Аутизм и синдром дефицита внимания

Аутизм и синдром дефицита внимания thumbnail

20 Июл

Опубликовано в Аутизм, дети, СДВГ,

Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС — расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.

И СДВГ, и аутизм, характеризуются набором схожих симптомов, однако и различия между ними выражены. Даже одинаковое внешнее проявление, часто обусловлено различными причинами.

Чем отличается аутизм от СДВГ?

Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.

Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.

Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.

Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.

Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:

  • Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
  • Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
  • Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
  • Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
  • Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
  • Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
  • Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
  • Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.

Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.

Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.

Чем похожи РАС и СДВГ?

Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно.  Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.

Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.

Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:

  • Неуклюжесть движений.
  • Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
  • Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
  • Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
  • Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
  • Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
  • Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.
Читайте также:  Форум взрослые дети с синдромом дауна
  • Страх нового: вещей, людей, мест или занятий.
  • Проблемы с обучением новым навыкам.
  • Задержки в развитии речи, используемой для коммуникации. Больные легко учат слова и выражения, которые им нравятся и регулярно их повторяют, но изучать конструкции, необходимые для создания диалога не стремятся.
  • Полностью сохраненный интеллект, часто выше среднего. Однако это не обеспечивает успеха при обучении, часто даже наоборот. Так как из-за проблем с концентрацией внимания, ребенок не может вникнуть в суть нового материала или запомнить его надолго.
  1. Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т. 105. С. 4-13.
  2. . Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749-754.
  3. Красноперова М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: Автореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18. Науч. центр псих. здоровья РАМН. М., 2003. 24 с.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001. 96 с.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

СДВГ и аутизм являются неврологическими расстройствами, которые могут иметь некоторые общие симптомы. По этой причине возникают проблемы в ранней диагностике детей. Но между ними существуют принципиальные различия.

СДВГ — это распространенное неврологическое расстройство. По данным Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), от него страдают около 8,4% детей и 2,5% взрослых, при этом диагностируется чаще у мальчиков, чем у девочек.

Аутизм и синдром дефицита внимания

Дети с СДВГ испытывают трудности с вниманием и контролем собственных эмоций, очень импульсивны. Им может быть трудно сконцентрироваться, посидеть спокойно и подумать, прежде чем начать действовать.

Существует три подтипа СДВГ:

  1. с преобладанием дефицита внимания;

  2. гиперактивно-импульсивный;

  3. смешанный.

По мере взросления, дети учатся контролировать свое поведение и приобретают большую концентрацию, если родители выстраивают правильную программу воспитания и работы с симптомами расстройства.

Расстройство аутистического спектра (РАС) влияет на общение и взаимодействие человека с другими людьми. Лекарства от аутизма не существует, но лечение может помочь людям добиться прогресса в тех областях, которые им тяжело даются.

По данным Минздрава РФ число пациентов с диагнозом аутизм в 2017 году достигло более 22 тысяч человек и продолжает расти. Существуют определенные проблемы диагностики, поскольку симптомы РАС очень разнообразны.

К сходствам обоих синдромов можно отнести:

  1. нежелание подражать взрослым (вести себя “как папа”, “как мама”);

  2. задержка ролевой игры;

  3. отсутствие чувства личного пространства и дистанции;

  4. избирательность внимания;

  5. отсутствие символической игры “понарошку”.

СДВГ или аутизм? Отличия

Выявить различия между аутизмом и гиперактивностью иногда нелегко, особенно у детей младшего возраста. Ниже приведена сравнительная таблица основных признаков этих двух состояний:

СДВГ

РАС


Концентрация внимания

Ребенок не может долго уделять внимание одному и тому же вопросу и легко отвлекается. 

Особенно заметно отсутствие собранности проявляется при выполнении домашнего задания.   

Ребенок буквально одержим тем, что его интересует. При этом ему трудно сосредоточиться на вещах менее увлекательных. 

Дети с аутизмом иногда не в состоянии заниматься предметами, которые для них скучны.


Коммуникация 

Особенности коммуникации детей с СДВГ проявляются в следующем:

  1. они говорят очень много, преобладает монологическая речь;

  2. стремятся сделать так, чтобы последнее слово оставалось за ними;

  3. не замечают, как их слова могут повлиять на собеседников;

  4. постоянно прерывают и перебивают.

Для ребенка с РАС характерны проблемы в общении:

  1. испытывают трудности с выражением своих эмоций и мыслей;

  2. не могут дополнять коммуникацию жестами;

  3. не поддерживают зрительный контакт;

  4. концентрируются только на одной теме разговора;

  5. не умеют общаться в диалоге;

  6. не проявляет ответной реакции на социальные взаимодействия.

Повседневные привычки

Гиперактивные дети быстро устают от повторяющихся структур (например, определенный вид деятельности на уроке) и рутинных действий. Без разнообразия они теряют интерес к деятельности. 

Дети-аутисты часто демонстрируют настойчивое стремление придерживаться систематических действий или моделей вербального и невербального поведения.

Например, они могут читать одну и ту же книгу снова и снова, или каждый вечер заказывать одинаковую еду. Изменения в распорядке дня вызывают расстройство и раздражительность.

Существует ли связь между аутизмом и СДВГ?

Исследования показали, что каждый третий случай аутизма сопровождается симптомами СДВГ. Вопросы связи гиперактивности и РАС только начинают изучать.

Тем не менее, в настоящее время специалисты отмечают, что многие дети отвечают критериям и того, и другого.

По оценкам Центра по профилактике и контролю заболеваемости (Center for Disease Control and Prevention) 14% детей с СДВГ также страдают расстройствами аутистического спектра. 

Исследователи не до конца понимают, что является причиной того или иного состояния, хотя генетические факторы играют роль в обоих случаях.

Источник

Ребенок требует внимание фото

Ребенок требует внимание

Из-за того, что проявления синдрома дефицита внимания и аутизма иногда бывают очень схожими, специалисты затрудняются с диагнозом. Прежде чем сделать заключение, врач проводит ряд тестов и анализов. Родители иногда преждевременно паникуют, принимая СДВГ за аутизм. Но между данными расстройствами есть принципиальная разница.

Схожесть и различия аутизма и СДВГ

Оба синдрома имеют следующие внешние проявления:

  • невнимательность, плохая концентрация. Данный критерий обязателен для постановки диагноза СДВГ;
  • гиперактивность. Присуща обоим заболеваниям, но не является обязательным пунктом для конечного заключения;
  • импульсивность, малая осознанность своих действий;
  • плохая способность к организации своего труда и времени.

Также схожесть между СДВГ и РАС (расстройство аутического спектра) заключается в том, что им чаще получают диагноз мальчики.

При всем этом большинство специалистов придерживается мнения, что данные заболевания взаимоисключающие, т.к. носят разную природу.

У аутиста могут также быть тревожные состояния и невнимательность. Но они имеют другую причину возникновения. Если при СДВГ плохая устойчивость внимания считается одним из главных критериев, то при аутизме — скорее дополнением к анамнезу.

Невнимательность в школе на уроках фото

Невнимательность в школе на уроках

Также деткам с СДВГ менее свойственны аутические проявления в виде отрешенности. Да, они могут засмотреться в окно, задуматься о чем-то своем. Но это вызвано непосредственно неспособностью концентрироваться долго на разговоре или выполнении определенного действия. Аутичный ребенок будет именно «замкнутым», отрешенным.

Одним из главных различий между СДВГ и РАС выступает отстраненность от социальных контактов. Трудности при построении межличностных отношений возникают в обоих случаях. Но при аутизме причиной выступает просто нежелание и равнодушие самого ребенка, а при СДВГ – неспособность выслушать до конца собеседника, привычка перебивать и т.д.

Для точной постановки диагноза необходимо обратиться к врачу: неврологу, психологу и психиатру. Больше информации даст МРТ.

Главное – проконсультироваться у специалиста, а не вешать ярлыки на ребенка преждевременно. Своевременное обращение за помощью позволит ускорить процесс выздоровления.

