Ава терапия при синдроме дауна

Ава терапия при синдроме дауна thumbnail

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты… «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если… » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Çäðàâñòâóéòå.

Ðå÷ü. Äà, ìû äîáèëèñü îñîçíàííûõ ðå÷åâûõ ôîðì. Ðàññêàæó ïî ïîðÿäêó.

Èòàê, ìîÿ äî÷ü Ëèíà (Àíãåëèíà), ðåáåíîê-àóòèñò ñ èíâàëèäíîñòüþ äî 18 ëåò. Íå áóäó ïðî íàóêó, à ðàññêàæó ñâîèìè ñëîâàìè.

Êòî-òî ìíå ñêàçàë: «-Îíà íå íóæäàåòñÿ â ñëîâàõ, âû âñå âûïîëíÿåòå äëÿ íåå è òàê». Òî åñòü, èíà÷å ãîâîðÿ, ïðèíÿâ «îñîáåííîãî» ðåáåíêà çà îáû÷íîãî, íàäî íàó÷èòüñÿ âèäåòü åå ïîòðåáíîñòè (ýòî æ ýëåìåíòàðíî) è ñòàðàòüñÿ äàòü åé ýòî ñïåðâà çà çâóê, ïîòîì çà ïîäîáèå ñëîâà èëè óæå ñëîâî. Âîò ýòî ïóòü, ÷òî ñëîâà îáîçíà÷àþò ïðåäìåòû èëè äåéñòâèÿ. Íî! Ýòî íà÷àëîñü íå ñðàçó.

Читайте также:  Утопление как синдром дыхательной недостаточности

Ïåðâûå çâóêè -ðåàêöèÿ íà ðàçäðàæèòåëè. ß ãîâîðþ òîëüêî îá Àíãåëèíå Óñòðàíÿþ, íàõîæó óæå âëåò. Íàøè- ýòî ñêîïëåíèå íàðîäà, îæèäàíèå, ÿðêèé ñâåò.

Ïåðâûì øàãîì íàâñòðå÷ó ê îáùåíèþ ñ íàìè, âñå-òàêè, ñäåëàë ðåáåíîê.

Êàê? Ñòàë áðàòü ìîþ ðóêó è òîëêàòü åå ê æåëàåìîìó. Ýòî, íàâåðíîå, ó ìíîãèõ òàê áûëî.

Âîò ìû è ïîäîøëè ê ñóòè. Ñòèìóë ê îáùåíèþ -ïîòðåáíîñòü. Íî åñòü âàæíàÿ âåùü. Âîçðàñò. Íåëüçÿ áûëî îæèäàòü ìíîãîãî. Ðåáåíêó 3-4 ãîäà. Êàêèå ïîòðåáíîñòè? Ïèòü, êóøàòü, ìîæåò, ðèñîâàòü…Òàê âîò ýòè ñàìûå ïðåäìåòû -êðóæêà (ïîêðàñèâåå), ëîæêà èëè òàðåëêà (ïëàñòèê), êàðàíäàøè èëè ïëàñòèëèí (ñàìè ïîéìåòå ëó÷øå) -äîëæíû áûòü íà âèäó, íî âíå äîñÿãàåìîñòè. Àíãåëèíà äàæå íàó÷èëàñü ñâîåîáðàçíî «ãîâîðèòü» «äà», õëîïàÿ â ëàäîøè, ïîäòâåðæäàòü ñâîè æåëàíèÿ. Ìû òàê åå íàó÷èëè.

Íî âñå âðåìÿ ñàìèì íàäî áûëî ïðîòÿæíî ãîâîðèòü «äà». Ýòî áûëè ïåðâûå øàãè è ïîáåäà- ðóêîâîäñòâî ðóêîé.

Åñëè ðåáåíîê ñòàë ïîëüçîâàòüñÿ æåñòàìè, íàñòàåò âðåìÿ è äëÿ çâóêîâ. Íå â îäèí äåíü. Íî ìû íà òî è ñèäèì äîìà, íå òàê ëè? Ñíÿëà âèäåî, íàäî íàñíèìàòü, äåéñòâèòåëüíî. ß âèæó, è íà ÏÌÏÊ óâèäåëè ïîëîæèòåëüíóþ äèíàìèêó.

Êàðòî÷êè -ýòî âåùü, ÷òîáû ìû ïîíèìàëè, ÷åãî õî÷åòñÿ ìàëûøó. Äà, îíè ïîìîãàëè, îäíàêî, ëó÷øå äåéñòâîâàëè çíà÷êè íà ñòåíàõ. Îíè êàðòîííûå, ñàìîäåëüíûå, âûðåçàëè âìåñòå è ëåïèëè íà ñòåíó. «Êóøàòü», «ïèòü», «òóàëåò»(òðåóãîëüíèê îáùåïðèíÿòûé). Êàðòî÷êè æå ïîäîøëè íàì ëåò ñ 5, äî ýòîãî Àíãåëèíà èõ ñòàðàëàñü ðàñêèäàòü è èçðèñîâàòü.

