Астенический синдром 1989 кира муратова

Астенический синдром 1989 кира муратова thumbnail
«Астенический синдром» вышел на экраны в 1989 г. Наша страна переживала тогда не самые лучшие времена (как любит говорить Владимир Познер). Да, хочется верить, что серость, помятые лица, очереди, номерки на руках, коммуналки, «лишние люди», вообще весь тот пост-перестроечный бред, а главное ощущение безысходности и ада – никогда не повторятся. Мне было всего 9 лет, я не мог запомнить, конечно, но почему-то осталось в памяти, в том числе благодаря рассказам родителей.

Об этом не любят вспоминать, это было давно и неправда.
Это не имеет отношения к нам сегодняшним?
/перефразируя цитату из фильма/

…Человек выходит из кинозала, снова засыпает в метро, опаздывает на работу. Просыпается и пытается разгрести завалы действительности, жестикулирует руками, произносит экзистенциальные монологи (на самом деле, выдержки из реального дневника режиссера Киры Муратовой). Прибегают какие-то бабы и заводят разговор «я и моя сраная кошка»… То, для чего фон Триеру, например, приходится искусственно насаждать минимализм и схематичность, обозначать контуром «собака» – в «Астеническом синдроме» уже как будто обведено мелом… Человек громко храпит на школьном собрании. Ему делают замечание. Человек просыпается и пытается вести урок. Тема урока, очевидно, не интересует ни учителя, ни учеников. Так что впору заснуть снова… Гринуэй ампутировал людям ноги, снимал в рапиде гниющие трупы. Муратова легко и непринужденно находит отталкивающую красоту в отечественных ландшафтах, лицах, дворах, ситуациях. Ампутированные дворы, гнилые лица, мертвые диалоги. Ходоровский по-настоящему подвергал актрису сексуальному насилию в кадре, наполнял фильм какими-то мрачными ритуалами, мутным цветом – Муратова отстранено и даже как-то со скукой фиксирует детали. А цвет – он сам такой получился, спасибо шостокинскому комбинату «Свема» или как там…

/На самом деле, «Астенический синдром» состоит из двух частей» и начинается с эдакого фальстарта. Но это, как говорится, будет спойлер. Лучше сами посмотрите/

Еще один излюбленный приём: в кадре одновременно начинают говорить несколько персонажей. Говорят примерно одно и тоже, бесконечно пережевывая фразы, повторяя друг за другом. Общий смысл понятен, но в голове ощущение хаоса как на рынке или в очереди куда-нибудь в ДЭЗ… Человека помещают в психушку. Люди в психушке оказываются не большими психами, чем те, что на воле. Так что какая разница. Человек убегает из психушки, но снова засыпает в метро. Поезд идет в депо. Нет, мне не хочется сравнивать Муратову ни с фон Триером, ни с Ходоровским, ни с Германом. У неё есть свой почерк, свой (отстраненный?) взгляд, который с одинаковым интересом фиксирует разлагающийся труп, узоры на ковре, залежи мороженой рыбы на лотке у торговки. Много говорится о мизантропичности Муратовой, но для меня скорее — сопричастность. Если для Триера или Ходоровского это скорее художественные приемы, то для Киры Георгиевны — повседневная жизнь (с Муратовой сегодня можно столнуться нос к носу в одесском трамвае, например).

За 16 лет дворы выкрашены и подметены, лица стали менее серыми и помятыми, шостокинский комбинат, надо думать, тоже канул в Лету… Изменилась ли суть? Бесконечные одинаковые полки в супермаркетах, мальчики и девочки, клонированные из единого розового гламурного артефакта. Иногда хочется уподобиться главному герою, заснуть в метро, на улице, на работе, перед телевизором.

Читайте также:  Синдром туретта как его вылечить

Последнее. Советую эту картину тем, кому, например, понравился к/ф «Пыль».

Источник

Астенический синдром

Проголосовало
2 чел. Астенический синдром 1989 кира муратова
фильм ещё не попал в рейтинг

Кладбище, метро, очередь, мещанский дизайн… Как очень большой художник, Кира Муратова, беря тему или фактуру, исчерпывает ее до конца так, что после нее сказать вроде бы нечего. И таинственная огромная тема метро, доселе даже не затронутая советским кинематографом, теперь практически закрыта. Любопытно, что в самое последнее время некоторые наши кинематографисты почти подходили к этой теме, правда, совсем с другой стороны. Метро представало как храм тоталитарной государственности, как апофеоз сталинского «большого стиля».

Этого метро в «Астеническом синдроме» нет. Муратовой выбрана стоящая особняком, причудливая и кичевая, но лишенная монументальности и даже по-своему веселенькая, как мещанский лубок, станция «Новослободская». Метро Муратовой — это скопище застывших спящих людей, и именно здесь, на фоне веселенькой декорации, разыграется мистерия сна как смерти. Она завершится на какой-то безликой современной станции, на конечной остановке. Завершится в перевернутом виде. Уже не сон как смерть, а смерть как сон, метро как гроб, как склеп или как крематорий и поезд как катафалк, увозящий героя в черную страшную поглощающую дыру, в небытие.

Финальная сцена возвращает нас к первым эпизодам, связывая две части картины. Первую — черно-белую — историю женщины, потерявшей мужа. И вторую — цветную — историю человека, теряющего самого себя и всякую связь с миром. Начальный и заключительный эпизоды картины — скрытая, но почти полная рифма. И там, и там — смерть, и свадебная роза героя превращается в похоронную, и мат случайной попутчицы в метро, вызвавший такое негодование наших целомудреннейших начальников, звучит как плач, как заклинание над покойником. Частная вроде бы история женщины, потерявшей мужа, перерастает в символическую историю общества, впавшего в сон, в летаргию, в умирание.

В этом обществе обезображено все, даже то, что традиционно свято, даже кладбище, показанное Муратовой как ярмарка тщеславия, как дикий симбиоз трагического, черного и фарсового. Бесконечные, одна за другой, надгробные стелы, эта прихотливая смесь фаюмского портрета и фотокарточки с фестончатым обрезом кому-то когда-то дорогой, но увиденной как бы брошенной в заплеванном подъезде, где ближе к ночи в ведре пищевых отходов шевелится и шуршит домовитая крыса.

Если бы не кладбище, то первая часть картины, снятая изысканно и почти жеманно, как «Долгие проводы», выглядела бы развернутой самоцитатой. Но жесткость, с которой сделана великолепная кладбищенская сцена, переакцентирует по сути всю черно-белую новеллу, предопределяя стилистику цветной части.

Изощренный орвелловский поп-арт — Доска Почета, яркая, с раскрашенными фотографиями, похожими на те, что предлагает в электричке, трогая вас за плечо, глухонемой коробейник.

Очередь за рыбой, увиденная с надмирной, научно-популярной отстраненностью, как бы жизнь подводного царства, эти перетекания и кипения, эти замирания и всасыванья, эти плавно-неотвратимые алые щупальца продавщицы, захватывающие и отбрасывающие, единовластно повелевающие актом общественного пищеварения. Взгляд из глубины — к золотым звездам решетки высокого железнодорожного моста, к защитным его сеткам, к скрещенным в мучительном поцелуе парам.

И все вместе — мост, лестница, целующиеся пары, очередь, монтажно стыкуемый с ней коридор — закручено одним пластическим движением и озвучено одним истошным воплем: «Колю убили». И несется этот вопль над безумными, о чем-то спорящими, зачем-то ругающимися людьми, над сладострастными ртами целующихся пар, над сладострастными лбами дерущихся за рыбу, над двумя одинокими тетками в огромном пустынном коридоре: одной — неподдельно-простонародной и другой — поддельно-мхатовской, с головы до ног увешанной, как елка, блестящей рождественской канителью.

Вопль «Колю убили»— еще одна смерть, на сей раз остающаяся за кадром. Невнятная никому, потому что и смерть обесценилась в этом обесцененном мире. Не говоря уже о писательских упражнениях главного героя, школьного учителя, типичного среднего интеллигента, который, как уже было сказано, постепенно и даже естественно теряет связь с жизнью. Этот естественный переход из жизни в сон, из сна в смерть, в котором утрачивается все человеческое,— самое трагичное в фильме Муратовой.

Единственная абсолютная ценность здесь — животные, ни в чем не повинные кошки и собаки. И люди здесь человечны постольку, поскольку похожи на животных. И чем больше похожи, тем человечнее. Замечательна в этом смысле толстуха-завуч, вроде бы совсем пещерное создание, куда менее просвещенное, чем главный герой. Все в ней тотемно-первобытно: и посадка, и повадка, и манера говорить какими-то нечленораздельными горловыми звуками, и манера есть — как собака из миски. И мир ее души, и мир ее жилища, все вроде бы должно вызывать отталкивание.

Нежный олеографический морской пейзаж в затейливой, покрытой «бронзовкой» раме, и нежные розы под ним. Плотно забитые курчавым рисунком обои, тесно сомкнувшиеся пузатые чашки и хрусталь, хрустальные туловище и ножки рюмок. Одиноко притулившийся возле хрустального ствола грязноватый пупсик. Стиль, который пучит от недостатка «квадратного метра». «Советский людовик», иначе стиль луисов, возросший на борще и сибирских пельменях, мечта о чем-то прекрасном.

И надо всем этим Кира Муратова вовсе не хихикает: толстуха завуч вдруг оказывается едва ли не самым симпатичным персонажем ее картины. Скажу сильней: чем-то она, пожалуй, духовней учителя со всеми его писательскими экзерсисами. Крах самодовольной интеллигентской утопии, на мой взгляд, одна из главных тем «Астенического синдрома».Фильм Киры Муратовой можно упрекнуть в несоразмерности, в несоответствии двух частей, цветной и черно-белой, в несбалансированности и т.п. Иногда фильм топчется на месте. Некоторые сцены затянуты, некоторые повествовательны и даже, как эпизод педсовета, отдают Рязановым.

«Астенический синдром», быть может, самая крупная отечественная картина минувшего десятилетия — далека от гармонического совершенства. Уйдя от изысканности своих ранних картин, Кира Муратова пришла к высокому косноязычию. Но сегодня большое высказывание вряд ли могло быть иным.

«Так прорастает вглубь уродливая роза».

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».

Выборка фильмов из базы данных:

Источник

Страна как диагноз

Астенический синдром, 1989, Кира Муратова

Артур Сумароков вспоминает работу Киры Муратовой

«Астенический синдром» Киры Муратовой в сущности дал самые четкие определения тому состоянию глобальной неопределенности, в которую погрузилась на закате Перестройки Страна Советов. Собственно, сама Страна как искусственно созданный анклав из различных народов к тому времени окончательно утратила свой легитимный статус, а с его исчезновением – нивелировался смысл существования, – не жизни –  для всей этой многомиллионной корпулентной человеческой массы, которая до сих пор не может, не умеет, не имеет сил осознать себя на личностном, индивидуальном уровне, отделить себя как персону от государства. Тем более что государство само по себе, в рамках дискурса «Астенического синдрома», это уже диагноз.

Астенический синдром 1989 кира муратова

Кадр из фильма “Астенический синдром”

Хроническая усталость, в конце концов ставшая хтонической, постепенно, но неумолимо подтачивала внутренние связи между людьми, порождая в первую очередь дисфунциональные, некоммуникабельные отношения между ними, а частенько и полный отказ от вменяемой, вербально правильно выстроенной коммуникации. В 1973 году французский постановщик Клод Фаральдо снимает фильм «Темрок», в котором актуальное для режиссёра французское общество семидесятых, при достижении определенного уровня конфликтности, лишилось внятной речи; ее заменили бессвязные, животные рыки, а желание подстроить под себя власть, не меняясь самому, привело к тотальной деструкции. В фильме Муратовой речь нивелируется уже в первой новелле, где нет в сущности ни одного нормального диалога: агрессия встречает агрессию, на ненависть идет ответная реакция. Безусловно, в этой агрессивной коммуникации есть эмпатия, за агрессией прячется с большой вероятностью защитная реакция на окружающие истерические исторические процессы. И среднестатистический homo soveticus, не могущий предпринимать некие усилия для изменения скорости вращения этого исторического колеса, реагирует со злобной безнадежностью на всё и всех, ведь сепарировать себя от коллективного бессознательного ему чрезвычайно сложно. Тогда как переживающая смерть мужа героиня, на которой Муратова делает основной фокус, уже себя вынесла за рамки окружающей её толпы.

Обе новеллы ленты Киры Муратовой фиксируют, подчас в болезненной и гиперреалистичной манере, сам момент распада этих коммуникативных навыков вкупе с обесцениванием самого ощущения значимости своей жизни – не только для себя, но и для остальных вокруг. В первой части фильма доминирует несколько базовых чувств: агрессия, отчаяние, боль, страдание. Основной и единственный цвет – сепия. Не монохром, с его множеством оттенков черно-белого и различными играми света, теней. Тошнотворная, намеренно выводящая зрителя из зоны его собственного комфорта, сепия, усиливающая эффект от постоянной невозможности выйти на адекватный контакт героине. Причём первая новелла не отличается особой длительностью, она как пролог, как мрачное интро, вводит в контекст второй новеллы, в которой прямо идет проговаривание поставленного Кирой Муратовой диагноза. С одной стороны – это существование личности в исключительных условиях стресса, с другой – давящая, невыносимая рутина, приводящая человека к постоянному состоянию сонливости, и вместе с этим состоянием – к неизбежной расфокусировке своего внимания, к хаосу сознания, которое силится понять что вообще происходит, но все эти усилия оборачиваются ничем. Лишь новым этапом сна, который рождает чудовищ, сна, от которого однажды можно просто не пробудиться.

«Астенический синдром» Киры Муратовой дал самые четкие определения тому состоянию глобальной неопределенности, в которую погрузилась на закате Перестройки Страна Советов

Всё-таки «Интердевочка» Тодоровского или «Маленькая Вера» Пичула, при всех их очевидных потугах на глобальность собственных авторских высказываний, настолько сильно держались за бытовой, социальный или политический контекст, что в итоге превратились в исторический документ своего времени, но без присущей Муратовой власти мелочей.

Источник

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания врача стоматолога