Ава терапия при синдроме дауна
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты… «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если… » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».
В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).
Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.
AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).
Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник
Çäðàâñòâóéòå.
Ðå÷ü. Äà, ìû äîáèëèñü îñîçíàííûõ ðå÷åâûõ ôîðì. Ðàññêàæó ïî ïîðÿäêó.
Èòàê, ìîÿ äî÷ü Ëèíà (Àíãåëèíà), ðåáåíîê-àóòèñò ñ èíâàëèäíîñòüþ äî 18 ëåò. Íå áóäó ïðî íàóêó, à ðàññêàæó ñâîèìè ñëîâàìè.
Êòî-òî ìíå ñêàçàë: «-Îíà íå íóæäàåòñÿ â ñëîâàõ, âû âñå âûïîëíÿåòå äëÿ íåå è òàê». Òî åñòü, èíà÷å ãîâîðÿ, ïðèíÿâ «îñîáåííîãî» ðåáåíêà çà îáû÷íîãî, íàäî íàó÷èòüñÿ âèäåòü åå ïîòðåáíîñòè (ýòî æ ýëåìåíòàðíî) è ñòàðàòüñÿ äàòü åé ýòî ñïåðâà çà çâóê, ïîòîì çà ïîäîáèå ñëîâà èëè óæå ñëîâî. Âîò ýòî ïóòü, ÷òî ñëîâà îáîçíà÷àþò ïðåäìåòû èëè äåéñòâèÿ. Íî! Ýòî íà÷àëîñü íå ñðàçó.
Ïåðâûå çâóêè -ðåàêöèÿ íà ðàçäðàæèòåëè. ß ãîâîðþ òîëüêî îá Àíãåëèíå Óñòðàíÿþ, íàõîæó óæå âëåò. Íàøè- ýòî ñêîïëåíèå íàðîäà, îæèäàíèå, ÿðêèé ñâåò.
Ïåðâûì øàãîì íàâñòðå÷ó ê îáùåíèþ ñ íàìè, âñå-òàêè, ñäåëàë ðåáåíîê.
Êàê? Ñòàë áðàòü ìîþ ðóêó è òîëêàòü åå ê æåëàåìîìó. Ýòî, íàâåðíîå, ó ìíîãèõ òàê áûëî.
Âîò ìû è ïîäîøëè ê ñóòè. Ñòèìóë ê îáùåíèþ -ïîòðåáíîñòü. Íî åñòü âàæíàÿ âåùü. Âîçðàñò. Íåëüçÿ áûëî îæèäàòü ìíîãîãî. Ðåáåíêó 3-4 ãîäà. Êàêèå ïîòðåáíîñòè? Ïèòü, êóøàòü, ìîæåò, ðèñîâàòü…Òàê âîò ýòè ñàìûå ïðåäìåòû -êðóæêà (ïîêðàñèâåå), ëîæêà èëè òàðåëêà (ïëàñòèê), êàðàíäàøè èëè ïëàñòèëèí (ñàìè ïîéìåòå ëó÷øå) -äîëæíû áûòü íà âèäó, íî âíå äîñÿãàåìîñòè. Àíãåëèíà äàæå íàó÷èëàñü ñâîåîáðàçíî «ãîâîðèòü» «äà», õëîïàÿ â ëàäîøè, ïîäòâåðæäàòü ñâîè æåëàíèÿ. Ìû òàê åå íàó÷èëè.
Íî âñå âðåìÿ ñàìèì íàäî áûëî ïðîòÿæíî ãîâîðèòü «äà». Ýòî áûëè ïåðâûå øàãè è ïîáåäà- ðóêîâîäñòâî ðóêîé.
Åñëè ðåáåíîê ñòàë ïîëüçîâàòüñÿ æåñòàìè, íàñòàåò âðåìÿ è äëÿ çâóêîâ. Íå â îäèí äåíü. Íî ìû íà òî è ñèäèì äîìà, íå òàê ëè? Ñíÿëà âèäåî, íàäî íàñíèìàòü, äåéñòâèòåëüíî. ß âèæó, è íà ÏÌÏÊ óâèäåëè ïîëîæèòåëüíóþ äèíàìèêó.
Êàðòî÷êè -ýòî âåùü, ÷òîáû ìû ïîíèìàëè, ÷åãî õî÷åòñÿ ìàëûøó. Äà, îíè ïîìîãàëè, îäíàêî, ëó÷øå äåéñòâîâàëè çíà÷êè íà ñòåíàõ. Îíè êàðòîííûå, ñàìîäåëüíûå, âûðåçàëè âìåñòå è ëåïèëè íà ñòåíó. «Êóøàòü», «ïèòü», «òóàëåò»(òðåóãîëüíèê îáùåïðèíÿòûé). Êàðòî÷êè æå ïîäîøëè íàì ëåò ñ 5, äî ýòîãî Àíãåëèíà èõ ñòàðàëàñü ðàñêèäàòü è èçðèñîâàòü.
Äåòñêàÿ êóðòêà íà íèçêîé âåøàëêå, êàê â äåòñêîì ñàäó -íîâûé çíàê «ãóëÿòü». Âîò íà ýòîì ýòàïå ïîÿâèëèñü ñëîâà: ìàìà, èòü(ïèòü), àì-àì(ïðîñòî òàðåëêó ïðèíîñèò, íî ÿ åå ïðîøó ãîâîðèòü «àì», óóÿòü ( ãóëÿòü), ýýá(õëåá), ÷àé-÷¸òêî, ìíå íðàâèòñÿ, ïî-ìîåìó, åé òîæå.
Æèâîòíûå. Äà, ìû èõ õîòèì. Ñòèìóë àòîìíûé, ïåðñîíàëüíî äëÿ Àíãåëèíû.
ß î òîì ãîâîðþ, ÷òî ìû íàøëè ïóòü.
1.×òî ðåáåíêó íóæíî. êàê âîîáùå ÷åëîâåêó -åñòü. ïèòü, òóàëåò. Ïóñòü ïîêàæåò èëè ñêàæåò. Ïîíÿëè âû, ïîéìóò è äðóãèå. Âîò ÿ ê ÷åìó ãîòîâëþ Àíãåëèíó.
2. Æåëàåìîå. Çà òî, ÷òîá ïðèíåñëè êîøêó, âîîáùå àêòèâíî ïîâòîðÿåò ñëîâà(êàê ìîæåò, ó íàñ ñ ñîãëàñíûìè ïðîáëåìà)è ïîêàçûâàåò íà ñîîòâåòñòâóþùèå ïðåäìåòû. Ìààó êîøêà), Ýýêñ(ùåíîê îâ÷àðêè) -âñå ýòè æèâîòíûå åé íóæíû. À ìû èñïîëüçóåì ýòî íà òî, ÷òîá äåëàòü øàãè ïî àêòèâèçàöèè ðå÷è. Ïóñòü ïðîñèò.
À òåïåðü ïðî êðèêè, èñòåðèêè. Áè÷, íàâåðíîå íå òîëüêî íàø.ß óâèäåëà ïðè÷èíû. Íå áûëî áåç ïðè÷èí.
Âîò ïðè÷èíû- êàê ó âñåõ íàñ. Îòêàçû â ÷åì-òî, ïðîòåñò. ðåàêöèÿ íà ðàçäðàæèòåëè â òîì ÷èñëå, áîëü, èãíîðèðîâàíèå. Âñå òî æå ñàìîå.
Àíãåëèíà íèêîãäà íå ðûäàëà. Ìëàäåíöåì, ìîæåò. Îáû÷íûé ðåáåíîê, åñëè åìó áîëüíî -ïîêàæåò, ãäå áîëèò. Ìû íàó÷èëè. Ïðàâäà ëè, ÷òî ó àóòèñòîâ ñíèæåí áîëåâîé ïîðîã? Ó Àíãåëèíû- ïðàâäà. Ññàäèíû íà êîëåíêàõ íè÷åãî, êðîìå ñòîíà, íå âûçûâàëè. Âíèìàíèÿ îíà íà íèõ ïî÷òè è íå îáðàùàëà. Ïàäåíèå íà àñôàëüò ó ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà âåðîÿòíû. È ïî÷åìó æå ìû ìîæåì çàâèçæàòü? Íå ïîâåëè â ìàãàçèí çà èãðóøêîé Íå ïóñòèëè â âîäó. Çàáèðàåì äîìîé. Îáû÷íûå äåòè ìîãóò ïîíûòü, ïîâîð÷àòü.
Àíãåëèíà íå óìååò. Ñòèìóë äëÿ ñëîâà «Íåò» áûë èìåííî òàêèì- îòêàç. Íå øëà äîìîé è òàê ÷åòêî:» Íåò!» Êîøêó çàáðàòü — :»Íåò!» -àõ, êàê ãðååò ñëóõ!
Ó êîãî îíà óâèäåëà òàêîé îòâåò â ïîäîáíîé ñèòóàöèè? Ó «îáû÷íîé» ìëàäøåé ñåñòðû.
Õî÷ó ýòèì ÿ ñêàçàòü, ÷òî è íåïðèÿòíûå âåùè- îòêàçû â ÷åì-òî, â ïðîäîëæåíèè ïðîãóëêè, íàïðèìåð, áûëè ñòèìóëîì ê îáùåíèþ, ê ïðîèçíîøåíèþ ñëîâà. Äà ÿ è ýòîìó ðàäà. Ïîä÷åðêíó- ñëîâî áûëî ñêàçàíî íå åäèíîæäû è íîñèëî îñîçíàííûé ñìûñë -ïðîòåñò. Ìíå âîîáùå íå âàæíî, êàêèìè íåîáû÷íûìè ñïîñîáàìè ìû äîáüåìñÿ ïîíèìàíèÿ ðåáåíêà ñåáÿ è íàñ, ïîíèìàíèÿ åãî îêðóæàþùèìè. À ñïîñîá-òî ðàáîòàåò (ó ìåíÿ).
Áîëü. Ãîëîâíàÿ, âîçìîæíî. Êàê ó âñåõ. «Íóðîôåí» èñïîëüçóþ, ýôôåêò ìíå âèäåí. Âðà÷è åñòü, â êîíöå êîíöîâ, îáðàùóñü.
Îáùåíèå. Âíå ñåìüè Àíãåëèíà ïëîõî ñåáÿ ÷óâñòâóåò, åé íå êîìôîðòíî ñ äðóãèìè äåòüìè. Ëåêîòåêà áûëà, íî ñåé÷àñ ñ Àíãåëèíîé çàíèìàþòñÿ ñïåöèàëèñòû â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå. Ãðóïïîâûå çàíÿòèÿ, ïîìåùåíèå â äåòñêèé ñàä(íå äàé Áîã) íàø âðà÷ íå ðåêîìåíäóåò. È ÿ ïðîòèâ íàâÿçûâàíèÿ òàêîìó ðåáåíêó íåêîìôîðòíîé äëÿ íåãî ñðåäû. Ðàíî. Ïîâëèÿëè ëè ãðóïïîâûå çàíÿòèÿ ïîëîæèòåëüíî íà Àíãåëèíó, íà åå ðå÷ü?Íåò.
Àíãåëèíà êîìôîðòíî ÷óâñòâóåò ñåáÿ ðÿäîì ñ ñåñòðîé, êîòîðóþ çíàåò, íî è ñåñòðà åé íå î÷åíü èíòåðåñíà. Äðóãèå äåòè îñòàíóòñÿ è âîâñå íåçàìå÷åííûìè. Ê ìîåìó îãðîìíîìó ñîæàëåíèþ.
Ìû ëèøü â íà÷àëå, íî øàãè ê óäà÷å óæå ñäåëàíû, ýòî ìíå è äðóãèì çàìåòíî. Âîçìîæíî, ñäåëàþ êàíàë ñ âèäåî, åñëè áóäåò èíòåðåñíî.
Ñïàñèáî, ÷òî óäåëèëè âðåìÿ. Óäà÷è Âàì.
Источник
Большое количество таких коробочек накопилось за год и три месяца.
Хочу сказать в самом начале, что наша Ава-терапия дома, это мой личный выбор и способ помочь своему ребёнку, я его никому не навязываю и не призываю его использовать, если Вы не хотите. Я этому профессионально не училась, и, возможно, что-то делала не правильно, но самое главное результат есть.
В самом начале я пробовала Денверскую модель раннего вмешательствадля того, чтобы вытащить из ребёнка имитацию и подражание на самом простом уровне, когда у меня это получилось, то я приступила к АВЕ.
Сейчас, я возможно, скажу не правильную вещь, которая у многих ассоциируется с Ава- терапией, но я:
«Не учила на первых занятиях ребёнка сидеть за столом и смотреть в глаза.»
Для меня это не было целью, мне было всё равно где он сидит: на диване, на полу или ещё где-то. Моя цель была другая:
«Я хотела его научить слушать меня и понимать, что я от него хочу.»
Итак, Ава-терапия — это поведенческая терапия, которая направлена на получение тех или иных навыков у ребёнка. Правильные действия- поощряются, нежелательные- игнорируются и устраняются. За счёт многократных повторений, навыки оттачиваются до автоматизма и со временем они усложняются.
Что такое поощрение в Ава-терапии?
Это то, за что ребёнок может «продать свою душу», это очень желанная вещь, которая доставляет ему удовольствие. У нас это был банан.
Бананы
За правильное действие я сразу же давала ему поощрение и обязательно хвалила на словах. Хвалить необходимо, потому что поощрения в виде каких-то вкуснях, не должны быть постоянно, ребёнок должен будет понять, что словесные поощрения -это хорошо, классно и клёво, особенно если они звучат от родителей.
Бананы я убрала подальше и доставала их только во время занятий, в свободном доступе Ваши поощрения быть не должны. У вас должно вырабататься правило:
«Ты хочешь «Банан», сначала сделай так. «
Сейчас Вам расскажу смешную вещь:
после того как сын выучил несколько фруктов, а среди них был банан, он брал его и бежал к холодильнику, показывая что хочет его съесть, тогда я просила просто, стоя на кухне выполнить какое-то задание, похлопать, потопать, попрыгать, сказать какой то звук, вообщем заслужить банан. Это метод МБА терапии, который тоже относится к АВА.
Как начинались наши занятия?
Первые несколько занятий я проводила на полу с нашим молотком.
Необходимо подобрать те материалы, которые ребёнок знает и любит!
Я же говорила, что он нам очень пригодился
Садилась напротив ребёнка и спрашивала: где молоток? Коротко, громко, чётко. Напомню указательный жест у сына уже был, я решила начать именно с этого, закрепить его и расширить наш пассивный словарный запас. Вначале он не понимал, а просто хватал его и стучал им. Нет, дружок,так нельзя! И я использовала подсказку:
«Брала его руку и показывала его рукой молоток на команду «Где молоток? «.
Тут же давала поощрение. Знаете с какого раза он понял эту команду, с пятого. После пятого раза подсказка уже не требовалась, но слово» Где? » ассоциировалось у него только с молотком. Тогда я стала переходить к шариками, которые шли в комплекте к молотку.
«Где Шарик? «
Без разницы какой- главное шарик, опять с подсказкой и с моей помощью, мы стали учить слово»шарик». Дело пошло быстрее и слово » Шарик», он запомнил с третьего раза.
Итак каждый день, я добавляла предметы, сын запоминал их названия, а УЖ, мы отточили до автоматизма. Между показали предметов, я брала второй молоток и просила повторить действия, брала второй шарик и снова просила:
«Сделай так же! «
За месяц у ребёнка расширился словарный запас, он стал показывать эти предметы не только на занятиях, но и в обычной жизни, я могла неожиданно спросить:
«Где шарик? «
И сын его искал по всей квартире. Я считаю, что привязки к месту не должно быть, иначе может случиться так, что:
«Ребёнок выполняет задания за столом, а в обычной жизни нет. «
Поэтому обязательно чередуйте Аву и МБА терапии, эти две терапии должны стать для Вас постоянным спутником не только на занятиях, но и в жизни.
После того, как ребёнок выучил вопрос «Где? » и научился на него отвечать и показывать верный предмет, я перешла к словам «На» и «Дай». Предметы были те же, но просьба другая и обязательно в начале занятия закрепление старого материала и имитация!
Самые первые занятия длились по паре минут, со временем и добавлением команд продолжительность увеличивалась. Могу сказать одно, мне довольно легко было заинтересовать ребёнка и первые занятия не доставили много проблем, но до них я тоже провела не мало работы: научила сына откликаться на имя, указательному жесту и не боятся давать мне свои руки, без которых авы быть не может.
Как сейчас я занимаюсь с сыном, можно прочитать в этой статье.
Задавайте свои вопросы, предлагайте темы и я обязательно напишу статьи или отвечу в комментариях, если у меня был опыт в той или иной ситуации, я расскажу и поделюсь с Вами своим мнением.
__ __ __
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!
Источник
Прикладной анализ поведения, является одним из наиболее признанных эффективных методов коррекции детского аутизма
*Перед тем как записаться на курс,
необходимо заполнить тест-опросник для родителей
АВА-терапия (прикладной анализ поведения)
На сегодняшний день поведенческая терапия или метод АВА, то есть прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее признанных эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение ребёнка факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. На самом деле АВА применяется не только для обучения и коррекции поведения детей с аутизмом, но и других нарушений развития (ЗПРР, ДЦП, умственная отсталость, синдром Дауна).
Поведенческая терапия для детей с нарушением развития по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии. В частности АВА-терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты.
Как работает АВА-терапия?
При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.
ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ». К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ. Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».
ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.
ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).
ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР». Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.
В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее.
Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Составляет такие программы супервизор — сертифицированный специалист АВА, имеющий для этого достаточный уровень квалификации. Осуществляют непосредственные занятия тераписты АВА, также прошедшие специальное обучение. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Примерно раз в 2-3 недели супервизор просматривает журнал, оценивая результаты, совещается с терапистами, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит новые цели.
Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с нарушением развития средства для освоения окружающего мира самостоятельно.
Необходимые условия для эффективной коррекции по программе АВА
Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Правильная организация коррекционного процесса предусматривает обязательные ежедневные занятия ребёнка с АВА-терапистом (не менее 2-х часов) и продолжение занятий дома с родителями (ещё 3 часа занятий), давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день.
Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.
При составлении материала использовался источник: https://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/povedencheskaya-terapiya-dlya-autistov-metody-korr
Перед тем, как записать ребенка на курс, необходимо заполнить анкету для родителей
Источник