Беседа о с синдроме дауна
Мамы малышей с синдромом Дауна давно привыкли к любопытным взглядам, не всегда корректным комментариям, и даже откровенным глупостям, которые слышат в адрес своих детей на площадке, в кафе, в транспорте. Эти глупости говорятся часто не со зла, а от полного непонимания, что такое синдром Дауна, и чем отличается ребенок с синдромом Дауна от остальных детей.
Все бы ничего, но эту ошибочную точку зрения и это некорректное поведение перенимают и наши дети. Как воспитать ребенка толерантным, и что рассказать ему о детях с синдромом Дауна? Просто научитесь правильно отвечать на его вопросы. Он обязательно задаст их, когда увидит такого малыша.
А кто это?
Это такой же ребенок, как и ты, только он родился с одной особенностью, которой у тебя нет. Она называется синдром Дауна. Поэтому он внешне немного отличается от тебя и учится что-то делать дольше, чем ты.
Он вылечится когда-нибудь?
Синдром Дауна — это не болезнь. С этим синдромом он будет жить всегда, но, если ему помогать, он научится всему, что умеешь ты. Просто ему понадобится больше внимания и заботы. И ему очень важно общаться с такими ребятами, как ты и твои друзья: так ему легче научиться правильно говорить и делать то, что делаете вы. Например, вы можете вместе рисовать, и ты увидишь, что он с каждым разом будет делать это все лучше.
А наша соседка говорила, что из таких детей вырастают маньяки. И их хорошее настроение быстро сменяется плохим
Она не права. Еще неизвестно ни одного случая, чтобы человек с синдромом Дауна совершил преступление. Они так сильно любят людей, что не могут причинить кому-то вреда. Но они быстро устают, и из-за этого могут стать капризными и раздраженными. Тогда им нужно отдохнуть, и они снова станут добродушными, ласковыми и общительными. Но ведь это не большая проблема, правда? Вспомни, как ты себя ведешь, когда устаешь ходить по магазинам.
А еще она говорила, что дети с этим синдромом рождаются только у плохих родителей
Нет, мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются у совершенно разных родителей: у тех, кто правильно питается, занимается спортом, и у тех, кто курит и пьет, в разных странах, где холодно и жарко. Представь, обычную школу, в которой 700 человек, и вот они все родились в один день – один из них родился с синдромом Дауна.
Я плохо понимаю, что он говорит. Он меня тоже не понимает?
Он тебя понимает. И самое главное – очень хочет с тобой общаться и понимать тебя. Ты можешь удивиться, но все дети с синдромом Дауна очень добрые и дружелюбные. Они очень-очень хотят иметь друзей, поэтому так доверчивы. Не обижай такого ребенка, он никогда не сделает тебе ничего плохого. Сейчас ты плохо понимаешь, что он говорит, но уже в следующий раз тебе будет легче. Чем больше он будет с тобой общаться, тем лучше будет говорить.
Все так просто?
Да, но, чтобы он тебя хорошо понимал, запомни:
-
Не настаивай на разговорах и играх. Детям с синдромом Дауна труднее, чем тебе, долго быть внимательными, они быстро устают и начинают отвлекаются, как ты на уроках математики. Им нужна передышка.
- Лучше покажи, чем скажи «представь себе». Потому что ты любишь фантазировать, а они нет. Им трудно представить что-то в голове.
- Не поленись что-то повторить. Память у них не такая хорошая, как у тебя. И трудно им запомнить то, что они только что услышали.
- Не злоупотребляй его доверием. Если ты попросишь ребенка с синдромом Дауна что-то сделать, он охотно согласится, потому что очень доверчив и добродушен.
Кажется, что он всегда в хорошем настроении. Он правда всегда счастлив?
Ему тоже бывает и весело, и грустно, и страшно, как тебе. Но его чувства запрятаны чуть глубже, чем твои. Так просто ты их можешь не увидеть. Но, чем больше вы будете общаться, тем лучше ты будешь понимать, что он чувствует, чему радуется, а чего боится. Ведь и твои друзья все огорчаются разным вещам, и одна шутка может понравится тебе, но не рассмешит твоего друга.
У меня в классе двоечника называют дауном, он обижается. Но у него ведь нет этого синдрома. А если он правда есть, то можно так называть?
Если тебе нужно кому-то объяснить, что у этого ребенка такой синдром, ты говоришь так: «Петя с синдромом Дауна». Но никак не «Петя-даун». Потому что этот синдром – это же не главное, что есть в нем. Это просто его особенность. А к нему обращайся по имени. И к двоечнику из вашего класса, тоже.
Источник
МКОУ Мазунинская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект по биологии
Солнечные дети
или
ребенок с синдромом Дауна
Выполнила: ученица 10 класса
Манаева Татьяна
Руководитель: учитель биологии
Агафонова В. В.
Мазунино, 2015
Введение
В наше время очень много людей, которые имеют такое заболевание, как синдром Дауна. Согласно статистике, каждый 700-й ребенок в мире рождается с синдром Дауна. Около 100 таких детей ежегодно появляются на свет в Москве, а это почти 50% всех рожденных детей. Увидев эти данные, я заинтересовалась данной темой.
Эта тема актуальная в наше время. Имеются много случаев, когда у совершено здоровой семьи рождается ребенок, имеющий такое заболевание. Вот, к примеру, одна из них.
Красивая и успешная во всех отношениях семейная пара узнала, что у них будет ребенок. Желанный, любимый, первый. Счастливые молодые родители пошли делать УЗИ. И им сообщают, что у малыша синдром Дауна.
Родители тут же принимают решение – что бы ни случилось, ребенок будет жить. И будет жить в семье – в их семье. Однако твердость их решения будет неоднократно проверена. И отнюдь не собственными сомнениями, а особо ретивой медсестрой, которая почему-то решила, что ребеночек, а в ее понимании – плод, должен быть умерщвлен посредством прерывания беременности.
Представительница медицины, подвизавшаяся профессионально спасать здоровье и жизнь людей, почему-то принялась названивать молодой семье и уговаривать их сделать аборт. А когда муж доходчиво попросил оставить их в покое, медсестра ответила: «Ну, что же я могу вам сказать: Дауны, по крайней мере, ласковые».
У этой истории неожиданный финал. Благодаря молитвам, вере и моральной стойкости родителей на свет появилась славная, здоровенькая, красивая и умненькая девочка. Порадовавшись удачной развязке, стоит задуматься. А если бы действительно малыш родился с синдромом Дауна. Ведь такое бывает достаточно часто, чтобы игнорировать данное явление.
Проблема.
Почему у здоровых родителей может родиться ребёнок с синдромом Дауна.
Цель.
Изучить признаки данного заболевания и вопросы профилактики.
Объект исследования.
Статистические данные по данному заболеванию.
Задачи.
Изучить литературные данные по синдрому Дауна.
Ознакомиться с историей возникновения названия болезни Дауна.
Узнать об адаптации людей с синдромом Дауна в повседневной жизни.
Выяснить, как можно избежать данной болезни.
Обзор литературы.
Синдром Дауна — самая распространенная хромосомная патология. Она возникает, когда в результате случайной мутации в 21-й паре появляется еще одна хромосома. Поэтому эту болезнь еще называют трисомия по 21-й хромосоме.
История синдрома Дауна.
Английский врач Джон Даун первый в 1862 году описал и охарактеризовал синдром, впоследствии названный его именем, как форму психического расстройства.
В ХХ веке синдром Дауна стал достаточно распространённым. Люди с синдромом Дауна наблюдались, но только малая часть симптомов могла быть купирована. Большинство лиц с синдромом Дауна умирали младенцами или детьми.
До середины XX века причины синдрома Дауна оставались неизвестными, однако была известна взаимосвязь между вероятностью рождения ребёнка с синдромом Дауна и возрастом матери, также было известно то, что синдрому были подвержены все расы.
В 1959 году Жером Лежен обнаружил, что синдром Дауна возникает из-за трисомии 21-й хромосомы.
Причины возникновения синдрома Дауна
Клетки организма здорового человека содержат 46 хромосом (23 пары), каждая их которых несет определенную часть генетической информации и влияет на развитие определенных характеристик организма. В медицине все пары хромосом пронумерованы от 1 до 23.
Причиной возникновения синдрома Дауна является утроение 21 хромосомы. Это значит, что в клетках организма больного синдромом Дауна имеется не 2 хромосомы из 21 пары, а три.
Наиболее частые причины утроения 21 хромосомы и возникновения синдрома Дауна это:
Немолодой возраст родителей: мать старше 35 лет, отец старше 45 лет.
Слишком молодой возраст матери (до 18 лет).
Близкородственные браки
Симптомы и признаки синдрома Дауна
Наиболее характерные внешние признаки синдрома Дауна, по которым можно поставить предположительный диагноз сразу после рождения ребенка это:
«плоское» лицо – 90%
утолщенная шейная кожная складка
брахицефалия (короткоголовость) – 81%
раскосые глаза
полулунная кожная складка у внутреннего угла глаза (эпикантус).
Дальнейшее обследование ребенка выявляет:
мышечную гипотонию (снижение мышечного тонуса)
повышенную подвижность суставов
короткие и широкие кисти, маленькое аркообразное небо, плоский затылок
деформированные ушные раковины, большой складчатый нос.
поперечная ладонная складка, как универсальный признак синдрома Дауна может встречаться только лишь у 45% детей рожденных с этой болезнью
деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная
пигментные пятна по краю радужной оболочки глаз (пятна Брушфильда).
Также у детей с синдромом Даунам могут наблюдаться определенные изменения со стороны внутренних органов
врожденные пороки сердца, такие как дефект межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, аномалии крупных сосудов, открытый атриовентрикулярный канал
со стороны дыхательной системы – остановки дыхания во сне из-за большого языка и особенностей строения ротоглотки;
проблемы со стороны зрения (врожденная катаракта, глаукома, страбизм-косоглазие)
нарушение слуха
заболевания щитовидной железы (врожденный гипотиреоз)
патология желудочно-кишечного тракта (стеноз кишечника, мегаколон, атрезия прямой кишки и ануса)
аномалии опорно-двигательного аппарата (дисплазия тазобедренных суставов, одностороннее или двустороннее отсутствие одного ребра, клинодактилия (искривление пальцев), низкий рост, деформация грудной клетки)
гипоплазия (недоразвитие) почек, гидроуретер, гидронефроз
Окончательный диагноз синдрома Дауна, можно поставить лишь после исследования на кариотип (хромосомный набор) ребенка.
У детей с синдромом Дауна ярко выражена задержка психического и физического развития. Рост человека с синдромом Дауна на 20 см ниже среднего. Уровень умственного развития у таких детей варьирует от 20 до 75. Несмотря на относительно низкий уровень интеллекта, дети с синдромом Дауна очень внимательные, ласковые, терпеливые при обучении и послушные.
Диагностика синдрома Дауна
Методы диагностики синдрома Дауна включают:
УЗИ в первом триместре беременности, при помощи которого можно определить специфические признаки синдрома. УЗИ-исследование наличия носовой кости: у плода с синдромом Дауна носовая кость либо отсутствует, либо очень маленькая.
Биохимический анализ крови беременной женщины. Проводят двойной биохимический тест на сроке 10-13 недель беременности. На сроке 16-18 недель беременности проводят тройной тест.
После получения данных УЗИ и биохимического анализа, при подозрении на синдром Дауна, необходимо провести консультацию у врача генетика, который может назначить прохождение хорионбиопсии (анализ тканей оболочек плода) или амниоцентнеза (прокол передней стенки живота, с целью взятия на анализ околоплодных вод или тканей плода, для исследования хромосомного набора клеток будущего ребенка). Во время проведения данного обследования возможно угрозы прерывания беременности, травмы плода, повреждения внутренних органов беременной женщины, кровотечений.
Лечение и прогноз синдрома Дауна
Средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна составляет примерно 40-50 лет.
К сожалению, в настоящее время данная хромосомная аномалия неизлечима, однако сопутствующие заболевания, например врожденные пороки сердца, могут быть успешно исправлены, что, несомненно, продлевает жизнь детей с синдромом Дауна.
Дети с синдромом Дауна могут проходить обучение в специализированных школах, но возможно также и посещение обычных школ, что так же способствует улучшению социальной подготовки ребенка.
Приветствуются занятия с психологами и логопедами в специальных реабилитационных центрах. При правильно организованном уходе и специальном обучении дети с синдромом Дауна осваивают те же навыки, что и здоровые дети, только несколько позже.
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители ребенка с синдромом Дауна это необходимость поставить в известность близких родственников и друзей. Очень часто это ставит окружающих в неловкое положение и стать причиной натянутости в отношениях. Выходом из этой ситуации является откровенный разговор.
Правильно организованный уход за детьми с синдромом Дауна, ранняя поддержка и психологическая помощь позволяют вырастить вполне адекватного ребенка.
Мифы о синдроме Дауна.
Миф № 1: Синдром Дауна – редкое генетическое заболевание.
Правда: Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением.
Миф № 2: Дети с синдромом Дауна – наказание родителям за что-то.
Правда: Ни одна семья не застрахована от рождения малыша с неизлечимым заболеванием. Дети с синдромом Дауна – заложники одного единственного генетического отклонения – наличия дополнительной хромосомы. У обычных людей 46 хромосом, а у человека с синдромом Дауна 47.
Миф № 3: Общество относится к людям с синдромом Дауна как к «изгоям».
Правда: Общество бывает разным. Во многих странах разработаны специальные социальные программы для детей с синдромом Дауна. И при этом им позволяют жить как обычным людям, они учатся в общеобразовательных школах, институтах, из них не делают изгоев.
Миф № 4: Взрослый человек с синдромом Дауна нетрудоспособен.
Правда: Большинство молодых людей с синдромом Дауна оканчивают школу, затем получают профессиональное образование, что позволяет им устроиться на работу.
Миф № 5: Человек с синдромом Дауна неспособен сформировать близкие отношения, приводящие к браку.
Правда: Люди с синдромом Дауна очень чувствительны и открыты для контакта с окружающими, поэтому вероятность брака у них очень велика, к тому же в личных отношениях людей с синдромом Дауна очень характерны большая любовь и поддержка.
Выводы: в ходе исследования я узнала, что
Согласно статистике, каждый 700-й ребенок в мире рождается с синдром Дауна.
Врач Джон Даун первый в 1862 году описал и охарактеризовал синдром.
Дети, имеющие синдром Дауна, обучаются в специальных школах.
На ранних сроках беременности существуют методы лечения синдрома Дауна.
Малышей с синдромом Дауна называют «солнечными» детьми, так как считается, что они неагрессивны. Их диагноз ненастолько ужасен, чтобы делать их жизнь безрадостной, чтобы закрыть перед ними все возможности развития, счастья, быть среди людей. Я считаю, что родители, даже если, узнав, что их совсем еще маленький ребенок имеет такое заболевание, не должны делать поспешных выводов и решений. Не должны делать абортов, отказываться от своих детей. Они наоборот должны сделать все, для того что бы их ребенок, не чувствовал, что он чем то отличается от своих сверстниках. Ребенок должен посещать детский сад и школу. Родители, имеющие такого солнечного ребенка, должны обеспечить его лаской, любовью, терпением, радостью к его успехам, впрочем, как и обычным детям.
Литература:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%E4%F0%EE%EC_%C4%E0%F3%ED%E0
https://ekklesiast.ru/2013/01/2209/
https://www.polismed.ru/down_syndr-post001.html
Источник
Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна
Родители, чьи дети страдают синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы в каждой клеточке их ребенка. Речь идет о случайном сбое в процессе деления клеток, а значит, ясно — ничьей вины в этой «игре природы» нет. И все равно подчас много дней и месяцев в такой семье уходят на самобичевание, на бездействие и горькие размышления о «каре небесной». А ведь это время так нужно родившемуся малышу!
Он в состоянии освоить многое из того, что делают обычные дети, — если вовремя заняться его развитием. И именно родители — первые, кто должен ему в этом помочь!
Для деток с синдромом Дауна медицинское сопровождение очень важно, ведь от того, насколько серьезно и грамотно оно ведется, зависит здоровье, и даже жизнь малыша. С самого начала очень важно слушать советы докторов, неукоснительно выполнять их рекомендации — принимать лекарства, при необходимости проходить лечение в стационаре, проводить обследования и процедуры. Ибо самое главное — укрепить общее здоровье малыша.
С первых же месяцев станет заметным отставание ребенка от сверстников. В силу разных причин, в том числе из-за сниженного тонуса, он быстро утомляется, мало бодрствует, плохо фиксирует взгляд. Быстро теряет интерес к игрушкам, мало реагирует даже на своих родителей. И все это не потому, что он их не любит — просто возможности выразить свои чувства, эмоции у него пока сильно ограничены. Отстает и моторное развитие — такие дети в среднем начинают удерживать голову к трем месяцам, сидеть не раньше 9-12 месяцев, ходить — ближе к двум годам.
