Агрессивные люди с синдромом дауна

Агрессивные люди с синдромом дауна thumbnail

александра савина

СУДЬБА ЛЮДЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СЕГОДНЯ СОВСЕМ НЕ ТАКАЯ, как пятьдесят и даже двадцать лет назад: продолжительность и качество их жизни сильно выросли, а инклюзивное общество уже не кажется чем-то фантастическим. Тем не менее синдром по-прежнему окружает множество стереотипов и мифов. Разбираемся, где правда.

Синдром Дауна — это не болезнь

Синдром Дауна был впервые подробно изучен британским учёным Джоном Лэнгдоном Дауном в 1866 году, но причину его возникновения описали только почти через сто лет, в 1959 году. В клетках человека, как правило, 46 хромосом: 23 от матери и 23 от отца. У людей с синдромом в каждой клетке есть лишняя 21-я хромосома — с ней связаны все особенности их внешности и состояния здоровья.

Синдром Дауна диагностируют у одного из 700 (по другим данным — 800) новорождённых. Чаще всего он не связан 
с наследственностью и является случайным нарушением — хотя в ряде случаев он объясняется наследственной 
генетической аномалией у одного из родителей. В 1970-х начали делать пренатальные тесты, а в 1980-х появились исследования, позволяющие предсказать вероятность появления у матери ребёнка с синдромом Дауна. 

С внедрением технологий возникли и новые этические вопросы. Многие женщины, узнав, что у их ребёнка будет такой синдром, решают прервать беременность — Исландия может стать первой страной, где такие люди
не будут рождаться в принципе. Всё это может привести к ещё большей стигматизации обладателей синдрома. В российских медицинских кругах синдром Дауна по-прежнему называют болезнью, но активисты не рекомендуют 
этого делать — так же как и говорить, что человек «страдает» или «болеет» им. Это состояние, которым нельзя заразиться и от которого невозможно вылечиться, — а человек, у которого его диагностировали, может жить полной и интересной жизнью.

Синдром Дауна у ребёнка не связан с действиями матери

Чем старше женщина, тем выше вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна: например, по данным Национальной службы здравоохранения Англии, у двадцатилетней женщины она составляет 1 к 1500, у тридцатилетней — 1 к 800, у сорокалетней — 1 к 100, а у сорокапятилетней — 1 к 50. Тем не менее говорить, что причина только в этом, нельзя: ребёнок с синдромом Дауна может появиться у женщины любого возраста. По данным благотворительной организации Down Syndrome International, дети с синдромом чаще рождаются у более молодых матерей — просто потому, что женщины в этом возрасте в принципе рожают чаще. Кроме того, нет никаких данных, что какие-то действия матери до беременности или во время неё могут повлиять на возникновение синдрома у ребёнка. 

Люди с синдромом Дауна выглядят неодинаково

С синдромом Дауна и правда связан определённый набор внешних черт: небольшой нос, маленький рот, из которого у многих детей часто высовывается язык, широко посаженные глаза, более плоский затылок и более короткие пальцы и конечности, чем у людей без синдрома. Новорождённые с синдромом Дауна меньше других детей, правда, с возрастом эта разница сглаживается. Кроме того, у многих снижен мышечный тонус.

При этом говорить, что все люди с синдромом Дауна выглядят одинаково, нельзя: особенности внешности могут проявляться по-разному и не у каждого человека с синдромом Дауна будет полный набор этих характеристик. Точно так же нельзя поставить диагноз только по внешности ребёнка: такие характеристики требуют уточнения диагноза. К тому же дети с синдромом Дауна, как и любые другие, больше похожи на родителей и родственников.

Ребёнка с синдромом Дауна получится кормить грудью

У детей с синдромом Дауна часто снижен мышечный тонус (это явление называют мышечной гипотонией), что сильно влияет на двигательные навыки. С возрастом, благодаря специальным занятиям и тренировкам, состояние ребёнка можно улучшить, но в детстве из-за него могут возникать дополнительные трудности — одна из них связана с кормлением грудью.

