Аутизм синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Аутизм синдром дефицита внимания с гиперактивностью thumbnail

20 Июл

Опубликовано в Аутизм, дети, СДВГ,

Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС — расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.

И СДВГ, и аутизм, характеризуются набором схожих симптомов, однако и различия между ними выражены. Даже одинаковое внешнее проявление, часто обусловлено различными причинами.

Чем отличается аутизм от СДВГ?

Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.

Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.

Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.

Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.

Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:

  • Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
  • Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
  • Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
  • Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
  • Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
  • Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
  • Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
  • Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.

Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.

Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.

Чем похожи РАС и СДВГ?

Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно.  Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.

Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.

Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:

  • Неуклюжесть движений.
  • Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
  • Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
  • Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
  • Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
  • Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
  • Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.
  • Страх нового: вещей, людей, мест или занятий.
  • Проблемы с обучением новым навыкам.
  • Задержки в развитии речи, используемой для коммуникации. Больные легко учат слова и выражения, которые им нравятся и регулярно их повторяют, но изучать конструкции, необходимые для создания диалога не стремятся.
  • Полностью сохраненный интеллект, часто выше среднего. Однако это не обеспечивает успеха при обучении, часто даже наоборот. Так как из-за проблем с концентрацией внимания, ребенок не может вникнуть в суть нового материала или запомнить его надолго.
  1. Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т. 105. С. 4-13.
  2. . Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749-754.
  3. Красноперова М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: Автореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18. Науч. центр псих. здоровья РАМН. М., 2003. 24 с.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001. 96 с.
Читайте также:  Синдром дисфагии причины симптомы механизм возникновения

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

СДВГ и аутизм являются неврологическими расстройствами, которые могут иметь некоторые общие симптомы. По этой причине возникают проблемы в ранней диагностике детей. Но между ними существуют принципиальные различия.

СДВГ — это распространенное неврологическое расстройство. По данным Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), от него страдают около 8,4% детей и 2,5% взрослых, при этом диагностируется чаще у мальчиков, чем у девочек.

Аутизм синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дети с СДВГ испытывают трудности с вниманием и контролем собственных эмоций, очень импульсивны. Им может быть трудно сконцентрироваться, посидеть спокойно и подумать, прежде чем начать действовать.

Существует три подтипа СДВГ:

  1. с преобладанием дефицита внимания;

  2. гиперактивно-импульсивный;

  3. смешанный.

По мере взросления, дети учатся контролировать свое поведение и приобретают большую концентрацию, если родители выстраивают правильную программу воспитания и работы с симптомами расстройства.

Расстройство аутистического спектра (РАС) влияет на общение и взаимодействие человека с другими людьми. Лекарства от аутизма не существует, но лечение может помочь людям добиться прогресса в тех областях, которые им тяжело даются.

По данным Минздрава РФ число пациентов с диагнозом аутизм в 2017 году достигло более 22 тысяч человек и продолжает расти. Существуют определенные проблемы диагностики, поскольку симптомы РАС очень разнообразны.

К сходствам обоих синдромов можно отнести:

  1. нежелание подражать взрослым (вести себя “как папа”, “как мама”);

  2. задержка ролевой игры;

  3. отсутствие чувства личного пространства и дистанции;

  4. избирательность внимания;

  5. отсутствие символической игры “понарошку”.

СДВГ или аутизм? Отличия

Выявить различия между аутизмом и гиперактивностью иногда нелегко, особенно у детей младшего возраста. Ниже приведена сравнительная таблица основных признаков этих двух состояний:

СДВГ

РАС


Концентрация внимания

Ребенок не может долго уделять внимание одному и тому же вопросу и легко отвлекается. 

Особенно заметно отсутствие собранности проявляется при выполнении домашнего задания.   

Ребенок буквально одержим тем, что его интересует. При этом ему трудно сосредоточиться на вещах менее увлекательных. 

Дети с аутизмом иногда не в состоянии заниматься предметами, которые для них скучны.


Коммуникация 

Особенности коммуникации детей с СДВГ проявляются в следующем:

  1. они говорят очень много, преобладает монологическая речь;

  2. стремятся сделать так, чтобы последнее слово оставалось за ними;

  3. не замечают, как их слова могут повлиять на собеседников;

  4. постоянно прерывают и перебивают.

Для ребенка с РАС характерны проблемы в общении:

  1. испытывают трудности с выражением своих эмоций и мыслей;

  2. не могут дополнять коммуникацию жестами;

  3. не поддерживают зрительный контакт;

  4. концентрируются только на одной теме разговора;

  5. не умеют общаться в диалоге;

  6. не проявляет ответной реакции на социальные взаимодействия.

Повседневные привычки

Гиперактивные дети быстро устают от повторяющихся структур (например, определенный вид деятельности на уроке) и рутинных действий. Без разнообразия они теряют интерес к деятельности. 

Дети-аутисты часто демонстрируют настойчивое стремление придерживаться систематических действий или моделей вербального и невербального поведения.

Например, они могут читать одну и ту же книгу снова и снова, или каждый вечер заказывать одинаковую еду. Изменения в распорядке дня вызывают расстройство и раздражительность.

Существует ли связь между аутизмом и СДВГ?

Исследования показали, что каждый третий случай аутизма сопровождается симптомами СДВГ. Вопросы связи гиперактивности и РАС только начинают изучать.

Тем не менее, в настоящее время специалисты отмечают, что многие дети отвечают критериям и того, и другого.

По оценкам Центра по профилактике и контролю заболеваемости (Center for Disease Control and Prevention) 14% детей с СДВГ также страдают расстройствами аутистического спектра. 

Исследователи не до конца понимают, что является причиной того или иного состояния, хотя генетические факторы играют роль в обоих случаях.

Источник

Содержание:

  • «Пустая крепость» или «цирк на колесах»
  • Бытие определяет… все
  • Договоримся о терминах

«Психолог в детском саду сказала, что у него аутизм, и он социально неадаптирован! — молодой папа был не на шутку встревожен. — Мы ходим в этот садик уже месяц, а вчера нас вызвали для беседы и сказали, что сын — аутист!»

Как могла, я постаралась успокоить взволнованного родителя. Во-первых, сказала я, если вы уже месяц ходите в садик, то это точно не аутизм. Во-вторых, прежде чем ставить такие серьёзные диагнозы, ребёнка необходимо обследовать, и делать это должен точно не детсадовский психолог. Посетите невропатолога или психоневролога, а потом — давайте встретимся.

Во время следующего разговора папа уже нервно хихикал. Психоневролог из более чем уважаемого медицинского центра поставил ребёнку… синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности (СДВГ). Тут уж я не выдержала. «Послушайте, — довольно резко заявила я. — Или пенье, или танцы! В смысле, эти диагнозы взаимно исключают друг друга. Да и не ставят СДВГ в три года!» В субботу утром я отправилась смотреть чудо-ребёнка.

«Пустая крепость» или «цирк на колесах»

Диагноз «аутизм» пришлось отменить буквально с порога: Вовка встретил меня у дверей, взял за руку и повел показывать свою комнату и игрушки. Сорок минут (!) мы провели в обстоятельной беседе на тему «сравнительные характеристики «Ниссан-патрол» и «Джип-как-его-там». Мне были продемонстрированы весьма обширные познания в различных областях, приличествующих современному мужчине. Без всяких скидок на возраст. После чего меня милостиво отпустили передохнуть на кухню, попить чайку и пообщаться с родителями.

За те полтора часа, что мы гоняли чаи с плюшками, Вовка трижды зашел к нам, чтобы что-то спросить, показать, как он до блеска отмыл пресловутый «Ниссан» и поинтересоваться, пойдем ли мы, наконец, гулять. Всё. Так что с дефицитом внимания и гиперактивностью тоже как-то не сложилось.

Крайне заинтересованная, я попросила родителей изложить всю историю с самого начала.

В сентябре Вовка пошел в детский сад. Поскольку семья переехала в этот район недавно, мест уже нигде не было, оставался только частный садик с небольшими разновозрастными группами, работающий по системе Монтессори. «Вот и славно, — подумали молодые родители, — ребёнку будет интересно и не тяжело. А что группа разновозрастная, так это и вовсе хорошо: у Вовки так развита речь, что с малышами ему было бы скучно».

Сначала все было действительно очень хорошо: ребенок утром летел в садик «к детям», с прогулки его забирала няня. Все были довольны. А потом малыш заболел и целый месяц не ходил в садик. Выздоровел, наконец, приходит. А ему говорят: «У нас сегодня новая игра. Все садимся в круг, называем свою любимую вещь и объясняем, за что мы её любим» (типа — развитие речи). Доходит очередь до Вовки, и он хорошим своим развитым языком объявляет, что любимая вещь у него — бутылочка с компотом, с которой он засыпает. Тут эта образованная воспитательница говорит: «Фу, какой позор! Большой мальчик, а пьёт из бутылочки. Дети, ну-ка дружно скажем: «Фу, Вова!» Вовка зарыдал, подскочил к воспитательнице и ударил её ногой. (Вот умник! Я бы просто убила!)

Воспитательница потащила его к штатному психологу. Молоденькая девочка, чья-то родственница, образование, судя по всему, приблизительное. Она с ходу: «В глаза не смотрит? В руки не дается, в угол забился? Аутист, социально не адаптирован». И — папе на работу звонить.

Так, говорю. С аутизмом разобрались. Теперь давайте про СДВГ.

С СДВГ оказалось примерно то же самое: приехали в медицинский диагностический центр в три часа дня, уехали в восемь. Ребенок пропустил сон, полдник, прогулку, как ангел позволил делать над собой всякие бесчеловечные опыты типа энцефалограммы, и только в самом конце позволил себе несколько расслабиться. На основании его поведения психоневролог поставила диагноз СДВГ и предложила родителям подавать ему транквилизаторы.

А вы сами, говорю я папе, как бы вели себя в конце четырнадцатичасового рабочего дня без еды и перекуров? Смотрю, папу как-то скрутило, да и мама, видимо, отчетливо представила эту безрадостную картину.

Бытие определяет… все

К сожалению, взрослые довольно часто забывают про физические возможности малышей, требуя, например, чтобы ребенок пристойно вел себя в магазине, куда маме пришлось зайти по дороге из детского сада. Или в метро я очень часто наблюдаю такую картину: жара, духота, детёныш в шубе, в шапке, в кусачем свитере с горлом, начинает капризничать. Мама пытается на него воздействовать, требует, чтобы он немедленно прекратил истерику, хотя все, что в этот момент можно и нужно сделать — снять лишнюю одежду.

Хорошие детские врачи когда-то научили меня одной простой вещи: если ребёнок капризничает, этому могут быть три причины: скучно, душно или заболевает. Мой опыт добавил ещё некоторые обстоятельства: голоден и слишком много впечатлений. Во времена моего детства (70-годы прошлого века, с вашего позволения), голодные дети были изрядной редкостью, ну, кроме совсем уж тяжелых случаев. А вот впечатлений могло не быть вовсе.

Но вернемся к нашему «тяжелому случаю». К сожалению, в детские сады и школы сейчас пришла работать огромная армия свежеиспеченных психологов. Обычно это совсем молоденькие девочки, поступившие на психологический факультет или по принципу «от противного» (не филолог, не математик, детей люблю, но в учителя не гожусь), или для решения собственных проблем. Их не заставляют проходить личную психотерапию, не водят на практические занятия в детские психиатрические больницы. Овладев несколькими несложными тестами, они приходят на свое новое место работы и сходу огорошивают родителей заявлениями типа вышеизложенного.

Если бы эта девочка видела своими глазами хоть одного ребёнка-аутиста, она бы сто раз подумала бы, прежде чем звонить Вовкиному папе на работу.

Договоримся о терминах

Аутизм (синдром раннего детского аутизма) считается искаженным развитием психики. До сих пор в мировой психиатрии нет единого мнения о причинах возникновения данного нарушения. Есть сторонники генетической теории, есть психоаналитическая ветвь, крупнейшим представителем которой являлся Бруно Беттельгейм (его книга «Пустая крепость» подробнейшим образом описывает работу созданного им Центра). В Америке детей-аутистов не лечат, а адаптируют и социализируют (см. фильм «Человек дождя», все показано максимально достоверно). Европейская традиция, с одной стороны, причисляет СРДА к «большой психиатрии», с другой — развита помощь в виде гештальт-терапии и бихевиоральной терапии.

Россия — одна из немногих стран, в которой с аутистами работают. У нас принят дифференцированный подход к постановке диагноза, в частности, СРДА ставят только если присутствуют все семь пунктов из списка Лео Каннера. Не буду их здесь перечислять, все-таки это не совсем научный доклад. Скажу только, что по одному такому признаку, как «не смотрит в глаза — не идет на руки» аутизм не диагностируют.

«Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов».

Е.Д. Белоусова и М.Ю. Никанорова
Отдел психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ

СДВГ чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. Его очень редко ставят в младшем дошкольном возрасте — просто у малышей возрастные нормы другие. Но, самое главное: точно так же, как в случае с аутизмом, существуют четкие критерии диагноза — выделяются собственно «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», отдельно «дефицит внимания», и отдельно — «гиперактивность». И в каждой категории есть прямое указание, сколько должно наблюдаться факторов (например, 5 из 7).

Так что, если ваш ребенок временами расторможен, иногда не хочет ни с кем общаться, ходит «нога за ногу», перед сном должен побеситься, а хлеб нарезает строго треугольниками — само по себе это ничего не значит! Не слушайте «околообразованных» специалистов. Обращайтесь к тем, кого вам рекомендуют люди, которым вы доверяете. Прислушивайтесь к себе и своему ребенку.

Полностью согласна с автором статьи: и по поводу гипердиагностики ( а точнее -ошибочной диагностики), и по поводу уровня подготовки психологов в образовательных учреждениях. А аутизм, судя по всему, — это теперь «модный» диагноз 🙂 Одному из детей из группы подготовки к школе школьный психолог (насколько я знаю, окончившая какие-то курсы) на основании наблюдения за ребенком поставила аутизм и еще спросила у шокированной мамы: «А что это Вы так расстроились?» Более абсурдный диагноз и представить сложно: ребенок давно ходит в дет. сад,общителен, социализирован; просто спокойный, послушный мальчик и иногда стеснителен. Но мама очень напугана и собирается идти к психоневрологу, причем, ей сказали, что без справки об отсутствии аутизма их в школу не возьмут (а проживают в соседнем со школой доме). У знакомых в классе тоже учится девочка с «аутизмом», который ей диагностировали на подготовке к школе. Абсолютно нормальная, со слов знакомых, девочка, хорошо учится, дружит с ребятами в классе. Вопрос о поступлении снял папа девочки, пообещавший психологу, что если она не снимет этот диагноз и ребенка не возьмут в школу, то аутизм начнется у психолога.

2006-04-19, jur

Я вообще не представляю себе, как можно ставить диагноз (а не предположение просто) на основании единичного осмотра незнакомого ребенка в стресовой для него обстановке 🙁 Да и делать выводы по реакции ребенка на явную провокацию — как с бутылочкой, например — тоже дурная затея. Короче — вывод неутешительный — далеко не всем врачам, даже в приличных клиниках, стоит верить 🙁

А про обусловленность поведения внешними причинами — это факт известный.

Кстати, интересно спросить, есть еще у кого-то такое — моя дочка, 2,5, наоборот, в стрессовой ситуации (в цирке, в походе по магазинам, в парк развлечений, в гости шумные и т.п.) собирается и ведет себя практически идеально, я не знаю, как ее можно вывести из себя вообще 🙂 Даже если очеваидно, что она голодная, душно и устала до крайности — будет улыбаться, общаться, вести себя «культурно». Пока не заснет :)) А вот когда просто гуляем во дворе — то может и покапризничать :))

2006-04-20, ленУля

Статья достаточно интересна, но малоинформативна.Немного несправедлива по отношению к психологам, работающим в детских садах, хотя я согласна, что детсадовские психологи, то ли недостаточно осведомлены о том, в чем заключается их работа, то ли просто «отсиживают штаны».
А по поводу постановки диагнозов, к сожалению, мне также пришлось столкнуться с 10-минутной диагностикой, в результате ребенку поставили диагноз атипичный аутизм с умеренной умственной отсталостью. Не учитывалось ни усталость ребенка после занятий, ни то, что ожидание приема заняло час, ни динамика резвития ребенка с рождения до настоящего времени. Я согласна с родителями, таких специалистов надо гнать в шею, иначе, от амбициозности врачей и трафаретности подхода к диагностике, могут пострадать другие дети. Желаю всем крепкого здоровья и сил…

2008-10-27, Татьяна

Хорошая статья. Хочу добавить, что к СДВГ вообще неодназначное отношение в мире, если реально такая болезнь или это просто вымысел….псевдодиагноз+псевдолечение — это конечно некрасиво, но не самое страшное…Проблема в том, что преимущественно СДВГ стараются лечить препаратами типа риталина, который является сильнодействующим психиатрическим наркотиком..т.е. детей сажают банально на наркотики, к большой радости фармакологических-компаний производителей, а теперь представьте что это продвигается на государственном уровне и детей так массово «лечат»

2006-04-20, Александр

Мы лечились в этом центре у ребенка было много проблем ,сейчас многое изменилось. Стал более спокойный,улучшилась речь, стал более общительный. Спасибо большое Вам за открытие такого прекрасного центра. И жители нашего города получили прекрасную возможность лечить своих детей в таком центре. До этого мы ездили в Самару это очень дорогие поездки питание,проживание и лечение ,а здесь платим только за лечение гораздо дешевле выходит. Кто возил своих детей в другие города ,тот меня поймет.

2017-06-13, Dins

Если бы Моцарт или Бетховен жили сегодня, их пичкали бы лекарственными препаратами от СДВГ. Это разрушило бы их души и сделало бы человеческую культуру неизмеримо беднее. На мой взгляд нынешнее неразборчивое назначение детям препаратов бесчеловечно. Оно пагубно влияет на развитие характера и приучает людей к ложному способу справляться с трудностями: «Если возникает проблема, прими таблетку».
Цитаты из книги «Довольно СДВГ», Доктор Мэри Энн Блок.
https://www.sdvg.front.ru

2008-01-05, Сергей

С учетом того, что у ребенка с диагнозом СДВГ не наблюдается никакой аномалии, этот псевдомедицинский диагноз есть не что иное, как позорящее клеймо, а ничем не оправданное лечение, которое неминуемо следует за его постановкой, – настоящее насилие. «Лекарство», обычно назначаемое от СДВГ и «учебных расстройств», – опасный и формирующий зависимость препарат, по своим свойствам сходный с амфетаминами.
Доктор Фред Боман-младший, детский невролог. https://www.sdvg.front.ru

2008-01-05, Сергей

Всего 48 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Читайте также:  Люди с синдромом дауна имеют в соматических клетках