Аспергера синдром методики для диагностики

Аспергера синдром методики для диагностики thumbnail

DSM-IV

Диагностические критерии по DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

299.80 Синдром Аспергера

А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по меньшей мере в 2-х из следующих:

  1. Заметное нарушение в использовании невербального поведения такого как взгляда глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие;
  2. Неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
  3. Отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям);
  4. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности;

В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих:

  1. Деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является аномальным или по интенсивности или по направлению;
  2. Явная жёсткая приверженность к специфическому и нефункциональному распорядку или ритуалу;
  3. Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, скручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);
  4. Настойчивое внимание к частям объектов;

С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности;

D. Отсутствие клинически значимой задержки речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту);

Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации (исключая социальные взаимодействия) и в развитии любознательности к окружающему миру в детские годы;

F. Не подходит под критерии другого специфического первазивного (общего) расстройства развития или шизофрении.

Диагностические критерии по МКБ-10 (Международная классификация болезней Десятого пересмотра)

F84.5 Синдром Аспергера

Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2-х лет или ранее и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3-х лет или ранее.
Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность к окружающей среде в течение первых 3-х лет жизни должны быть на уровне нормального интеллектуального уровня.
Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак).
Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза.
Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий что и при аутизме).
Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность (тот же критерий, что и при аутизме).

Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В отличие от аутизма здесь нет общей задержки или отсталости в речи, или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние чаще встречается у мальчиков (8:1). Высоко вероятно, что, по крайней мере, некоторые случаи представляют собой мягкие варианты аутизма, но неясно, действительно ли это так для всех пациентов. У этих расстройств отмечается выраженная тенденция сохраняться в подростковом и зрелом возрасте, и, по-видимому, они представляют индивидуальные особенности, которые не очень подвержены влияниям среды. Изредка в юношеском возрасте развиваются психотические эпизоды.

Диагностические указания: Диагноз основан на сочетании отсутствия какой-либо клинически значимой общей задержки речи или когнитивного развития и наличия (как при аутизме) качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Здесь могут быть или не быть проблемы в общении, подобные тем, что отмечаются при аутизме, но наличие значительного отставания в речи исключает диагноз.

Критерии диагностики Гиллберга (С. Gillberg, 1989, 1991)

Тяжёлое нарушение в социальном взаимодействии, проявляющееся по меньшей мере в 2 из следующих 4:

— неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом;
— отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками;
— отсутствие понимания намёков;
— социально и эмоционально неприемлемое поведение

Всё исключающий узкий интерес, проявляемый по меньшей мере одним из следующих 3:

— исключение другой деятельности;
— повторяющееся «залипание»;
— более развитое механическое запоминание, чем логическое

Повторяющееся следование распорядку, что проявляется по меньшей мере в 1 из следующих 2:

— следование распорядку (в аспектах жизни) возлагается на себя;
— требуется от других

Языковые и речевые проблемы, проявляющиеся по меньшей мере в 3 из последующих 5:

— задержка развития речи;
— внешне правильная экспрессивная речь;
— формальная, педантичная речь;
— плохая просодика, необычные голосовые характеристики;
— нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений

Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся по крайней мере в 1 из последующих 5:

— ограниченное использование жестов;
— неуклюжий/неловкий язык движений;
— выражения лица ограничены;
— неподходящие выражения;
— странный фиксированный взгляд

Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития.

Критерии диагностики Сзатмари (Szatmary, 1989)

Одиночество, проявляющееся по меньшей мере в 2 из последующих 4:

— нет близких друзей;
— избегает других людей;
— нет интереса к приобретению друзей;
— одиночка

Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся по крайней мере в 1 из следующих 5:

— обращается к другим только со своими нуждами;
— неуклюжее социальное обращение;
— односторонние отношения со сверстниками;
— трудности в осознании чувств других;
— отстранённость от переживаний других людей

Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся по меньшей мере в 1 из следующих 7:

— выражения лица ограничены;
— не способен читать эмоции по выражению лица других;
— не способен передавать информацию с помощью глаз;
— не смотрит на других;
— не использует руки для самовыражения;
— жесты большие и неуклюжие;
— подходит слишком близко к другим

Читайте также:  Синдром запястного канала туннельный синдром лечение

Плохая речь, проявляющаяся по меньшей мере в 2 из следующих 6:

— нарушения в интонации;
— говорит слишком много;
— говорит слишком мало;
— неспособность включиться в разговор;
— идиосинкразическое употребление слов;
— повторяющаяся речь

Не подходит под критерии аутичного развития.
 