Ребенок игнорирует просьбы родителей фото

Ребенок игнорирует просьбы родителей

Что о заболеваниях говорят родители деток

Проявления синдромов похожи, и нередко родители прибегают к неправильным методам лечения, паникуют и тем самым травмируют своих детей. Если же при первых подозрениях, что с вашим чадом что-то не так, вы обратитесь к врачу, то негативных последствий можно избежать. Ниже представлены отзывы родителей, у которых детки больны СДВГ и РАС.

Опыт постановки диагноза

ПозитивныйНегативный
Пришлось море литературы перелистать, прежде чем мы узнали, что с нашим сыном. Сходили к неврологу – он подтвердил наши опасения. У малыша СДВГ. Ну, ничего, лечимся. Сейчас немного симптоматика сходит «на нет».

Гость.

Мы, наверное, месяца четыре проходили диагностику в разных больницах. Сначала врач сказал, что у нас аутизм. Пошли к психологу – тот посмеялся с диагноза и компетентности врача. В конечном итоге оказалось, что малышка с дефицитом внимания. Пока бегали по клиникам, могли лечиться.

Гость.

Мы как-то сразу поняли, почему ребенок такой гиперактивный. После консультации с психологом и неврологом, наши подозрения были подтверждены.

Гость.

У нас горький опыт постановки диагноза. Год лечили ребенка от аутизма, а оказалось – СДВГ. Жаль, что сразу к толковому специалисту не попали.

Гость.

Нам в садике сказали, чтобы сына на консультацию сводили к психологу. Он нас направил еще к неврологу и психиатру. Оказалось, что у нас СДВГ, а не аутизм, как воспитательницы кричали.

Наталья.

Больше отзывов можете прочесть на сайте stranamam.ru.

Статья в тему:  Советы как вести себя с ребенком СДВГ

Вывод

Как только у ребенка начала проявляться симптоматика расстройства, не медлите и обращайтесь к врачу. Посетите невролога и психиатра. Так вы сможете избежать дальнейшего развития заболевания.

Высококвалифицированный специалист сможет определить наличие расстройства у ребенка и его природу. Тогда вы сможете избежать путаницы и пустой траты время на малоэффективное лечение.

Видео — Аутизм. Гиперактивность. Лечение.

Видео — РДА ( ранний детский аутизм) СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Источник

Аутизм или СДВГ? 

Путеводитель для родителей в хитросплетениях диагнозов

Задержки в социальных навыках. Трудности с общением. Повторяющееся поведение. Что стоит за всем этим: СДВГ? Аутизм? И то и другое? Когда симптомы пересекаются, родители нуждаются в более точном понимании каждого диагноза для проведения эффективного лечения.

Что такое аутизм?

Аутизм — это сложное неврологическое расстройство, которое затрагивает мальчиков в четыре раза чаще, чем девочек. Расстройства аутистического спектра (РАС) часто обозначаются врачами, как первазивные расстройства развития (ПРР).

ПРР представляет собой группу расстройств, куда входят: аутизм (в т.ч. атипичный аутизм), синдром Аспергера, синдром Ретта и прочие неспецифические расстройства развития. Расстройства характеризуются проблемами в общении с другими людьми, потребностью строгого соблюдения неких рутинных процедур и зацикленности на повторении некоторых действий и слов/звуков.

Некоторые педиатры достаточно хорошо разбираются в этих расстройствах, чтобы диагностировать ПРР, но большинство нуждаются в поддержке специалиста, особенно если ребенку уже продиагностировали СДВГ.

СДВГ или аутизм?

СДВГ и аутизм являются неврологическими расстройствами, которые влияют на аналогичные функции мозга. Это разные расстройства, но у них есть одни и те же симптомы — ребенку трудно осваиваться, он социально неловкий, способен сосредоточиться только на вещах, которые его интересуют, и импульсивен — и оба эти расстройства передаются по наследству.

Как правило, многие родители не могут отличить аутизм от СДВГ. Когда у ребенка проблемы с усидчивостью во время выполнения домашнего задания, уроков или приема пищи, когда он постоянно ёрзает или говорит слишком много и слишком настойчиво, большинство родителей и преподавателей думают: «У этого ребенка должно быть СДВГ!».

