Артикуляционная гимнастика для детей с синдромом дауна в

Артикуляционная гимнастика для детей с синдромом дауна в thumbnail

Ольга Виноградова
Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна

Целью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, в частности детей с синдромом Дауна, является их адаптация и интеграция в общество.

Несмотря на врождённое желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определёнными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, внутри рта; относительно малый размер ротовой полости по сравнению с большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта; а также задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например, влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений. Для многих детей с проблемами в развитии произношение является камнем преткновения даже в тех случаях, когда в других отношениях их способность к общению может быть раскрыта вполне.

Мною проведена серия занятий с группой детей с синдром Дауна, важной частью которых являлось использование массажа и артикуляционной гимнастики.

Работа с детьми строилась на комплексном (полисенсорном)воздействии на личность ребенка: занятие с логопедом, театрализованная деятельность.

В процессе логопедической работы по преодолению фонетических

нарушений решались следующие задачи:

• Формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих

• овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев

• ре-чевого процесса).

• Развитие слухового восприятия и внимания.

• Формирование речевых навыков фонетически правильной речи.

• Воспитание умения подрожать.

• Воспитания умения согласовывать свои действия с действиями других детей.

• Обогащение словарного запаса.

• Развитие навыков диалогической речи.

Индивидуальное занятиесостояло из нескольких частей:

Артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики

Игры и задания направленные активизацию собственной речи детей.

Подгрупповые занятия проводились в форме театрализованной игры. Где детям предлагалось взять на себя роль одного из героев и соответствовать ей до конца занятия.

Занятия посещали дети разного возраста (от 3 до 11лет) и разного уровня речевого развития (неговорящие; дети говорящие отдельные слова; и дети, использующие фразы.)

Индивидуальные занятия проводились со всеми детьми в течении учебного года. Обязательной частью занятия являлось проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики, упражнения закреплялись дома под контролем родителей. Для активизации собственной речи использовался речевой материал подгрупповых занятиях, т. е. той или иной сказки.

В процессе коррекционной работы у всех детей отмечалась положительная динамика. Движения органов артикуляции стали более точными; артикуляция звуков и автоматизм их произношения в различных фонетических условиях более првильным.

Полина П. 3 года. Активная речь отсутствовала, понимала элементарные инструкции, внимание удерживала на более минуты.

В конце года девочка участвовала в спектакле «Теремок», смогла взять на себя роль, выполняла действия соответствующие своему персонажу, проговаривала соответствующие звукокомплексы. Выполняла артикуляционные упражнения перед зеркалом в течении 5 минут.

У Феофана Ф. (8 лет) до занятий отмечалась неразборчивая речь, полиморфное нарушение звукопроизношения. При обследовании звуко-слоговой структуры слова выявлены затруднения в воспроизведении двухсложных слов. Структура слова упрощалась, слоги могли меняться местами, заменяться на другие или просто пропускаться. Навыками фонематического анализа и синтеза мальчик не владел.По состоянию лексики: объём словаря был значительно снижен. Грамматический строй речи также был грубо нарушен.

На моих занятиях проводились упражнения для развития кинестетической и кинетической основы движений руки и артикуляторных движений, массаж, проводилась работа по формирование правильной артикуляциизвуков [в], [ф], [Н], [с] ; выполнялись упражнения для развития ритма, дыхания и голоса (что является особо важным при работе с детьми с синдромом Дауна, которые часто имеют расстройства связанные с силой голоса); также проводились упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Читайте также:  Врожденный синдром алкоголизма у детей

В результате логопедических занятийу Феофана отмечается динамика в развитии:

Мелкая моторика. Ребёнок демонстрировал простые позиции кистями и пальцами рук, выполнял серии однотипных движений пальцами; движения руки стали более точными при работе с мозаикой и раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

Ритм. Дыхание. Голос. Воспринимал и правильно воспроизводил звенья

из одинакового количества ударов (// // //; /// /// ///).Научился выполнять несложные упражнения для развития силы голоса: удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса, усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко, ослабление голоса.