Источник

Синдром Аспергера — неврологическое состояние, сказывающееся на развитии человека, его повседневной жизнедеятельности и поведении.

Согласно справочнику «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-5) синдром Аспергера представляет собой расстройство аутистического спектра (ассоциированное с уровнем 1). «Международная классификация болезней» (МКБ-10) определяет его как самостоятельный диагноз F84.5 класса «Общие расстройства психологического развития».

Исторически сложилось, что в России отсутствует диагностика синдрома Аспергера и аутизма у взрослых. Поэтому люди вынуждены прибегать к самодиагностике в попытках понять своё состояние и сформировать свою дальнейшую жизнь с учётом собственных особенностей.

self diagnostic

1. Предпосылки к самодиагностике синдрома Аспергера

1.1 Создание и поддержка взаимодействия в учебных и рабочих коллективах сопровождаются трудностями, а иногда и неудачами.
1.2 Стресс в случае перемен или изменений привычного графика, потребность в предсказуемости и стабильности.
1.3 Неоднократные указания окружающих на нетипичное использование невербальной компоненты коммуникации.
1.4 Носящие регулярный характер замечания окружающих о неадекватной реакции на события, ситуации.
1.5 Неоднократные замечания окружающих о нетипичности сенсоромоторных процессов.

2. Распознавание симптомов синдрома Аспергера

2.1 Нетипичный зрительный контакт: тенденция избегать взгляда «глаза в глаза», направленность взгляда при коммуникации в сторону или на губы собеседника, иногда неестественный «пялящийся» взгляд.
2.2 Просодия своеобразная: монотонность, нарушенная мелодика речи, слишком громкий или тихий голос, бедная интонация.
2.3 Язык тела мало используется: нетипичная жестикуляция или её отсутствие, редкое использование кивков или пожимания плечами в качестве сопровождения речи, позы не направлены на выражение отношения к происходящему.
2.4 Моторные навыки осложнены: неуклюжесть, сложности с координацией, мелкой моторикой.
2.5 Выражение собственных эмоций и понимание эмоций окружающих часто затруднено, что в ряде случаев связано с алекситимией.
2.6 Селективная немота (мутизм): речь пропадает под воздействием неблагоприятных внешних факторов, из-за стресса, перегрузок, тревоги.
2.7 Монологичность при коммуникациях: тенденция к изложению темы без учёта реакции окружающих, игнорирование реплик со стороны, отсутствие пауз для обратной связи.
2.8 Устойчивый интерес к теме, носящий обсессивный характер: фиксация на какой-либо теме без учёта её полезности может длиться от нескольких недель до нескольких лет.
2.9 Ригидность поведения: приверженность распорядку, графику, рутине, стресс при необходимости их изменить.
2.10 Буквальное понимание: слабое понимание образности и метафор, намёков и шуток, редкое использование в собственной речи.
2.11 Фокус на деталях: рассуждения носят дедукционный стиль (от частного к общему), редко используется индукция (от общего к частному), понимание общей картины затруднено, сложности с выделением главного и второстепенного.
2.12 Исполнительная функция бывает нарушена: трудности с расстановкой приоритетов, организацией времени.
2.13 «Модель психического», эмпатия: умение «представить себя на месте другого человека» нарушено, сопереживание понимается логически, невербальные сигналы от собеседников воспринимаются плохо и часто ошибочно.
2.14 Систематизация, классификация и логический подход к созданию связей: неприятие алогичных норм и традиций общества, разговоров «ни о чём», форм приветствия и прощания, стереотипов.
2.15 Обработка сенсорной информации нарушена: гипо- или гиперчувствительность по всем органам чувств (звуки, свет, текстуры и консистенции, температура).
2.16 Стереотипные движения (стимминг) как реакция на перегрузку и переутомление: хождение взад-вперёд, раскачивание корпуса тела, тряска пальцами рук, ногами.

3. Источники подтверждения наличия синдрома Аспергера

3.1 Ведение списка симптоматики, разграничение с проявлениями ОКР, СДВГ, депрессии, тревожного расстройства.
3.2 Тесты для самодиагностики: AQ, RAADS_R, EQ, TAS, ASSQ.
3.3 Критерии диагностики синдрома Аспергера и РАС по DSM-IV, DSM-V, МКБ-10.
3.4 Сообщества людей с синдромом Аспергера и РАС в Интернете: форумы, группы, сайты, личные блоги, истории самодиагностики.
3.5 Встреча с людьми с синдромом Аспергера и РАС в группе поддержки, чтобы сравнить внешние проявления и обсудить очно возможность наличия СА.
3.6 Книги от первого лица на русском языке:

  • Стивен Шор «За стеной»
  • Джон Элдер Робисон «Посмотри мне в глаза!»
  • Темпл Грандин «Отворяя двери надежды»
  • Руди Симон «Аспи-девочки»
  • Марк Сегар «Совладание: руководство по выживанию для людей с синдромом Аспергера»
  • Робин Стюард «Независимость и безопасность: руководство для женщин, имеющих расстройства аутистического спектра».

3.7 Консультация в частном порядке у психолога, психотерапевта, психиатра (не рекомендуется без предварительных отзывов от других людей с СА). Желательно, чтобы специалисты использовали для диагностики методику ADOS (4 vмодуль для взрослых с беглой речью и сохранным интеллектом).

4. Жизнь с синдромом Аспергера

4.1 Организация жизни в соответствии с собственными слабыми и сильными сторонами: ведение графика, поиск работы с минимальной социальной активностью, коммуникация в подходящем виде (письма вместо телефона).
4.2 Занятия со специалистами, если есть необходимость в когнитивно-поведенческой терапии или лечении от депрессии, тревожности.
4.3 Посещение группы поддержки для людей с синдромом Аспергера с целью обсуждения проблем и обмена опытом.
4.4 Ознакомление семьи, друзей, коллег (если это возможно) с симптоматикой синдрома Аспергера.

Источник

Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Люди с синдромом Аспергера, как правило, отличаются высоким уровнем коэффициента интеллекта, они могут много добиться в жизни, но, увы, страдают при этом от социальной неловкости и ограниченных невербальных коммуникативных навыков. Синдромы синдрома Аспергера проявляются при множестве различных нарушений поведения, поэтому отличить одно от другого не так-то просто. Впрочем, тут вам на помощь и придет эта статья.

Читайте также:  Синдром любви заложника к террористу

Признаки

  1. 1

    Обращайте внимание на необычные невербальные коммуникативные навыки. Люди с синдромом Аспергера с самого раннего детства общаются не так, как остальные. Пожалуй, это — самая заметная часть синдрома, особенно в детстве, когда дети еще не научились тому, как принято общаться. Обращайте внимание на следующие:[1] Look for the following differences in communication style:

    • Стремление избегать зрительного контакта
    • Ограниченное использование мимики
    • Ограниченное использование выразительного языка тела (жестов, кивков и т.д.)
  2. 2

    Обращайте внимание не признаки селективного мутизма. Если вы заметили, что кто-то говорит лишь с тем, с кем ему комфортно, а рядом с остальными людьми — молчит, то знайте — вы заметили человека с селективным мутизмом. У детей с синдромом Аспергера селективный мутизм распространен довольно широко. Так, к примеру, такие дети могут спокойно общаться с родителями и родственниками, но молчать в школе, находясь среди не очень знакомых людей. Как правило, с селективным мутизмом можно справиться, пусть не сразу, но можно.

  3. 3

    Определите, нет ли у человека проблем с эмпатией. Синдром Аспергера характеризуется проблемами в распознании чужих эмоций. Люди, страдающие от синдрома Аспергера, часто просто не обращают внимания на невербальные выражения эмоций — скажем, на мимику, которой многие из нас выражают грусть, печаль и обиду. Недостаток эмпатии может проявляться множеством способов, например:

    • Человек не понимает, что сказал что-то неприятное собеседнику или неуместное.
    • Человек может вести себя слишком агрессивно, не понимая пи этом, что причиняет другим дискомфорт своим поведением.
  4. 4

    Обращайте внимание на монологичную манеру вести разговор. Так как люди с синдромом Аспергера испытывают определенные сложности с пониманием чужих эмоций, они могут выработать монологичный, а не диалогичный стиль общения. Человек, страдающий от синдрома Аспергера, может просто не понять по выражению лица собеседника, что тот намеревается что-то сказать или устал от разговора. Кроме того, люди с синдромом Аспергера могут продолжать говорить об интересующей их теме вне зависимости от того, желает ли говорить их собеседник.[2]

  5. 5

    Обращайте внимание на навязчивые идеи. Синдром Аспергера — это практически всегда интерес, граничащий с одержимостью, к нескольким темам. Например, ребенок с синдромом Аспергера может увлекаться баскетболом — и запомнить имена всех игроков НБА. Другой ребенок будет увлечен насекомыми, да так, что ему не составит труда запомнить латинские названия всех видов, обитающих на том или ином континенте. Стоит отметить, что с возрастом подобная увлеченность может стать залогом более чем успешной карьеры.

  6. 6

    Обращайте внимание на то, не сложно ли человеку заводить новых друзей. Дети и взрослые, страдающие от синдрома Аспергера, испытывают с этим известные проблемы. При этом многие из страдающих от синдрома Аспергера и рады бы подружиться с кем-нибудь, но, увы, не знают, как это делается. Их стремление избегать зрительного контакта и неспособность распознавать эмоции трактуется окружающими как грубость и антисоциальное поведение, хотя на самом деле это, конечно же, не так.

    • Дети с синдромом Аспергера могут не проявлять интереса к совместным играм, но лишь до определенного возраста, когда желание стать частью команды не возьмет свое.
    • У людей с синдромом Аспергера может быть несколько близких людей, прекрасно их понимающих, либо много “просто знакомых”.
  7. 7

    Обратите внимание на координацию человека. При синдроме Аспергера координация ухудшается, человек начинает двигаться неуклюже, часто натыкаясь на предметы и даже стены. Физическая активность и спорт могут быть для людей с синдромом Аспергера затруднительны.

Подтверждение диагноза

  1. 1

    Ведите дневник наблюдаемых вами симптомов. Все мы время от времени ведем себя так, что можно заподозрить у нас синдром Аспергера. Соответственно, важно вести дневник, так как по записям можно будет определить повторяющие шаблоны в поведении человека. Особенно внимательно стоит следить за тем, как “подозреваемый” общается с другими людьми (в школе или дома с родней). Если у наблюдаемого действительно есть синдром Аспергера, то симптомы будут повторяться вновь и вновь.

    • Записывайте подробные описания того, что вы наблюдали. Это, к слову пригодится врачам, когда дело дойдет до уточнения диагноза.
    • Помните, что синдром Аспергера проявляется теми же симптомами, что и многие другие поведенческие расстройства — например, как обсессивно-компульсивное расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Даже если вы уверены, что диагноз — синдром Аспергера, не стоит отметать и другие возможные причины.
  2. 2

    Пройдите онлайн-тест. В сети есть несколько тестов, с помощью которых можно определить, может ли у человека быть синдром Аспергера. Проходящему тест человеку будут предложены вопросы касательно его социальной активности, любимых способов проводить время, сильных и слабых черт. Все это позволит определить, наличествуют ли у человека характерные для синдрома Аспергера признаки.[3]

    • Результат теста — это, само собой, ни в коем разе не диагноз. Это лишь способ определить, нужно ли проводить тесты дальше. Подсказка: если тест показывает, что у человека может быть синдром Аспергера, то да, стоит.[4]
  3. 3

    Проконсультируйтесь с вашим семейным врачом. Если вы таки уверены, что проблема имеет место быть, обратитесь к вашему семейному врачу (или хотя бы к участковому терапевту). Принесите с собой ваш дневник наблюдений, поделитесь опасениями. Скорее всего, врач задаст вам несколько вопросов и попросить уточнить те или иные моменты. Если врачу тоже покажется, что причина всему — в синдроме Аспергера, то он выпишет направление к профильному специалисту.[5]

    • Первое посещение врача может быть сложным, ведь до сей поры вы держали свои подозрения при себе, и даже с доктором вам может быть непросто говорить обо всем этом. Тем не менее, знайте — вы сделали правильное дело.
  4. 4

    Обратитесь к специалисту для полноценного обследования. Перед, собственно, приемом вам нужно проверить, работает ли врач, к которому вас направили, с расстройствами аутического спектра. Первый прием, скорее всего, пройдет так: врач проведет небольшое интервью и предложит пройти тест, вопросы в котором будут похожи на вопросы онлайн-тестов. Когда диагноз будет установлен, можно будет приступать к дальнейшему лечению.

    • Не бойтесь, оказавшись на приеме, задавать вопросы про квалификацию врача, диагноз и методы лечения.
    • Если вы не уверены, что врач поставил правильный диагноз, проверьте его у другого специалиста.
  5. 5

    Узнайте больше про синдром Аспергера, чтобы было проще принимать грамотные и взвешенные решения. Синдром Аспергера лишь недавно выделили в самостоятельно поведенческое расстройство, еще не так давно это был лишь один из подвидов аутизма. Медики и ученые все еще исследуют синдрома Аспергера во всех его аспектах — от постановки диагноза и до лечения. Есть все шансы, что, посетив несколько специалистов, вы получите несколько разных рекомендаций по лечению. Соответственно, вам нужно узнать про синдром Аспергера как можно больше самому, так вы сможете понять, что лучше подходит вам и вашей семье.

    • Различные организации выпускают журналы, в которых публикуют наиболее актуальную информацию про синдром Аспергера.
    • Чтение книг, написанных про синдром Аспергера людьми, страдающими от синдрома Аспергера, также будет крайне полезным.

Дальнейшие действия

  1. 1

    Работайте над лечением с командой профессионалов, которым вы доверяете. Лечение синдрома Аспергера — это работа сразу по нескольким направлениям, и помощь опытных и неравнодушных врачей будет очень кстати. Главное — найти человека (врача, разумеется), с которым вы сработаетесь в долгосрочной перспективе, пытаясь излечить синдром Аспергера.

    • Если вы чувствуете, что с тем или иным врачом вам работать неприятно, то, ради блага вас или вашего ребенка, смените врача. Доверие крайне важно, когда речь заходит о лечении синдрома Аспергера.
    • Также вам будет нужна помощь квалифицированных педагогов, диетологов и прочих специалистов, которые научат вас тому, как давать вашему ребенку все, что ему необходимо.
  2. 2

    Обратитесь за эмоциональной поддержкой. Чисто технически, синдром Аспергера неизлечим, все, что вы можете — научиться до самых последних дел держать синдром под контролем. Это сложно, поэтому, кроме врачей и педагогов, вам нужна еще и эмоциональная поддержка. Понимающие вас люди, к которым вы можете обратиться с вопросами или с которыми просто сможете поговорить с тяжелую минуту, окажут вам просто неоценимую помощь. Поверьте, вы не одиноки в своей беде.

    • Возможно, в вашем городе есть группы взаимопомощи, которые можно найти через Интернет.
    • Посещайте тематические конференции — там вы не только встретите единомышленников, но и узнаете много нового и полезного.
  3. 3

    Живите, принимая в расчет ваши уникальные потребности. Люди, страдающие от синдрома Аспергера, сталкиваются с такими сложностями, с какими не сталкивается больше никто, особенно в плане социальных взаимоотношений. Впрочем, даже это не помешает страдающему от синдрома Аспергера прожить долгую, успешную и насыщенную жизнь, где будет место и друзьям, и семье, и детям, и карьере. Главное — знать, что нужно человеку, знать, как прикрыть его слабые места и радоваться достижениям вместе с ним же.

    • Одним из способов сделать жизнь человека с синдромом Аспергера проще — следовать расписанию. Если же приходится отступать от расписания, то следует найти время, чтобы объяснить, зачем это необходимо.
    • Люди с синдромом Аспергера отлично учатся на примере, поэтому стоит научить их тому, как, скажем, здороваться — смотрим в глаза, жмем руки и говорим “Привет”. Врач расскажет вам, как правильно проводить подобные обучающие занятия.
    • Вы очень поддержите человека с синдромом Аспергера, если будете поддерживать его в его интересах и начинаниях, помогая ему добиваться успеха.

Советы

  • Рассказывая людям про синдром Аспергера, предлагайте им пройти тест, а затем сравните результаты.
  • Ведите дневник, записывайте туда симптомы, которые проявлялись у вас. Затем покажите этот дневник кому-то близкому — или даже врачу, чтобы вам подсказали, чем это может быть.
  • Распечатайте факты, статистику и список симптомов аутизма — все это пригодится вам, чтобы рассказать другим людям про синдром Аспергера.

Предупреждения

  • Не сдавайтесь, если вам не верят. Синдром Аспергера — поведенческое расстройство, его нужно соответствующим образом диагностировать и лечить. Крайне важно в этой связи обратиться к медикам.
  • Синдром Аспергера может сопровождаться и другими расстройствами аутического спектра. Если вам кажется, что в вашем случае так и есть, обратитесь за получением квалифицированной медицинской помощи.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 23 027 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник