Атлантический синдром что это такое

Атлантический синдром что это такое thumbnail

Предыдущая статья:
Следующая статья:

  Наверное, все слышали об атлантах, которые держат на своих плечах небо. Но не все знают о том, что атлантом еще называют и первый шейный позвонок, держащий «на своих плечах» нашу голову. Самый маленький по размерам, он находится в таком месте, что любые нарушения этого позвонка отражаются на состоянии всего организма в целом. Наиболее частая проблема, берущая начало обычно во время осложненных родов, в том числе при кесаревом сечении – это ротационный подвывих, когда атлант разворачивается на несколько градусов вокруг своей оси. При этом возникает ослабление фиксирующих связок и своеобразная разболтанность сочленений между первым, вторым шейными позвонками и затылочной костью. Чтобы двигаться дальше, поясним, что в этом же месте внутрь черепа входит позвоночная артерия, снабжающая кровью головной мозг, а из головы выходят вены, отводящие венозную кровь.
  Именно с болью, возникающей в этой области, и с сопутствующими ей нарушениями кровообращения в головном мозге, связано чрезвычайное многообразие проявлений атлантической болезни, назовем лишь некоторые из них:
  1. Нарушение осанки. Ребенок подсознательно стремиться выбрать положение, при котором шея меньше его беспокоит. Возникает асимметрия мышечного тонуса, которая постепенно спускается вниз, распространяясь вплоть до поясницы. Происходит искривление растущего позвоночника, развивается сколиоз.
  2. Повышение внутричерепного давления. Затруднение венозного оттока из головы приводит к повышению давления внутри черепа, что проявляется возбудимостью, ребенок трудно управляем, капризен, у него часто страдает аппетит и сон. По достижении 3-4 лет происходит окончательное укрепление костных швов черепа, он становится менее податлив, и повышенное давление вызывает дисбаланс между процессами торможения и возбуждения клеток головного мозга. В этом возрасте у многих детей с подвывихом развиваются двигательные неврозы – навязчивые движения: тики, подергивания конечностей, насильственное моргание, покашливание. Одним из вариантов такого состояния является заикание – логоневроз, по нашим данным 90% заикающихся детей имеют проблемы с атлантом.
  3. В возрасте 10-15 лет у детей с некомпенсированным подвывихом часто добавляются жалобы, которые обычно объединяют под именем вегетативная сосудистая дистония. Возникают приступы сердцебиения, может повышаться артериальное давление, кружиться голова, беспокоят вялость, утомляемость, плохая успеваемость. У многих нарушается зрение, прогрессирует близорукость.
  4. Хронические воспалительные заболевания носоглотки, которые плохо поддаются лечению и носят длительный, вялотекущий характер. Эти проявления также связаны с особенностями кровообращения носа и придаточных пазух у таких детей.
  Многообразие вышеперечисленных симптомов и их внешняя разнородность приводит к тому, что эти дети длительно и малоуспешно лечатся у разных специалистов. Они принимают мочегонные, седативные, противосудорожные препараты, лекарства, снижающие давление и т.д. Но если не провести грамотную коррекцию положения сдвинутого атланта все эти усилия в лучшем случае дают временный эффект.
  Для диагностики подвывиха часто бывает достаточно провести рентгенографию шейного отдела позвоночника с обязательным снимком через широко открытый рот. В более сложных случаях применяется компьютерная томография. Для выяснения состояния сосудов головного мозга проводится осмотр глазного дна и реоэнцефалография.
  Основным методом лечения является квалифицированная мягкотканная мануальная терапия, позволяющая вначале расслабить мышцы шеи, а затем поставить позвонок в физиологическое положение. Мануальная терапия хорошо сочетается с массажем. Эффективность лечения значительно повышается при одновременном применении специальных «детских» методик массажа и рефлексотерапии. Выраженное действие на венозный отток крови оказывает приставка пиявки на 5-7 минут в область шеи и крестца.
  Эффект лечения заметно проявляется обычно в течение 1-4 месяцев после окончания процедур. Чем старше ребенок, тем медленнее наступает улучшение, но оно происходит обязательно.
  После проведенной коррекции достигнутый результат важно закрепить за счет развития и укрепления мышц шеи и всего позвоночника на занятиях лечебной физкультурой и плаванием. При резких движениях, падениях позвонок может сместиться вновь, поэтому посещения мануального терапевта должны быть периодическими, не реже 1 раза в 6 месяцев, особенно в период интенсивного роста ребенка. Такая «поддерживающая» тактика не требует много времени и средств, но дает выраженный долговременный результат.

Читайте также:  Синдром ли код по мкб 10

Источник

Ассимиляция атланта

Ассимиляция атланта — частичное или полное сращение I шейного позвонка и затылочной кости черепа. Ассимиляция атланта может не сопровождаться клинически значимыми нарушениями. В других случаях она приводит к сдавлению структур краниовертебральной области (верхнего шейного отдела спинного мозга и продолговатого мозга), ограничению подвижности в верхнем шейном отделе позвоночника и развитию нестабильности сегментов нижнего шейного отдела. Диагностируется ассимиляция атланта путем рентгенологического исследования шейного отдела позвоночника и краниовертебрального перехода, дополнительно проводится Эхо-ЭГ, РЭГ, ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга, МРТ шейного отдела позвоночника. Лечится ассимиляция атланта в основном консервативными методами. Хирургические вмешательства проводятся с целью декомпрессии мозговых структур.

Общие сведения

Вместе с аномалией Кимерли и аномалией Киари ассимиляция атланта в неврологии и вертебрологии относится к врожденным аномалиям развития позвоночника. Встречается ассимиляция атланта примерно в 1-2% случаев и наиболее часто проявляется в возрасте от 20 до 30 лет. Как правило, развитие позвоночника происходит до 20-22 лет, причем шейный отдел оссифицируется в первую очередь. В норме суставные отростки I шейного позвонка (атланта) примыкают к мыщелкам затылочной кости. Ассимиляция атланта характеризуется плотным приращением атланта к затылочной кости. Зачастую ассимиляция атланта сочетается с его недоразвитием и смещенным положением по отношению ко II шейному позвонку, а также с базилярной импрессией — смещением вверх базилярного отдела затылочной кости, которое приводит к уменьшению объема задней черепной ямки и сдавлению расположенных в ней анатомических структур.

Ассимиляция атланта

Ассимиляция атланта

Причины ассимиляции атланта

Ассимиляция атланта является нарушением формирования краниовертебральных структур в процессе эмбрионального развития. В некоторой степени подобные нарушения являются генетически детерминированными. Об этом свидетельствует большая частота встречаемости ассимиляции атланта в семьях, члены которых имеют те или иные аномалии развития ЦНС (менингоцеле, платибазию, гидромиелию, аномалию Киари и др.). К факторам, вызывающим нарушения в процессе внутриутробного развития, относятся:

  • радиоактивное излучение
  • тяжелые заболевания матери (сахарный диабет, порок сердца, сердечная недостаточность, бронхиальная астма и пр.)
  • осложненное течение беременности: токсикоз, нефропатия и перенесенные в период беременности инфекции (корь, краснуха, цитомегалия, хламидиоз и пр.).

Патогенез

Развитие патологических изменений, которыми сопровождается ассимиляция атланта, может происходить двумя путями. Первый путь связан с тем, что ассимиляция атланта вызывает сужение и нарушение конфигурации большого затылочного отверстия, в результате чего возникает сдавление структур продолговатого мозга и верхних сегментов шейного отдела спинного мозга.

Второй патогенетический механизм обусловлен тем, что ассимиляция атланта приводит к сокращению амплитуды движений в верхнешейном отделе позвоночника. Ограничение движений в верхнем отделе за счет компенсаторных механизмов приводит к развитию повышенной подвижности в нижнем отделе шейного сегмента позвоночника. В результате гипермобильности увеличивается нагрузка на СIV-СV и СV-СVI межпозвонковые диски. Так может возникнуть их избыточная изношенность, ведущая к формированию нестабильности позвоночника на этом уровне.

КТ шейного отдела позвоночника (сагиттальная реформация). Ассимиляция атланта.

КТ шейного отдела позвоночника (сагиттальная реформация). Ассимиляция атланта.

Симптомы ассимиляции атланта

Нерезко выраженная ассимиляция атланта характеризуется бессимптомным течением и может на протяжении всей жизни пациента не давать о себе знать. Клинически значимая ассимиляция атланта дебютирует обычно после 20 лет. Ее проявления зависят от степени сращения атланта с затылочной костью и сочетания с другими врожденными аномалиями.

