Анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания

Вопрос — Ответ

Юнита: 0679_01_01;1

Количество вопросов: 97

Анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождения различных нейропсихологических симптомов (синоним – «факторный анализ»), называется

синдромным анализом

Белое вещество мозга составляют

отростки нервных клеток

Биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия, — это

вызванные потенциалы

^

второй структурно-функциональный блок мозга

^

моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга

^

третий структурно-функциональный блок мозга

Большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов обладают

высшие психические функции

В русле теории А.Р.Лурия соотношение различных звеньев психической функции как функциональной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями), присущими работе той или иной мозговой структуры, называется

локализацией высших психических функций

^

ручная, ножная, оральная, глазодвигательная

Возникновение афазии при поражении полушария, противоположного ведущей руке, наблюдается лишь у

правшей

Высшие психические функции человека по сравнению с психическими функциями животных обладают

большей сложностью и характеризуются осознанностью, опосредован­ностью речи

^

1, 2

Два типа процессов активации (общие генерализованные изменения активации мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций) регулируют

первый функциональный блок – энергетический блок

^

затылочные отделы мозга

Закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов), называется

нейропсихологическим синдромом

^

рентгенограмма

Из перечисленных пунктов: 1) формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов; 2) являются врожденными; 3) являются условными рефлексами; 4) не зависят от социальных факторов; 5) опосредованы по своему психологическому строению; 6) не зависят от развития речи; 7) произво

1, 5, 7

Изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с выпадением (нарушением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов – это

факторный анализ

Исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (т.е. с целью постановки топического диагноза) называется

нейропсихологической диагностикой

^

мозговой организации речевых и других высших психических функций

К сенсорным формам асимметрии относятся

зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная

^

конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями

Каждая психическая деятельность начинается с фазы мотивов, намерений, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, после чего продолжается фаза

реализации программы

^

динамической локализации функций

^

системной локализации функций

^

нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга, и сопоставляющее их с общей клинической картиной заболевания

^

психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий

^

нейропсихологии

Кора подразделяется с помощью щелей, борозд на доли : 1)лобную, 2) височную, 3) теменную, 4)ольфакторную, 5) затылочную

1, 2, 3, 5

^

12-14 годам

Медицинская психология — это отрасль психологической науки, изучающая

теоретические и практические задачи, связанные с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний

^

компьютерная томография

^

теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ)

Модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации, необходимые для осуществления высших психических функций, обеспечивает

второй функциональный блок – блок приема, переработки и хранения информации

^

нейропсихологическое и психофизическое

^

блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – третий блок

Направление в нейропсихологии, в задачи которого входит экспериментальное (в том числе аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, – это

экспериментальная нейропсихология

Направление в нейропсихологии, главная задача которого состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания, — это

Читайте также:  Показатели анализа крови на синдром дауна

клиническая нейропсихология

^

нейропсихология детского возраста

Направление практического применения нейропсихологических методов исследования, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга, — это

реабилитационное

Направление практического применения различных нейропсихологических методов исследования, цель которого состоит в определении зоны поражения мозга и оценке динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде заболевания, – это

диагностическое

^

реабилитационная нейропсихология

^

психофизиологическое направление

^

нейропсихологический симптом

^

аномией

Нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями, называются

вторичными нейропсихологическими симптомами

^

первичные нейропсихологические симптомы

^

афазиями

Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая

мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга

^

специфику нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей

^

Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, И.М. Сеченова, И. П. Павлова

Нервная ткань, составляющая основную массу мозга, образована

нервными и глиальными клетками и их отростками

Неспецифические структуры разных уровней (ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга) составляют

первый функциональный блок – энергетический блок

Область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий, – это

клиническая психология

^

второй функциональный блок – блок приема, переработки и хранения информации

^

межполушарным взаимодействием

Отрасль психологической науки, изучающая личность, психологические вопросы диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим, – это

соматопсихология

Отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, — это

медицинская психология

Отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга, — это

нейропсихология

^

закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни

Положение, согласно которому мозговые структуры под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции; принципы внутрисистемной и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга, основанные на этом положении, – это

полифункциональность мозговых структур

^

мозолистого тела

Понятие, на котором основано нейропсихологическое изучение нарушений высших психических функций, – это

норма функции

Принцип организации мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой системы и осуществляется управление одного уровня иерархии другими, а также контроль за этим управлением – это принцип

иерархической соподчиненности различных систем мозга

Принцип организации мозга, который предоставляет широкие возможности для различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и является также одним из механизмов интегративной работы мозга, – принцип

многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения возбуждения

^

И.П.Павловым и А.А.Ухтомским

Раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни, – это

патопсихология

^

межполушарной асимметрией мозга

С процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации непосредственно связан

первый блок мозга

^

символическая, речевая, интеллектуальная

^

нервных клеток

Системы, для которых характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация афферентных влияний в качественно новую форму, называются

интегративно-пусковыми системами мозга

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника у ребенка чем лечить

^

проекционными системами мозга

Системы, которые обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния, называются

лимбико-ретикулярными системами

^

ассоциативными системами мозга

Совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов называется

мозговыми механизмами высших психических функций

^

Е.Д.Хомская, Б.С.Братусь, Ю.Ф.Поляков

Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций

мозг – субстрат психических функций – работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль

^

личность, психологические вопросы диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим

Специальный прибор, применяемый для исследования больных с «ращепленным мозгом», позволяющий точно контролировать время, в течение которого изображение остается на экране, – это

тахистоскоп

Специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами, называется

функциональной специфичностью больших полушарий

^

предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции

Точка зрения на психические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», осуществляемые узко ограниченными участками коры мозга – соответствующими мозговыми центрами, принадлежит

узким локализационистам

Точка зрения на то, что можно и следует локализовать (соотносить с определенными участками мозга) лишь относительно элементарные сенсорные и моторные функции, что высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно принадлежит

представителям эклектической концепции

^

антилокализационистам

^

корковые поля средних отделов левого полушария

^

и левого, и правого полушарий

Физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К.Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций, есть

функциональная система

Физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома, называется

нейропсихологическим фактором

^

меняют свою психологическую структуру

Функциональная специализация полушарий достигает выраженности

к зрелому возрасту — 40-60лет

Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе до

14-16 лет

^

старости — после 60 лет

Центральную часть анализатора или его ядро составляют корковые поля

вторичные вместе с первичными

Центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека – это

головной и спинной мозг

Экспериментальная нейропсихология – это направление,

экспериментально изучающее различные формы нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга

Энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга, – это

первый структурно-функциональный блок мозга

Источник

Нейропсихологический синдром— закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Синдромный анализанализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним — факторный анализ).

Проводя СА, необходимо придерживаться следующих пунктов:

— выявление симптомов нарушения ВПФ;

— квалификация симптомов через поиск причин, которая лежит за симптомами.

В результате СА изначально получаем первичное нарушение – нарушение, ставшее причиной последующих изменений ВПФ, — которое связано с выпадением конкретного звена функциональной системы. Далее выявляются вторичные нарушения – это расстройства функциональной системы в целом. Третичные нарушения – это то, что уже осталось от компенсации, — связаны с компенсаторными перестройками, то есть функциональная система пытается заменить пораженную систему.

Наличие первичного дефекта, связанного с «собственной функцией» данного мозгового участка, неизбежно приводит к нарушению целого ряда функциональных систем, т. е. к появлению целого симптомокомплекса, или синдрома, составленного из внешне разнородных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом симптомов. Анализ таких синдромов, нахождение общих звеньев, лежащих в основе входящих в них симптомов, и составляет необходимый этап психологического исследования нарушений, возникающих при очаговых поражениях коры головного мозга. Этот анализ целого синдрома дает возможность в значительной степени повысить вероятность того предположения о локализации очага поражения, которое могло возникнуть при констатации одного симптома. Поэтому квалификация синдрома в целом является необходимым этапом клинического анализа нарушений высших корковых функций при очаговых поражениях мозга. Характеризуя синдром в целом и выделяя общие звенья, объединяющие целые группы функциональных систем, мы по существу возвращаемся к фактам, хорошо известным в современной психологии.

Читайте также:  В защиту детей с синдромом дауна

Пример: Нарушение речи может быть как первичным нарушением, связанным с выпадением конкретного звена, отвечающего за речь: органическая дисфункция языка, речевого аппарата, так и вторичным нарушением, которое характеризуется нарушением речи вследствие слуховой, зрительной дисфункции. Компенсация как третичный дефект проявляется, как реакция на попытку заменить патологичный орган или функцию на другой. В случае речевого третичного нарушения нарушенная речь заменяется тактильными, голосовыми или двигательными процессами. Это позволяет человеку осуществлять общение и взаимодействие, используя другие способы.

Цель СА – поиск фактора.

Синдромный анализ основан на трех основных положениях:

1) СА предполагает тщательную качественную квалификацию характера нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), а не просто их констатацию. Под качественным анализом понимается определение формы нарушения психической функции (т. е. первичного дефекта или первичного нарушения).

2) СА заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом, что в свою очередь дает основание для топического диагноза.

3) СА заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных функций. При любом ограниченном корковом очаге поражения одна группа психических функций нарушается, другие остаются сохранными.

Основное практическое значение использования синдромного анализа нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга состоит в постановке топического диагноза.

Определение пораженного фактора — конечная цель синдромного анализа; сам фактор — объяснительная причина нейропсихологического синдрома в целом.

Фактор— это структурно-функциональная (или морфофизиологическая) единица работы мозга, определяющая характер нейропсихологического синдрома.

Типы факторов:

— Модально-специфические факторы, связанные с работой корковых отделов различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.

— Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга (инертность/подвижность нервных процессов, активация/дезактивация, спонтанность/аспонтанность).

— Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий головного мозга. Данные факторы отражают процессы взаимодействия (интеграции) разных анализаторных систем, процессы переработки информации, уже преобразованной в коре больших полушарий.

— Полушарные факторы, связанные с работой всего левого или правого полушария мозга. Характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии: 1) абстрактное или конкретное мышление; 2) осознанность—неосознанность психических функций и состояний; 3) сукцессивный—симультанный способы организации ВПФ.

— Факторы межполушарного взаимодействия. Данные факторы обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур.

— Факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур головного мозга.

— Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга.

Источник