Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у thumbnail

Оксана Гудзиева
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Проблема эмоционального выгорания в педагогической профессии. Тренинг: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»

Цель: знакомство педагогов с понятием эмоционального выгорания, формирование навыков регуляции педагогов, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

За день до проведения практикума педагоги получают для самоконтроля анкету для оценки синдрома эмоционального выгорания (Приложение 1) и анкету методику «Я и моя работа» (Приложение 2).

Французский философ М. Монтель писал: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие».

Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога, педагога-мастера?

Не каждая профессия может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня в день испытывает педагог. Научно доказано, что через 20 лет работы в педагогической сфере у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги (не просто так в педагогической профессии пенсионный возраст отличается от других). Эмоциональное сгорание проявляется в не сдержанности, грубости, не уверенности, тревожности.

Что же такое эмоциональное выгорание – развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к сотрудникам и клиентам.

Одной из главных причин эмоционального выгорания является тревожность. Её вызывают многократные неблагоприятные ситуации, которые педагог постоянно переносит.

Нет ни одного человека, который не знакомо чувство тревоги. Волнение – естественный процесс. В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой.

Чтобы не жить в состоянии постоянной тревожности, важно научиться экспресс приёмам снятия эмоционального напряжения

1. Йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре- задержка дыхания, четыре секунды выдох). Давайте попробуем этот способ на себе. Расположитесь удобней, закройте глаза, подышите по предложенной схеме, прислушиваясь к своему дыханию.

2. Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее, ниже затылка. Научимся его снимать. Сложим руки «замком» сначала за шеей, отведите плечи назад, напрягите спину, расслабьте мышцы и напрягите снова. Теперь сложите руки «замком» за спиной. Потяните их, снова напрягая и расслабляя спину.

3. Потягивание. Это универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь

4. Улыбка. Попробуйте улыбнуться и зафиксировать улыбку на 10-15 сек. Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Тренинг эмоционального выгорания.

Ведущий: прежде чем мы начнём тренинг обговорим правила

Введение норм поведения в группе

1.Активность. Если хотите научиться плавать, прыгайте в воду. Тренинг, это родник, но от вас зависит, будете вы пить или нет.

2. Равенство. В тренинге принято отказываться от статусных различий, погружаться в атмосферу психологического равенства и обращаться друг к другу по именам и на «Ты».

3. Психологическая безопасность. В тренинге вам становится известна некоторая информация об участниках, это правило о том, чтобы такая информация оставалась здесь и нигде не обсуждалась.

Для выполнения упражнений группа должна сидеть в кругу

Упражнение «В чём же мне повезло в жизни»

Цель: найти в своей жизни положительные моменты»

Ход упражнения: на листе бумаги каждый пишет 5-6 пунктов о том, в чём же ему повезло в жизни.

Упражнение «Я хороший. Я плохой»

Цель: определение личностных качеств себя плохого и хорошего. Умение принять в себе некоторые плохие черты

Ход упражнения: лист бумаги делится на два столбика. Первый столбик «Я хороший», второй столбик «Я плохой». В каждом столбике пишется по 5 своих хороших и плохих качеств. Далее на столе высыпаются мелкие игрушки (например, киндеры). Каждый выбирает по одной игрушке на каждый тезис (всего 10 игрушек должно быть в итоге, которая по мнению человека наиболее подходит. Затем из 5 «хороших» и из 5 «плохих» выбирается по три игрушки, не смотря на список своих качеств. В итоге остается 6 качеств тех, которые есть на самом деле и плохие качества, которые каждый должен принять в себе.

Читайте также:  Синдромы характерные для аффективного уровня

«Ассоциации с игрушкой»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

«Я подарок для человечества»

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.

Аргументируйте свое утверждение фразой: «Я подарок для человечества, так как я.».

«Просмотр мультфильма «Кролень» от пиксар»

Цель: путем обсуждения мультфильма поиск позитивного смысла

Подведение итогов занятия

Рефлексия «Мне сегодня.»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня.», оправдались ли ваши ожидания?

Приложения 1

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда Иногда Часто Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

кто закончил отвечать на вопросы анкеты, взгляните на экран. На экране вы видите как подсчитать результаты.

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.

Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Существуют методики для более подробной диагностики эмоционального выгорания. Если Вас заинтересовала самодиагностика можно в индивидуальном порядке провести подробную диагностику.

Приложение 2

Методика «Я и моя работа».

Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.

1. Мне интересна моя работа

а) да; б) отчасти; в) нет.

2. Меня считают успешным профессионалом

а) да; б) не уверен; в) нет.

3. У меня сложились хорошие отношения с коллегами

а) да; б) не со всеми; в) нет.

4. Дома я часто рассказываю о своей работе

а) да; б) иногда; в) нет.

5. Я занимаю должность, которая соответствует моим способностям

а) да; б) отчасти; в) не совсем.

6. Мне нравится мое рабочее место

а) да; б) не совсем; в) нет.

7. Я получаю удовольствие от работы

а) да; б) временами; в) нет.

8. Я чувствую, как растут мои профессиональные знания и навыки

а) да; б) не уверен; в) нет.

9. У меня редко бывают разногласия с коллегами

а) да; б) иногда; в) нет.

10. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе

а) да; б) временами; в) нет.

11. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я

а) да; б) не уверен; в) нет.

12. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе

а) да; б) не совсем; в) нет.

13. Хорошая зарплата для меня — не главный мотив труда

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.

14. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают

а) крайне редко; б) периодически; в) часто.

15. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи

а) да; б) иногда; в) нет.

№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма

Читайте также:  Обои призрак в доспехах синдром одиночки

ИР 1 4 7 10 13

ПР 2 5 8 11 14

УР 3 6 9 12 15

Обработка результатов. Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (ИР) (первая строка, возможность профессионального роста (ПР) (вторая строка) и хорошие условия работы (УР) (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) — в 1 балл, вариант в) — 0 баллов.

Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.

25-30 баллов — высокий уровень удовлетворенности своей работой

19-24 баллов — уровень удовлетворенности своей работой выше среднего

13-18 баллов — средний уровень удовлетворенности работой

Менее 13 баллов — низкий уровень удовлетворенности работой.

Источник

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Читайте также:  Проверка на синдром дауна при беременности

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания у

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

Презентация на тему: » Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания.» — Транскрипт:

Источник