Британская актриса Салли Филлипс, у сына которой диагностировали синдром, вспоминает: «У младенцев с синдромом Дауна часто бывает низкий мышечный тонус, и им труднее пить грудное молоко. Мы не спали ночами, пока

я пыталась его кормить, но через десять дней после рождения вес малыша упал с 3,6 килограмма до 1,3. Но все продолжали говорить мне: „Это твой первый ребёнок, поэтому ты так волнуешься. Дети всегда теряют в весе“». Хейли Голениовска, мать девочки с синдромом Дауна, считает, что многие младенцы с синдромом могут питаться грудным молоком. На то, чтобы этому научилась её дочь, у неё ушло три месяца: «На самом деле благодаря этому мне было на чём сконцентрироваться во время короткого пребывания дочери в больнице. Благодаря этому я больше не чувствовала себя такой беспомощной».

Считается, что кормление грудью может помочь развитию челюсти и мышц лица у младенца с синдромом Дауна — хотя, конечно, решение о том, кормить его грудью или смесью, каждая семья принимает самостоятельно, в зависимости от своих возможностей и потребностей.

Жизнь с синдромом Дауна не будет тяжёлой и мучительной

Один из главных стереотипов о синдроме Дауна — что с ним невозможна полная жизнь. С синдромом действительно связывают развитие некоторых заболеваний. Люди с синдромом Дауна часто рождаются на неделю-две раньше срока; у них могут диагностировать порок сердца, заболевания крови, проблемы с пищеварительной системой, щитовидной железой, слухом и зрением; у них может в более раннем возрасте проявиться деменция. Часто люди с синдромом Дауна тяжелее переносят инфекции, так как у них менее развита иммунная система, в детстве помимо обязательного курса прививок врачи могут рекомендовать сделать ещё и дополнительные. Но несмотря на то что синдром связан с определёнными заболеваниями, они не обязательно возникнут у каждого ребёнка и взрослого в полном объёме. Врач должен уделять особое внимание состоянию такого человека, чтобы как можно раньше заметить возможные проблемы со здоровьем — но каждый случай индивидуален.

Сюда же относится и представление о том, что люди с синдромом Дауна не могут жить самостоятельно. В прошлом многие из них даже во взрослом возрасте действительно оставались с родителями: средняя продолжительность жизни людей с синдромом была небольшой, поэтому родители думали, что, скорее всего, переживут своих детей, а альтернативой были только учреждения-интернаты. Сейчас при должной медицинской помощи люди с синдромом Дауна живут гораздо дольше (если в 1983 году их ожидаемая продолжительность жизни составляла 25 лет, то сегодня — 60), и многие из них на определённом этапе решают делать это самостоятельно — или почти самостоятельно, с помощью родственников или социальных работников.

«Я вижу, как он без устали тренируется играть в футбол в саду, старается улучшить свой почерк или работает над орфографией — и я знаю, что его стремление к успеху поможет ему достигнуть всего, что он захочет, — рассказывает о своем сыне с синдромом Дауна Кэролайн Уайт, автор известного блога. — Я уверена, что Себ вырастет и найдёт работу, будет жить независимо от нас — может быть, с поддержкой, — встретит любимого человека, и его жизнь устаканится. Временами ему нужна помощь, но ничто не помешает ему достичь своих целей». Люди с синдромом Дауна выбирают самые разные профессии: некоторые становятся актёрами или моделями, кто-то становится на более «традиционный» путь. Правда, в России трудоустройство людей с синдромом Дауна по-прежнему остаётся проблемой: официально до сих пор работают единицы.

