе, заниматься значимыми проектами и выражать мнение по важным вопросам. Он не будет судить о вещах предвзято и обманывать — потому что не видит в этом смысла.
Вы можете по-разному относиться к деятельности Греты Тунберг. Но мы призываем строить мнение о ней и других людях с РАС не на базе диагноза.
Причина стигматизации — непонимание. Если мы будем знать, что именно стоит за ярлыками «синдром Аспергера», «аутизм» или «ОКР» — то будем лучше друг друга понимать. А как следствие — лучше относиться и к окружающим, и к себе.
Источник фото: the Guardian, Unsplash
Источник
Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит»)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.
Что такое синдром Аспергера?
Что такое синдром Аспергера?
Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.
Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!
Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).
DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.
Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ
МКБ-10: Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии.
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.
Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.
Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.
У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.
Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы
Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.
Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.
Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?
Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.
Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.
У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.
Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей
Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.
Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.
Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.
Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.
Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:
- 50% получают высшее образование.
- 12% находят работу на полный рабочий день.
- 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
- 3% живут самостоятельно.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы
Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.
Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка.
У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками. Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.
Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.
Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.
Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!
И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.
Синдром Аспергера: причины
Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.
Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.
Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.
В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.
При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.
Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.
Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.
Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.
Синдром Аспергера: диагностика
Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.
Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.
Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.
Синдром Аспергера: лечение
При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.
И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.
Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.
Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством
- Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
- Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
- Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
- Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
- Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
- Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
- Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
- И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник