Астено невротический синдром что это такое у детей
Астено-невротический синдром у детей встречается часто. Это заболевание может возникать по причине перенесенной гипоксии, повреждения мозга бактериальными или вирусными инфекциями, плохой эмоциональной среды в семье или других факторов. Синдром требует лечения, так как он способен спровоцировать суицидальные настроения, соматические болезни, апатию.
Понятие астено-невротического синдрома, причины возникновения патологии
Астено-невротический синдром или АНС относится к неврозам. Эта патология еще имеет название неврастении. Болезнь может осложняться другими психическими заболеваниями.
Астено невротический синдром у детей может быть вызван большими нагрузками в школе
Наиболее частой причиной астено-невротического синдрома является стресс. Дети со слабой эмоциональной сферой чаще страдают этим заболеванием. Болезнь может появляться из-за постоянных конфликтов в семье, в которых присутствуют крики, драки, насилие.
Также АНС возникает из-за тяжелых нагрузок в школе, страха получить плохую отметку. Ребенка выбивают из колеи экзамены. Поэтому у отличников, учащихся в лицеях по сложной программе, часто встречается АНС. Смена школы или детского сада, адаптация к новому месту учебы также вызывают болезнь. Помимо этих причин АНС могут провоцировать и другие факторы.
Факторы, приводящие к появлению АНС:
- Наследственная предрасположенность. Имеются родственники, которые страдали психическими расстройствами.
- Инфекционные и воспалительные болезни мозга: энцефалиты, менингиты. Ткань мозга повреждается, поэтому могут появиться отклонения в психическом состоянии.
- Онкопатология. Опухолевые клетки, разрастаясь, формируют образование, сдавливающее мозг, поэтому у ребенка появляются АНС.
- Черепно-мозговые травмы. От ударов мозг повреждается, что провоцирует развитие неврастении через некоторое время. Особенно это происходит, если ребенок не получил лечения даже при легкой травме головы.
- Эмоциональные травмы. Гибель близкого человека, домашнего животного, расставание с любимым человеком, насилие сексуального, физического или психологического характера.
- Интоксикация. Использование высоких доз лекарств, отравления химическими веществами, продуктами, кишечные инфекции.
- Гипоксическое поражение головного мозга во время вынашивания плода или при родах.
АНС также вызывает недостаточная функция почек. Возникает задержка токсических веществ в организме, которые провоцируют интоксикацию всего организма. На работу головного мозга влияет функция щитовидной железы. Если имеется гипотиреоз, у ребенка отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.
Нейроны в мозгу затрачивают большое количество энергии на осуществление передачи нервных импульсов. Когда ребенок плохо питается, развивается авитаминоз и нехватка микроэлементов. Это приводит к нарушению работы мозга, появляется раздражительность, нервозность и другие симптомы, относящиеся к АНС. Чтобы это предупредить, рацион ребенка должен быть полноценным и богатым витаминами.
Симптоматика
Астено-невротический синдром у детей характеризуется очень большим количеством признаков. Знание их позволяет своевременно выявить патологию, начать терапию.
Один из симптомов АНС у ребенка — грусть, апатия, бессилие
Симптомы АНС:
- бессилие, особенно после умственных и физических нагрузок;
- чуткий сон, длительное засыпание, раннее пробуждение;
- недержание мочи, которое более характерно для пациентов 3-6-летнего возраста.
- ритмичные подергивания мимических и других групп мышц, частое моргание, различные тики;
- боль в мышцах шеи;
- проблемы с запоминанием и усвоением информации в школе;
- истерия, агрессия, повышенная плаксивость, снижение внимания, невозможность усидеть на одном месте;
Помимо этой симптоматики у пациента с АНС отмечаются непереносимость поездок на автомобильном, водном и воздушном транспорте. У некоторых детей возможно возникновение судорожного синдрома по причине травм, гипоксии, опухолей и других болезней. Дети с АНС очень плохо едят, испытывают головокружение. Среди пациентов возможна агрессия в отношении себя, которая может привести к суициду, травмам, ранениям. Многих пациентов с АНС мучает боль в голове.
Стадии заболевания
У астено-невротического синдрома выделяют стадии формирования болезни. Они характеризуют тяжесть состояния, определяют тактику лечения.
Стадии АНС:
- У пациента отмечается агрессия, раздражительность, пропадает желание учиться, снижается внимание.
- Апатия, безразличие к родственникам, к учебе, окружающим. Имеется агрессия, раздражительность. Пациент не переносит яркого света, громких звуков, плохо спит. Дети на этой стадии жалуются на ночные кошмары.
- Снижается выраженность агрессии, усиливается апатия, плаксивость. Ребенок быстро устает. У подростков возможна ипохондрия.
Стадии могут чередоваться друг с другом.
Прогноз
Без лечения к неврастении могут присоединяться психические болезни, которые мешают нормально жить и развиваться пациенту.
Чем опасен АНС:
- депрессивные состояния;
- ипохондрический синдром;
- тревожные расстройства личности;
- панические атаки;
- самоубийства.
Чтобы избежать осложнений, нужно обратиться к врачу для обследования и лечения.
На фоне плохого эмоционального состояния могут развиться соматические болезни, а именно гастриты, язвенное поражение желудка, болезни сердца, нарушение гормонопродукции. В тяжелых случаях возникают суицидальные наклонности или инвалидность.
Диагностические и лечебные мероприятия
При появлении симптоматики болезни необходимо обратиться к неврологу. Врач проведет осмотр, соберет анамнез, назначит дополнительные методики обследования.
Перечень обследования:
- магнитно-резонансная и компьютерная томография;
- реоэнцефалоргафия;
- анализы крови, мочи, сахар крови,
- гормоны щитовидной железы и другие по показаниям.
Помимо этих обследований ребенку показана консультация эндокринолога и психолога или психотерапевта в зависимости от тяжести психических отклонений.
Лечение заболевания направлено на устранение очагов повреждения в мозге, улучшение эмоционального состояния, обогащение организма витаминами и микроэлементами. Ребенку могут назначить антидепрессанты, седативные препараты, транквилизаторы. Эти лекарства назначает психотерапевт или невролог. Также используют ноотропные средства для повышения кровотока в мозге, улучшения внимания и памяти. Активно проводят витаминотерапию, налаживают питание ребенка.
Рацион должен содержать достаточное количество молочных, мясных, рыбных продуктов, овощей и фруктов.
Пациента ограждают от эмоционального потрясения, стрессовых ситуаций, снижают нагрузку в школе, отказываются от секций и кружков. Ребенку показан легкий массаж плечевой зоны, спины, поясницы. Следует соблюдать режим тишины во время засыпания пациента.
Астено-невротический синдром требует обязательно лечения. Если не купировать это состояние, оно может вызвать серьезные психологические проблемы, такие как тревоги, панические атаки, депрессивные состояния, ипохондрию. Также возможно присоединение соматических патологий, которые ухудшают качество жизни и адаптацию в обществе.
Также рекомендуем почитать: церебрастенический синдром в детском возрасте
Источник
Астенический невроз или неврастения является на сегодняшний день одной из самых распространенных форм неврозов и составляет около 34 % в общей структуре заболеваемости неврозами у детей и взрослых.
Это патологическое состояние возникает в результате истощения нервной системы и появления ее стойкого дисбаланса.
Заболевание в большинстве случаев возникает в результате длительных физических и/или психоэмоциональных нагрузок.
В медицине термин «астения» обозначал «слабость нервов».
Он был предложен Джоном Брауном и описан Георгом Бирдом еще в 18 веке.
Патология характеризуется:
- повышенной нервной возбудимостью;
- высокой истощенностью нервной системы в виде повышенной утомляемости и снижения работоспособности;
- стойкими головными болями;
- нарушениями сна;
- приступами одышки и сердцебиения;
- беспокойством и тревогой.
Неврастения у детей является пограничным заболеванием, характеризующимся временными нарушениями нервных функций.
Чаще всего эта патология в детском возрасте возникает у школьников и подростков в связи с длительным перенапряжением (физическим или психоэмоциональным), при частых конфликтах в семье или организованном коллективе и/или после стрессовых ситуаций.
Причины астенического невроза
Главными факторами, провоцирующими развитие этого патологического состояния, являются:
- истощение нервной системы, вызванное высокими нагрузками в школе, загруженностью ребенка (занятия в нескольких кружках, изучение нескольких иностранных языков, занятия с несколькими репетиторами, усиленное занятие спортом);
- воздействие острого или хронического психоэмоционального фактора (испуг, некорректное отношение близких или педагогов, непонимание в коллективе, постоянный страх наказания, развод родителей, смерть близкого, изменение места жительства или школы, у детей раненого возраста – начало посещения детского сада);
- стресс и эмоциональные потрясения (в том числе и положительные).
Большое значение в формировании неврастении у ребенка имеют:
- наследственность;
- незрелость нервной системы малыша, особое значение имеет преобладание процессов возбуждения над торможением;
- неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период беременности;
- воздействие на плод различных патогенных факторов (интоксикации, инфекционные заболевания, прием различных лекарств);
- развитие хронической внутриутробной гипоксии у плода, особенно во втором и третьем триместре беременности;
- ослабление иммунитета в определенные возрастные периоды или после перенесенных инфекционных, воспалительных или соматических заболеваний;
- сбой процессов формирования характера с преобладанием определенных черт;
- дефицит витаминов и микроэлементов;
- гормональные перестройки организма или дисфункции;
- нарушение цикличности сна, режима сна и бодрствования;
- длительный просмотр телевизора, компьютерные игры;
- вредные привычки.
Виды
Во взрослой неврологии выделяют три основные клинические формы астенического невроза, которые без своевременного и адекватного медикаментозного лечения и полноценного отдыха переходят одна в другую.
Поэтому часто заболевание протекает в виде последовательных стадий (фаз):
- гипертоническая форма неврастении;
- раздражительная слабость;
- гипостеническая форма.
При этом стадии заболевания имеют определенные признаки в виде неврологической симптоматики и вегетативных расстройств.
Симптомы астенического невроза у детей разного возраста
Но в детском возрасте проявления астенического невроза зависят от возраста ребенка.
У детей раннего возраста неврастения проявляется:
- характерные особенности поведения: гиперактивность или наоборот адинамия, вялость, плаксивость, излишняя впечатлительность;
- страхи, развитие фобий, нервных тиков и навязчивых движений;
- различные виды нарушений сна;
- изменения отношений к пище – отказ от еды, которое вызывает разные и иногда даже незначительные раздражители (кишечная колика, прорезывание зубов).
Астенический невроз у дошкольников характеризуется:
- выраженная вялость, снижение активности или наоборот раздражительность со склонностью к истериоидным припадкам с бурным проявлением эмоций;
- эмоциональная нестабильность и быстрая смена настроения;
- нарушения стула (чаще склонность к запорам);
- логоневрозы – чаще быстрая речь с нечетким произношением звуков;
- ночной энурез, неконтролируемые мочеиспускания;
- нарушения сна.
У детей школьного возраста и подростков симптомы этой патологии практически идентичны проявлениям заболевания у взрослых и отличаются разнообразием с переходом одной стадии в другую.
К характерным признакам гипертонической формы неврастении, которая является первой стадией астенического невроза, относятся:
- высокая возбудимость и повышенная раздражительность;
- быстрая утомляемость;
- слезливость;
- рассеянность, снижение работоспособности, снижение успеваемости в школе;
- различные виды нарушения сна (частые ночные пробуждения, тревожные сновидения и трудности засыпания);
- давящая головная боль, в виде «обруча» или «тяжелой шапки» («каска неврастеника»).
Следующей стадией развития неврастении является – раздражительная слабость.
Она возникает:
- при отсутствии лечения в первой стадии;
- при усилении воздействия провоцирующего патологического фактора;
- как первая стадия заболевания у пациентов с сильной нервной системой и у холериков.
Основным признаком этой стадии болезни считается — выраженная раздражительность, которая быстро трансформируется в нервное истощение.
Пациенты склонны испытывать противоречивые эмоции, быстро сменяющие друг друга: на смену возбуждению и крику приходит ощущение бессилия, обиды, переходящие в плач, реже истероидный припадок.
Быстрая утомляемость приводит к невозможности сконцентрироваться на работе, нарастанию общей слабости и головных болей.
Перерыв в работе не позволяет отдохнуть, усилия справиться с начатым делом приводят к усугублению слабости и нервному истощению.
Гипостеническая форма неврастении развивается:
- при отсутствии терапии второй стадии болезни;
- при значительном усилении воздействия причинного фактора;
- может развиваться как первая стадия болезни у астеников или у пациентов со слабой нервной системой.
Эта стадия астенического невроза характеризуется появлением:
- синдрома хронической усталости;
- постоянной сонливости;
- слезливости;
- постоянной тревоги и тоски.
Иногда возникает периодическая неврастения – при этой форме болезни признаки астенического невроза, чаще его гипостенической фазы неоднократно повторяются, периоды болезни учащаются и удлиняются, симптомы становятся более тяжелыми и устойчивыми к медикаментозному лечению.
Кроме этого у ребенка могут возникать психосоматические расстройства, которые самопроизвольно излечиваются после терапии астенического невроза.
Они проявляются как:
- стойкие боли в суставах и позвоночнике;
- снижение зрения и слуха;
- выпадение волос и повышенная ломкость ногтей;
- появление или усиление признаков хронических кожных заболеваний (экземы, псориаза, аллергических дерматитов);
- обострение герпеса и других вялотекущих или скрытых инфекционных процессов.
Диагностика
Диагностика данной патологии проводится врачом — неврологом на основании:
- сбора жалоб и анамнеза заболевания;
- уточнения причины заболевания;
- данных осмотра;
- определения неврологического статуса;
- лабораторных и инструментальных методов;
- консультации смежных специалистов.
Дополнительными инструментальными методами диагностики являются:
- УЗИ;
- МРТ — или КТ головного мозга;
- ЭЭГ, реоценцефалография;
- рентгенография;
- ЭКГ.
Подтверждение диагноза неврастении — постепенное прогрессирование симптомов и стадий болезни, отсутствие изменений в неврологическом статусе и органической неврологической, соматической и психиатрической патологии у пациента.
Лечение астенического невроза
Тактика лечения заключается в определении причинного фактора, его устранении и восстановлении нормального функционирования нервной системы пациента:
- полноценный отдых и сон;
- витаминизированное питание;
- смена обстановки;
- физиотерапевтические процедуры (электросон, массаж, аромотерапия);
- санаторно-курортное лечение или климатотерапия.
Дополнительно назначаются:
- общеукрепляющие препараты;
- витамины и минеральные комплексы + препараты кальция с железом и магнием;
- кофеин;
- препараты с пустырником и валерианой;
- растительные адаптогены;
- нейропротекторы;
- Омега-3;
- вегетостабилизирующие препараты (тенотен и грандаксин).
Кроме медикаментозного лечения назначается консультация психолога, аутогенные тренировки.
При развитии гипостенической формы лечение пациентов осуществляется в стационаре с применением транквилизаторов и антидепрессантов в индивидуальной дозировке.
Часто полноценный отдых, смена обстановки, нормализация ритма учебы или работы, сна и бодрствования, снижение психоэмоциональных и физических нагрузок позволяет полностью избавиться от проявлений болезни.
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
.
На фоне сильной усталости и частых волнений может возникнуть необходимость лечить невроз у ребенка. Маленькие пациенты быстро устают, плохо запоминают информацию. У вас есть основания заподозрить астено-невротический синдром у ребенка, если школьник стал раздражительным и невнимательным.
Общая информация о недуге
Описывая проявления астено-невротического синдрома, доктора дали этой болезни второе название: «раздражительная усталость». Все потому, что невроз детей дает о себе знать противоречивыми симптомами: постоянной усталостью и сильной раздражительностью. Заболевание может возникнуть в любом возрасте.
Если причиной недуга стала наследственная склонность, внутриутробная инфекция или травма, полученная при родах, вы заметите признаки невроза малыша в 2–3 года. У школьников заболевание часто проявляется после затяжного стресса и повышенных умственных нагрузок.
У мальчиков и девочек дошкольного возраста структуры ЦНС находятся в процессе формирования, поэтому признаки невроза детей существенно отличаются от симптомов невротических расстройств взрослого человека. Если вы заметили, что ребенок стал агрессивным, вялым и забывчивым, не следует ругать его. Крики и наказания только усилят эмоциональную нестабильность маленького пациента.
Факторы развития болезни
Среди наиболее частых причин неврозов детей выделяют:
- кислородное голодание, которое кроха испытал в утробе матери или при родах;
- наследственная предрасположенность: от матери или отца ребенок может унаследовать высокий уровень возбуждающих активных соединений, при участии которых происходит взаимодействие между нейроцитами (клетками головного мозга);
- голодание головного мозга: если обменные процессы в мозге нарушены, ткани органа испытывают нехватку ценных веществ — вследствие этого происходит нарушение нервной системы и развивается невротическое расстройство;
- заболевания, поражающие головной мозг и его оболочки;
- травмы черепа: у маленьких мальчиков и девочек происходит активный рост мозгового вещества, кости черепа мягкие — даже незначительная травма может повлечь за собой детскую неврастению;
- несбалансированный рацион: недостаток витаминов группы B в организме способствует появлению астенического невроза детей;
- сильный испуг, потрясение;
- длительное нервное перенапряжение: тяжелая обстановка в семье, конфликты с учителями могут вызвать невроз подростка;
- болезни щитовидной железы: когда организм продуцирует избыточное количество гормонов, кора головного мозга крохи начинает работать в режиме повышенной активности, нервная система юного пациента не справляется с такой нагрузкой, и он становится раздражительным, плаксивым.
Описывая детские неврозы и причины их возникновения, медики также упоминают инфекционные недуги. Ослабить организм дошкольника и сделать его нервную систему уязвимой способны болезни печени и заболевания почек.
После травмы позвоночника часто происходит развитие неврозов у детей. Психическая нестабильность наблюдается у малышей, страдающих детским церебральным параличом.
Важным фактором, способным вызвать невроз, являются особенности темперамента. Жертвами психического расстройства становятся малыши-меланхолики.
Разновидности патологии
Исходя из причин заболевания, разделяют 5 видов неврозов у детей.
- Соматогенная астения. Это неврологическая патология идет «рука об руку» со многими соматическими заболеваниями (гастритом, язвенным поражением двенадцатиперстной кишки, воспалением легких).
- Дизонтогенетическая астения. Эта разновидность болезни характеризуется умеренной усталостью и рассеянностью ребенка.
- Заболевание церебрастенического типа. Если астено-невротический синдром появился у малыша вследствие поражения головного мозга, доктор диагностирует цереброгенную астению. Пациент, изнуряемый болезнью, испытывает дискомфорт, общаясь с незнакомыми людьми. Он быстро устает и не чувствует себя бодрым после сна.
- Резидуальная астения. Недуг развивается вследствие врожденной патологии или родовой травмы. У малыша, страдающего этой формой недуга, отмечается плаксивость, скудный словарный запас. Нередко встречаются нарушения мелкой моторики и неврозоподобный энурез детей с резидуальной астенией.
- Неврастения. Причиной этого нарушения является недоброжелательная обстановка в семье, а также — неприятие крохи в кругу сверстников. У школьника наблюдается бессонница, головные боли. Заболевание поддается коррекции, в отличие от некоторых других видов неврозов. Когда причина детских страхов исчезнет, эмоциональное состояние юного пациента придет в норму.
В зависимости от преобладающих недомоганий, неврологи выделяют два типа астено-невротического синдрома у детей.
- Гипердинамическая астения. Мальчики и девочки, страдающие этой разновидностью заболевания, отличаются повышенной активностью, порывистым нравом.
- Гиподинамическая астения. Детей, у которых выявлена эта патология, можно назвать безропотными «тихонями». Углубленность в себя, отсутствие физической выносливости являются главными ее симптомами. Лечение детского невроза должно быть комплексным.
Расстройство у малыша 2–6 лет
Родителям сложно определить, какое заболевание вызывает апатию и плаксивость у малыша 3 лет. Невроз у детей проявляется противоречивыми симптомами. Успешное лечение патологии возможно, если у малыша отсутствуют тяжелые поражения ЦНС.
Если вашему малышу часто досаждают простуды и вирусные заболевания, а его аппетит снижен, есть основание заподозрить, что психические резервы крохи снижены.
Испуг в присутствии незнакомых людей и капризы являются симптоматическими проявлениями. Распознать невроз помогут такие симптомы у детей:
- беспокойный сон;
- недержание мочи в ночное время;
- вспышки агрессии, малыш часто повышает голос на старших родственников, скандалит со сверстниками, ломает игрушки, стоит показать ребенка доктору;
- укачивание в транспорте, из-за невротического расстройства у маленьких детей может быть тошнота и рвота;
- усиленное потоотделение;
- судороги рук и ног;
- нервный тик;
- потеря интереса к играм.
Если родители дошкольника игнорировали вышеупомянутые симптомы и лечение было запоздалым, невроз у детей начнет проявляться сильным физическим дискомфортом. Запущенный недуг дает о себе знать болями в шее и руках. После физических упражнений у малыша может кружиться голова.
Иногда случаются припадки у мальчиков и девочек 5 лет. Если невроз изнуряет ребенка пугающими симптомами, без лечения дошкольник не справится с проблемой. Припадком называется состояние, когда малыш бьется головой о стену или о стол, наносит себе травмы.
Симптомы заболевания у школьников
Если в дошкольном возрасте малыш не доставлял вам беспокойства, вас удивят истерики и капризы повзрослевшего малыша. В 7 лет невроз обнаруживает себя яркими симптомами. Нельзя заниматься лечением своего чада, следуя советам подруг или бабки-травницы. Необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.
Главные признаки неврозов у детей школьного возраста:
- неспособность сосредоточиться на чтении книги или на выполнении бытовой работы;
- вспыльчивость, чередующаяся с приступами апатии;
- резко начинающийся и прекращающийся кашель у ребенка: при неврозе дети кашляют, попадая в непривычную или стрессовую для них обстановку;
- учащенное сердцебиение;
- сильная усталость при скудном объеме интеллектуальных и физических нагрузок;
- снижение аппетита.
Из-за неврозоподобного состояния у детей ухудшается успеваемость в школе. Поведение юного пациента становится неуправляемым. Школьник может в истерике упасть на пол, кричать. Физическое наказание или презрительные замечания родителей усугубят ситуацию. Жесткость со стороны родственников и педагогов усиливает боязнь невротиков. Поскольку невроз — продолжение страха, детей необходимо оберегать от потрясений.
В подростковом возрасте психика мальчиков и девочек уязвима. Если ребенка обижают в классе, он может стать замкнутым, мнительным. Повышенные умственные нагрузки, грипп, ОРЗ могут вызвать невроз у подростка. Школьники не всегда делятся с родителями своими переживаниями, поэтому маме нелегко понять, что происходит с ее чадом.
