Бассейн для детей с синдромом дауна
Санкт-Петербургское Государственное
Казенное Учреждение здравоохранения
«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13
Адмиралтейского района»
Методическая разработка
конспекта индивидуального занятия по плаванию
с ребенком с синдромом Дауна
Выполнила:
Инструктор по физической культуре
Александрова Юлия Анатольевна
Санкт-Петербург, 2018
Актуальность
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Это обусловлено специфическими особенностями развития и, прежде всего, особенностями развития постурального контроля. Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная коконтракция, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть, фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, с точки зрения сохранения равновесия и координации, движения. Для детей с синдромом Дауна характерно отсроченное реагирование, поэтому следует помнить о темпе занятия и о времени, необходимом ребенку на реакцию. Нельзя сказать, что это время одинаково, иногда один и тот же ребенок может быть более быстрым или медленным, а порой приходится по ходу занятия снижать темп и даже исключать одно из запланированных заданий, поскольку иначе ребенку трудно усвоить необходимое. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и при гипотонии, характерным заболеванием у детей с синдромом Дауна. Необходимость преодолевать сопротивление воды напрямую связана с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с синдромом Дауна. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием.
Контингент: дети с синдромом Дауна
Цель:
Восстановление, закаливание и укрепление детского организма в условиях водной среды, обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых
Задачи:
- Адаптация организма к внешним раздражителям
( водная среда);
- Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
- Развитие дыхательной мускулатуры;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде руками;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде ногами (подготовительные – «кроль»);
- Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
- Эмоционально-психологическая разрядка.
Материалы и оборудование:
- Дорожки для выполнения заданий на суше, туннель.
- Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров
- Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров
- Круги для плавания
Ход занятия
Подготовительная часть
На суше.
1.ходьба по дорожке вокруг бассейна:
цель:
профилактика деформации стоп
укрепление мышц нижних конечностей
координация зрительного анализатора и вестибулярного аппарата
развивать навыки лазания
а) ходьба по ребристой дорожке;
б) перешагивание (горизонтальная лестница);
в) проползти в тоннель;
г) ходьба с опорой на руки по зрительному ориентиру.
Методические рекомендации: Следить за правильностью выполнения ребёнком заданий, помогать при двигательных затруднениях.
Дозировка: 3-4 минуты
2. Заход и спускание по лестнице в воду, держась за перила, с помощью инструктора.
Основная часть
На воде.
1. упражнение «У кого больше пузырьков» (вместе с педагогом)
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Ребенок делает вдох и выдыхает в воду.
Методические рекомендации: Руки убрать за спину, вдох выполнять, наклонившись вперед. Выдох медленнее вдоха.
Дозировка: 4-5 раз
2. упражнение «Сделаем дождик»
цель: адаптация к водной среде
Поливать себя водой, стараясь не вытирать лицо руками.
Дозировка:3-4 раза
3. упражнение« Плаваем ручками»
цель: развитие силы мышц рук
Подготовительные движения рук в воде для развития базовых движений при плавании
Методические рекомендации: Ребенок, наклоняясь вперед, выполняет
(повторяет за педагогом) движения рук влево – вправо, вперед-назад.
Дозировка: по 5-6 раз в разном направлении
4. упражнение «Фонтанчики»
цель: отработка движений ногами при плавании способом «кроль»
Движения ногами в воде сверху – вниз (плавательный круг).
Методические рекомендации: Ребенок удерживает равновесие, держась за плавательный круг и выполняя движения ногами сверху — вниз; старается выпрямлять ноги при движении.
Дозировка: 2-3 минуты
5.отталкивание от бортика ногами
цель: укрепление мышц тазобедренного сустава
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, подходит к бортику, опираясь на круг ставит одну (или две) ногу на стенку бортика и отталкивается назад.
Методические рекомендации: От силы толчка зависит дальность скольжения, обращать на это внимание ребенка.
Дозировка: 4-5 раз
6. упражнение «Покрутись»
цель: развитие вестибулярного аппарата
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, совершает поворот на 360 градусов вокруг оси своего тела.
Методические рекомендации: Следить за темпом выполнения, количеством поворотов влево и вправо.
Дозировка: 2-3 минуты
7. упражнение « Отдыхаем»
цель: расслабление основных групп мышц, разгрузка позвоночника
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, ложиться на спину, закрывает глаза, расслабляется.
Дозировка: 1 минуту
8. бег по дну бассейна
цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие основных движений
Передвижение по дну бассейна, помогая себе руками
Дозировка: 1 бассейн
9. упражнение «Буксировка» (поддержка педагога)
цель: развитие координации движений; освоение элементарных плавательных навыков в горизонтальном положении тела
Плавание на груди и спине с работой ног сверху – вниз (кроль); рук – (брасс).
Методические рекомендации:
Указывать ребенку «На груди», «На спине».
Дозировка: 2 бассейна
10. упражнение «У кого больше пузырьков» — повтор упражнения 1.
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Дозировка: 4-5 раз
Заключительная часть
Свободная игра с плавательным инвентарём, игрушками.
цель: эмоциональная разрядка
Методические рекомендации: предлагать ребенку варианты игр.
На суше.
Выход по лестнице из воды, держась за перила (помощь инструктора), обтирание.
Выводы:
- В результате работы с детьми на воде прослеживается значительная динамика двигательной активности, улучшается координация в движениях детей, что несомненно сказывается на уровне физического развития детей. Дети легче справляются с последствиями двигательных нарушений.
- Правильно поставленная инструктором, работа на воде — по развитию двигательной активности у детей, с применением специально подобранных упражнений, даёт положительную динамику и у детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна).
Заключение
Положительные результаты при проводимых занятиях на воде у детей с синдромом Дауна и дальнейшее их закрепление облегчает работу специалистов в развитии двигательной активности детей с ОВЗ.
Список литературы:
1.Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с. (Медицина для вас).
2.Большакова И.А. Маленький дельфин- АРКТИ, 2005
3.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой- М.: Физкультура и спорт, 2000
4.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:
Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.
5.Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.
6.Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно
(И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. – М.АСТ; СПб: Сова, 2006. –59, (5) с.
7.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.
8.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.
9.Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 120с.
10.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2004, -368с., ил.
11.Янушанец Никита
Плавать раньше, чем ходить. – СПб: Питер, 2003. –192 с.: ил.
Источник
23 декабря в Москве прошли соревнования по плаванию среди людей с СД
В московском бассейне «Гармония» с 2013 года действует секция для людей с синдромом Дауна
© 2004 — 2020 «Милосердие.ru» Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте miloserdie.ru
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57850 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.04.2014 г.
Портал Милосердие.ru использует объявления и веб-сайт для сбора не облагаемых налогом пожертвований через РОО «Милосердие», ОГРН 1057700014679, Целевое финансирование (010), (140), (171)
Наименование: «Милосердие.ru», православный портал о благотворительности
Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Издательский центр «Нескучный сад»
Главный редактор: Данилова Ю.К.
Адрес электронной почты редакции : info@miloserdie.ru
Телефон редакции: 8-495-912-91-19
Обратная связь
16+
Источник
16-летнего Юру приводят на занятие одним из первых. Как только мальчик видит преподавателя, бежит ей навстречу, целует руку. Меня, неизвестного человека со странным прозвищем «журналист», Юра еще не знает. Знакомится — только щекочет пальцами мои ладони. Потом садится напротив и молча разглядывает свое отражение в большом зеркале.
21 марта — Международный день детей с синдромом Дауна. Их называют «детьми солнца». Татьяна Каюкова — хореограф, именитая танцовщица, солистка театра «Варьете» рассказывает, как таким детям помогает танец. И как ей, матери ребенка с лишней хромосомой, помогает ее театр «солнечных актеров»
Юра при знакомстве щекочет ладони человека, так он пытается узнать собеседника получшеФото: Светлана МАКОВЕЕВА
Выход подсказывают сами дети
— Я узнала о диагнозе Артема уже после рождения. Во время беременности мне врачи ничего не говорили. Обычно дети с синдромом рождаются больные, недоношенные. А я родила в срок, «богатыря» весом 4 кг. Потом узнала о болезни. Никаких других отклонений в здоровье Темы нет. Только лишняя хромосома.В молодости Татьяна Каюкова была известной танцовщицей. Вместе с театром «Варьете» она объездила полмира. Потом вышла замуж, родила сына Георгия, а потом второго — Артема.
«Театр без границ» — как искусство раскрывает способности детей с синдромом Дауна
Татьяна вспоминает: когда родился Артем, не делала ничего. Только боролась с собой и своими мыслями. Гуляла, кормила, плакала, читала про синдром Дауна, снова плакала.
— Мне надо было как-то смириться. Жить с этим. Первое, с чем сталкивается женщина — паника. «Что с этим делать?». Тогда нашими детьми в Самаре мало кто занимался. Мне нужно было найти себе применение. Я хотела открыть свою студию, но что это будет и когда — понятия не имела. Тема указал мне путь. Я общалась с другими родителями, поняла, что детям нашим некуда идти. Я не знала, получится у меня или нет, но хотела сделать все возможное.
Пыталась бросить — не смогла
В «Театре без границ» все по-настоящему. Сначала разминка. Дети водят хоровод, разминают основные группы мышц. Потом прогон одного спектакля, второго, разучивание новой постановки. В конце — растяжка. Все как в обычном танцевально-театральном коллективе. Просто эти актеры почти не разговаривают, а эмоции могут выразить только звуками, жестами и движениями.
Как и другие дети, юные актеры капризничают. Камилла сегодня не в настроении. Все занятие девочка сворачивается в ракушку и на контакт с миром идти не хочет. Алена постоянно отвлекается и пытается муштровать свою подружку — показать, как правильно. А маленькая Алсу все время балуется. Татьяна делает замечания, ругается, хвалит, но ни разу не прерывает занятие.
— Дети очень своеобразные. Они не каждому доверятся. Я не строю из себя ни добрую, ни злую, ни суперпедагога. Я такая, какая я есть. И такая же остаюсь на занятиях. Если я ругаюсь, то ругаюсь по-настоящему, они видят мои глаза. Если я улыбаюсь, я улыбаюсь по-настоящему, — вдруг дети подбегают к Татьяне и начинают ее тискать. Педагог светится от счастья. Искренне. — Если я их благодарю, то делаю это по-настоящему. Они моментально узнают ложь и притворство. Были моменты, когда я опускала руки. Видите, как сложно с ними работать. Тридцать три пота сойдёт. Но бросить театр я так и не смогла.
В середине занятия Камилла выходит из угла и встает в строй. Девочка по-прежнему сидит в позе ракушки, но уже рядом с остальными детьми.
На три года моложе
В театр берут не всех детей. Самым трудным отказывают. Невозможно бросить труппу и заниматься только одним актером. О том, что ребенка нельзя оставить в театре, Татьяна Каюкова говорит родителям уже через два-три занятия. Все дети, которые все-таки участвуют в постановке, учат движения и показывают настоящее представление.
Артем, сын хореографа, тоже начинал заниматься в театре. Но не пошло. С первых трёх занятий Татьяна поняла: это бесполезно. Сейчас Артёму 11, и он занимается плаванием.
— С первых месяцев жизни заметила, что он хорошо держится на воде, начала развивать это. Да у него и тело развито под пловца. Я нисколько не жалею о том, что сын не в моем театре. Я другим детям приношу радость, — улыбается Татьяна Каюкова. — Кто-то приходит, кто-то уходит, но эти 11 человек — костяк. Сейчас у меня много маленьких детей, это сложно. Вообще я с 5 лет беру на занятия, но это значит, что уровень развития у них — на три года. Чем раньше начинаем заниматься, тем большего эффекта добиваемся.
Танцуем как чувствуем
За четыре года в театре сделали четыре постановки. Первая была по сказке «Репка». Текст читала одна из немногих «говорящих» актрис Света. У нее рак крови, девочка все время на химиотерапии. Выступать ей пока физически сложно, поэтому постановку временно сняли с показов. Потом «Театр без границ» представил другую постановку — «Планета цветов». Дети в ярких костюмах танцуют, кружатся вокруг одного большого цветка.
Во время занятия Татьяна Каюкова подходит к каждому ребенку и ставит ему движенияФото: Светлана МАКОВЕЕВА
В одном из новых спектаклей актеры изображают животных. В ней они не видят зрителя, только свои тени. В финале они уходят, а на экране появляются фотографии «солнечных» детей и их родителей.
— Как понять, что постановка удалась?
— Если они все вышли, и все сделали.
— Как их заставить все сделать? Они же мыслят иначе.
— Я не знаю. Это мое внутреннее чувство. На сцене они еще ни разу не сказали «Нет». На репетициях, бывает, капризничают. Вот сегодня Милана говорит: «Нет». Но в итоге все равно получается как надо. Я думаю, что чувствую их. Выстраиваю процесс так, чтобы он им нравился. Они такие же люди, как и мы. Единственное, что их отличает от нас, — лишняя хромосома. Он научатся делать все, что мы умеем, но чуть попозже. Вот и все. Все остальное то же самое. Я забываю, что они с синдромом Дауна. Они для меня просто дети.
Это основной состав театра. Детям помогает Светлана — одноклассница Татьяны, которая недавно ослеплаФото: Светлана МАКОВЕЕВА
К концу занятия Камилла выходит из позы «ракушки», подходит к нам, здоровается.
— Она поняла, что вы настоящая, что не врете, что вы действительно хотите с ней пообщаться. Если бы она почувствовала какую-то фальшь, она бы снова ушла в ракушку, — объясняет Татьяна. — И так с ними всегда.
Дети, которые с трудом начинали урок, теперь не хотят уходить. За Алсу уже приехали родители, но она ни на шаг не отходит от педагога. Юра дожидается, когда сможет снова поцеловать руку Татьяны. И только тогда выходит из хореографического класса.
Тема дня Самара: 2 апреля — День информирования об аутизме
Одна с ребенком-инвалидом: Как не потерять надежду и где найти помощь?
Источник