Авторы по синдрому эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).
Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2].
Классификация по МКБ[править | править код]
Классификация по МКБ-10[править | править код]
- Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
- Код: Z73.0
- Название: Переутомление
Классификация по МКБ-11[править | править код]
- Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
- Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
- Код: QD85
- Название: Переутомление
Клиника[править | править код]
Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 471 день].
Факторы развития[править | править код]
Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.
Диагностика[править | править код]
Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[6], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).
Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[7][8].
В культуре[править | править код]
Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
- Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
- Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
- Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis
См. также[править | править код]
- Многофакторная теория выгорания
Ссылки[править | править код]
- Синдром эмоционального выгорания
- П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
- Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
- Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
- Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину
Источник
Многофакторная теория выгорания — одна из самых распространенных на данный момент теорий, изучающих эмоциональное выгорание. Первая статья по данной теме была опубликована в 1978 году К. Маслач и С. Джексон..
Описание многофакторной теории выгорания[править | править код]
Данная теория была разработана в 1970-х годах американскими исследователями К. Маслач и С. Джексон. Они пытались найти в явлении эмоционального выгорания структуры, которые бы позволили более глубоко изучить данный феномен и качественно диагностировать его наличие у специалистов. Сама К. Маслач дает также и свое определение эмоционального выгорания: «выгорание — длительный ответ (реакция) работника на хронические межличностные стрессоры на работе». Также, авторы выделяют три основные ядерные структуры выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. К.Маслач разрабатывала подход к эмоциональному выгоранию как к психологическому синдрому, представленному тремя симптомами: эмоциональное истощение (emotional exhaustion), деперсонализация (depersonalization) и редукция профессиональных достижений (reduced personal accomplishment).
Эмоциональное истощение[править | править код]
Эмоциональное истощение (emotional exhaustion) — чувство обедненного эмоционального реагирования, снижение эмоционального фона, равнодушие. Основными источниками данного симптома авторы называют рабочие перегрузки и конфликты на работе. Человек ощущает себя использованным и опустошенным, и не ощущает в себе сил и энергии общаться с другими людьми. Данный компонент определяется Маслач как базовый в развитии выгорании.
Деперсонализация[править | править код]
Деперсонализация (depersonalization) (для этого термина есть так же другое значение) в данной теории понимается как негативная, циничная, чрезмерно отстраненная реакция (общение) с другими людьми. Возникает как ответ на эмоциональное истощение и, прежде всего, является защитной реакцией организма (своего рода эмоциональный буфер). Однако, существует риск перехода деперсонализации в дегуманизацию. Данный компонент можно назвать межличностным компонентом выгорания.
Редукция профессиональных достижений[править | править код]
Редукция профессиональных достижений (reduced personal accomplishment) характеризуется как снижение чувства собственной компетентности и продуктивности. Оно обусловлено невозможностью справиться с требованиями на работе и может обостряться отсутствием социальной поддержки и возможностей профессионального развития. Человек ощущает невозможность справляться с задачами и считает, что его преследуют провалы на работе. Данный компонент можно назвать самооценочным компонентом выгорания.
К. Маслач считает, что путем включения двух компонентов (отношение к другим — деперсонализацию и отношение к себе — редукция профессиональных достижений) расширяется понятие индивидуального реагирования на стресс и понятие выгорания становится более широким, чем просто профессиональный стресс.
Примечательно, что эти три компонента часто рассматривались в различных описаниях выгорания, хотя они никогда не рассматривались явно как компоненты синдрома выгорания и как единая теория. Например, эмоциональное истощение также описывалось как износ, потеря энергии, истощение и усталость; деперсонализация описывалась как негативное или неуместное отношение к клиентам, потеря идеализма и раздражение; и редукция профессиональных достижений описывалась как редукция продуктивности или способностей, низкий уровень морали и невозможность справиться со стрессом.
Для измерения выгорания, в 1981 году К.Маслач был создан и опубликован вместе с С.Джексон опросник Maslach Burnout Inventory (MBI), адаптированный для России Н. Е. Водопьяновой (2001).
Литература[править | править код]
- Водопьянова Н., Старченкова Е. «Синдром выгорания», 2-е изд: Питер;Спб; 2008
- International. Christina Maslach «A multidimensional Theory of Burnout», «Theories of Organizational Strees», Cary L.Cooper, Oxford Univercity press, 2000
Ссылки[править | править код]
- Опросник выгорания Маслач
- Синдром эмоционального выгорания
Источник
Библиографическое описание:
Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10342/ (дата обращения: 24.06.2020).
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональные деформации личности.
Понимание феномена синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ) требует анализа его структуры и компонентов, т. е. содержания СЭВ. Первые представления об эмоциональном выгорании появились в работах зарубежных психологов, которые исследовали данный феномен на базе различных профессиональных групп, в частности, у педагогов, медицинских работников, социальных работников; управленцев, торгового персонала, менеджеров, психологов, сотрудников правоохранительной сферы и т. д.
Анализ содержания синдрома профессионального выгорания проводился как в исследованиях зарубежных ученых A. Pines, E. Aronson, J. Jones, W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, D. Green, А.-М. Garden, С. Maslach, S. E. Jackson, А. Längle, V. Frankl и др., так в работах отечественных ученых Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, В. Е. Орел. Исследуя структурные компоненты и составляющие синдрома эмоционального выгорания, авторы рассматривали изучаемый феномен как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов.
Первоначально структуру эмоционального выгорания составлял один компонент. Так в однокомпонентной теории эмоционального выгорания A. Pines, E. Aronson, основным компонентом выступает истощение, проявляющееся в физической, эмоциональной и когнитивной сфере, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Предложенное авторами достаточно широкое определение синдрома эмоционального выгорания не ограничивается только профессиями субъект — субъектного типа. По их мнению, данный феномен присущ и другим профессиональным группам, в частности сфере менеджмента, а также может проявляться вне работы в других жизненных областях; общественно-политической, интимно-дружеской, семейной.
А.Längle и V. Frankl определяют синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они считают, что истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания. Кроме ведущего симптома, ими были выделены дополнительные три: деперсонализация (как дегуманизация); переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния».
В исследованиях W. В. Schaufeli, D. Dierendonck эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
В работах D. Green и А.-М. Garden выгорание также рассматривается как двухкомпонентный феномен, однако в определении этих факторов имеются принципиальные расхождения. Так, D. Green отмечает, что первым компонентом в структуре выгорания является редукция профессиональных достижений, а второй компонент образован интеграцией таких компонентов эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация.
А.-М. Garden, напротив, выделяет эмоциональное истощение в качестве самостоятельного и основного компонента выгорания, считая вторым фактором редукцию профессиональных достижений и рассматривая деперсонализацию только как частный феномен профессий сферы социального обслуживания.
Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек — человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При синдроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физического или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хронических стрессов нервной системы».
С. Maslach, S. E. Jackson описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рассмотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания. Проявляется оно в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.
Вторая составляющая выгорания — деперсонализация — сказывается в деформации отношений с другими людьми (тенденция к развитию негативного, бездушного, циничного отношения). Контакты становятся обезличенными и формальными.
Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Отличительной особенностью позиции С. Maslach и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, трактовке его «как результата профессиональных проблем, а не как психиатрического синдрома».
Четыре компонента выделяет J. Jones: 1) общую неудовлетворенность от работы; 2) психологическую напряженность межличностного взаимодействия; 3) наличие соматических болезней и дистресса; 4) непрофессионализм по отношению к клиентам.
Е. Maher выделяет 12 основных симптомов, в работе J. F. Carroll и W. X. White предлагается 47 симптомов.
Наиболее полная и обоснованная классификация симптомов и структурных компонентов синдрома эмоционального выгорания представлена в работе W. Schaufen и D. Enzmann.
Классификация построена по двум основаниям. Первое основание выделения симптомов — характер той сферы индивида, которую он представляет. В соответствии с этим основанием выделены 132 симптома выгорания, объединенных в пять основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные.
Несколько особое место занимает представление о структуре СЭВ в теории В. Е. Орла. Он рассматривает психическое выгорание как системное образование, действующее по принципу «наложенной структуры», поэтому не имеющее строгой очерченной структуры. Выгорание выполняет функцию дезадаптации (при этом автор подчеркивает, что механизм действия выгорания гораздо глубже, чем адаптационный эффект).
Анализируя исследования, связанные со структурой и содержанием синдрома эмоционального выгорания, нужно отметить, что они носили в большей степени описательный характер. Отличительной особенностью этих исследований был субъективизм авторов относительно самого используемого понятия, поскольку каждый исследователь наполнял этот термин своим смыслом, границы его применения неправомерно расширялись, и практически понятие «синдром эмоционального выгорания» можно было использовать для описания любых феноменов, как тождественных, так и противоположных.
Вместе с тем, исследования, направленные на изучение структуры и содержания СЭВ, позволили, во-первых, говорить об эмоциональном выгорании как о сложном синдроме, имеющим ряд симптомов; во-вторых, они положили начало многочисленным эмпирическим исследованиям СЭВ; в третьих, выделение симптомов и компонентов СЭВ показало, что они возникают не одновременно, а последовательно, что позволило говорить о СЭВ как о динамическом процессе, т. е. как о феномене, имеющем свои этапы и фазы развития.
Таким образом, обобщая исследования структуры СЭВ, можно сказать, что первоначально эмоциональное выгорание рассматривалось как истощение, распространяющееся на все сферы личности (A. Pines). Впоследствии акцент сделан именно на эмоциональном истощении, как особенности синдрома эмоционального выгорания, сопровождающимся изменением отношений в профессиональном взаимодействии, поскольку отношения и взаимодействие с другими людьми основано прежде всего на эмоциональной составляющей (W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц). Затем в качестве структурных компонентов выделяются изменения отношения к себе и, прежде всего, как к профессионалу (редукция профессиональных и личных достижений). Поскольку одним из компонентов самосознания является эмоционально-оценочный компонент, то и истощение в эмоциональной сфере несомненно будет влиять на этот компонент самосознания (D. Green и А.-М. Garden). Анализ исследований содержания СЭВ показывает, что множество авторов в том или ином виде выделяет как основные симптомы эмоциональное истощение, изменение взаимодействия в профессиональной сфере, изменение отношения к себе как профессионалу и личности.
Литература:
1. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности.- М.. 2008.- 159 с.
2. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005. — 330 c.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла/под общей ред Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.. Прогресс.- 1990 с.
4. Юдчиц Ю. А. К проблеме профессиональной деформации// Журнал прикладной психологии.- 2008.-№ 2.- С.17–22.
5. Maslach C., Jackson S. E. MBI: Maslach burnout inventory. Palo Alto. Los Angeles, 1986.
6. Maher E. The burnout syndrome II J. of Consylting and Clinical Psychologie, 1983. № 7. P. 8–12, 220
7. Schaufeli W. B., van Dierendonck D., van Gorp K. Burnout and reciprocity: Towards a dual level social exchange model // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P.225–237.
8. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W. B. Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis.
9. Pines A. Career burnout: causes and cures / A. Pines, E. Aronson. — New York: Free Press, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент, содержание СЭВ, синдром, профессиональное выгорание, профессиональная деформация личности, структура СЭВ, компонент самосознания, изменение отношения.
Источник