Алкогольное опьянение и ее синдром

У этого термина существуют и другие значения, см. Абстиненция.

Алкого́льный абстине́нтный синдро́м — состояние человека после длительного употребления алкогольных напитков. Встречается на II и III стадии алкоголизма. Длительность состояния, сопровождаемого вегетативными, соматическими, неврологическими и психическими нарушениями, обусловлено стадией заболевания и физиологией человека[2]. В русскоязычной литературе часто путается с понятием «похмелье»[3], что неверно[4][5].

В англоязычной литературе под абстиненцией подразумевается просто воздержание (трезвенность) (англ. abstinence), и вместо понятия абстинентного синдрома используется «синдром отмены» (англ. withdrawal syndrome)[6].

Зависимость от алкоголя[править | править код]

Как пишет П. Д. Шабанов, хотя нейронные системы, затронутые в формировании зависимости, трудно выделить, с помощью процессов отмены можно установить сам феномен зависимости. Отмена приёма этанола приводит к похмелью, тревожности, тремору и гиперактивности симпатической нервной системы, психозам, судорогам, нарушению сна и даже смерти[7].

Симптомы[править | править код]

Алкогольный абстинентный синдром различается по стадиям[8]:

II стадия алкоголизмаI степень тяжести (первый этап)Потливость, сухость во рту, тахикардия, возможность самостоятельного сдерживания желания опохмеления, опохмеление дает возможность вести активную жизнедеятельность не запуская алкогольную тягустадия вегетативно-астенических расстройств
II степень тяжести (многодневное злоупотребление)гиперемия, инъецирование склер, тахикардия или резкое падение давления, тяжесть в голове, рвота, тремор конечностей или всего тела, нарушение походки. Практически отсутствует возможность самостоятельного сдерживания стадии опохмеления, оно уже́ не даёт вести активный образ жизни, запуская желание продолжить употреблениестадия вегетативно-соматических и неврологических расстройств
III степень тяжестихарактеризуется тревожным настроением, поверхностным сном с кошмарными сновидениями, чувством тоски, вины, страха, негативным отношением к окружающим больного людямПреобладание психических расстройств
III стадияПолный набор физических и психических нарушений

Часть симптомов бывает схожа с постинтоксикационным состоянием (похмельем) здорового человека — жажда, плохое настроение и другие. Но есть и отличие, заключающееся во вторичном патологическом влечении, сформированном окончательно на II стадии. В наркологии различают первичное патологическое влечение и вторичное, создающее непреодолимое желание выпить, само существование без алкоголя кажется человеку ужасным.

Состояние человека становится необъективным и эмоциально окрашенным — вспыльчивость, раздражение, агрессия и другие. Постепенно проявляются и другие вегетативные нарушения — потливость, «ломка», тошнота, «сухая» рвота, головокружение и другие. Если абстиненция вызвана истощением организма, то такой человек зачастую не может совершать простейшие действия (застегнуть пуговицу и др.) Возможна тахикардия и другие связанные с сердцем осложнения.

Читайте также:  Дети с сдвг синдромом гиперактивности

Состояние человека после прекращения запоя оценивается как тяжёлое. Мозг человека в данном состоянии возбуждён. Общее состояние характеризуется бессонницей с аффективными сновидениями. Больных сопровождает непродолжительный сон («поверхностный»), с кошмарными или нет, реалистичными сновидениями.

Тревожность и тяга к алкоголю увеличиваются ближе к вечеру и ночи. Тяга к алкоголю становится бессознательной и необратимой, «слепой»[2].

Лечение[править | править код]

Оптимальным решением является госпитализация больного в лечебно-профилактическое учреждение, где ему будет оказана соответствующая помощь. В домашних условиях, без вызова врача-нарколога на дом, проводятся лишь превентивные меры — измерение артериального давления, употребление доступных седативных средств.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Шабанов П. Д. Социальные и медицинские источники пьянства и алкоголизма // Основы наркологии. — М.: Лань, 2002. — С. 13. — 560 с. — ISBN 5-8114-0412-3.

Источник

ÀËÊÎÃÎËÜÍÎÅ ÎÏÜßÍÅÍÈÅ 

Îïüÿíåíèå ïðè óïîòðåáëåíèè àëêîãîëÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ïñèõè÷åñêèìè, ñîìàòè÷åñêèìè è íåâðîëîãè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè. Èõ òÿæåñòü çàâèñèò êàê îò äîçû àëêîãîëÿ, åãî êðåïîñòè, òàê è îò ñêîðîñòè âñàñûâàíèÿ èç æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, îò ñîñòîÿíèÿ ÷åëîâåêà, ÷óâñòâèòåëüíîñòè îðãàíèçìà ê àëêîãîëþ. Âñàñûâàíèå ýòàíîëà ïðîèñõîäèò â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå, êèøå÷íèêå (òîíêîì). Îáèëüíàÿ ïèùà, îñîáåííî áîãàòàÿ æèðîì, êðàõìàëîì, çàìåäëÿåò âñàñûâàíèå. Ïðèåì àëêîãîëÿ íàòîùàê óñêîðÿåò ýòîò ïðîöåññ. ×óâñòâèòåëüíîñòü ê ýòàíîëó ïîâûøàåòñÿ ïðè óòîìëåíèè, ãîëîäàíèè, íåäîñûïàíèè, ïåðåîõëàæäåíèè, ïåðåãðåâàíèè. Îñîáåííî ÷óâñòâèòåëüíû ê àëêîãîëþ äåòè, ïîäðîñòêè, ïîæèëûå ëþäè. Ìíîãîå çàâèñèò îò àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ, ðàñùåïëÿþùèõ àëêîãîëü. Ïðè ãåíåòè÷åñêè îáóñëîâëåííîé íèçêîé èõ àêòèâíîñòè è ìàëîì ñîäåðæàíèè ïîäîáíûõ ôåðìåíòîâ â êðîâè (íàïðèìåð, íèçêèé óðîâåíü àëêîãîëü-äåãèäðîãåíàçû ó íàðîäîâ Êðàéíåãî Ñåâåðà) âûðàæåíà êðàéíÿÿ íåïåðåíîñèìîñòü àëêîãîëÿ, òàê ÷òî îò óìåðåííûõ äîç ìîæåò íàñòóïèòü îïàñíîå äëÿ æèçíè êîìàòîçíîå ñîñòîÿíèå.

 çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ âûäåëÿþò òðè ñòåïåíè îïüÿíåíèÿ.

Ëåãêîå îïüÿíåíèå âûçûâàåò ýéôîðèþ ñ ÷óâñòâîì äîâîëüñòâà, êîìôîðòà; ïîÿâëÿþòñÿ ëåãêîñòü â îáùåíèè, ãîâîðëèâîñòü. Ìèìèêà ñòàíîâèòñÿ áîëåå îæèâëåííîé, æåñòû è äâèæåíèÿ ïîðûâèñòûìè, ðàçìàøèñòûìè, íî ìåíåå òî÷íûìè. Âíèìàíèå ëåãêî îòâëåêàåòñÿ, êà÷åñòâî ðàáîòû, òðåáóþùåé îñîáîãî ñîñðåäîòî÷åíèÿ, óõóäøàåòñÿ; îäíàêî ëþäè â òàêîì ñîñòîÿíèè ýòîãî íå çàìå÷àþò, äàæå ïåðåîöåíèâàþò ñâîè âîçìîæíîñòè. Èçìåíÿåòñÿ è ñîìàòè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, ïîÿâëÿþòñÿ ãèïåðåìèÿ ëèöà, òàõèêàðäèÿ, ïîâûøàåòñÿ àïïåòèò, îæèâëÿåòñÿ ñåêñóàëüíîå âëå÷åíèå. ×åðåç 3 — 5 ÷ íàñòóïàåò âÿëîñòü, ñîíëèâîñòü. Âåñü ïåðèîä îïüÿíåíèÿ âïîñëåäñòâèè ïîìíèòñÿ õîðîøî, íåò äàæå ëåãêèõ ìíåñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ.

Читайте также:  Влияние синдрома эмоционального выгорания на деятельность медсестры

Ñðåäíÿÿ ñòåïåíü îïüÿíåíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûìè íåâðîëîãè÷åñêèìè ñòèãìàìè. Ðå÷ü ñòàíîâèòñÿ ñìàçàííîé (äèçàðòðèÿ), ïîõîäêà íåòâåðäîé, øàòêîé, îáíàðóæèâàþòñÿ ÿâëåíèÿ àòàêñèè. Ïàëüöåíîñîâàÿ ïðîáà âûïîëíÿåòñÿ ñ î÷åâèäíûìè ïðîìàõèâàíèÿìè. Ìîæåò âîçíèêíóòü òîøíîòà èëè ðâîòà. Ýéôîðèÿ ìîæåò ñìåíÿòüñÿ äèñôîðèåé ñ îçëîáëåííîñòüþ, àãðåññèåé. Âíèìàíèå ïðèâëåêàåòñÿ ñ òðóäîì, õîòÿ îðèåíòèðîâêà â îêðóæàþùåì ñîõðàíÿåòñÿ. Âîçáóæäåíèå ñìåíÿåòñÿ ãëóáîêèì ñíîì, çà êîòîðûì ñëåäóåò ðàçáèòîñòü, âÿëîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü. Íåêîòîðûå ñîáûòèÿ ïåðèîäà îïüÿíåíèÿ â äàëüíåéøåì âñïîìèíàþòñÿ íåîò÷åòëèâî.

Òÿæåëàÿ ñòåïåíü îïüÿíåíèÿ äèàãíîñòèðóåòñÿ òîãäà, êîãäà âîçíèêàþò ïðèçíàêè óãíåòåíèÿ ñîçíàíèÿ, êîòîðûå íàðàñòàþò îò âûðàæåííîãî îãëóøåíèÿ äî ñîïîðà è êîìû. Ïðè îãëóøåíèè óòðà÷èâàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ñòîÿòü íà íîãàõ (àòàêñèÿ), îòìå÷àåòñÿ àìèìèÿ, ïîÿâëÿåòñÿ òÿæåëàÿ ðâîòà, êîòîðàÿ îïàñíà â ñèëó âîçìîæíîé àñïèðàöèè ðâîòíûõ ìàññ. Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ íåäåðæàíèå ìî÷è è êàëà. Âûðàæåíà öèàíîòè÷íîñòü êîíå÷íîñòåé, ïîõîëîäàíèå òåëà. Ïðè íàðàñòàíèè îãëóøåíèÿ ìîæíî íàáëþäàòü íåðàçáîð÷èâîå áîðìîòàíèå, êîòîðîå çàòåì ïðåðûâàåòñÿ îòäåëüíûìè âûêðèêàìè. Îãëóøåíèå ïåðåõîäèò â ñîïîð, â êîòîðîì íå óäàåòñÿ ïðîáóäèòü îïüÿíåâøåãî äàæå ñ ïîìîùüþ íàøàòûðíîãî ñïèðòà, ïðè ýòîì èíîãäà ýòîò ðàçäðàæèòåëü âûçûâàåò íåãàòèâíóþ ãðèìàñó è ñòîíû. Òàêèì æå îáðàçîì ñîïîð ïåðåõîäèò â êîìó, êîãäà èñ÷åçàåò ðåàêöèÿ çðà÷êîâ íà ñâåò, êîðíåàëüíûé ðåôëåêñ, äûõàíèå äåëàåòñÿ çàòðóäíåííûì, ïóëüñ ñëàáûì. Ïîñëå ïðîáóæäåíèÿ (ïðîòðåçâëåíèÿ) âîñïîìèíàíèé íå îñòàåòñÿ (àìíåçèÿ ïåðèîäà îïüÿíåíèÿ), ñîõðàíÿåòñÿ àñòåíèÿ, îñëàáëåíèå èëè ïîòåðÿ àïïåòèòà.

Ïðè ëåãêîé ñòåïåíè îïüÿíåíèÿ êîíöåíòðàöèÿ àëêîãîëÿ â êðîâè ñîñòàâëÿåò îò 20 äî 100 ììîëü/ë, ïðè ñðåäíåé ñòåïåíè — îò 100 äî 250 ììîëü/ë, ïðè ðàçâèòèè òÿæåëîé ñòåïåíè — îò 250 äî 400 ììîëü/ë è âûøå.

Ïàòîëîãè÷åñêîå îïüÿíåíèå. Ýòî ñîñòîÿíèå îïðåäåëÿåòñÿ êàê îñòðûé òðàíçèòîðíûé ïñèõîç, ðàçâèâàþùèéñÿ âñëåä çà óïîòðåáëåíèåì àëêîãîëÿ, ÷àùå âñåãî â íåáîëüøèõ äîçàõ, è ïðîòåêàþùèé â ôîðìå ñóìåðå÷íîãî ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ. Îñòðî íà÷èíàÿñü, ïàòîëîãè÷åñêîå îïüÿíåíèå çàâåðøàåòñÿ ëèáî ñíîì, ëèáî ðåçêèì ïñèõè÷åñêèì è ôèçè÷åñêèì óòîìëåíèåì (àñòåíèÿ), âïëîòü äî ðàçâèòèÿ ïðîñòðàöèè ñ áåçðàçëè÷èåì ê ñàìîìó ñåáå è êî âñåìó ïðîèñõîäÿùåìó. Âåñü ïåðèîä ïñèõîçà àìíåçèðóåòñÿ ïîëíîñòüþ. Ñòðóêòóðà ðàçâèâàþùåãîñÿ ñóìåðå÷íîãî ñîñòîÿíèÿ ìîæåò áûòü ðàçëè÷íîé. Èíîãäà ìîæíî ãîâîðèòü î ïðîñòîì ñóìåðå÷íîì ñîñòîÿíèè (ñì. ãë. 13 «Ïàòîëîãèÿ ñîçíàíèÿ»). Âîçíèêàåò îòðåøåííîñòü îò îêðóæàþùåãî, ïîâåäåíèå âíåøíå óïîðÿäî÷åíî, íî îòäåëüíûå åãî ýëåìåíòû àâòîìàòèçèðîâàíû, òàêèõ ëþäåé çàäåðæèâàþò ëèøü òîãäà, êîãäà îíè îáðàòÿò íà ñåáÿ âíèìàíèå ñâîèì íåîáû÷íûì âèäîì èëè âûçîâóò óäèâëåíèå êàêèì-ëèáî íåîáû÷íûì ïîñòóïêîì, ðåçêî áðîñàþùèìñÿ â ãëàçà.  ðÿäå ñëó÷àåâ â ñîñòîÿíèè ïàòîëîãè÷åñêîãî îïüÿíåíèÿ âûðàæåíû ïðîäóêòèâíûå ñèìïòîìû ïñèõîçà — äâèãàòåëüíîå âîçáóæäåíèå, àôôåêò ñòðàõà, áðåäîâûå âûñêàçûâàíèÿ.  ïîäîáíîì ñîñòîÿíèè ÷àñòî ñîâåðøàþòñÿ àíòèñîöèàëüíûå äåéñòâèÿ, ïðåñòóïëåíèÿ, òðåáóþùèå ñïåöèàëüíîãî, íå òîëüêî êðèìèíàëèñòè÷åñêîãî, íî è ñóäåáíî-ïñèõèàòðè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ è àíàëèçà.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания детей в семье

Ïðè ýïèëåïòîèäíîé ôîðìå ïàòîëîãè÷åñêîãî îïüÿíåíèÿ íà ïåðåäíèé ïëàí âûñòóïàåò ðåç÷àéøåå äâèãàòåëüíîå âîçáóæäåíèå, îáíàðóæèâàþòñÿ àãðåññèâíûå, ñîâåðøåííî íåïîíÿòíûå ïî ñâîèì ìîòèâàì äåéñòâèÿ. ×àñòî íàáëþäàþòñÿ äâèãàòåëüíûå ñòåðåîòèïèè. Ïðåîáëàäàåò àôôåêò íåèñòîâîé ÿðîñòè, çëîáû, îæåñòî÷åííîñòè. Ðå÷ü, êàê ïðàâèëî, ñêóäíàÿ, îáåäíåííàÿ. Ìîæåò âñòðå÷àòüñÿ íåìîå âîçáóæäåíèå, ãàëëþöèíàöèé è áðåäà íåò, ëèáî îíè ôðàãìåíòàðíû è íå çàíèìàþò âåäóùåãî ìåñòà â ñîñòîÿíèè.

Ïàðàíîèäíàÿ ôîðìà ïàòîëîãè÷åñêîãî îïüÿíåíèÿ, íàîáîðîò, ïðîòåêàåò ñ ïðåîáëàäàíèåì àôôåêòèâíî áðåäîâûõ ïåðåæèâàíèé; áîëüíûå óáåæäåíû, ÷òî èì óãðîæàåò îïàñíîñòü, èõ íàìåðåâàþòñÿ óáèòü, ïðîòèâ íèõ ÷òî-òî çàìûøëÿþò. Âîçíèêàåò èëëþçîðíîå âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî ñ ïîÿâëåíèåì ëîæíûõ óçíàâàíèé, ñîîòâåòñòâóþùèõ áðåäîâûì ïåðåæèâàíèÿì. Ðåçêî âûðàæåíû ñòðàõ, óæàñ.  òî æå âðåìÿ ïîâåäåíèå ñîõðàíÿåò âèäèìóþ öåëåíàïðàâëåííîñòü. Ðå÷åâàÿ ïðîäóêöèÿ ñîñòîèò èç îòäåëüíûõ ôðàç. Ìîãóò ïðåîáëàäàòü ãàëëþöèíàòîðíûå ðàññòðîéñòâà. Çàâåðøåíèå ïñèõîçà òàêæå êðèòè÷åñêîå, íàñòóïàåò ãëóáîêèé ñîí ñ àìíåçèåé ýïèçîäà.

Источник