Альтернативная коммуникация при синдроме дауна

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием «Не только буква РЭ» ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала — немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием «Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование», полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде «Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?»

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней — тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны — единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное «а что же УЗИ -то не сделали?», людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза — некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал — знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист — Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге «Говори! Ты это можешь!» Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы — практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять «даунят» в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам — не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще — сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции — основная задача логопеда .

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника диагностические критерии

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация — этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения — изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом — ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

Формирование навыков общения детей с глубокой умственной отсталостью с помощью методов альтернативной коммуникации

Подготовила: Шпис Елена Владимировна,

учитель-дефектолог

Железногорск

2016 г.

Содержание статьи.

1. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

2. Виды альтернативной коммуникации.

3. Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации.

4. Альтернативная система коммуникации и развития речи PECS.

5. Игры и занятия, способствующие развитию навыков,

необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной)

коммуникации.

6. Литература.

I. В ФГОС для детей с ОВЗ  учтены особые образовательные потребности данной категории детей и возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.  Следует отметить, что существует часть детей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. И такие дети могут быть в каждом классе.

Нет необучаемых детей. Все имеют право на получение образования. На базе дома-интерната «Надежда» по договору с нашей школой созданы несколько классов для детей с глубокой умственной отсталостью, которые в силу состояния здоровья не могут посещать массовую школу и выдерживать классно-урочную систему обучения. Обучение их проводится в основном в индивидуальном порядке. Дети с диагнозами (ДЦП, аутизм, синдром Дауна) имеют множественные нарушения слуха, зрения, двигательные расстройства, и всех их объединяет одно – тяжелое недоразвитие речи вплоть до ее полного отсутствия. А тем не менее, обучать их надо и как-то понимать тоже, чтобы обеспечить их как полноправных членов общества всем необходимым и помочь реализовать себя как личность.

 Для этого существует альтернативная коммуникация.

II. Коммуникация. Альтернативная коммуникация

Что такое коммуникация? Это процесс установления и развития контактов

между людьми, обмен информацией и попытки влияния друг на друга.

Коммуникация— это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с особыми детьми.

Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.

Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC.

— аугментативная (augmentative— увеличивающий) и альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация может:

• быть необходима постоянно;

• применяться как временная помощь;

• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление активной речи и помогает её развитию.

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:

• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих— это язык жестов).

• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия,

анартрия, апраксия).

• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).

• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничи-вающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.

• Специфические органические проблемы артикуляционных органов

Читайте также:  Энтеровирусная инфекция коксаки с ладонноподошвенноротовым синдромом

(при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц )

• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, мно-жественный склероз).

• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или

инсульта).

• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за

трахеотомии).

Очень важно помнить, что когда мы имеем дело с человеком с функциональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию.

Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации.

III. Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации.

Для оценки уровня коммуникации и выбора средства ААС выполняются следующие действия:

• Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на

занятиях, на индивидуальных встречах.

• Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок

совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.

• Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно

трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.

• Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия,

превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.

• Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным

методам.

• Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны

взрослого, необходимость использования различных приспособлений (шлемы с указками, коммуникативные жилеты, альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы).

Мы используем в своей работе коммуникативные папки с разной тематикой, содержащие ламинированные карточки на липучках – для детей с более сохранным интеллектом, но лишенных речи. В более тяжелых случаях поражения ЦНС или на начальных этапах обучения используем альбомы с фотографиями ближайшего окружения ребенка (люди, предметы, помещения). Ребенок всегда может показать пальцем, с кем хочет пообщаться, что хочет из еды, куда хочет пойти…

Основные принципы работы по внедрению системы

дополнительной коммуникации:

Принцип «от более реального к более абстрактному».

При обучении использованию графической системы символов ребёнку

сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом— рисунок с объектом, и затем— пиктограмму.

Принцип избыточности символов (совмещение различных систем

коммуникации— жестов, картинок и, например, написанного слова).

Использование как можно большего количества дополнительных знаков

затрагивает все анализаторы , способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.

1. Показываем картинку «дом» и игрушку «дом».

2. Используем напечатанное слово «дом».

3. Показываем жест «дом».

Принцип постоянной поддержки мотивации. (предполагает обучение семьи и персонала.)

Принцип функционального использования в коммуникации.

Вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

IV. Альтернативная система коммуникации и развития речи PECS.

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost из Программы исправления аутизма штата Делавэр.

Обязательное условие для начала обучения ПЕКС- у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать).

Конечная цель — ребенок научается просить.

Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS:

Начинается обучение работе с ПЕКС после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай».   Ещё один важный навык — имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.

 СТАДИЯ ПЕРВИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ — физический обмен, обучение давать карточку.

Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи.  Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше — вкусовые или вещевые. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет.  Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка — спонтанно начать общение.

2 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ — учим ребенка отдавать карточку, если человек не рядом.
1. Сделайте книгу с набором карточек и коммуникационное поле, на которое ребёнок будет выкладывать карточки.

2. Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинайте работать на дистанции.

3. Постепенно увеличивайте дистанцию.

Допустимы 2 варианта работы — ребёнок отдаёт карточку с желаемым предметом вам в руки, а второй — карточка прикрепляется на заранее изготовленное коммуникативное поле. Например, многие делают такое поле на холодильнике.

Читайте также:  Судорожный синдром первая помощь и причины

3 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ — обучение распознавать, что изображено на карточке. Теперь не предмет предшествует картинке, а картинка показывается, а ребёнок ищёт (или использует) показываемый на карточке предмет. 

Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов.
4 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ — обучение составлять предложения из карточек.
1. Использование предложений (полоска отдельная в книжке) .

2. Учите ребенка составлять предложение «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)».

Наиболее эффективно — использовать карточки для обозначения действий во время занятий (мама рисует, Саша клеит), а также мини-бытовых событий (Саша ест. Кошка спит).

5 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ — обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.

1. Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?» «Что ты видишь?».

. На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.

6 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ — обучение делать комментарии при помощи карточек .

Система РЕСS позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение» способом, доступным аутичному ребенку. «Коммуникация» — это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен «обратиться» — подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.

Согласитесь, что аутичные дети далеко не всегда умеют это делать. Иногда ребенок может кружиться по комнате и выкрикивать слова, вместо того, что бы подойти и попросить. Иногда ребенок самостоятельно будет пытаться добраться до желаемого предмета, но не станет подходить и просить. Иногда ребенок просто закатит истерику, вместо того, что бы попросить. Иногда ребенок попросит, но взрослый его не понимает, т.к. у ребенка плохая артикуляция. Иногда ребенок просит, стоя рядом со взрослым, который занят другим делом, и взрослый не слышит его просьбу.

И данные навыки можно обучить с помощью карточек РЕСS.

Отсюда, дети с аутизмом не «ленятся, когда не произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками, чем не общается вообще.

И последнее, мы не знаем, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь — может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не произойдет никогда. И мы не имеем никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует, и так далее. Поэтому, никакого «против» здесь быть не может… «

Игры и занятия, способствующие развитию навыков,

необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной)

коммуникации.

Стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку.

• «Лабиринты»,

• «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру»,

• «Что пропало?»,

• «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»,

• «Парные картинки».

Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребёнка и расширения словарного запаса начального комплекта фотокарточек будет недостаточно, и в процессе обучения нужно будет готовить дополнительные карточки.

Виды деятельности, отражающие содержание работы по формированию навыков АК.

Совместное составление расписания с использованием символов.

Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.

Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически

изображаем его).

Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с на-

писанным словом.

Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину.

Рассматривание коммуникативных книг.

Составление фотоальбома про себя.

Составление ритмических стихов с жестами.

Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребёнком.

Литература

Д.И. Бойков, С.В. Бойкова   СПб: НОУ «СОЮЗ»,2004    «КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ»

Фрост Л., Бонди Э. СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)» Перевод с английского. Издательство: Теревинф: 2011

 Нуриева Л.Г.Серия: Особый ребенок. 2009. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ»

Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатьина. М.:»ДРОФА», 2007. «Я ГОВОРЮ! УПРАЖНЕНИЯ С ПИКТОГРАММАМИ»

 Т.Н. Тищенко. М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с.»Учим говорить особенного ребенка»

Источник