Астено невротический синдром у детей 2 лет

Астено невротический синдром у детей 2 лет thumbnail

Астено-невротический синдром у детей встречается часто. Это заболевание может возникать по причине перенесенной гипоксии, повреждения мозга бактериальными или вирусными инфекциями, плохой эмоциональной среды в семье или других факторов. Синдром требует лечения, так как он способен спровоцировать суицидальные настроения, соматические болезни, апатию.

Понятие астено-невротического синдрома, причины возникновения патологии

Астено-невротический синдром или АНС относится к неврозам. Эта патология еще имеет название неврастении. Болезнь может осложняться другими психическими заболеваниями.

Астено невротический синдром у детей может быть вызван большими нагрузками в школе

Наиболее частой причиной астено-невротического синдрома является стресс. Дети со слабой эмоциональной сферой чаще страдают этим заболеванием. Болезнь может появляться из-за постоянных конфликтов в семье, в которых присутствуют крики, драки, насилие.

Также АНС возникает из-за тяжелых нагрузок в школе, страха получить плохую отметку. Ребенка выбивают из колеи экзамены. Поэтому у отличников, учащихся в лицеях по сложной программе, часто встречается АНС. Смена школы или детского сада, адаптация к новому месту учебы также вызывают болезнь. Помимо этих причин АНС могут провоцировать и другие факторы.

Факторы, приводящие к появлению АНС:

  • Наследственная предрасположенность. Имеются родственники, которые страдали психическими расстройствами.
  • Инфекционные и воспалительные болезни мозга: энцефалиты, менингиты. Ткань мозга повреждается, поэтому могут появиться отклонения в психическом состоянии.
  • Онкопатология. Опухолевые клетки, разрастаясь, формируют образование, сдавливающее мозг, поэтому у ребенка появляются АНС.
  • Черепно-мозговые травмы. От ударов мозг повреждается, что провоцирует развитие неврастении через некоторое время. Особенно это происходит, если ребенок не получил лечения даже при легкой травме головы.
  • Эмоциональные травмы. Гибель близкого человека, домашнего животного, расставание с любимым человеком, насилие сексуального, физического или психологического характера.
  • Интоксикация. Использование высоких доз лекарств, отравления химическими веществами, продуктами, кишечные инфекции.
  • Гипоксическое поражение головного мозга во время вынашивания плода или при родах.

АНС также вызывает недостаточная функция почек. Возникает задержка токсических веществ в организме, которые провоцируют интоксикацию всего организма. На работу головного мозга влияет функция щитовидной железы. Если имеется гипотиреоз, у ребенка отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.

Нейроны в мозгу затрачивают большое количество энергии на осуществление передачи нервных импульсов. Когда ребенок плохо питается, развивается авитаминоз и нехватка микроэлементов. Это приводит к нарушению работы мозга, появляется раздражительность, нервозность и другие симптомы, относящиеся к АНС. Чтобы это предупредить, рацион ребенка должен быть полноценным и богатым витаминами.

Симптоматика

Астено-невротический синдром у детей характеризуется очень большим количеством признаков. Знание их позволяет своевременно выявить патологию, начать терапию.

Один из симптомов АНС у ребенка — грусть, апатия, бессилие

Симптомы АНС:

  • бессилие, особенно после умственных и физических нагрузок;
  • чуткий сон, длительное засыпание, раннее пробуждение;
  • недержание мочи, которое более характерно для пациентов 3-6-летнего возраста.
  • ритмичные подергивания мимических и других групп мышц, частое моргание, различные тики;
  • боль в мышцах шеи;
  • проблемы с запоминанием и усвоением информации в школе;
  • истерия, агрессия, повышенная плаксивость, снижение внимания, невозможность усидеть на одном месте;

Помимо этой симптоматики у пациента с АНС отмечаются непереносимость поездок на автомобильном, водном и воздушном транспорте. У некоторых детей возможно возникновение судорожного синдрома по причине травм, гипоксии, опухолей и других болезней. Дети с АНС очень плохо едят, испытывают головокружение. Среди пациентов возможна агрессия в отношении себя, которая может привести к суициду, травмам, ранениям. Многих пациентов с АНС мучает боль в голове.

Стадии заболевания

У астено-невротического синдрома выделяют стадии формирования болезни. Они характеризуют тяжесть состояния, определяют тактику лечения.

Стадии АНС:

  1. У пациента отмечается агрессия, раздражительность, пропадает желание учиться, снижается внимание.
  2. Апатия, безразличие к родственникам, к учебе, окружающим. Имеется агрессия, раздражительность. Пациент не переносит яркого света, громких звуков, плохо спит. Дети на этой стадии жалуются на ночные кошмары.
  3. Снижается выраженность агрессии, усиливается апатия, плаксивость. Ребенок быстро устает. У подростков возможна ипохондрия.

Стадии могут чередоваться друг с другом.

Прогноз

Без лечения к неврастении могут присоединяться психические болезни, которые мешают нормально жить и развиваться пациенту.

Чем опасен АНС:

  • депрессивные состояния;
  • ипохондрический синдром;
  • тревожные расстройства личности;
  • панические атаки;
  • самоубийства.

Чтобы избежать осложнений, нужно обратиться к врачу для обследования и лечения.

На фоне плохого эмоционального состояния могут развиться соматические болезни, а именно гастриты, язвенное поражение желудка, болезни сердца, нарушение гормонопродукции. В тяжелых случаях возникают суицидальные наклонности или инвалидность.

Диагностические и лечебные мероприятия

При появлении симптоматики болезни необходимо обратиться к неврологу. Врач проведет осмотр, соберет анамнез, назначит дополнительные методики обследования.

Перечень обследования:

  • магнитно-резонансная и компьютерная томография;
  • реоэнцефалоргафия;
  • анализы крови, мочи, сахар крови,
  • гормоны щитовидной железы и другие по показаниям.

Помимо этих обследований ребенку показана консультация эндокринолога и психолога или психотерапевта в зависимости от тяжести психических отклонений.

Лечение заболевания направлено на устранение очагов повреждения в мозге, улучшение эмоционального состояния, обогащение организма витаминами и микроэлементами. Ребенку могут назначить антидепрессанты, седативные препараты, транквилизаторы. Эти лекарства назначает психотерапевт или невролог. Также используют ноотропные средства для повышения кровотока в мозге, улучшения внимания и памяти. Активно проводят витаминотерапию, налаживают питание ребенка.

Рацион должен содержать достаточное количество молочных, мясных, рыбных продуктов, овощей и фруктов.

Пациента ограждают от эмоционального потрясения, стрессовых ситуаций, снижают нагрузку в школе, отказываются от секций и кружков. Ребенку показан легкий массаж плечевой зоны, спины, поясницы. Следует соблюдать режим тишины во время засыпания пациента.

Астено-невротический синдром требует обязательно лечения. Если не купировать это состояние, оно может вызвать серьезные психологические проблемы, такие как тревоги, панические атаки, депрессивные состояния, ипохондрию. Также возможно присоединение соматических патологий, которые ухудшают качество жизни и адаптацию в обществе.

Также рекомендуем почитать: церебрастенический синдром в детском возрасте

Источник

Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.

Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.

Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.

Общие сведения о патологии

неврастения у детей

Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.

Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.

Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.

Симптомы заболевания

симптомы неврастении у детей

Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:

  1. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе вегетативной нервной системы. К симптомам данной группы относятся все физиологические проявления неврастении: повышенное потоотделение, физиологическая зависимость от сладкого, энурез, отклонение сердечного ритма от средних показателей возрастной нормы, снижение артериального давления, снижение иммунитета к простудным заболеваниям.
  2. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе мозга. К этой группе симптомов относят поведенческие проявления неврастении: беспричинные смены настроения, неадекватные реакции на слова и действия окружающих, слабый контроль эмоциональных проявлений, нарушения сна, преобладание сниженного фона настроения, депрессия, снижение произвольного запоминания и концентрации внимания, двигательная расторможенность, появление различных фобий.

Симптомы у детей 2–6 лет

Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:

  • пугливости, фобий, излишней впечатлительности;
  • логоневроза в виде быстрой речи и нечеткого звукопроизношения
  • плаксивости, капризности;
  • раздражительности и вспыльчивости;
  • немотивированной агрессии по отношению к сверстникам, аутоагрессии;
  • жестокого обращения с игрушками;
  • склонность рвать, ломать, портить вещи, книги;
  • неугомонности и суетливости, двигательной расторможенности, навязчивых движений;
  • депрессивного настроя;
  • судорожного синдрома и нервных тиков;
  • беспокойного сна;
  • потери интереса к любимым играм, вялости;
  • психосоматических проявлений (боли в шее и руках, запор).

Симптомы у школьников

Симптомы неврастении у школьников

Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:

  • раздражительность и нервная возбудимость;
  • ранимость, обидчивость;
  • замкнутость;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности;
  • повышение ситуативной и личностной тревожности и беспричинного беспокойства;
  • перепады настроения;
  • панические атаки и фобии;
  • снижение концентрации произвольного внимания;
  • резкое снижение успеваемости;
  • головная боль;
  • проблемы со сном;
  • расстройство аппетита;
  • яркие эмоциональные вспышки в виде крика, падения на пол, истерики.

Стадии астено-невротического синдрома

Гипертоническая неврастения

В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:

  1. Гипертоническая неврастения. На данной стадии у больного отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, эмоциональная впечатлительность, снижение эффективности выполнения умственного или физического труда, рассеянность, опоясывающая головная боль, проблемы со сном.
  2. Раздражительная слабость. Недуг переходит на вторую стадию в том случае, если больной игнорировал начальные признаки заболевания и не обратился за медицинской помощью. Данная стадия характеризуется тем, что свою раздражительность человек уже не может скрывать, его нервная система быстро истощается. Больной не может сконцентрироваться на стоящих перед ним производственных или учебных задачах из-за постоянной головной боли, слабости в теле. Человек чувствует себя разбитым с самого утра.
  3. Гипостеническая неврастения. Если на второй стадии не последовало обращения к врачу, недуг перерастает в 3 стадию. У больного появляется хроническая усталость, тоскливое настроение, апатия, сонливость. Появляются психосоматические нарушения: кожный зуд, выпадение волос, ломкость ногтей, боли в позвоночнике и суставах, снижение остроты слуха и зрения, обострение хронических заболеваний.

Разновидности синдрома

плаксивость ребенка

Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:

  • Церебрастенический астеноневроз – врожденная патология, обусловленная органическими поражениями головного мозга.
  • Резидуальная астения – врожденный вид невроза, возникающий в результате патологии нервной системы или в результате родовой травмы головы. Проявлениями данной разновидности болезни являются плаксивость, энурез, нарушения мелкой и крупной моторики.
  • Соматогенная астения – разновидность психосоматического недуга. Как правило, данная разновидность невроза формируется у детей, имеющих в анамнезе нарушения в функционировании пищеварительной системы в виде гастритов, язвенного поражения двенадцатиперстной кишки.
  • Дизонтогенетическая астения, основными признаками которой являются хроническая усталость, низкая работоспособность и слабая концентрация внимания на интеллектуальной задаче.
  • Психосоциальная неврастения – это невроз, возникающий как следствие неблагоприятной обстановки в семье. В подростковом возрасте данная форма астении может развиться в результате неприятия ребенка обществом сверстников. Эта разновидность болезни проявляется бессонницей и частыми головными болями.
  • Гипердинамическая астения – это форма невротического расстройства детей дошкольного возраста. Она проявляется в виде двигательной расторможенности, неусидчивости, суетливости ребенка.
  • Гиподинамическая астения – это вид невроза, при котором процессы торможения в нервной системе преобладают над процессами возбуждения. Ребенок пассивен, малоподвижен, погружен в собственный внутренний мир, избегает общения со сверстниками и подвижных игр. Главной причиной этого типа заболевания является дефицит массы тела или избыточный вес, слабый мышечный тонус, склонность к простудным заболеваниям.

Причины нервного расстройства

заниженная самооценка ребенка

Астения может возникнуть по следующим причинам:

  • генетическая предрасположенность к расстройствам нервной системы;
  • меланхолический или холерический тип темперамента у ребенка;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • асфиксия в процессе родов или кислородное голодание плода во время внутриутробного развития;
  • сильные эмоциональные потрясения матери во время беременности;
  • ярко выраженный токсикоз в период вынашивания плода;
  • воздействие на плод токсичных веществ в результате употребления матерью медицинских препаратов, алкоголя или курения во время беременности;
  • резус-конфликт у матери и ребенка;
  • нарушение обменных процессов в коре больших полушарий в результате нейронных патологий и заболеваний мозговых оболочек;
  • ДЦП;
  • травмы позвоночника;
  • ослабленный иммунитет ребенка;
  • черепно-мозговая травма или инфекционные заболевания в период раннего детства;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • менингит, арахноидит и энцефалит;
  • онкология головного мозга;
  • аномалии в работе почек и печени;
  • дефицит в организме витаминов группы В;
  • гормональный дисбаланс, патология эндокринной системы;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • сахарный диабет;
  • длительное пребывание в стрессовом состоянии или сильное эмоциональное потрясение;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты в отношениях с близкими;
  • излишняя строгость родителей, применение в отношении ребенка жестоких методов воспитания;
  • низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
  • сложности социализации и адаптации ребенка к новому коллективу и месту жительства;
  • физическое переутомление, обусловленное нарушением режима труда и отдыха;
  • избыточное количество занятий у детей в сфере дополнительного образования;
  • подростковая игромания;
  • бесконтрольный просмотр детьми телепередач и фильмов, оказывающих негативное влияние на психику;
  • употребление подростком психотропных веществ, алкоголя, наркотиков.

Диагностика

диагностика у невролога

Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:

  1. Опрос пациента, сбор анамнеза. Выявление факторов, спровоцировавших недуг. Сопоставление данных психиатра, невролога и терапевта.
  2. Диагностика состояния внутренних органов пациента с помощью ЭЭГ, ЭКГ, компьютерных технологий, рентгенографии и УЗИ. Оценка реакции больного на яркий свет, различные звуки. Оценка сохранности рефлекторной деятельности. Соотнесение актуального состояния развития психики пациента со средними показателями возрастной нормы.
  3. Лабораторная диагностика. Общий анализ крови и биохимическое исследование образца крови позволяют исключить наличие у пациента различных инфекционных, иммунологических, гематологических заболеваний.
  4. Психологическая диагностика. Оценка уровня произвольного внимания, памяти, выявление особенностей логического мышления. Как правило, у пациентов, имеющих астеноневроз, через 10–15 минут обследования появляются признаки утомления.

Окончательный диагноз ставится на основе комплексного анализа информации о пациенте и клинической симптоматики. В некоторых случаях для определения неврологического статуса пациента требуется консультация смежных специалистов.

Лечение астено-невротического синдрома

ребенок у психотерапевта

Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.

В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.

Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.

С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.

Условиями скорейшего выздоровления являются:

  • соблюдение ребенком режима дня;
  • систематические занятия спортом, выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики;
  • контрастный душ, ванны с мятой и лавандой;
  • рациональное питание и употребление витаминно-минеральных комплексов, рекомендованных врачом;
  • ежедневные пешие прогулки продолжительностью 1–2 часа;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье, внимательное и уважительное отношение к ребенку со стороны родителей.

Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.

Осложнения заболевания

депрессия у ребенка

Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:

  • гормональные нарушения, повышающие риск возникновения патологии пищеварительного тракта, ускорение или замедление темпов полового созревания;
  • отсутствие во взрослой жизни репродуктивной способности;
  • трудности социализации;
  • депрессия, суицидальные мысли;

Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.

Мои рекомендации

Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.

Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.

Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе ­– творчество действует на них исцеляюще.

Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.

Заключение

Таким образом, не всегда неврастения обусловлена физиологическими причинами и патологиями в развитии. Практически половина случаев заболевания обусловлена социальными причинами и ошибками в воспитании.

Для того, чтобы лечение астено-невротического синдрома было эффективным, необходимо устранить причину, которая его спровоцировала. При этом родителям важно понимать, что лечение неврологии – процесс длительный. Только соблюдение всех клинических рекомендаций, прохождение полных курсов психотерапии и психокоррекции гарантируют полное выздоровление ребенка. Четкое следование указанием врача поможет предотвратить осложнения и негативные последствия невротического расстройства.

Источник