Äåòñêàÿ êóðòêà íà íèçêîé âåøàëêå, êàê â äåòñêîì ñàäó -íîâûé çíàê «ãóëÿòü». Âîò íà ýòîì ýòàïå ïîÿâèëèñü ñëîâà: ìàìà, èòü(ïèòü), àì-àì(ïðîñòî òàðåëêó ïðèíîñèò, íî ÿ åå ïðîøó ãîâîðèòü «àì», óóÿòü ( ãóëÿòü), ýýá(õëåá), ÷àé-÷¸òêî, ìíå íðàâèòñÿ, ïî-ìîåìó, åé òîæå.

Æèâîòíûå. Äà, ìû èõ õîòèì. Ñòèìóë àòîìíûé, ïåðñîíàëüíî äëÿ Àíãåëèíû.

ß î òîì ãîâîðþ, ÷òî ìû íàøëè ïóòü.

1.×òî ðåáåíêó íóæíî. êàê âîîáùå ÷åëîâåêó -åñòü. ïèòü, òóàëåò. Ïóñòü ïîêàæåò èëè ñêàæåò. Ïîíÿëè âû, ïîéìóò è äðóãèå. Âîò ÿ ê ÷åìó ãîòîâëþ Àíãåëèíó.

2. Æåëàåìîå. Çà òî, ÷òîá ïðèíåñëè êîøêó, âîîáùå àêòèâíî ïîâòîðÿåò ñëîâà(êàê ìîæåò, ó íàñ ñ ñîãëàñíûìè ïðîáëåìà)è ïîêàçûâàåò íà ñîîòâåòñòâóþùèå ïðåäìåòû. Ìààó êîøêà), Ýýêñ(ùåíîê îâ÷àðêè) -âñå ýòè æèâîòíûå åé íóæíû. À ìû èñïîëüçóåì ýòî íà òî, ÷òîá äåëàòü øàãè ïî àêòèâèçàöèè ðå÷è. Ïóñòü ïðîñèò.

À òåïåðü ïðî êðèêè, èñòåðèêè. Áè÷, íàâåðíîå íå òîëüêî íàø.ß óâèäåëà ïðè÷èíû. Íå áûëî áåç ïðè÷èí.

Âîò ïðè÷èíû- êàê ó âñåõ íàñ. Îòêàçû â ÷åì-òî, ïðîòåñò. ðåàêöèÿ íà ðàçäðàæèòåëè â òîì ÷èñëå, áîëü, èãíîðèðîâàíèå. Âñå òî æå ñàìîå.

Àíãåëèíà íèêîãäà íå ðûäàëà. Ìëàäåíöåì, ìîæåò. Îáû÷íûé ðåáåíîê, åñëè åìó áîëüíî -ïîêàæåò, ãäå áîëèò. Ìû íàó÷èëè. Ïðàâäà ëè, ÷òî ó àóòèñòîâ ñíèæåí áîëåâîé ïîðîã? Ó Àíãåëèíû- ïðàâäà. Ññàäèíû íà êîëåíêàõ íè÷åãî, êðîìå ñòîíà, íå âûçûâàëè. Âíèìàíèÿ îíà íà íèõ ïî÷òè è íå îáðàùàëà. Ïàäåíèå íà àñôàëüò ó ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà âåðîÿòíû. È ïî÷åìó æå ìû ìîæåì çàâèçæàòü? Íå ïîâåëè â ìàãàçèí çà èãðóøêîé Íå ïóñòèëè â âîäó. Çàáèðàåì äîìîé. Îáû÷íûå äåòè ìîãóò ïîíûòü, ïîâîð÷àòü.

Àíãåëèíà íå óìååò. Ñòèìóë äëÿ ñëîâà «Íåò» áûë èìåííî òàêèì- îòêàç. Íå øëà äîìîé è òàê ÷åòêî:» Íåò!» Êîøêó çàáðàòü — :»Íåò!» -àõ, êàê ãðååò ñëóõ!

Ó êîãî îíà óâèäåëà òàêîé îòâåò â ïîäîáíîé ñèòóàöèè? Ó «îáû÷íîé» ìëàäøåé ñåñòðû.

Õî÷ó ýòèì ÿ ñêàçàòü, ÷òî è íåïðèÿòíûå âåùè- îòêàçû â ÷åì-òî, â ïðîäîëæåíèè ïðîãóëêè, íàïðèìåð, áûëè ñòèìóëîì ê îáùåíèþ, ê ïðîèçíîøåíèþ ñëîâà. Äà ÿ è ýòîìó ðàäà. Ïîä÷åðêíó- ñëîâî áûëî ñêàçàíî íå åäèíîæäû è íîñèëî îñîçíàííûé ñìûñë -ïðîòåñò. Ìíå âîîáùå íå âàæíî, êàêèìè íåîáû÷íûìè ñïîñîáàìè ìû äîáüåìñÿ ïîíèìàíèÿ ðåáåíêà ñåáÿ è íàñ, ïîíèìàíèÿ åãî îêðóæàþùèìè. À ñïîñîá-òî ðàáîòàåò (ó ìåíÿ).

Áîëü. Ãîëîâíàÿ, âîçìîæíî. Êàê ó âñåõ. «Íóðîôåí» èñïîëüçóþ, ýôôåêò ìíå âèäåí. Âðà÷è åñòü, â êîíöå êîíöîâ, îáðàùóñü.

Îáùåíèå. Âíå ñåìüè Àíãåëèíà ïëîõî ñåáÿ ÷óâñòâóåò, åé íå êîìôîðòíî ñ äðóãèìè äåòüìè. Ëåêîòåêà áûëà, íî ñåé÷àñ ñ Àíãåëèíîé çàíèìàþòñÿ ñïåöèàëèñòû â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå. Ãðóïïîâûå çàíÿòèÿ, ïîìåùåíèå â äåòñêèé ñàä(íå äàé Áîã) íàø âðà÷ íå ðåêîìåíäóåò. È ÿ ïðîòèâ íàâÿçûâàíèÿ òàêîìó ðåáåíêó íåêîìôîðòíîé äëÿ íåãî ñðåäû. Ðàíî. Ïîâëèÿëè ëè ãðóïïîâûå çàíÿòèÿ ïîëîæèòåëüíî íà Àíãåëèíó, íà åå ðå÷ü?Íåò.

Àíãåëèíà êîìôîðòíî ÷óâñòâóåò ñåáÿ ðÿäîì ñ ñåñòðîé, êîòîðóþ çíàåò, íî è ñåñòðà åé íå î÷åíü èíòåðåñíà. Äðóãèå äåòè îñòàíóòñÿ è âîâñå íåçàìå÷åííûìè. Ê ìîåìó îãðîìíîìó ñîæàëåíèþ.

Ìû ëèøü â íà÷àëå, íî øàãè ê óäà÷å óæå ñäåëàíû, ýòî ìíå è äðóãèì çàìåòíî. Âîçìîæíî, ñäåëàþ êàíàë ñ âèäåî, åñëè áóäåò èíòåðåñíî.

Ñïàñèáî, ÷òî óäåëèëè âðåìÿ. Óäà÷è Âàì.

Источник

Большое количество таких коробочек накопилось за год и три месяца.

Хочу сказать в самом начале, что наша Ава-терапия дома, это мой личный выбор и способ помочь своему ребёнку, я его никому не навязываю и не призываю его использовать, если Вы не хотите. Я этому профессионально не училась, и, возможно, что-то делала не правильно, но самое главное результат есть.

В самом начале я пробовала Денверскую модель раннего вмешательствадля того, чтобы вытащить из ребёнка имитацию и подражание на самом простом уровне, когда у меня это получилось, то я приступила к АВЕ.

Сейчас, я возможно, скажу не правильную вещь, которая у многих ассоциируется с Ава- терапией, но я:

«Не учила на первых занятиях ребёнка сидеть за столом и смотреть в глаза.»

Для меня это не было целью, мне было всё равно где он сидит: на диване, на полу или ещё где-то. Моя цель была другая:

«Я хотела его научить слушать меня и понимать, что я от него хочу.»

Итак, Ава-терапия — это поведенческая терапия, которая направлена на получение тех или иных навыков у ребёнка. Правильные действия- поощряются, нежелательные- игнорируются и устраняются. За счёт многократных повторений, навыки оттачиваются до автоматизма и со временем они усложняются.

Читайте также:  Синдрома аспергера у взрослых симптомы и лечение

Что такое поощрение в Ава-терапии?

Это то, за что ребёнок может «продать свою душу», это очень желанная вещь, которая доставляет ему удовольствие. У нас это был банан.

Бананы

За правильное действие я сразу же давала ему поощрение и обязательно хвалила на словах. Хвалить необходимо, потому что поощрения в виде каких-то вкуснях, не должны быть постоянно, ребёнок должен будет понять, что словесные поощрения -это хорошо, классно и клёво, особенно если они звучат от родителей.