Читайте также:  Программа обучения детей синдром дауна

Дети с синдромом Дауна способны учиться

Долгое время дети с синдромом Дауна считались необучаемыми. «Этот миф активно поддерживается исследованиями, которые проводились в закрытых специализированных учреждениях, но там любой ребёнок не может эффективно развиваться, потому что лишён основного стимула — родительской любви», — отмечают в фонде «Даунсайд Ап». Дети с синдромом Дауна развиваются медленнее, чем дети без него: им может понадобиться больше времени на то, чтобы научиться сидеть, стоять, ходить и говорить — но в конечном итоге они всё равно получают все необходимые навыки. Скорость обучения зависит от конкретного ребёнка. Кроме того, многие отмечают, что у детей с синдромом Дауна хорошо

развиты эмоциональный интеллект и эмпатия. Сейчас в мире к образованию детей с синдромом Дауна стараются подходить индивидуально, в зависимости от их потребностей. Кому-то может быть комфортнее учиться на дому, кому-то — в специализированной школе, где процесс подстроен под потребности детей с такими особенностями развития, кому-то — в обычной школе с разными детьми. «Врач говорил, что мне повезёт, если я научусь завязывать шнурки или писать своё имя», — говорит американка Карен Гаффни, у которой диагностировали синдром Дауна. Сейчас у неё есть учёная степень и почётная докторская степень.

Люди с синдромом Дауна неагрессивны

По поводу характера людей с синдромом Дауна существует два полярных мифа. С одной стороны, многие считают, что они могут быть опасны для общества и агрессивны. С другой — людей с синдромом Дауна часто называют «солнечными»: считается, что они, наоборот, всегда радостны и доброжелательны.

«Комментарий о том, что люди с синдромом Дауна бывают агрессивными, скорее всего, можно услышать от человека, который или не очень хорошо знает специфику развития детей с синдромом Дауна, или имел опыт общения с людьми с синдромом, которые находятся в государственных учреждениях — домах-интернатах, психоневрологических интернатах: там можно встретить человека, абсолютно замкнувшегося в себе, отчаявшегося получить какое-то человеческое внимание (не говоря уже о поддержке), который ко всему незнакомому относится настороженно в силу своего очень ограниченного социального опыта, и потому резко реагирующего на всё новое», — отмечает директор Центра сопровождения семьи «Даунсайд Ап» Татьяна Нечаева. С другой стороны, по её словам, человек с синдромом Дауна, как и любой другой, может проявлять агрессию в ответ на провокацию, ничем не подкреплённое негативное отношение, чтобы защитить себя.

По мнению Татьяны Нечаевой, за агрессию со стороны ребёнка с синдромом Дауна также могут принять случаи, когда он реагирует на то, что его не понимают: «Маленькие дети с синдромом Дауна уже имеют социальный опыт, впечатления от окружающего мира, но они понимают и знают гораздо больше, чем могут рассказать. Если мы представим, что маленький человек с синдромом Дауна пытается что-то сказать доступными ему средствами, а окружающие его не понимают, ему будет обидно. Он может начать сердиться и реагировать так, что это расценят как агрессию».

Татьяна Нечаева считает, что в представлении о «солнечных детях» есть доля правды. Так, исследовательница Дебора Фидлер отмечала, что дети с синдромом Дауна, по сравнению с другими детьми — как с особенностями развития, так и без них — гораздо чаще улыбаются и находятся в хорошем настроении, но к 10-11 годам эти показатели становятся такими же, как и у других детей. «Наверное, можно говорить, что люди с синдромом Дауна более благодушны, чем остальные люди, но это не означает, что они никогда не испытывают других чувств, например горечь или сожаление, не сердятся и не злятся. Диапазон эмоций, которые переживает человек с синдромом Дауна, будет таким же, как и у остальных людей», — говорит Татьяна Нечаева.

