Аутизм это синдром или симптом

31 января 201974368 тыс.

Содержание:

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Рассмотрим в данном материале.

Что такое аутизм?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Каковы причины развития заболевания?

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

  • ДЦП;
  • перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
  • перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
  • ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
  • наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

  • при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
  • не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
  • не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
  • проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
  • не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
  • часто устраивает истерики;
  • пассивен или, наоборот, гиперактивен;
  • не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникации;
  • стереотипное поведение;
  • ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Нарушение социального взаимодействия

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Нарушение коммуникации

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

Стереотипное поведение

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

  • концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
  • Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
  • Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
  • Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Ранние симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Интеллект у ребенка с аутизмом

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Читайте также:  Тесты по хирургии синдром воспаления

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Виды аутических расстройств

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

  • достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
  • нормальные навыки речи, внятность речи;
  • наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
  • проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
  • нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
  • эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Синдром Ретта

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

  • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
  • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
  • замедление роста головы после года;
  • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
  • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
  • ухудшение координации движений;
  • отсутствие речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Методы диагностики аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • проведение тестов со специальными опросниками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Что видит взрослый?

Не является признаком

С высокой долей вероятности означает

Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный

Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания

Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя

Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое

Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя

Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены

Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение

Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми

Ему сложно понять предоставленную информацию

Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса

Непослушание, гиперактивность, невнимательность

У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки

Можно ли вылечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

  • вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
  • вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
  • вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

  • формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
  • постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
  • учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
  • вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
  • учат играть в ролевые игры;
  • учат устанавливать эмоциональный контакт.

Поведенческое лечение аутизма у детей

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.

Логопедическое лечение

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.

Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме

У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

Медикаментозная терапия

К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.

Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.

Не следует без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить малышу.

Аутизм или другое заболевание?

Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:

  • задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
  • тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
  • шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.
Читайте также:  Повышенный холестерин при синдроме жильбера

Прогноз

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Источник

Аутизм – это нарушение развития, которое характеризуется изменениями в социальных коммуникационных навыках, мелкой и крупной моторики, речи и потенциале интеллекта. Поскольку симптомы аутизма и их степень выраженности отличается от человека к человеку аутизм называют расстройством аутистического спектра (РАС).

Символ аутизма — знак бесконечности цвета радуги, как напоминание о том, что аутизм — это спектр, а не заболевание

Нарушения развития диагностируются в детстве и сопровождают человека всю жизнь. К сожалению, от РАС пока не придумано лечения, но симптомы аутизма можно смягчить, а социальные навыки выстроить путем различных терапий, например, поведенческой, образовательной и, конечно же, семейной, поскольку появление в семье ребенка с РАС требует особых навыков и знаний, а также смелости и готовности принять диагноз самого близкого человека и научиться с этим жить.

Признаки и симптомы аутизма

Признаки аутизма обычно делят на частые и редкие. Одни из них проявляются достаточно рано и присутствуют у большинства людей разных возрастов, другие – реже. Признаки аутизма у взрослых и детей выражаются по разному, разница состояний зависит от степени выраженности признаков, которые типичны при детском или взрослом аутизме, а также от уровня адаптации человека с аутизмом жить в обществе.

Ранние признаки аутизма у детей

Признаки аутизма у детей можно обнаружить уже в раннем возрасте, как правило, до трех лет. Есть немало настораживающих сигналов, но родители, которые подозревают, что у малыша может быть РАС или беспокоятся по поводу необычного поведения ребенка, должны знать, на какие первые признаки аутизма у детей надо обращать внимание:

1. Годовалый малыш не гулит и не показывает на окружающие его предметы, не интересуется происходящим вокруг – должно быть, это самый частый распространенный симптом аутизма. Ведь ползунки и дети, которые начинают сидеть и ходить, активно включаются в коммуникацию с внешним миром и стремятся познать его. Они лепечут, смеются, тянут предметы в рот, подолгу рассматривают объекты, которые их заинтересовали, и конечно же, реагируют на значимых взрослых – улыбаются, смеются, тянут ручки. Если ребенок всего этого не делает, это может свидетельствовать о детском аутизме.

2. 16 – месячный или полуторагодовалый ребенок не говорит, а двухлетка не употребляет короткие фразы из двух слов.

3. Не отзывается, когда его зовут по имени.

4. При общении с ребенком заметна деградация социальных навыков и языка.

5. Ребенок не смотрит в глаза и избегает зрительного контакта.

6. Малыш может не улыбаться и вообще не реагировать на попытки общаться с ним.

Другие симптомы аутизма у детей включают необычную реакцию на различные сенсорные раздражители, например, касание, свет, звук. Ребенка может пугать даже запах и вкус. А иногда наблюдается отсутствие реакции вообще.

Тревожные симптомы раннего аутизма не только отсутствие адекватных социальных реакций, но и стремление упорядочивать вещи и объекты. Если ваш ребенок может часами складывать башни из кубиков, при этом он не реагирует на ваши прикосновения, не поворачивается к вам, когда вы зовете его по имени, не просит телесного контакта, и не лепечет, обратитесь к специалисту.

Поздние признаки аутизма

Не всегда аутизм дает о себе знать в раннем детстве. Иногда признаки и симптомы аутизма бывают выражены не ярко – такое случается при атипичном аутизме, легкой или высоко функциональной форме расстройства. Так что РАС могут диагностировать и после трех лет, и во взрослом возрасте. Взрослый аутизм часто выражается в том, что человек не чувствует потребности в социальном контакте, поэтому не заводит друзей, например. Другие симптомы аутизма у взрослых включают:

  • нетипичное использование речевых конструкций,
  • ограниченный круг интересов при довольно интенсивном фокусе внимания,
  • зацикленность и пристрастие к каким-то действиям, которые приобретают ритуальный характер.

Это так называемое повторяющееся и бессмысленное поведение. Однако, не стоит путать такие поведенческие паттерны с простыми привычками. То есть, если перед вами просто организованная личность или человек, который предпочитает какую-то определенную еду, это еще не значит, что у него расстройство аутистического спектра.

Редкие признаки аутизма

Эти симптомы проявляются нечасто. Как правило, они характерны для тяжелых форм аутистического расстройства. Они могут включать:

  • судороги;
  • отставание в интеллектуальном развитии;
  • синдром саванта или савантизм, который характеризуется тем, что человек, несмотря на нарушения развития, обладает каким – то уникальным талантом или экстраординарными способностями в одной области. Например, довольно часто аутизм у взрослого или ребенка приводит к тому, что человек может взглянув на что-то всего раз затем идеально точно отобразить увиденный предмет по памяти. Синдром саванта встречается не так уж редко, в одном из десяти случаев РАС;
  • гиперлексия, например, способность ребенка декодировать слова, хотя он не понимает их значения;
  • пониженный тонус мышц и, как следствие, трудности с действиями, которые требуют владения мелкими или крупными моторными навыками.

Интересен факт, что то, как проявляется аутизм у детей, зависит не только от тяжести расстройства, но и от пола.

Аутизм у мальчиков и девочек

Известно, что аутизм поражает мальчиков чаще, чем девочек. Но у девочек диагностируется реже. Потому что признаки РАС у мальчиков и девочек различаются. Мальчики с аутизмом ведут себя «выраженнее», чем девочки – они, к примеру, могут раскачиваться, потому что им трудно усидеть на одном месте, могут кричать и быстро впадают в ярость, если им приходится участвовать в каких – то занятиях или играх, которые заставляют их чувствовать дискомфорт.

Девочки с аутизмом, наоборот, ведут себя сдержаннее, они тихие и закрытые. Они одиночки по доброй воле, потому что им просто не нравится участвовать в каких – то командных мероприятиях и быть в группе. Поэтому необычное поведение мальчиков привлекает к себе внимание учителей и родителей быстрее, чем поведение девочек, которым культурный код и так предписывает сдержанное поведение, застенчивость и скромность.

Типы и формы аутизма

Говоря об аутизме мы говорим о расстройстве аутистического спектра. Он может быть выражен в разной степени. Часто можно услышать о так называемом синдроме Аспергера. Это легкая форма аутизма. Его сложно обнаружить в раннем детстве, поскольку ребенок с синдромом развивается также, как и другие дети. У него нет задержки в развитии речевых навыков, например, а если и есть какие-то особенности, то все они в пределах нормы. Зато признаками высоко функционального аутизма без сомнения являются трудности с социализацией. Потому что люди с синдромом Аспергера высоко интеллектуальны, но ведут себя «странно» — поэтому часто эту форму расстройства называют «синдромом гика» или «синдромом маленького профессора». В общем-то отличить легкую и высоко функциональную форму аутизма практически невозможно. В обоих случаях у человека с таким расстройством будут наблюдаться трудности с коммуникацией и социализацией, а также неадекватные реакции на сенсорную нагрузку. Все вышеперечисленные формы аутизма относят к первой степени РАС.

Читайте также:  Мутация в гомозиготной форме приводящая к синдрому жильбера

Ни высоко функциональный, ни низко функциональный аутизм не являются на сегодняшний день официальным диагнозом. Это просто способ определить степень тяжести расстройства. Тяжелая или низко функциональная форма РАС проявляется в отсутствии речевых навыков, социализации, а также в отставании в интеллектуальном развитии. Люди с третьей или тяжелой степенью РАС практически не говорят, у них низкий уровень интеллекта, а их поведение очень часто агрессивно и предсказать его невозможно.

Диагностика аутизма

Не существует какой – либо единой методики, как определить аутизм у ребенка или взрослого. Это приводит к тому, что порой РАС диагностируется довольно поздно, хотя проявляет себя рано, поэтому можно предположить, что многие дети с аутизмом не получают необходимой им медицинской помощи. Диагностика аутизма проходит в два этапа. Первый позволяет выявить аутизм в раннем детстве. Это так называемый скриннинг развития в виде короткого теста, который выявляет отклонения, симптомы и признаки аутизма у детей. Врач может задавать вопросы родителям о том, как ребенок себя ведет, как говорит, как играет и играет ли вообще. К тому же, врач может сам поиграть с ребенком, понаблюдать за его поведением, и прийти к определенному диагнозу. Следующий этап выявлением симптомов, характерных РАС – это всестороннее диагностическое исследование. Сюда входит не только собеседование с родителями ребенка, или тест или игра, но и скриннинг зрения и слуха, генетическое и неврологическое тестирование, и любое другое медицинское обследование.

Причины аутизма

К сожалению, причины аутизма у детей до сих пор неизвестны. В мире проводятся множество исследований, цель которых выяснить, что же провоцирует развитие синдрома. Согласно последним данным, выявлено несколько генов, которые коррелируют с появлением расстройства. Иногда эти гены появляются в организме в результате спонтанных мутаций. В другом случае, люди могут просто унаследовать их. Кстати, исследование близнецов показали, что если у одного диагностирован аутизм, то и второго он проявится, с вероятностью 36–95 процентов. Отмечено, что у взрослых и детей с расстройством фиксируются изменения в тех областях мозга, которые отвечают за поведение и речь. К причинам аутизма относят также такие факторы окружающей среды, как плохая экологическая обстановка, однако, эти данные пока не подтверждены исследованиями. А вот стиль воспитания на развитие РАС никак не влияет, поэтому родителям не стоит винить себя, если у ребенка будет диагностирована любая степень расстройства. Следующее заблуждение, касающееся причин возникновения аутизма относится к прививкам. Многочисленные исследования подтверждают – связи между развитием РАС и компонентами, которые входят в состав прививок, не наблюдается, а значит, последние не могут быть причиной возникновения аутизма у детей.

Лечение аутизма

Аутизм – это не заболевание, это спектр определенных расстройств развития и поведения ребенка или взрослого, поэтому единого алгоритма лечения аутизма не существует. Врачи, которые наблюдают и ведут множество пациентов с РАС, говорят следующее: «Если вы видели одного ребенка с аутизмом – вы видели только это. Одного ребенка с аутизмом.» Иными словами, признаки аутизма одинаковы и присутствуют у всех, но выражают эти люди себя по разному. Поэтому лечение аутизма у детей и у взрослых направлено в первую очередь на то, чтобы поддерживать физиологическое здоровье и адаптировать человека в социуме. Нередко докторам приходится лечить эпилептические припадки, учить пациентов справляться с обсессивно – компульсивным расстройством, устранять нарушения сна, ведь все это может проявляться у людей с диагнозом РАС.