Кажется, что организм ребенка находится будто в полусне и не особо стремится к развитию. Но на самом деле он желает расти — и ждет лишь помощи извне. Конечно, надо сразу сказать: полностью устранить отставание нельзя, поскольку остается главная причина — синдром. Но, регулярно и целенаправленно занимаясь с ребенком, мы добьемся того, что он будет развиваться быстрее и скорее реализует заложенный в нем природой потенциал. Наоборот, ограждая малыша от активности, мы пожнем плоды еще более позднего развития.
Самый главный вопрос — а какое усилие для ребенка будет полезным? Лучше всего на это ответит персональный дефектолог, который с рождения мог бы наблюдать вашего малыша. Поэтому как можно раньше начинайте искать такого специалиста — обращайтесь в местные реабилитационные центры, медико-психологические консультации.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.
Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся активнее, начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом.
Взаимная привязанность младенца и родителей, атмосфера любви и заботы, окружающая ребенка в семье, обеспечивают основные условия, необходимые ему для развития. И дети с синдромом Дауна не являются исключением.
Рекомендации родителям:
- Имитация поведения младенца — повторение издаваемых им звуков, выражения лица.
- Использование «детской речи» — высокий, распевный голос. Темп речи медленный с длинными паузами и повторениями.
- Использование монолога в форме диалога: при отсутствии сигналов взрослый ведет себя так, будто они есть. Затем происходит постепенный переход от воображаемого диалога к реальному.
- Смена дистанции при общении: приближеник и удаление от лица младенца.
- Постоянная тактильная, двигательная и вестибулярная стимуляция: поглаживание, похлопывания, покачивание, тормошение ручек и ножек, нежные объятия и т. д.
- Грудное вскармливание. Если оно по каким-то причинам не возможно, то при кормлении из бутылочки нужно имитировать позу грудного вскармливания.
- Правильный подбор игрушек и их место расположение. Игрушки должны быть привлекательны для ребенка, с удобной для захвата ручкой. Подвешивать игрушки следует таким образом, чтобы сначала малыш их касался случайно, а потом он сможет научиться тянуться и ударять рукой по желанному предмету.
- При общении с ребенком следует использовать «контактные» позы.
- Во время игры с ребенком необходимо регулировать темп своих действий , все движения производить очень медленно, не забывать делать паузы, необходимые для того, чтобы малыш успел прореагировать.
- Необходимо уделить особое внимание развитию крупной моторики, т. к. недостаточная сила мышц и эластичность связок затрудняют формирование движений. Развитие крупной моторики позволяет предупредить нарушения других сфер развития. Особенно это касается развития мелкой моторики и познавательной деятельности.
- Временное использование замещающих навыков
- Структурирование пространства и создание режима дня помогает ребенку ориентироваться в происходящем.
- Чтобы помочь ребенку выделить в речевом потоке слова, несущие основной смысл, нужно медленно и понятно называть предлагаемый предмет и совершаемые действия.
- Используйте многократное повторение простых игр-потешек в сочетании с краткими комментариями.
- Разговаривая с ребенком, повторяйте за ним звуки и слоги, которые он произносит. Старайтесь, чтобы при этом малыш видел ваше лицо.
- Разговаривая с ребёнком, делайте паузы, давая ему возможность вам ответить.
- Пойте распевные песенки, в виде припева можно распевать звуки из «репертуара» малыша.
- Двигательная и тактильная стимуляция часто вызывает речевую активность ребенка. Гладьте, похлопывайте, подкидывайте — используйте все, что вызывает у него радостное оживление.
- Стимуляция ребенка в бытовых ситуациях: купание, переодевание, умывание и т.д.
- Правильная организация кормления.
- Использование жестов и звукоподражание вместе со словом и демонстрация предмета создают условия для развития экспрессивной речи.
- Массаж органов речи и речевых зон.
- Развитие ребенка на положительной эмоциональной базе.
- Обеспечьте круг общения со сверстниками, и ваш малыш будет тянуться за ними.
- Проконсультируйтесь со специалистами.
Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.
Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; а также задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и снаружи рта. Дети нередко испытывают трудности в распознании своих ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя.
У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.
Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц).
Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат.
Практические советы по развитию активной речи детей.
Важно все время, с самого первого дня, общаться с ребенком. Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать и показывать за него. Во время разговора надо смотреть малышу в глаза.
Для развития речи очень полезен массаж лица, ведь свой ротик малыши ощущают так, словно он «онемел при заморозке». Делать массаж надо с рождения, очень нежно и аккуратно. 1-2 раза в день по 3-5 минут.
«Внешний» массаж (легонько поглаживать лицо подушечками пальцев, медленно, не сдвигая складки кожи):
• поглаживание лба от середины к вискам;
• поглаживание щек от носа к ушам;
• поглаживание от подбородка к ушам;
• разминание скуловой и щечной мышцы, осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук, в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку.
Проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ:
• от середины верхней губы к углам губ;
• от середины нижней губы к углам;
• поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа;
• пощипывание губ.
После массажа важно проговорить с малышом звуки, которым он позже сможет подражать.
Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.
Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом.
Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно. Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.
Музыка и пение совершенно необходимы для развития малыша. Но очень важно, чтобы игрушек с электронной музыкой не было. А вот игрушки по принципу шарманки, где звук появляется за счет задевания штыречков на барабане, очень хороши. Детки очень чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки, виолончель.
Детям необходимо осознать, что звуки и жесты, которыми они владеют, могут оказывать влияние на поведение окружающих, что они способны помочь им в определенной степени влиять на то, что происходит вокруг них. Звуками и жестами можно поздороваться, попрощаться, попросить дать какие-то вещи, до которых трудно дотянуться, попросить о помощи, поделиться разными сведениями, отказаться от нелюбимой пищи, нежеланных игрушек или мероприятий и т.п.
Малыш начинающий говорить учится соблюдать очередность не только в произнесении звуков или совершении действий, но и в произнесении слов. Лучший способ освоения новых слов — подражание. Для удовлетворения своих социальных, эмоциональных и материальных потребностей ребенок постепенно начинает использовать не звуки и жесты, а слова.
Для овладения речью ребенку необходимо нечто большее, чем просто хороший лексический запас. Разумеется, нам хочется, чтобы он узнал много слов, но при этом мы должны быть уверены, что эти слова позволят ему говорить о самых разных вещах. Малыш может знать, скажем, 50 слов, но если все эти слова — имена существительные (машина, мяч, дом, папа, яблоко и т.п.), то он не в состоянии будет сказать, каковы эти люди или вещи, где они находятся, что делают. Он не сможет объединить эти слова в предложения, которые имели бы смысл.
В процессе занятий по развитию речи детей данной категории необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей и др. Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.
Проводя занятия по развитию речи детей важно помнить основные правила:
Давайте малышу время на ответ.
Слушайте.
Ждите.
Разговаривайте с ребенком о том, что его интересует.
В общении с ребёнком всегда помните: ваш ребёнок – это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами.
. • Не пытайтесь найти «проявление синдрома» в поведении ребёнка, его эмоциях.
• Ваш ребёнок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребёнок.
• Помните, что основные потребности вашего ребёнка ничем не отличаются от потребности любого другого ребёнка. • Постарайтесь, чтобы нужды вашего ребёнка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармоничной.
• Помните, что ребёнок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.
• Ребёнок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же. В общении с другими людьми:
• Никогда не принимайте ни от друзей, ни от специалистов утверждений, которые звучат: «Они все такие, как…». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребёнка должны оцениваться индивидуально.
• Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.
• Старайтесь не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих.
• Заводите новых друзей, если нужно, чтобы и вы, и ваш ребёнок чувствовали себя более комфортно.
• Постарайтесь понять, что разные люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.
• Используйте интернет – сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями. В общении со специалистами:
• Спросите человека, который даёт вам советы в связи с синдромом Дауна, где он получил информацию, и какой опыт непосредственно общения с людьми синдромом Дауна имеет сам.
• Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.
• Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватной беседе, в удобном для разговоре месте
. • Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:
— задавайте любые вопросы относительно своего ребёнка, даже если они кажутся вам тривиальными;
— попросите познакомить вас с родителями другим детей ?