Астенический синдром это у детей
Астенический синдром у детей – это состояние, при котором несовершеннолетний испытывает хроническую усталость, она не проходит даже после отдыха. Из-за неё значительно снижается работоспособность, а также физическая активность.
Подобная болезнь возникает не только у несовершеннолетних, но и у взрослых людей. При этом к подобной болезни приводят многие факторы, например, постоянные стрессы, конфликтная обстановка в семье, нервное перенапряжение и другие негативные факторы.
Как итог, у ребёнка начинает развиваться астеническое состояние, которое важно заметить и устранить.
Характеристика
Дети обладают неокрепшим организмом, а также слабой нервной системой, по этой причине их важно беречь от переутомления. Учитывая тот факт, что современным детям приходится много учиться и всё успевать, нередко может возникнуть хроническая усталость. Родители могут заметить, что ребёнок стал быстрее утомляться, хуже запоминает информацию, а также понизилась его работоспособность.
При этом именно в детском возрасте может добавиться такая причина возникновения астении, как частые инфекционные заболевания, которыми начнёт страдать несовершеннолетний.
У малыша начнёт постоянно понижаться иммунитет, из-за этого ухудшается общее самочувствие. Подобное происходит из-за того, что ребёнок испытывает значительное нервное напряжение, также он страдает от высокой тревожности. Именно поэтому родители должны заботиться не только об эмоциональном самочувствии ребёнка, но и о физическом здоровье.
Если ребёнок испытывает астеническое состояние, тогда он будет ощущать себя, слабым, подавленным и разбитым. Может возникнуть стойкая апатия, из-за которой он будет проявлять равнодушие к окружающему миру. Нередко возникают трудности с засыпанием, значительно нарушается режим сна и бодрствования, от чего ситуация только усугубляется. Если несовершеннолетний не может нормально выспаться, тогда это значительно сказывается на его состоянии здоровья.
Чаще всего астения диагностируется у детей младшего школьного возраста. Это можно объяснить тем, что значительно меняется расписание дня, деятельность, а в учебном заведении значительно повышаются нагрузки. От ребёнка начинают больше требовать, при этом раньше он с подобным не сталкивался. Как итог, он может испытывать значительное нервное перенапряжение.
При посещении школы ребёнок должен не только ограничивать свои движения во время урока, но ещё и активировать мыслительную деятельность для запоминания материала. При этом перемена является слишком короткой для того, чтобы можно было полноценно отдохнуть. Более того, дома приходится делать задания, из-за чего тоже не удаётся восстановить свои силы.
Некоторым детям удаётся справляться с подобными нагрузками. У других может возникнуть астенический синдром, при котором наблюдается как эмоциональное, так и физическое истощение. У малыша развивается тревожность, наблюдается значительная подавленность, ухудшается тонус мышц. Можно заметить то, что становится хуже клеточное питание, при этом пациент становится более слабым, и у него начинается атрофия.
Виды
Следует отметить, что у детей астения бывает разных видов, поэтому достаточно сложно самостоятельно определить, с чем именно приходится иметь дело. Полезно будет рассмотреть типы и их характеристики, тогда можно примерно понять, с каким вариантом приходится иметь дело.
Основные виды:
- Нейроциркуляторный. Симптомы достаточно похожи на признаки болезней сердечно-сосудистой системы. При этом во время обследований у малыша не обнаруживают нарушения в деятельность этих органов. Негативное состояние развивается из-за того, что несовершеннолетнему приходится часто переживать, а также перегружать себя физически. Бывает и такое, что к болезни приводит гормональный сбой или продолжительная интоксикация организма.
- Психический. В подобной ситуации появляется нарушение психических процессов, которые протекают в организме человека. Можно заметить, что они крайне медленно восстанавливаются. Патология преимущественно появляется из-за наличия инфекционных заболеваний, которые способны затрагивать головной мозг.
- Функциональный. Нередко появляется после того, как ребёнок перенесёт инфекции. Также может возникнуть из-за длительных перегрузок, а также регулярных нарушений режима дня. Симптомы нередко наблюдаются даже у здоровых людей, а сама болезнь носит обратимый характер. Если вовремя устранить провоцирующий фактор, тогда можно будет нормализовать эмоциональное состояние ребёнка.