Артикуляторная моторика. Движения органов артикуляции при выполнении упражнений стали более чёткими, вследствие чего воспроизведение звуков уже имеющихся у ребёнка стало более точное. Были поставлены и автоматизированы звуки [в], [ф]; поставлен звук [Н].

Слуховое внимание и восприятие.Феофан выполнял упражнения: соотнесение картинки с соответствующими звуками; выделение определённых слов (например, животных) в ряду других слов; выделение искомого звука на слух в ряду других звуков.

Результаты проведённых занятий с детьми убедительно показывают, что использование массажа и артикуляционной гимнастики является необходимым условием работы с детьми с синдромом Дауна.

Источник

В настоящее время всё больше родителей обращаются за дополнительной помощью к логопедам с целью развития речи своих малышей.

У каждого специалиста существует определённый набор методик и приёмов – обязательная составляющая всех без исключения логопедических занятий.

Как правило, специалист дает родителям рекомендации для выполнения определённых упражнений в домашних условиях. Для большей эффективности заниматься надо ежедневно. Однако большинство родителей сталкиваются с тем, что ребёнок отказывается выполнять необходимые упражнения дома. Малыш начинает строить смешные рожицы перед зеркалом, закрывает рот руками, ведёт себя так, что процесс выполнения гимнастики превращается в игру по его правилам или становится вовсе невозможным.

В связи с этим мы решили опубликовать в нашем журнале несколько нетрадиционных артикуляционных упражнений, которые носят игровой характер и нравятся детям. Все эти упражнения дети охотно выполняют в домашних условиях.

Для занятий постарайтесь выбрать такое время, когда ребенок активен и настроен на общение и игру. Прежде чем начать заниматься, потренируйтесь сами: несколько раз повторите упражнения перед зеркалом, следя за правильностью и точностью их выполнения. Тогда вы сможете показать ребенку упражнения без напряжения, создавая позитивную атмосферу легкости, хорошего настроения и веселой игры.

Упражнения с шариком

Артикуляционная гимнастика для детей с синдромом дауна в

Возьмите шарик диаметром 2-3 см. В шарике должно быть сквозное отверстие.

Протяните через шарик шнурок или толстую капроновую нить длиной около 60 см; подойдет и гибкая трубочка небольшого диаметра из ПВХ. Шнур должен быть гладким и достаточно толстым, чтобы ребенок не мог порезаться, и при этом не препятствовать свободному скольжению шарика.

Взрослый крепко удерживает шнур руками за оба конца, а ребёнок без помощи рук выполняет упражнения. Конечно же, сначала упражнение показывает сам взрослый, а затем просит малыша повторить его несколько раз.

  1. Натяните шнур с шариком горизонтально на уровне рта ребенка. Попросите ребёнка передвигать шарик кончиком языка вправо-влево по всей длине шнура от одной руки взрослого до другой. При необходимости взрослый может регулировать рабочую длину, делая хват немного уже или сдвигая руки к самым краям шнура. Нужно внимательно следить за тем, чтобы при выполнении упражнения кончик языка ребенка был напряжен.
  2. Натяните шнур вертикально. Предложите ребёнку поднять шарик кончиком языка вверх до руки взрослого, а затем отпустить и посмотреть, как шарик скользит вниз.
  3. Расположите шарик примерно посередине горизонтально натянутого шнура. Предложите ребёнку давить на шарик языком по направлению то вверх, то вниз. Шнурок должен слегка выгибаться при давлении снизу и прогибаться при давлении сверху. Амплитуда движения шарика небольшая.
  4. Расположите шнур с шариком горизонтально. Ослабьте натяжение так, чтобы шарик повис на вдвое сложенном шнуре. Возможно, оба конца шнура будет удобно взять в одну руку. Предложите ребенку брать шарик в рот без помощи рук, а потом с силой выталкивать, «выплевывая» его. При этом шнур должен не мешать работе с шариком, но страховать его от падения на пол.
  5. Положение шнура и шарика такое же, как в предыдущем упражнении. Предложите ребенку взять шарик в рот и, сомкнув губы, перекатывать его языком из-за одной щеки за другую, как конфету. В крайнем положении шарик должен оказаться между зубами и щекой.

После каждого занятия шарик и шнур нужно тщательно промыть теплой водой с детским мылом и просушить салфеткой. Шарик и шнур должны быть строго индивидуальными.

Читайте также:  Сколько времени может длиться абстинентный синдром

Упражнения с бинтом

Артикуляционная гимнастика для детей с синдромом дауна в

Возьмите кусок стерильного бинта длиной 25-30 см и шириной 4-5 см. Удобно использовать также стерильные марлевые салфетки 16х14 см. Сложите бинт или салфетку в несколько раз, чтобы получилась полоска шириной 1,5-2 см и длиной около 15 см. Следите, чтобы не было рваных краев и нитки не попадали на язык ребенка — это может вызвать дискомфорт. При необходимости перед складыванием обрежьте неровные края ножницами.

  1. Растяните полоску за два конца горизонтально на уровне рта ребенка. Предложите малышу плотно сжать бинт сомкнутыми и растянутыми как бы в улыбке губами. Потяните за оба конца бинта на себя, преодолевая сопротивление губ. Ребенок должен удержать бинт губами, а не зубами. Следите за тем, чтобы губы малыша были заметно напряжены. Выполняйте это упражнение в течение 10-15 секунд.
  2. Возьмите полоску за один конец, а второй предложите ребёнку зажать губами в углу рта. Потяните бинт на себя, преодолевая сопротивление губ. Выполняйте упражнение для левой и правой сторон поочередно 5-6 раз.
  3. Снова растяните полоску за два конца горизонтально на уровне рта ребенка. Предложите ребёнку зажать один из концов бинта губами в углу рта. Потяните за свободный конец в противоположную сторону, перемещая полоску из одного угла рта в другой и обратно. Выполняйте это упражнение 5-6 раз.
  4. Ребенок закусывает бинт передними зубами, а взрослый слегка потягивает полоску на себя. Выполняйте упражнение в течение 10-15 секунд, затем позвольте ребенку передохнуть несколько секунд. Чередуйте напряжение и расслабление 5-6 раз.
  5. Малыш закусывает бинт и зажимает его задними коренными зубами, а взрослый тянет бинт за свободный конец на себя с небольшим усилием. Упражнение выполняется попеременно то левой, то правой стороной рта 5-6 раз.

После занятия использованный бинт следует выбросить. В следующий раз подготовьте новую полоску непосредственно перед занятием. 

Упражнение с пипеткой

Артикуляционная гимнастика для детей с синдромом дауна в

Перед выполнением этого упражнения следует подготовить стакан с любимым напитком ребёнка (чаем, соком, компотом, водой) и пипетку.

Наберите жидкость в пипетку.

Шаг 1: Поиграйте с малышом, сначала капая из пипетки на свою ладонь. Затем предложите ребенку ловить капельки ладошкой самостоятельно. Когда он освоится, переходите к следующему шагу.

Шаг 2: Покажите ребенку, что ловить капельку можно и языком. Попросите малыша высунуть язык. Капайте водичкой или другим напитком ему на среднюю часть языка. Малыш рефлекторно складывает язык «чашечкой», приподнимая кончик вверх.

В процессе выполнения всех этих упражнений участвуют многие группы мышц. Ребёнок учится контролировать и согласовывать действия языка и губ. Надеемся, что в дальнейшем выполнение артикуляционных упражнений превратится для вас и ребёнка в приятную и полезную игру.

Источник

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием «Не только буква РЭ» ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала — немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием «Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование», полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде «Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?»

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней — тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны — единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное «а что же УЗИ -то не сделали?», людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Читайте также:  На узи при синдроме дауна носовая кость

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза — некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал — знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист — Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге «Говори! Ты это можешь!» Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы — практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять «даунят» в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам — не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще — сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции — основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация — этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения — изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом — ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник