Астенический синдром кира муратова 1989
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2020;
проверки требует 1 правка.
«Астени́ческий синдро́м» — двухсерийный художественный фильм режиссёра Киры Муратовой, вышедший в 1989 году. Фильм состоит из двух частей: чёрно-белой и цветной. Эти две части являются по существу двумя самостоятельными произведениями (первая часть оформлена как фильм, который смотрят в кинотеатре персонажи второй части).
Фильм вызвал неоднозначную реакцию критиков и партийного руководства страны. Вышел в ограниченный прокат[1]. Первый советский фильм, в котором прозвучала нецензурная лексика[2].
Сюжет[править | править код]
Фильм состоит из двух новелл.
В первой новелле женщина, недавно похоронившая своего мужа и находящаяся в состоянии постоянной депрессии (а иногда и прямой агрессии), сталкивается с такими же, как она, людьми, находящимися на грани нервного истощения, срыва.
Герой второй новеллы — школьный учитель. В результате пережитых личных и служебных неприятностей у него появляется астенический синдром — он засыпает в самых неподходящих ситуациях. Он попадает в больницу для душевнобольных и понимает, что вокруг него люди, которые ничуть не безумнее тех, кто живёт на воле. Выйдя спустя какое-то время на свободу, учитель засыпает в метро, и пустой вагон увозит спящего в тёмный тоннель.
В ролях[править | править код]
Съёмочная группа[править | править код]
- Режиссёр: Кира Муратова
- Сценаристы: Кира Муратова, Сергей Попов, Александр Чёрных
- Операторы: Владимир Панков, Виктор Кабаченко
- Художник: Олег Иванов
- Второй режиссёр: Надежда Попова
Награды[править | править код]
Фильм удостоен двух премий: «Ника» (в номинации «Лучший игровой фильм», 1990), Специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля (1990); кроме того, фильм четырежды номинировался на кинематографические премии.
Актриса Ольга Антонова за роль в фильме «Астенический синдром» на кинофестивале «Созвездие» в 1990 году удостоена приза за лучшую женскую роль второго плана.
Восприятие[править | править код]
Это совершенно исторический фильм в разных смыслах этого слова. По своему содержанию и мировоззренчески, как слепок, образ эпохи уходящей…и наступающей. Но это эпоха не нашла отражения в кинематографе — ни в мировом, ни в русском. <…> Вообще, исторических фильмов в западном кино не так много, а в русском — тем более. Кроме Эйзенштейна и вообще русского авангарда, оттепельных картин Хуциева и фильмов Киры Муратовой, наверное, не было таких картин, которые бы закрывали и открывали новую эпоху.
— Зара Абдулаева[2]
Факты[править | править код]
- В фильме показана станция Московского метро «Новослободская».
- Кира Муратова в фильме одним из важных элементов повествования сделала бездомных кошек и собак и их участь[3].
- В фильме звучат песни групп Talking Heads «Mr. Jones» и Silicon Dream «Andromeda».
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Астенический синдром» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Астенический синдром» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- «Астенический синдром» на сайте «Российское кино»
- Фильм «Астенический синдром» на официальном канале Одесской киностудии
Источник
«Астенический синдром» вышел на экраны в 1989 г. Наша страна переживала тогда не самые лучшие времена (как любит говорить Владимир Познер). Да, хочется верить, что серость, помятые лица, очереди, номерки на руках, коммуналки, «лишние люди», вообще весь тот пост-перестроечный бред, а главное ощущение безысходности и ада – никогда не повторятся. Мне было всего 9 лет, я не мог запомнить, конечно, но почему-то осталось в памяти, в том числе благодаря рассказам родителей.
Об этом не любят вспоминать, это было давно и неправда.
Это не имеет отношения к нам сегодняшним?