Астения проявляет себя сложной симптоматикой у подростков. О неврозе скажут такие симптомы:
- замкнутость;
- обидчивость;
- тревожность, охватывающая школьника перед каждым ответственным событием (экзаменом, поездкой в другой город);
- частая смена настроения;
- наличие фобий;
- склонность преувеличивать свои недомогания — если ваш сын выискивает у себя разные недуги, это может быть симптомом невроза у ребенка. Стратегию лечения патологии подберет специалист.
Способы устранения проблемы
Авторитарные родители часто путают психические проблемы школьника с капризами и попытками манипулировать. Вместо того чтобы показать свое чадо детскому невропатологу, суровый родитель нагружает кроху дополнительными занятиями с репетитором, ставит в пример школьнику других, «успешных» детей. Запущенные школьные неврозы приводят к психическим срывам у юных пациентов.
Способы лечения невроза у детей:
- лечебная гимнастика;
- дарсонвализация;
- электросон;
- гидротерапия — в лечении школьного невроза хорошо зарекомендовало себя обливание и плавание;
- арт-терапия — занятия рисованием и лепкой помогают снять психическое напряжение;
- ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой);
- занятия с психотерапевтом — родители, чьи чада страдают школьными неврозами, ищут пути их коррекции, беседы с психотерапевтом помогут осознать свой страх, изменить отношение к ситуации, которая его гнетет;
- народные средства, травяной сбор, включающий в себя мяту и валериану, мягко устраняет детскую раздражительность.
Витаминные комплексы почти всегда назначаются пациентам в возрасте 4–6 лет. Если невроз беспокоит ребенка несильными симптомами, лечение патологии не включает в себя прием успокаивающих средств.
Ярко выраженная неврастения у детей устраняется с помощью таких лекарств:
- транквилизаторов — медикаменты этой группы убирают раздражительность и повышенную нервозность;
- ноотропных средств — нормализуют работу головного мозга, улучшают его питание;
- седативных средств.
Решая, чем лечить невроз малыша 9 лет, врач учитывает такие обстоятельства:
- наличие хронических болезней (пиелонефрита, астмы);
- частоту истерик и припадков;
- способность школьника адаптироваться в социуме.
Собираясь лечить невроз, вы должны снизить до минимума или полностью устранить травмирующие факторы. Бурные ссоры дома — то, от чего вам стоит отказаться. В противном случае психическое состояние вашего сына или дочери не придет в норму. Если ваше чадо страдает из-за травли одноклассников, стоит перевести малыша в другую школу.
Чтобы лечение невроза детей было успешным, не игнорируйте советы психолога:
- важно поддерживать адекватную самооценку, уверенность в себе — лучшая защита от нестабильности психики;
- не допускайте, чтобы малыш переутомлялся;
- свободное время, которое малыш проводит на природе вместе с родителями, благотворно действует на его нервную систему.
Профилактические меры
Сбалансированное питание является важным условием, помогающим преодолеть детские неврозы. Их профилактика и терапия включает в себя нижеперечисленные мероприятия:
- ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- закаливание;
- дыхательные упражнения;
- умеренные физические нагрузки.
Заключение
Нередко доктора сталкиваются с необходимостью устранять неврозы у детей дошкольного возраста. Эти психические нарушения могут возникнуть у малыша, перенесшего родовую травму или инфекцию. Среди главных причин неврозов у детей — чрезмерная требовательность родителей, конфликты с одноклассниками и педагогами. Чтобы ликвидировать симптомы недуга, неврологи назначают юным пациентам водолечение, электросон, а также транквилизаторы и ноотропные препараты. Для предотвращения невроза убирают причину страха. Для формирования адекватной самооценки важно, чтобы старшие члены семьи относились к нему доброжелательно.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна — Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
- К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
- ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
Использованная литература:
- Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
- Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
- Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
- Дыгун, М. А. Общая психология в схемах, понятиях, персоналиях / М. А. Дыгун. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 72 с.
Источник