Большинство врачей, как правило, сразу диагностируют расстройство дефицита внимания. Расстройство широко известно, оно существует уже давно, и существуют эффективные стратегии для его лечения. Однако важно помнить, что почти любое психологическое расстройство или расстройство развития у детей может быть похожим на СДВГ, вне зависимости от того, гиперактивный ребенок или нет. Дети, находящиеся под стрессом, из-за проблем с обучением, тревоги, депрессии или проблем сенсорной интеграции, могут проявлять те же симптомы.

Для установления правильного диагноза требуется квалифицированная оценка.

Диагностирование РАС требует оценки детского психиатра или психоневролога.

Поскольку аутизм не может быть диагностирован с помощью медицинского тестирования, диагностика происходит через интервью, наблюдение и оценки со стороны. Даже когда профессионал высказывает свое мнение, он часто уклоняется от ответа, говоря: «Ну, ребёнок вертлявый и это довольно типичное поведение, которое в некоторой степени подтверждает диагноз первазивные  расстройства развития». Подобный разговор расстраивает родителей и ребёнка, но иногда это неизбежно. Последующая оценка во время следующей проверки часто проясняет многие вещи, но иногда ребенку не нужен диагноз, пока он получает необходимую помощь.

Лечение СДВГ может помочь с устранением симптомов аутизма. Обычно ребенку, у которого был диагностирован РАС, не ставится дополнительный диагноз СДВГ. Это, однако, не означает, что дети с РАС не получают помощи от интервенций, которые помогают детям с СДВГ.

Большинство родителей и педиатров предпочитают начинать с немедикаментозной терапии, чтобы управлять симптомами, которые препятствуют социальным и академическим успехам и приводят к беспокойной домашней жизни. Основой лечения РАС является поведенческая терапия, которая поощряет желаемое поведение и препятствует нежелательному. Может быть полезным составление списков, правил и расписаний, которые помогут дисциплинировать детей с РАС. Отметка выполненных заданий в списке может дать аутичным детям ощутить чувство выполненного долга.

—————————

Узнайте, как привести в порядок жизнь вашего ребенка с СДВГ позитивными методами

—————————

Физические упражнения оказывают положительное воздействие на детей с дефицитом внимания и детей с РАС, которые, похоже, обладают безграничной энергией. Направление избыточной энергии в физическую активность, такую, как плавание или каратэ, не требующих особого взаимодействия с другими детьми, позволяет им сжечь ее без давления от необходимости общения.

Если поведенческие и образовательные интервенции недостаточны, могут помочь лекарства. Большинство педиатров и практически все детские психиатры считают себя достаточно компетентными в назначении стимуляторов для СДВГ. Но их реже прописывают детям-аутистам, поскольку у детей с РАС есть непредсказуемые реакции на стимуляторы (наиболее распространенный класс лекарств, используемых для детей с СДВГ).

Класс лекарств, называемый атипичными нейролептиками, часто является эффективным средством лечения неусидчивости, повторяющегося поведения и нарушения сна у детей с аутизмом. К ним относятся Арипипразол (Abilify), Кветиапин фумарат (Seroquel) и Рисперидон (Risperdal, единственный из трех, который одобрен FDA (Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (Food and Drug Administration)) для лечения поведенческих расстройств, связанных с аутизмом). Хорошая реакция на атипичный нейролептик может исключить необходимость в стимуляторе.

Каждому ребенку, страдающему аутизмом, необходима поддержка дефектолога и невролога или детского психиатра, компетентного в области спектра аутизма. Наличие специалиста, который понимает, что значит жить с активным ребенком-аутистом (а разве бывают другие?), также является большой помощью для родителей.

Источник

Если у вашего ребенка РАС или СДВГ и ему необходимо развивать речь, внимание, память, навыки чтения и способность к обучаемости, попробуйте онлайн занятия по неврологической методике Fast ForWord!

Запишитесь на бесплатные пробные занятия, не откладывайте помощь своему ребенку!

Полезная статья? Поделитесь с друзьями!

Источник