Ассимиляция атланта проявляется головными болями, которые могут иметь приступообразный характер и сопровождаться вегетативными реакциями: повышенной потливостью, тахикардией, колебаниями артериального давления, чувством жара в теле или наоборот зябкостью. При нарушении оттока цереброспинальной жидкости ассимиляция атланта проявляется чувством давления на глазные яблоки, тошнотой и рвотой. Возможны нарушения сна и боли в шее. Болевой синдром с локализацией болей в шейном отделе позвоночника зачастую появляется, если ассимиляция атланта сопровождается нестабильностью нижнешейных сегментов. Интенсивность боли может нарастать после физической нагрузки. При осмотре у таких пациентов выявляется повышенный тонус мышц шеи.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника меню питания

Ассимиляция атланта, приводящая к сдавлению верхних сегментов спинного мозга, обычно не сопровождается выраженной компрессионной миелопатией с тяжелыми двигательными нарушениями. Как правило, она проявляется легкими диссоциированными расстройствами чувствительности в области нижних шейных дерматомов, для выявления которых необходим тщательный неврологический осмотр.

Если ассимиляция атланта приводит к сдавлению структур продолговатого мозга, то наблюдаются признаки поражения выходящих из него черепно-мозговых нервов. Сдавление IX-XII пар проявляется нарушением глотания с поперхиванием во время еды, дезартрией, осиплостью голоса, снижением вкусовых ощущений. Поражение VIII пары черепно-мозговых нервов (преддверно-улитковый нерв) сопровождается развитием тугоухости, головокружением и появлением нистагма, VII пары — невритом лицевого нерва.

Диагностика

Клинические проявления, сопровождающие различные варианты ассимиляции атланта, и данные неврологического осмотра позволяют неврологу заподозрить нарушения, локализующиеся в шейном отделе позвоночника и краниовертебральной области. Для выявления ассимиляции атланта необходимо проведение:

  • Рентгенографии ШОП. Рентген шейного отдела позвоночника с захватом затылочной кости в прямой и боковой проекциях позволяет визуализировать место сращения. На стандартных и функциональных рентгенограммах часто обнаруживаются признаки нестабильности СIV-СV и СV-СVI, которой сопровождается ассимиляция атланта: изменение высоты межпозвонковых дисков, смещение позвонков и нарушение параллельности их суставных поверхностей.
  • ЭФИ. В ходе стандартного первичного обследования (ЭЭГ, Эхо-ЭГ и РЭГ) у пациентов с ассимиляцией атланта обычно определяется лишь повышенное внутричерепное давление.
  • Томографии. В случаях, когда ассимиляция атланта сопровождается симптомами поражения продолговатого мозга, необходимо исключение другой церебральной патологии: опухоли головного мозга, сирингомиелической кисты, абсцесса. С этой целью проводится КТ или МРТ головного мозга, которые в случае ассимиляции атланта могут выявлять признаки гидроцефалии. МРТ позвоночника позволяет судить о степени сдавления спинного мозга.

КТ шейного отдела позвоночника. Сращение атланта с  затылочной костью.

КТ шейного отдела позвоночника. Сращение атланта с затылочной костью.

Ассимиляция атланта требует дифференциации от остеохондроза позвоночника, бокового амиотрофического склероза, арахноидита, сирингомиелии, рассеянного склероза, фуникулярного миелоза.

Лечение ассимиляции атланта

Ассимиляция атланта при наличие клинических проявлений нуждается в проведении симптоматического лечения. Оно может осуществляться совместными усилиями неврологов, вертебрологов и ортопедов. Для купирования болевого синдрома применяют анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства (нимесулид, мелоксикам, диклофенак), рефлексотерапию. Для понижения внутричерепного давления пациентам назначают мочегонные препараты (ацетазоламид, спиронолактон, маннит). В лечении нестабильности позвоночника применяется ношение воротника Шанца, ЛФК и массаж, электрофорез, ультрафонофорез. Для снятия выраженного болевого синдрома могут проводиться паравертебральные блокады.

Хирургически ассимиляция атланта лечится только в случаях значительного сдавления спинного или продолговатого мозга. Операция может включать расширение затылочного отверстия и декомпрессию спинного мозга путем ламинэктомии. Операции переднего и заднего спондилодеза применяются с целью стабилизации шейного отдела позвоночника.

Источник

Видимо многие не слышали такого мудреного названия, Тем не менее это не новая болезнь, а грамотная трактовка известных детских проблем, в основе которых одна причина — травма или порок развития первого шейного позвонка, Атланта.

Симптомы данного недуга очень разнообразны и могут проявляться в виде частых и необъяснимых головных болей, головокружений, прогрессивно ухудшающегося зрения, повышенной утомляемости. У некоторых детей возникает горизонтальный нистагм — частое горизонтальное подергивание глазных яблок при переводе взгляда с одного объекта на другой. Среди прочих симптомов этой болезни — кожные высыпания, функциональные расстройства пищеварения (хронические запоры и др.), а также психологические проблемы.

В чем причина?

Приблизительно 80% малышей получают травму Атланта разной степени тяжести при нефизиологичных родах. К таковым относятся операция кесарева сечения, стремительные роды (длящиеся меньше 3-4 часов), наложение щипцов, ослабление родовой деятельности в момент прохождения плода по родовым ПУТЯМ. В случае обвития пуповиной у новорожденного также повышается шанс получить травму Атланта.

Дети, появившиеся на свет при подобных обстоятельствах, составляют группу риска. У большинства из них травмирован связочный аппарат, удерживающий первый шейный позвонок в определенном положении. А значит, велика вероятность того, что ребенок по мере взросления столкнется с болезненными проявлениями.

Читайте также:  Синдром навязчивых состояний к какому врачу

Этапы болезни

Посттравматический. Свежая травма вызывает у новорожденного отек и боль. Поэтому ребенок ведет себя беспокойно, часто плачет без видимых на то причины. В кроватке или при пеленании можно заметить, что кроха держит голову, чуть запрокинув ее или же наклонив в сторону. Такова защитная реакция организма, который ищет удобное положение, чтобы уменьшить боль. Еще одна примета недуга — неодинаковый размер детских зрачков. Характерно также поведение малыша в часы кормлений, которое мама принимает за непонятные капризы. Вначале ребенок активно берет грудь, а через несколько мгновений вдруг выпускает сосок, начинает мотать головой, плакать. Затем судорожно ищет сосок, делает несколько глотков и вновь им овладевает беспокойство. В результате малыш засыпает полуголодным. Но и тут ему не дает покоя воздух, попавший в желудок с пищей. Срыгивания и постоянное недоедание не способствуют нормальной прибавке в весе.

Адаптационный. Через месяц после рождения боль у малыша наконец проходит, исчезает и отечность тканей. Однако начинаются другие неприятности. Мама, беседуя с крохой, пытается заглянуть ему в глаза, а тот постоянно «промахивается». То есть ребенок неспособен быстро фокусировать взгляд, а также зрительно ориентироваться в трехмерном пространстве. Он правильно определяет источник звука, но не может быстро отыскать его глазами. А все потому, что неправильное положение Атланта не позволяет свободно поворачивать голову. Однако наш организм настолько умеет приспосабливаться, что и эти проявления часто остаются незамеченными и постепенно исчезают. А без лечения им на смену приходят другие.

Вегетативные расстройства. На следующем этапе заболевания у ребенка могут появиться кожные высыпания, косоглазие, функциональные расстройства пищеварения, дискинезии желчевыводящих путей и кишечника. Такой ребенок позже своих сверстников начинает сидеть, стоять и ходить.

Диагностика и лечение

Наиболее объективным методом диагностики считается рентгеновское исследование верхнего отдела позвоночника. Однако вся процедура осложняется тем, что ребенок должен занять определенное положение и как бы замереть на несколько минут с открытым ртом. Для младенца такое задание вряд ли выполнимо. Поэтому врачи вынуждены удовлетворяться клинической диагностикой во время осмотра.

И все же родителям не стоит опускать руки. Зная факторы риска (а это и доминирующее положение детской головы в любом положении тела, косоглазие, нарушение ориентации, отставание в развитии, укачивание в транспорте), вы могли бы обратить на них внимание и своевременно проконсультироваться с врачом.

Когда-то великий средневековый ученый Абуль-Фарадж в своих трактатах призывал коллег фиксировать в определенном выгодном положении травмированные суставы шеи, ограничивать рецепторные поля больного ребенка от перевозбуждения, а также объединять членов семьи в духовной работе. Эти советы актуальны и сегодня. А одним из рычагов решения проблемы считается осторожное манипулирование на суставах и связках позвоночника.

Однако терапия терапии — рознь. Во-первых, малютке нескольких месяцев от роду необходима ювелирная мануальная терапия, которую должен проводить врач-клиницист. Дело в том, что попытки нормализовать работу суставов и связок неизбежно влияют на вегетативную систему. И лишь грамотные действия не дают ситуации выйти из-под контроля.

Во-вторых, даже верные манипуляции решают проблему лишь частично. Ибо к моменту появления первых симптомов уже есть органы и системы, пострадавшие в результате нарушения вегетативной регуляции. Этим органам важно помочь. В одном случае — восстановить витаминный и белковый баланс, в другом — стимулировать кроветворную функцию. Необходимо восстановить и нарушенный баланс естественных физиологических процессов. Все эти меры позволят справиться с патологией Атланта, маленькой косточки-позвонка, от которой порой зависит жизнь.

Михаил Коровкин, Международный институт физиологии
Журнал «Лиза. Мой ребенок» № 9 за 2002 год

Источник