- Невротическая. У человека нарушается психическая деятельность, из-за чего в худшую сторону меняется поведение. Болезнь преимущественно появляется из-за полученных травм, а также сильных стрессов и продолжительного воздействия негативных факторов.
- Церебральная. Она возникает у людей из-за того, что травмируется головной мозг. Причём подобное может произойти из-за инфекций, проблем с кровоснабжением головы, а также продолжительной интоксикации.
- Органическая. Наблюдается у детей на фоне инфекционных болезней, а также хронических поражений внутренних органов. У пациента наблюдается повышенная тревожность и агрессивность. При этом ребёнок жалуется на головную боль и слабость.
- Кардиальная. У пациента наблюдаются проблемы с работой сердечно-сосудистой системы. Может наблюдаться аритмия, патологии дыхательной функции. Нередко у малыша возникают приступы, которые длятся около 10 минут, а затем исчезают.
- Физическая. Она у ребёнка появляется из-за того, что тела длительное время перегружается. В связи с этим понижается физическая активность, наблюдается усталость даже после незначительной деятельности.
- Постинфекционная. Как можно понять из названия, наблюдается у детей из-за того, что они перенесли инфекционные болезни, например, ангину, грипп и ОРВИ. Объяснить появления проблемы можно тем, что даже после выздоровления в организме несовершеннолетнего нарушены некоторые процессы. Из-за этого наблюдается слабость, ухудшение общего самочувствия. Как итог, ребёнок становится более раздражительным и агрессивным.
Встречаются ситуации, когда у детей только в редких случаях проявляется астения. Например, признаки могут наблюдаться в утреннее время или в определённый период года. Именно поэтому родителям нужно внимательнее следить за состоянием ребенка, чтобы вовремя распознать характерные симптомы и начать лечение.
Способы терапии
Прежде чем начинать лечение, важно распознать заболевание. Сделать это возможно, если ориентироваться на конкретные симптомы. Маленькие дети могут бояться яркого света, жаловаться на головную боль и шум в ушах. У подростков наблюдается быстрая утомляемость на фоне значительной раздражительности. Если ребёнок начинает вести себя как-то иначе, тогда стоит обязательно обратиться к врачу. Например, в подростковый период могут возникать неконтролируемые приступы гнева, ухудшение успеваемости в школе и проблемы с вниманием.
Родителям стоит обратиться к терапевту, чтобы он точно сказал, с чем именно приходится иметь дело. Бывает такое, что ребенку достаточно дать больше времени на отдых, и тогда болезнь сама отступит. Если через 2-3 месяца ситуация не становится лучше, тогда стоит показать несовершеннолетнего психологу и неврологу.
Лечение заключается в использовании различных медикаментозных препаратов. Например, могут назначить успокоительные средства, которые снимут тревожность и раздражительность. Ребёнку будут полезны ноотропы, которые активируют мозговую деятельность. Могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, которые позволят устранить возникшее нервное перенапряжение.
В некоторых ситуациях ребёнку рекомендуются адаптогены, они повышают энергичность и активность. Также врачи рекомендуют нейролептики, которые борются с проявлениями психоза. Витаминные комплексы будут полезны для общего укрепления организма. Только врач сможет однозначно сказать, какие именно средства помогут улучшить самочувствие.
Рекомендуется пересмотреть режим дня и предоставить ребёнку достаточно времени для отдыха. Малыш должен полноценно высыпаться, при этом атмосфера в доме должна быть спокойной и благоприятной. Важно защищать малыша от стрессов и конфликтов, чтобы он лучше себя чувствовал. Естественно, необходимо будет пересмотреть рацион питания, потому как в нём обязаны присутствовать полезные продукты.
В большинстве случаев от возникшей проблемы удаётся достаточно быстро исправить. Главное, следовать рекомендациям врача, чтобы можно было быстро справиться с патологией.
Источник
Астенический невроз или неврастения является на сегодняшний день одной из самых распространенных форм неврозов и составляет около 34 % в общей структуре заболеваемости неврозами у детей и взрослых.
Это патологическое состояние возникает в результате истощения нервной системы и появления ее стойкого дисбаланса.
Заболевание в большинстве случаев возникает в результате длительных физических и/или психоэмоциональных нагрузок.
В медицине термин «астения» обозначал «слабость нервов».
Он был предложен Джоном Брауном и описан Георгом Бирдом еще в 18 веке.
Патология характеризуется:
- повышенной нервной возбудимостью;
- высокой истощенностью нервной системы в виде повышенной утомляемости и снижения работоспособности;
- стойкими головными болями;
- нарушениями сна;
- приступами одышки и сердцебиения;
- беспокойством и тревогой.
Неврастения у детей является пограничным заболеванием, характеризующимся временными нарушениями нервных функций.
Чаще всего эта патология в детском возрасте возникает у школьников и подростков в связи с длительным перенапряжением (физическим или психоэмоциональным), при частых конфликтах в семье или организованном коллективе и/или после стрессовых ситуаций.
Причины астенического невроза
Главными факторами, провоцирующими развитие этого патологического состояния, являются:
- истощение нервной системы, вызванное высокими нагрузками в школе, загруженностью ребенка (занятия в нескольких кружках, изучение нескольких иностранных языков, занятия с несколькими репетиторами, усиленное занятие спортом);
- воздействие острого или хронического психоэмоционального фактора (испуг, некорректное отношение близких или педагогов, непонимание в коллективе, постоянный страх наказания, развод родителей, смерть близкого, изменение места жительства или школы, у детей раненого возраста – начало посещения детского сада);
- стресс и эмоциональные потрясения (в том числе и положительные).
Большое значение в формировании неврастении у ребенка имеют:
- наследственность;
- незрелость нервной системы малыша, особое значение имеет преобладание процессов возбуждения над торможением;
- неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период беременности;
- воздействие на плод различных патогенных факторов (интоксикации, инфекционные заболевания, прием различных лекарств);
- развитие хронической внутриутробной гипоксии у плода, особенно во втором и третьем триместре беременности;
- ослабление иммунитета в определенные возрастные периоды или после перенесенных инфекционных, воспалительных или соматических заболеваний;
- сбой процессов формирования характера с преобладанием определенных черт;
- дефицит витаминов и микроэлементов;
- гормональные перестройки организма или дисфункции;
- нарушение цикличности сна, режима сна и бодрствования;
- длительный просмотр телевизора, компьютерные игры;
- вредные привычки.
Виды
Во взрослой неврологии выделяют три основные клинические формы астенического невроза, которые без своевременного и адекватного медикаментозного лечения и полноценного отдыха переходят одна в другую.
Поэтому часто заболевание протекает в виде последовательных стадий (фаз):
- гипертоническая форма неврастении;
- раздражительная слабость;
- гипостеническая форма.
При этом стадии заболевания имеют определенные признаки в виде неврологической симптоматики и вегетативных расстройств.
Симптомы астенического невроза у детей разного возраста
Но в детском возрасте проявления астенического невроза зависят от возраста ребенка.
У детей раннего возраста неврастения проявляется:
- характерные особенности поведения: гиперактивность или наоборот адинамия, вялость, плаксивость, излишняя впечатлительность;
- страхи, развитие фобий, нервных тиков и навязчивых движений;
- различные виды нарушений сна;
- изменения отношений к пище – отказ от еды, которое вызывает разные и иногда даже незначительные раздражители (кишечная колика, прорезывание зубов).
Астенический невроз у дошкольников характеризуется:
- выраженная вялость, снижение активности или наоборот раздражительность со склонностью к истериоидным припадкам с бурным проявлением эмоций;
- эмоциональная нестабильность и быстрая смена настроения;
- нарушения стула (чаще склонность к запорам);
- логоневрозы – чаще быстрая речь с нечетким произношением звуков;
- ночной энурез, неконтролируемые мочеиспускания;
- нарушения сна.
У детей школьного возраста и подростков симптомы этой патологии практически идентичны проявлениям заболевания у взрослых и отличаются разнообразием с переходом одной стадии в другую.
К характерным признакам гипертонической формы неврастении, которая является первой стадией астенического невроза, относятся:
- высокая возбудимость и повышенная раздражительность;
- быстрая утомляемость;
- слезливость;
- рассеянность, снижение работоспособности, снижение успеваемости в школе;
- различные виды нарушения сна (частые ночные пробуждения, тревожные сновидения и трудности засыпания);
- давящая головная боль, в виде «обруча» или «тяжелой шапки» («каска неврастеника»).
Следующей стадией развития неврастении является – раздражительная слабость.
Она возникает:
- при отсутствии лечения в первой стадии;
- при усилении воздействия провоцирующего патологического фактора;
- как первая стадия заболевания у пациентов с сильной нервной системой и у холериков.
Основным признаком этой стадии болезни считается — выраженная раздражительность, которая быстро трансформируется в нервное истощение.
Пациенты склонны испытывать противоречивые эмоции, быстро сменяющие друг друга: на смену возбуждению и крику приходит ощущение бессилия, обиды, переходящие в плач, реже истероидный припадок.
Быстрая утомляемость приводит к невозможности сконцентрироваться на работе, нарастанию общей слабости и головных болей.
Перерыв в работе не позволяет отдохнуть, усилия справиться с начатым делом приводят к усугублению слабости и нервному истощению.
Гипостеническая форма неврастении развивается:
- при отсутствии терапии второй стадии болезни;
- при значительном усилении воздействия причинного фактора;
- может развиваться как первая стадия болезни у астеников или у пациентов со слабой нервной системой.
Эта стадия астенического невроза характеризуется появлением:
- синдрома хронической усталости;
- постоянной сонливости;
- слезливости;
- постоянной тревоги и тоски.
Иногда возникает периодическая неврастения – при этой форме болезни признаки астенического невроза, чаще его гипостенической фазы неоднократно повторяются, периоды болезни учащаются и удлиняются, симптомы становятся более тяжелыми и устойчивыми к медикаментозному лечению.
Кроме этого у ребенка могут возникать психосоматические расстройства, которые самопроизвольно излечиваются после терапии астенического невроза.
Они проявляются как:
- стойкие боли в суставах и позвоночнике;
- снижение зрения и слуха;
- выпадение волос и повышенная ломкость ногтей;
- появление или усиление признаков хронических кожных заболеваний (экземы, псориаза, аллергических дерматитов);
- обострение герпеса и других вялотекущих или скрытых инфекционных процессов.
Диагностика
Диагностика данной патологии проводится врачом — неврологом на основании:
- сбора жалоб и анамнеза заболевания;
- уточнения причины заболевания;
- данных осмотра;
- определения неврологического статуса;
- лабораторных и инструментальных методов;
- консультации смежных специалистов.
Дополнительными инструментальными методами диагностики являются:
- УЗИ;
- МРТ — или КТ головного мозга;
- ЭЭГ, реоценцефалография;
- рентгенография;
- ЭКГ.
Подтверждение диагноза неврастении — постепенное прогрессирование симптомов и стадий болезни, отсутствие изменений в неврологическом статусе и органической неврологической, соматической и психиатрической патологии у пациента.
Лечение астенического невроза
Тактика лечения заключается в определении причинного фактора, его устранении и восстановлении нормального функционирования нервной системы пациента:
- полноценный отдых и сон;
- витаминизированное питание;
- смена обстановки;
- физиотерапевтические процедуры (электросон, массаж, аромотерапия);
- санаторно-курортное лечение или климатотерапия.
Дополнительно назначаются:
- общеукрепляющие препараты;
- витамины и минеральные комплексы + препараты кальция с железом и магнием;
- кофеин;
- препараты с пустырником и валерианой;
- растительные адаптогены;
- нейропротекторы;
- Омега-3;
- вегетостабилизирующие препараты (тенотен и грандаксин).
Кроме медикаментозного лечения назначается консультация психолога, аутогенные тренировки.
При развитии гипостенической формы лечение пациентов осуществляется в стационаре с применением транквилизаторов и антидепрессантов в индивидуальной дозировке.
Часто полноценный отдых, смена обстановки, нормализация ритма учебы или работы, сна и бодрствования, снижение психоэмоциональных и физических нагрузок позволяет полностью избавиться от проявлений болезни.
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Астенический синдром у детей — достаточно коварное состояние. При всей, на первый взгляд, безобидности и даже банальности — отсутствие лечебной терапии может привести ребёнка к тяжёлым нервным срывам, психозам и полной социальной дезадаптации.
Достаточно часто астенический синдром (АС) ошибочно сравнивают с синдромом хронической усталости. У них очень схожи симптомы, но причины АС не ограничены лишь психотравмами, как при синдроме хронической усталости. Причиной АС у ребёнка может быть органическое поражение головного мозга, черепно-мозговая травма, хроническое отравление токсинами, патологии сосудов, онкология, гиповитаминоз, болезни ЖКТ и другие соматические заболевания, которые тоже истощают нервную систему.
Проявления
Как правило, какой бы ни была первопричина, признаки АС у детей проявляются одинаково:
- ребёнок постоянно в нервозном состоянии, замкнут;
- тяжело идёт на контакт с незнакомыми людьми;
- систематически испытывает трудности с концентрацией внимания и усвоением новой информации;
- при громких звуках жалуется на головную боль;
- частые головокружения, повышенная потливость;
- пониженный аппетит;
- тахикардия;
- постоянная общая слабость, из-за которой может отказываться даже от любимых игр.
СПРАВКА! Многие родители настойчиво не придают значения ряду симптомов АС, ссылаясь на особенности характера или темперамента ребёнка. Если среди этих признаков есть 2 или 3, которые совпали с симптомами вашего ребёнка, посетите детского невролога в ближайшее время.
Симптомы АС у грудничков
Если у новорождённого нет ни органических поражений головного мозга, ни каких-либо других серьёзных первопричин, медики рассматривают астению младенцев как наследственный фактор. Один из самых очевидных симптомов астенического синдрома у грудничков — нарушения сна. Ребёнок может плакать часами и засыпать с огромным трудом. Долгие укладывания, укачивания на руках или в коляске только усугубляют ситуацию. В таких случаях малыша нужно просто уложить в кровать и выйти из комнаты.
В остальном симптоматика выглядит следующим образом:
- Во время кормления ребёнок делает несколько глотков и отказывается от еды. Складывается впечатление, что у него нет сил даже взять соску и делать глотательные движения. При этом не засыпает, а плачет и постанывает.
- Несмотря на правильное дозированное кормление (или даже при перекармливании), не набирает вес.
- Кровоточит пуповина.
- Происходят спонтанные подёргивания и движения конечностями.
- Во рту накапливается слизь, которую ребенок даже не сплёвывает при помощи кашля.
- Страдает от регулярных запоров. Ребёнок настолько слаб, что ему не хватает сил даже выделять каловые массы.
- Желтушный цвет лица.
- Общее состояние систематически ухудшается со второй половины дня и до 20-00, а также к полуночи.
- Ребёнок долго и беспричинно плачет.
- Испуганно реагирует на любые звуки.
Убирать симптомы астении в грудном возрасте медикаментами неприемлемо. Поэтому всё, что можно использовать в качестве лечебной терапии на этом этапе, — гимнастика в воде, массаж всех мышечных групп и грамотно организованный режим дня.
АС у ребёнка после ОРВИ
Вялость, общая слабость и апатия — достаточно закономерные явления после ОРВИ у склонного к астении ребёнка. В борьбе с инфекцией организм растратил максимум своей резервной энергии, и в ближайшее время её придётся восполнять.
Что конкретно может спровоцировать АС:
- побочные действия медикаментов;
- значительная потеря жидкости;
- интоксикация организма распадами вирусов;
- острый дефицит витаминов.
О начале астенического синдрома у ребёнка после болезни говорят головные боли, нарушение сна, сложности с концентрацией внимания, повышенная раздражительность и постоянная слабость.
Что с этим делать? Практически всегда достаточно просто подкорректировать рацион питания и режим дня. Следите, чтобы пища для ребёнка была максимально витаминизирована и лёгкая для ЖКТ.
В качестве питья предлагайте травяные чаи, натуральные соки, настои, богатые витамином С (клюква, малина, шиповник), минеральную воду без газа. В дополнение желательно пропить витаминно-минеральные комплексы в таблетках.
Увеличьте продолжительность прогулок на свежем воздухе, придумайте вместе комплекс физических упражнений, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. И если нет строгих противопоказаний, запишите ребёнка на плавание или постепенно вводите закаливающие процедуры.
Медикаментозное лечение
Если невролог считает необходимым назначение ребёнку медикаментозных препаратов, в терапию входят:
- Для активной мозговой деятельности — ноотропы: Ноотропил, Аминалон.
- Успокаивающие средства для снятия раздражительности — валериана, пустырник, Ново-Пассит.
- В особо тяжёлых случаях — антидепрессанты и транквилизаторы.
- При острых проявлениях психоза — нейролептики.
- Для укрепления всего организма — комплексы мультивитаминов.
- Чтобы увеличить запас энергии и общую активность нужны адаптогены: китайский лимонник, корень женьшеня.
Рекомендации по питанию
Набор продуктов для ребёнка с астеническим синдромом подбирается особенно тщательно. Протеины, минералы, витамины и аминокислоты всегда незаменимы для организма, а тем более при астении. Полноценную работу мозга стимулируют аминокислоты, которые содержат:
- морепродукты, рыба, говядина, мясо и печень птицы;
- молочные и кисломолочные продукты;
- куриные яйца;
- злаки, гречка, рис;
- кунжутные и тыквенные семечки, соя, арахис и миндаль;
- свежий шпинат и петрушка;
- авокадо, бананы, свёкла.
Источники триптофана поддерживают стабильность в выработке серотонина и отвечают за хорошее настроение — бананы, твёрдые сыры, мясо индейки, цельнозерновой хлеб.
Сохраняют баланс глюкозы:
Следите за питанием ребёнка
- малина, черешня, арбуз, виноград;
- тыква, картофель, морковь и белокочанная капуста;
- злаки и зерновые культуры.
Общий тонус повышают витаминизированные и травяные чаи, напитки из золотого корня, китайского лимонника, корня женьшеня и розовой радиолы.
Обратите внимание, что может явно вредить и мешать процессу выздоровления:
- Напитки, продукты и препараты с кофеином. Традиционные чай и кофе полностью замените фруктовыми, овощными соками и травяными чаями.
- Обезжиренная еда.
- Соленья, варенье и любые консервы.
- Промышленные сладости, фаст-фуд, газированная вода, ненатуральные пакетированные соки.
ВНИМАНИЕ! Устраняя проблему астении, не забывайте об остальных патологиях, если они были диагностированы. И при составлении диетического рациона из рекомендованных продуктов — сначала исключите их потенциальный вред.
Советы родителям
Можно старательно выполнять все лечебные назначения невролога, правильно подбирать ребёнку диету, не пропускать ни один сеанс массажа, но так и не наблюдать ожидаемый результат. Астенический синдром — это невроз. Все неврозы возникают на фоне внутреннего конфликта и вечной тревоги у ребёнка. Атмосфера в семье может или способствовать выздоровлению, или совсем наоборот: астения будет только прогрессировать, если ваши методы воспитания идут вразрез с общепринятыми нормами.
- Хотите как можно скорее покончить с манипулирующими истериками? Прекратите делать ребёнка кумиром семьи.
- Гиперопека — та степень заботы, которая дополнительно только раздражает. Предоставьте ребёнку больше свободы действий. Ваше доверие существенно снимет лишний гипертонус.
- Неприятие ребёнка, недостаточное внимание — другая крайность. Ощущение ненужности сильно угнетает.
- Эмоциональные срывы на ребёнка, непредсказуемое поведение родителей создают огромное напряжение.
- Суровое воспитание никому никогда не шло на пользу. Будьте мягче.
- Поощрения, порицания и наказания используйте в разумных комбинациях.
- Забудьте о любых запугиваниях и угрозах.
- Перестаньте навязывать ребёнку какую-либо деятельность, которая ему не интересна (иностранные языки, занятия музыкой, бальные танцы и пр.).
- Ограничьте строгими временными рамками пользование компьютером, планшетом или другими гаджетами.
И самый важный совет: не ведите себя с ребёнком так, будто он тяжело болен. Не напоминайте постоянно, что ему надо лечиться. Астенический синдром — это не болезнь, а временное состояние. И всё придёт в норму, если не драматизировать или наоборот — пускать ситуацию на самотёк, а также следовать всем разумным рекомендациям.
Источник