Условно лечение можно подразделить на психотерапевтическое и медикаментозное. Людям с РАС помогает:

1. Поведенческая терапия, которая направлена на то, чтобы улучшить коммуникационные, в том числе речевые, навыки, способность концентрироваться, а также развить способность учиться. Для маленьких детей, возрастом от одного до четырех лет, эта терапия проходит в форме игр. Конечно же, в такую терапию всегда вовлекают родителей.

2. Оккупационная терапия или терапия занятностью, когда человека учат следить за собой, одеваться без посторонней помощи, расчесываться, умываться, заботиться о себе, и также развивают мелкую моторику.

3. Терапия, посредством которой человека с РАС учат понимать других людей, их перспективу, развивают эмоциональный интеллект, гибкость и динамичность мышления.

4. Речевая терапия, которая включает в себя обучение пониманию того, что хотят сказать другие люди. Сюда же входит и навык распознавания эмоций и языка тела другого человека.

Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда у человека с РАС случаются судороги, он страдает от эпилептических припадков, нарушений сна, депрессии, синдрома дефицита внимания, гастроэнтерологических проблем. В последнем случае врач скорее всего назначит особую диету при аутизме, которую надо будет соблюдать.

Чем и как помочь ребенку с аутизмом

Самое главное, что следует знать о человеке любого возраста с РАС любой степени тяжести, не все поведенческие реакции или паттерны вредны и мешают ему жить. Но лишь те, что ведут к социальной изоляции и усугубляют стресс. Люди с РАС и так склонны к одиночеству, они не идут на контакт с другими людьми или делают это крайне неохотно, они могут впасть в буйство, если кто – то просто коснулся их, а могут испугаться при виде автоматических дверей, как это происходило с героиней одноименного фильма «Темпл Грандин».

Ни в коем случае не стоит подавлять такие реакции и стараться убедить, что это плохо. Надо дать механизмы, которые помогут человеку жить с РАС и преодолевать трудности, вызванные расстройством. Поэтому, если у ребенка диагностирован аутизм, прежде всего надо создать комфортную для него обстановку, которая поможет ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности, искать поддержки и помощи.

Вот несколько советов, как помочь человеку с РАС:

1. Понимать, что у таких людей может быть и бывает задержка речевого развития и принимать это во внимание, общаясь с таким человеком, а именно не торопить, не перебивать, не подсказывать и не договаривать за него, и уж, конечно, не злиться и не выказывать свое недовольство.

2. По возможности создать спокойную обстановку без громких звуков, движения и ограничить количество объектов в пространстве, потому что все это отвлекает детей с аутизмом.

3. Помочь с организацией времени и пространства, в общении давать четкие инструкции, разговаривать просто и понятно.

4. Демонстрировать адекватные социальные навыки на собственном примере.

Другая полезная информация

Сегодня на вопрос, что такое аутизм, не существует единого ответа. Речь всегда идет о спектре. А в него входит множество признаков РАС. Людей с таким диагнозом часто называют аутистами. Но значение слова аутист, которое говорит лишь о том, что у человека именно аутизм, а не какое-то другое расстройство, не определяет личность.

Поэтому в Европе призывают отказаться от этого слова, как от дискриминирующего. В обществе бытует мнение, что РАС — это нечто ужасное, однако, известные люди с аутизмом – лучшее доказательство тому, что аутизм не приговор и что его не надо бояться. В истории человечества, действительно, достаточно людей, сумевших добиться небывалых высот даже с таким диагнозом.

Аутистами были любимые детьми и взрослыми Льюис Кэррол и Ганс Христиан Андерсен, выдающиеся Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн. Аутистом был Стив Джобс, диагноз РАС имеется и у здравствующего ныне Билла Гейтса. Аутизм был диагностирован у ученых Темпл Грандин и Барбары МкКлинток.

Источник