Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов thumbnail

«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Введение

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

1. Просветительское направление:

— информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

— создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

— создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

— участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

— обобщение педагогического опыта воспитателя;

— возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

 Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе

 с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

Упражнение «Лестница».

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

Читайте также:  Развитие синдрома дауна при беременности

— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

— Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

— Что мешает Вам находиться наверху?

Коллаж «Привычки счастливого человека»

Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы

Флеш-тренинг.

Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку. 

«Мешочек пожеланий»

Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет!  Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)

Рефлексия

Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

 2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

 3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

 4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

 5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните

 6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

 7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

 9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

 10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

 11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

 12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

 13. Не забывайте хвалить себя!

 14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

 15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

 16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

 17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

 18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

 19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

 20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

 21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

 22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

 24. Музыка – это тоже психотерапия.

 25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

 26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

 27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

 28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

 29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа — всего лишь часть жизни!

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ – ПЛАТА ЗА СОЧУВСТВИЕ

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку для воспитателей на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ – ПЛАТА ЗА СОЧУВСТВИЕ». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, педагогам-психологам.
Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Тема: «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ – ПЛАТА ЗА СОЧУВСТВИЕ».
Актуальность:
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной.
Появление новых требований к оформлению документации, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые образовательные деятельности, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.
Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает детей, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, организовав педагогическое пространство, но и используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся невозможно без работы с педагогами в этом направлении.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.
Проявляется в таких симптомах:
• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
• недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.
Проявляется в таких симптомах:
• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
— усталость, истощение;
— недовольство собой, нежелание работать;
— усиление соматических болезней;
— нарушение сна;
— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
— негативная самооценка;
— пренебрежение своими обязанностями;
— снижение энтузиазма;
— отсутствие удовлетворения от работы;
— негативное отношение к людям, частые конфликты;
— стремление к уединению;
— чувство вины;
— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
— снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.
Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека.
Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания
В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.
К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:
• разнообразные физические упражнения,
• элементы спорта и спортивной подготовки,

Читайте также:  Как отличают новорожденных с синдромом дауна

• ходьба, бег и другие циклические упражнения, и виды спорта,
• работа на тренажерах,
• хоротерапия,
• трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).
Пассивные средства:
массаж, мануальная терапия, физиотерапия, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.
Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это —
время рекреации (восстановления физических сил организма);
время релаксации (расслабления);
время катарсиса (чувственной разрядки, очищения),
способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
— Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Песочная терапия: лечим нервы

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Традиционно используют песочницу стандартного размера голубого цвета, собственно, песок и мелкие фигурки или камешки. Почему песочница должна быть именно голубого цвета, а не красного или, например, оранжевого?
Причина в том, что голубой цвет – это цвет психического равновесия, связи с космосом и цвет исцеления. Его созерцание рекомендовано людям эмоционально неуравновешенным и страдающим хроническими заболеваниями.
В чём же особенность исцеления психики при помощи песочной терапии?
Песок очень пластичный материал, и само прикосновение к нему, рождает в душе желание творить и создавать некие формы и образы. В процессе «общения» с песком бессознательный процесс вывода напряжений и страхов в реальный мир постепенно становится сознательным. Чаще всего человек осознаёт, что скрытые тревоги гораздо хуже осознанных проблем и страхов: как при ярком свете мало теней, так и все трудности в свете осознания кажутся меньше и проще.
Это важный момент: некоторым людям просто необходимо для обретения уверенности в себе почувствовать, что от них в жизни многое зависит, что они творцы своей собственной вселенной.
Разрушая все свои постройки, человек освобождает место не только в песочнице, он расчищает площадку в своём внутреннем мире и подготавливает себя к грядущим переменам. Он учится видеть гармонию и красоту во всех явлениях жизни, включая и такие сложные как болезнь, смерть, утрата.
Истинная гармония и умиротворение, принятие себя и уверенность в себе – все это способна дать личности песочная терапия.

Вокальная психотерапия
Пропевание русских протяжных песен («Степь да степь кругом», «Ой, то не ветер ветку клонит» и т.д.).

Музыкальная психотерапия

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
• при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
• при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
• при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
• при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
• расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
• тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

Экспресс — приемы для снятия эмоционального напряжения:
Берите ноги в руки. Китайская медицина. Су-Джок

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Для лиц, страдающих частыми головными болями и повышенной возбудимостью, в комплексе с массажем можно использовать массажное колечко – специальный инструмент — Су-Джок.
Запомните, что:
• при головной боли нужно массировать большой палец ноги;
• при заболевании глаз – два средних пальца ног;
• при болях в ушах – внешние пальцы стопы;
• при проблемах с позвоночником – внутреннюю сторону подошвы.

Упражнение «Мобилизующие силы»
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 2 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох.
Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
4(2)4, 5(2)4, 6(3)4, 7(3)4, 8(4)4,
8(4)4, 8(4)5, 8(4)6, 8(4)7, 8(4)8,
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки…
• А – воздействует на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – на органы, расположенные в области живота;
• Я – на работу всего организма;
• М – на работу всего организма;
• Х – помогает очищению организма;
• ХА – помогает повысить настроение
Упражнение «Скорая помощь»
Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л — левая рука поднимается в левую сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх.
Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д …… Е Ж З И К …… Л М Н О П …… Р С Т У Ф …… Х Ц Ч Ш Я
Л П П В Л …… В Л П В Л …… Л П Л Л П …… В П Л П В …… Л В В П Л
Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!

Читайте также:  Мои роды ребенка с синдромом дауна

Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Мысленно представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь.
И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки.
(Повторить весь процесс для правой руки.) Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Следующая техника «Ластик»
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик.
Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию.
«Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку.
Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
ВЫВОД: в результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Упражнение «Самоанализ»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим (позволяющим оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по проф.выгоранию педагогов.
Притча о колодце
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но никто не обращал внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение.
Желаю дальнейших творческих успехов Вам и внутреннего равновесия! Здоровья! Радости!
И в подарок каждый участник тренинга получает буклет «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Приложение № 1. Памятка 1. «КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ». Памятка 2. «ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ». Памятка 3. «Источниками стресса являются не события сами по себе, а то, как мы к ним относимся». Памятка 4. «АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ. 8 профилактических правил для всех и каждого». Памятка 5. Упражнение «Звуковая гимнастика». Памятка 6. «Методы снятия напряжения и управления сложными ситуациями».
Литература.
1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003.
3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
5. Эффективный учитель/Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.

Рекомендуем посмотреть:

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Тренинг для педагогов ДОУ на тему: Эмоциональное выгорание педагогов

Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Эмоциональное выгорание у педагогов дополнительного образования

Источник