Бананы я убрала подальше и доставала их только во время занятий, в свободном доступе Ваши поощрения быть не должны. У вас должно вырабататься правило:

«Ты хочешь «Банан», сначала сделай так. «

Сейчас Вам расскажу смешную вещь:

после того как сын выучил несколько фруктов, а среди них был банан, он брал его и бежал к холодильнику, показывая что хочет его съесть, тогда я просила просто, стоя на кухне выполнить какое-то задание, похлопать, потопать, попрыгать, сказать какой то звук, вообщем заслужить банан. Это метод МБА терапии, который тоже относится к АВА.

Как начинались наши занятия?

Первые несколько занятий я проводила на полу с нашим молотком.

Необходимо подобрать те материалы, которые ребёнок знает и любит!

Я же говорила, что он нам очень пригодился

Садилась напротив ребёнка и спрашивала: где молоток? Коротко, громко, чётко. Напомню указательный жест у сына уже был, я решила начать именно с этого, закрепить его и расширить наш пассивный словарный запас. Вначале он не понимал, а просто хватал его и стучал им. Нет, дружок,так нельзя! И я использовала подсказку:

«Брала его руку и показывала его рукой молоток на команду «Где молоток? «.

Тут же давала поощрение. Знаете с какого раза он понял эту команду, с пятого. После пятого раза подсказка уже не требовалась, но слово» Где? » ассоциировалось у него только с молотком. Тогда я стала переходить к шариками, которые шли в комплекте к молотку.

«Где Шарик? «

Без разницы какой- главное шарик, опять с подсказкой и с моей помощью, мы стали учить слово»шарик». Дело пошло быстрее и слово » Шарик», он запомнил с третьего раза.

Итак каждый день, я добавляла предметы, сын запоминал их названия, а УЖ, мы отточили до автоматизма. Между показали предметов, я брала второй молоток и просила повторить действия, брала второй шарик и снова просила:

«Сделай так же! «

За месяц у ребёнка расширился словарный запас, он стал показывать эти предметы не только на занятиях, но и в обычной жизни, я могла неожиданно спросить:

«Где шарик? «

И сын его искал по всей квартире. Я считаю, что привязки к месту не должно быть, иначе может случиться так, что:

«Ребёнок выполняет задания за столом, а в обычной жизни нет. «

Поэтому обязательно чередуйте Аву и МБА терапии, эти две терапии должны стать для Вас постоянным спутником не только на занятиях, но и в жизни.

После того, как ребёнок выучил вопрос «Где? » и научился на него отвечать и показывать верный предмет, я перешла к словам «На» и «Дай». Предметы были те же, но просьба другая и обязательно в начале занятия закрепление старого материала и имитация!

Самые первые занятия длились по паре минут, со временем и добавлением команд продолжительность увеличивалась. Могу сказать одно, мне довольно легко было заинтересовать ребёнка и первые занятия не доставили много проблем, но до них я тоже провела не мало работы: научила сына откликаться на имя, указательному жесту и не боятся давать мне свои руки, без которых авы быть не может.

Как сейчас я занимаюсь с сыном, можно прочитать в этой статье.

Задавайте свои вопросы, предлагайте темы и я обязательно напишу статьи или отвечу в комментариях, если у меня был опыт в той или иной ситуации, я расскажу и поделюсь с Вами своим мнением.

__ __ __

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

Прикладной анализ поведения, является одним из наиболее признанных эффективных методов коррекции детского аутизма

*Перед тем как записаться на курс,
необходимо заполнить тест-опросник для родителей

АВА-терапия (прикладной анализ поведения)

На сегодняшний день поведенческая терапия или метод АВА, то есть прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее признанных эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение ребёнка факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. На самом деле АВА применяется не только для обучения и коррекции поведения детей с аутизмом, но и других нарушений развития (ЗПРР, ДЦП, умственная отсталость, синдром Дауна).

Поведенческая терапия для детей с нарушением развития по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии. В частности АВА-терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты.

Читайте также:  Вызов на дом для снятия похмельного синдрома

ABA-терапия

Как работает АВА-терапия?

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра  дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ». К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ. Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР». Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

Aba-терапия

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее.

Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Составляет такие программы супервизор — сертифицированный специалист АВА, имеющий для этого достаточный уровень квалификации. Осуществляют непосредственные занятия тераписты АВА, также прошедшие специальное обучение. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Примерно раз в 2-3 недели супервизор просматривает журнал, оценивая результаты, совещается с терапистами, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит новые цели.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с нарушением развития средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

Необходимые условия для эффективной коррекции по программе АВА

Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Правильная организация коррекционного процесса предусматривает обязательные ежедневные занятия ребёнка с АВА-терапистом (не менее 2-х часов) и продолжение занятий дома с родителями (ещё 3 часа занятий), давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день.

Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

При составлении материала использовался источник: https://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/povedencheskaya-terapiya-dlya-autistov-metody-korr

Aba-терапия

Перед тем, как записать ребенка на курс, необходимо заполнить анкету для родителей

Источник