Астено невротический синдром у ребенка 6 лет
Астено-невротический синдром (церебральная астения) является функциональным психическим расстройством, которое относится к группе неврозов. Это пограничное состояние, то есть его нельзя отнести к тяжелому психическому заболеванию, что при правильном своевременном лечении дает благоприятный прогноз.
Астено-невротический синдром встречается одинаково часто у взрослых и детей, он развивается под действием различных причинных факторов. В связи с тем, что у ребенка структуры центральной нервной системы находятся в процессе формирования и дозревания, это нарушение у них имеет определенные особенности.
Причины возникновения
Астено-невротический синдром у детей может развиваться вследствие воздействия значительного количества различных факторов, к которым относятся:
- Наследственная предрасположенность – наиболее частая причина развития астено-невротического синдрома, при этом по наследству передаются особенности функциональной активности центральной нервной системы, в частности повышенный уровень возбуждающих активные соединений, при помощи которых происходит взаимосвязь между клетками головного мозга — нейроцитами.
- Повышенная нагрузка на структуры центральной нервной системы, перенесенные стрессовые ситуации.
- Нарушение обмена веществ в тканях головного мозга, приводящее к его энергетическому голоданию.
- Перенесенные воспалительные заболевания головного мозга (энцефалит) или его оболочек (менингит), вызванные бактериальной или вирусной инфекцией.
- Черепно-мозговая травма, перенесенная в прошлом, которая часто приводит к нарушению функционального состояния головного мозга.
- Отравление организма ребенка различными токсинами, которые влияют на обменные процессы в тканях головного мозга, часто в роли токсинов у детей могут выступать некоторые лекарственные средства, особенно при несоблюдении адекватных возрастных дозировок во время их применения.
- Недостаточное поступление кислорода в ткани головного мозга, спровоцированное тяжелым течением родов, при этом неврастения у ребенка может сочетаться с детским церебральным параличом (ДЦП).
- Хронические заболевания печени или почек, приводящие к функциональной недостаточности этих органов с повышением уровня продуктов обмена веществ в крови, которые могут оказывать негативное влияние на нервную систему.
- Заболевания щитовидной железы, сопровождающаяся повышением уровня ее гормонов, которые увеличивают функциональную активность коры головного мозга.
- Гиповитаминоз – недостаточное поступление в организм ребенка витаминов, которые необходимы для нормального функционального состояния нервной системы (недостаток витаминов группы В).
- Неблагоприятный социальный фактор (неурядицы в семье ребенка, повышенные требования к его развитию со стороны родителей, приводящие к нагрузкам на нервную систему, смена коллектива, приводящая к необходимости адаптации психики, проблемы межличностных отношений).
Современные знания о том, что это такое астенический синдром, его причинах и механизме развития, дают более широкие возможности в отношении его эффективного лечения с целью профилактики усугубления нарушений функционального состояния центральной нервной системы.
Модификация образа жизни ребенка с исключением воздействия внешних причинных факторов неврастении (социальные факторы, умственное или эмоциональное перенапряжение) дает возможность предотвращать развитие нарушения работы нервной системы ребенка в будущем.
В структуре всех причин развития синдрома церебральной астении у ребенка чаще всего встречается социальный фактор и наследственность.
Симптомы
Симптомы неврастении у ребенка характеризуются достаточно большим количеством различных признаков.
Условно их можно разделить на проявления функционального нарушения работы вегетативной части нервной системы и коры головного мозга.
Симптомы церебральной астении со стороны вегетативной нервной системы
Проявления неврастении со стороны вегетативной нервной системы включают симптомы, которые могут маскировать заболевания внутренних органов, к ним относятся:
- покалывание в области сердца, которые имеет максимальную выраженность на фоне умственных, эмоциональных нагрузок или стрессов;
- учащение сокращений сердца свыше возрастной нормы (тахикардия);
- повышенная потливость ребенка.
Иногда астенический синдром у детей может сопровождаться субфебрильной температурой тела (около +37,5º С), особенно, если нарушение работы центральной нервной системы было спровоцировано увеличением продукции гормонов щитовидной железы.
Проявления астенического синдрома со стороны коры головного мозга
Признаки неврастении у ребенка со стороны коры головного мозга включают в первую очередь психологические изменения, которые характеризуются такими симптомами:
- Повышенная утомляемость, которая проявляется в невозможности ребенка выполнять умственную работу.
- Неусидчивость, невозможность концентрации внимания – на фоне повышенной утомляемости ребенок остается подвижным, неусидчивым, он не может сконцентрироваться.
- Нарушение памяти, в первую очередь краткосрочной, которое часто бывает взаимосвязано с пониженной концентрацией внимания (ребенок не запоминает информацию, потому что не может сконцентрироваться).
- Изменение эмоционального фона ребенка, которое проявляется раздражительностью, вспыльчивостью, плаксивостью (особенно у маленьких детей).
- Плохой сон – ребенок может длительное время плохо засыпать, но затем утром его также сложно разбудить. Бывает ситуация наоборот – ребенок засыпает быстро, но может проснуться от малейшего шороха.
- Эмоциональная лабильность – перепады настроения в течение небольшого промежутка времени и без видимых предпосылок или причин.
В целом основными симптомами, которые требуют повышенного внимания родителей, являются гиперактивность ребенка, снижение концентрации внимания (рассеянность), непослушание. Появление таких проявлений требует обращения к врачу, так как может указывать на возможное развитие функциональных изменений в работе структур центральной нервной системы.
У детей признаки астенического синдрома более выражены, чем у взрослых. Это связано с недостаточной зрелостью центральной нервной системы и легким нарушением ее функциональной активности даже при воздействии незначительных провоцирующих факторов. Иногда для развития неврастении достаточно небольшого нервного или эмоционального перенапряжения.
Лечение
Терапевтические мероприятия для лечения такого недуга, как церебрастенический синдром у детей, являются комплексными.
Они начинаются только после проведения диагностики причин развития функциональных нарушений работы центральной нервной системы ребенка, которые включают специальные психологические тесты для определения степени нарушений, методики инструментальной диагностики для выявления возможных заболеваний головного мозга или внутренних органов (рентгенография, компьютерная томография, электроэнцефалография, методики ультразвукового исследования). Терапевтические мероприятия включают общие рекомендации (режим), медикаментозное и психологическое лечение.
Общие (режимные) мероприятия
Общие мероприятия обязательно включаются в лечение церебральной астении у ребенка независимо от причин ее возникновения, к ним относятся:
- прогулки на свежем воздухе, позволяющие улучшить насыщение тканей головного мозга кислородом;
- достаточный сон, длительность которого должна соответствовать возрастной норме, не быть менее 8 часов, при этом самым оптимальным является сон с 22.00 до 6.00;
- сбалансированное рациональное питание с достаточным поступлением витаминов в организм;
- закаливание организма ребенка, прием контрастного душа;
- создание позитивного психологического настроя, уменьшение негативных эмоций и психологических нагрузок, периодическая смена впечатлений (путешествия, прогулки на природу семьей).
Выполнение общих рекомендаций позволит также предотвратить повторное развитие неврастении у ребенка в будущем.
Медикаментозное лечение
Применение лекарственных средств при астеническом синдроме у детей показано при выраженных нарушениях функциональной активности центральной нервной системы. Наиболее часто применяются седативные (успокаивающие) препараты, которые подавляют излишнюю возбудимость и способствуют нормализации работы центральной и вегетативной нервной системы (Седатив, Адаптол).
Медикаментозное лечение может проводить только врач, который подбирает препараты сугубо индивидуально. При этом также могут включаться лекарственные средства других фармакологических групп в случае наличия заболеваний внутренних органов.
Пройдя курс лечения, можно устранить церебрастенический синдром у детей.
Психотерапевтическое лечение
Психологическое лечение является основой успешной борьбы с астеническим синдромом у ребенка. В зависимости от степени нарушения функциональной активности головного мозга могут применяться различные методики, которые включают:
- Психотерапия – лечение словом, которое заключается в индивидуальной беседе врача с ребенком, установлении доверительных отношений, выяснении психотравмирующих факторов и изменении отношения ребенка к ним.
- Нейро-лингвистическое программирование – методика психотерапии, при которой проводится вербальное (с помощью слов) моделирование отношения ребенка к различным травмирующим факторам.
- Индивидуальные или групповые тренинги – дают возможность побороть ряд страхов ребенка, улучшить его социальную адаптацию, особенно в случае смены коллектива.
Методики психологического лечения при астено-невротическом синдроме у детей врач подбирает сугубо индивидуально, на основе результатов диагностики, выявления причин и степени нарушений.
Прогноз при астеническом синдроме у ребенка благоприятный, при условии адекватной, качественной терапии и своевременного ее начала.
Автор статьи: Кривогуз Игорь Михайлович, практикующий врач
Источник
Родители деток с астено-невротическим синдромом.Как вы справляетесь?Нам 12 лет,истерики на пустом месте,из за пустяка.Очень быстро устает..Пока пили фенибуд было лучше,закончился курс и всё по старому…уже сил нет((Истерика на любое »нет».