/перефразируя цитату из фильма/
…Человек выходит из кинозала, снова засыпает в метро, опаздывает на работу. Просыпается и пытается разгрести завалы действительности, жестикулирует руками, произносит экзистенциальные монологи (на самом деле, выдержки из реального дневника режиссера Киры Муратовой). Прибегают какие-то бабы и заводят разговор «я и моя сраная кошка»… То, для чего фон Триеру, например, приходится искусственно насаждать минимализм и схематичность, обозначать контуром «собака» – в «Астеническом синдроме» уже как будто обведено мелом… Человек громко храпит на школьном собрании. Ему делают замечание. Человек просыпается и пытается вести урок. Тема урока, очевидно, не интересует ни учителя, ни учеников. Так что впору заснуть снова… Гринуэй ампутировал людям ноги, снимал в рапиде гниющие трупы. Муратова легко и непринужденно находит отталкивающую красоту в отечественных ландшафтах, лицах, дворах, ситуациях. Ампутированные дворы, гнилые лица, мертвые диалоги. Ходоровский по-настоящему подвергал актрису сексуальному насилию в кадре, наполнял фильм какими-то мрачными ритуалами, мутным цветом – Муратова отстранено и даже как-то со скукой фиксирует детали. А цвет – он сам такой получился, спасибо шостокинскому комбинату «Свема» или как там…
/На самом деле, «Астенический синдром» состоит из двух частей» и начинается с эдакого фальстарта. Но это, как говорится, будет спойлер. Лучше сами посмотрите/
Еще один излюбленный приём: в кадре одновременно начинают говорить несколько персонажей. Говорят примерно одно и тоже, бесконечно пережевывая фразы, повторяя друг за другом. Общий смысл понятен, но в голове ощущение хаоса как на рынке или в очереди куда-нибудь в ДЭЗ… Человека помещают в психушку. Люди в психушке оказываются не большими психами, чем те, что на воле. Так что какая разница. Человек убегает из психушки, но снова засыпает в метро. Поезд идет в депо. Нет, мне не хочется сравнивать Муратову ни с фон Триером, ни с Ходоровским, ни с Германом. У неё есть свой почерк, свой (отстраненный?) взгляд, который с одинаковым интересом фиксирует разлагающийся труп, узоры на ковре, залежи мороженой рыбы на лотке у торговки. Много говорится о мизантропичности Муратовой, но для меня скорее — сопричастность. Если для Триера или Ходоровского это скорее художественные приемы, то для Киры Георгиевны — повседневная жизнь (с Муратовой сегодня можно столнуться нос к носу в одесском трамвае, например).
За 16 лет дворы выкрашены и подметены, лица стали менее серыми и помятыми, шостокинский комбинат, надо думать, тоже канул в Лету… Изменилась ли суть? Бесконечные одинаковые полки в супермаркетах, мальчики и девочки, клонированные из единого розового гламурного артефакта. Иногда хочется уподобиться главному герою, заснуть в метро, на улице, на работе, перед телевизором.
Последнее. Советую эту картину тем, кому, например, понравился к/ф «Пыль».
Источник
Год
1989
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Наташа — главная роль
женщина, похоронившая мужа и в состоянии шока выплескивающая в мир потоки неконтролируемой агрессии
Николай Алексеевич — главная роль
Ирина Павловна
учительница
бородач на трамвайной остановке
Татьяна Зиновьева (II)
эпизод
эпизод
в титрах — В.Конкин
Тамила Комиссарова
эпизод
Михаил Попов (III)
эпизод
учительница
(нет в титрах)
медсестра психлечебницы
(нет в титрах)
последнее обновление информации: 16.11.19
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Астенический синдром (1989): новости >>
20 апреля
Конец апреля сеть столичных кинотеатров «Москино» посвятит экранному образу столицы.
12 января 2019
По сравнению с литературой или театром киноискусство кажется чуть ли не младенцем. Однако этому младенцу, как известно, перевалило за сто лет.
7 июня 2018
Президент смотра Александр Роднянский назвал режиссера «одной из самых выдающихся фигур советского и постсоветского кинематографа».
7 июня 2018
Про нездешнее кино и свободу во всем
Все новости >>
Источник
Кладбище, метро, очередь, мещанский дизайн… Как очень большой художник, Кира Муратова, беря тему или фактуру, исчерпывает ее до конца так, что после нее сказать вроде бы нечего. И таинственная огромная тема метро, доселе даже не затронутая советским кинематографом, теперь практически закрыта. Любопытно, что в самое последнее время некоторые наши кинематографисты почти подходили к этой теме, правда, совсем с другой стороны. Метро представало как храм тоталитарной государственности, как апофеоз сталинского «большого стиля». Этого метро в «Астеническом синдроме» нет. Муратовой выбрана стоящая особняком, причудливая и кичевая, но лишенная монументальности и даже по-своему веселенькая, как мещанский лубок, станция «Новослободская». Метро Муратовой это скопище застывших спящих людей, и именно здесь, на фоне веселенькой декорации, разыграется мистерия сна как смерти. Она завершится на какой-то безликой современной станции, на конечной остановке. Завершится в перевернутом виде. Уже не сон как смерть, а смерть как сон, метро как гроб, как склеп или как крематорий и поезд как катафалк, увозящий героя в черную страшную поглощающую дыру, в небытие. Финальная сцена возвращает нас к первым эпизодам, связывая две части картины. Первую черно-белую историю женщины, потерявшей мужа. И вторую цветную историю человека, теряющего самого себя и всякую связь с миром. Начальный и заключительный эпизоды картины скрытая, но почти полная рифма. И там, и там смерть, и свадебная роза героя превращается в похоронную, и мат случайной попутчицы в метро, вызвавший такое негодование наших целомудреннейших начальников, звучит как плач, как заклинание над покойником. Частная вроде бы история женщины, потерявшей мужа, перерастает в символическую историю общества, впавшего в сон, в летаргию, в умирание. В этом обществе обезображено все, даже то, что традиционно свято, даже кладбище, показанное Муратовой как ярмарка тщеславия, как дикий симбиоз трагического, черного и фарсового. Бесконечные, одна за другой, надгробные стелы, эта прихотливая смесь фаюмского портрета и фотокарточки с фестончатым обрезом кому-то когда-то дорогой, но увиденной как бы брошенной в заплеванном подъезде, где ближе к ночи в ведре пищевых отходов шевелится и шуршит домовитая крыса. Если бы не кладбище, то первая часть картины, снятая изысканно и почти жеманно, как «Долгие проводы», выглядела бы развернутой самоцитатой. Но жесткость, с которой сделана великолепная кладбищенская сцена, переакцентирует по сути всю черно-белую новеллу, предопределяя стилистику цветной части. Изощренный орвелловский поп-арт Доска Почета, яркая, с раскрашенными фотографиями, похожими на те, что предлагает в электричке, трогая вас за плечо, глухонемой коробейник. Очередь за рыбой, увиденная с надмирной, научно-популярной отстраненностью, как бы жизнь подводного царства, эти перетекания и кипения, эти замирания и всасыванья, эти плавно-неотвратимые алые щупальца продавщицы, захватывающие и отбрасывающие, единовластно повелевающие актом общественного пищеварения. Взгляд из глубины к золотым звездам решетки высокого железнодорожного моста, к защитным его сеткам, к скрещенным в мучительном поцелуе парам. И все вместе мост, лестница, целующиеся пары, очередь, монтажно стыкуемый с ней коридор закручено одним пластическим движением и озвучено одним истошным воплем: «Колю убили». И несется этот вопль над безумными, о чем-то спорящими, зачем-то ругающимися людьми, над сладострастными ртами целующихся пар, над сладострастными лбами дерущихся за рыбу, над двумя одинокими тетками в огромном пустынном коридоре: одной неподдельно-простонародной и другой поддельно-мхатовской, с головы до ног увешанной, как елка, блестящей рождественской канителью. Вопль «Колю убили» еще одна смерть, на сей раз остающаяся за кадром. Невнятная никому, потому что и смерть обесценилась в этом обесцененном мире. Не говоря уже о писательских упражнениях главного героя, школьного учителя, типичного среднего интеллигента, который, как уже было сказано, постепенно и даже естественно теряет связь с жизнью. Этот естественный переход из жизни в сон, из сна в смерть, в котором утрачивается все человеческое, самое трагичное в фильме Муратовой. Единственная абсолютная ценность здесь животные, ни в чем не повинные кошки и собаки. И люди здесь человечны постольку, поскольку похожи на животных. И чем больше похожи, тем человечнее. Замечательна в этом смысле толстуха-завуч, вроде бы совсем пещерное создание, куда менее просвещенное, чем главный герой. Все в ней тотемно-первобытно: и посадка, и повадка, и манера говорить какими-то нечленораздельными горловыми звуками, и манера есть как собака из миски. И мир ее души, и мир ее жилища, все вроде бы должно вызывать отталкивание. Нежный олеографический морской пейзаж в затейливой, покрытой «бронзовкой» раме, и нежные розы под ним. Плотно забитые курчавым рисунком обои, тесно сомкнувшиеся пузатые чашки и хрусталь, хрустальные туловище и ножки рюмок. Одиноко притулившийся возле хрустального ствола грязноватый пупсик. Стиль, который пучит от недостатка «квадратного метра». «Советский людовик», иначе стиль луисов, возросший на борще и сибирских пельменях, мечта о чем-то прекрасном. И надо всем этим Кира Муратова вовсе не хихикает: толстуха завуч вдруг оказывается едва ли не самым симпатичным персонажем ее картины. Скажу сильней: чем-то она, пожалуй, духовней учителя со всеми его писательскими экзерсисами. Крах самодовольной интеллигентской утопии, на мой взгляд, одна из главных тем «Астенического синдрома».Фильм Киры Муратовой можно упрекнуть в несоразмерности, в несоответствии двух частей, цветной и черно-белой, в несбалансированности и т.п. Иногда фильм топчется на месте. Некоторые сцены затянуты, некоторые повествовательны и даже, как эпизод педсовета, отдают Рязановым. «Астенический синдром», быть может, самая крупная отечественная картина минувшего десятилетия далека от гармонического совершенства. Уйдя от изысканности своих ранних картин, Кира Муратова пришла к высокому косноязычию. Но сегодня большое высказывание вряд ли могло быть иным. «Так прорастает вглубь уродливая роза». 1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
|
Источник
«ÐÑÑениÌÑеÑкий ÑиндÑоÌм» â двÑÑ ÑеÑийнÑй Ñ ÑдожеÑÑвеннÑй ÑилÑм ÑежиÑÑÑÑа ÐиÑÑ ÐÑÑаÑовой, вÑÑедÑий в 1989 годÑ. ФилÑм ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· двÑÑ ÑаÑÑей: ÑÑÑно-белой и ÑвеÑной. ÐÑи две ÑаÑÑи ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑÑеÑÑÐ²Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑми пÑоизведениÑми (пеÑÐ²Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð¾ÑоÑмлена как ÑилÑм, коÑоÑÑй ÑмоÑÑÑÑ Ð² киноÑеаÑÑе пеÑÑонажи вÑоÑой ÑаÑÑи).
ФилÑм вÑзвал неоднознаÑнÑÑ ÑеакÑÐ¸Ñ ÐºÑиÑиков и паÑÑийного ÑÑководÑÑва ÑÑÑанÑ. ÐÑÑел в огÑаниÑеннÑй пÑокаÑ[1]. ÐеÑвÑй ÑовеÑÑкий ÑилÑм, в коÑоÑом пÑозвÑÑала неÑензÑÑÐ½Ð°Ñ Ð»ÐµÐºÑика[2].
СÑжеÑ[ | ]
ФилÑм ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· двÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ»Ð».
РпеÑвой новелле женÑина, недавно Ð¿Ð¾Ñ Ð¾ÑонивÑÐ°Ñ Ñвоего мÑжа и Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑаÑÑÑ Ð² ÑоÑÑоÑнии поÑÑоÑнной депÑеÑÑии (а иногда и пÑÑмой агÑеÑÑии), ÑÑалкиваеÑÑÑ Ñ Ñакими же, как она, лÑдÑми, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑимиÑÑ Ð½Ð° гÑани неÑвного иÑÑоÑениÑ, ÑÑÑва.
ÐеÑой вÑоÑой Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ»Ð»Ñ â ÑколÑнÑй ÑÑиÑелÑ. Ð ÑезÑлÑÑаÑе пеÑежиÑÑÑ Ð»Ð¸ÑнÑÑ Ð¸ ÑлÑжебнÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÑноÑÑей Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ поÑвлÑеÑÑÑ Ð°ÑÑениÑеÑкий ÑиндÑом â он заÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² ÑамÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ÑÑÐ¸Ñ ÑиÑÑаÑиÑÑ . Ðн Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² болÑниÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑевноболÑнÑÑ Ð¸ понимаеÑ, ÑÑо вокÑÑг него лÑди, коÑоÑÑе ниÑÑÑÑ Ð½Ðµ безÑмнее ÑÐµÑ , кÑо живÑÑ Ð½Ð° воле. ÐÑÐ¹Ð´Ñ ÑпÑÑÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ-Ñо вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° ÑвободÑ, ÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð°ÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² меÑÑо, и пÑÑÑой вагон ÑÐ²Ð¾Ð·Ð¸Ñ ÑпÑÑего в ÑÑмнÑй ÑоннелÑ.
Ð ÑолÑÑ [ | ]
СÑÑмоÑÐ½Ð°Ñ Ð³ÑÑппа[ | ]
- РежиÑÑÑÑ: ÐиÑа ÐÑÑаÑова
- СÑенаÑиÑÑÑ: ÐиÑа ÐÑÑаÑова, СеÑгей Ðопов, ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ð§ÑÑнÑÑ
- ÐпеÑаÑоÑÑ: ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ Ðанков, ÐикÑÐ¾Ñ ÐабаÑенко
- Ð¥Ñдожник: Ðлег Ðванов
- ÐÑоÑой ÑежиÑÑÑÑ: Ðадежда Ðопова
ÐагÑадÑ[ | ]
ФилÑм ÑдоÑÑоен двÑÑ Ð¿Ñемий: «Ðика» (в номинаÑии «ÐÑÑÑий игÑовой ÑилÑм», 1990), СпеÑиалÑнÑй пÑиз жÑÑи ÐеÑлинÑкого киноÑеÑÑÐ¸Ð²Ð°Ð»Ñ (1990); кÑоме Ñого, ÑилÑм ÑеÑÑÑÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑовалÑÑ Ð½Ð° кинемаÑогÑаÑиÑеÑкие пÑемии.
ÐкÑÑиÑа ÐлÑга ÐнÑонова за ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² ÑилÑме «ÐÑÑениÑеÑкий ÑиндÑом» на киноÑеÑÑивале «Созвездие» в 1990 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑдоÑÑоена пÑиза за лÑÑÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½ÑкÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²ÑоÑого плана.
ÐоÑпÑиÑÑие[ | ]
ÐÑо ÑовеÑÑенно иÑÑоÑиÑеÑкий ÑилÑм в ÑазнÑÑ ÑмÑÑÐ»Ð°Ñ ÑÑого Ñлова. Ðо ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ миÑовоззÑенÑеÑки, как Ñлепок, обÑаз ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸ ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑей…и наÑÑÑпаÑÑей. Ðо ÑÑо ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð° не наÑла оÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² кинемаÑогÑаÑе â ни в миÑовом, ни в ÑÑÑÑком. <…> ÐообÑе, иÑÑоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑилÑмов в западном кино не Ñак много, а в ÑÑÑÑком â Ñем более. ÐÑоме ÐйзенÑÑейна и вообÑе ÑÑÑÑкого аÐ