Фотографии: Happy Socks (1, 2), Monki

Источник

Äëÿ òåõ, êòî ïðîïóñòèë, ïðåäûäóùèå ïîñòû:

Äåòñêèé ñîí

Äåòñêèé ñîí. Ïðèçíàêè è ïðè÷èíû íàðóøåíèé ñíà

Âêðàòöå: ïðèìåðíî 20-30% äåòåé èìåþò ïðîáëåìû ñî ñíîì, íå ñâÿçàííûå ñ ìåäèöèíñêèìè íàðóøåíèÿìè. Òàêèå ïðîáëåìû ìîæíî ðåøèòü. Íî ïðè ýòîì ïðîñòîãî è áûñòðîãî «ðåöåïòà» íå ñóùåñòâóåò, ò ê ðåáåíîê — æèâîé îðãàíèçì, îáëàäàþùèé èíäèâèäóàëüíîñòüþ, è åäèíîé èíñòðóêöèè ïðîñòî íå ìîæåò áûòü. Åñëè íàðóøåíèé ñíà íåò, òî «÷èíèòü» íè÷åãî íå íóæíî! Öåëü âñåãäà — íå ïîäîãíàòü ðåáåíêà ïîä íîðìû, à ïîìî÷ü ðåáåíêó ñïàòü è âûñûïàòüñÿ, åñëè ó íåãî ñàìîãî ýòî íå ïîëó÷àåòñÿ.

Òåðìèíû è ñîêðàùåíèÿ:

ÄÑ — äíåâíîé ñîí

ÍÑ — íî÷íîé ñîí

ÂÁ — âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ

ÑÇ — ñàìîñòîÿòåëüíîå çàñûïàíèå

ÃÂ — ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå

ÈÂ — èñêóññòâåííîå âñêàðìëèâàíèå

Ðàçíûå ïðîáëåìû ñî ñíîì ìîãóò èìåòü ðàçíûå ïðè÷èíû è ñî÷åòàíèÿ ïðè÷èí, î êîòîðûõ ÿ ðàññêàçàëà â ïðîøëîì ïîñòå. À â ýòîì óæå ïðî ïðàêòèêó: â êàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè äåéñòâîâàòü, ÷òî âîîáùå èñïðàâëÿòü è íà ÷òî îáðàùàòü âíèìàíèå.

Åñëè âû íå çíàåòå àáñîëþòíî òî÷íî, ïî êàêîé ïðè÷èíå ñîí âàøåãî ðåáåíêà íàðóøåí, òî àëãîðèòì äåéñòâèé âñåãäà îäèíàêîâ:

0. Èñêëþ÷èòü ìåäèöèíñêèå ïðè÷èíû. Ýòî âîïðîñ âñåãäà ê âðà÷àì. Ïîä ìåäèöèíñêèìè ïðè÷èíàìè ÿ ïîäðàçóìåâàþ íå «ëå÷åíèå ïëàñêèâîñòè», à êîíêðåòíûå âûÿâëåííûå çàáîëåâàíèÿ è íàðóøåíèÿ. Íî äàæå ïðè èõ íàëè÷èè äàëüíåéøèå øàãè èìåþò ñìûñë, òàê êàê íà ñîí âñåãäà âëèÿåò ìíîãî ôàêòîðîâ. È åñëè ìû íå â ñîñòîÿíèè óáðàòü îäíó ïðè÷èíó íàðóøåíèé ñíà, òî ïî÷åìó áû íå ïðîðàáîòàòü îñòàëüíûå? Èäåàëüíîãî ðåçóëüòàòà íå ôàêò, ÷òî ïîëó÷èòñÿ äîáèòüñÿ, íî óëó÷øèòü êàðòèíó — âïîëíå.

1. Ïðîâåðèòü è èñïðàâèòü óñëîâèÿ ñíà. Îäíîãî ýòîãî ïóíêòà õâàòàåò, ÷òîáû ðåøèòü ïðîáëåìû â ïîëîâèíå ñëó÷àåâ. Ïîäðîáíåå î òîì, ÷òî çà óñëîâèÿ, íà ÷òî îáðàùàòü âíèìàíèå, ðàñêðûâàþ íèæå. Ïî îñòàëüíûì ïóíêòàì áóäóò îòäåëüíûå ïîñòû.

2. Ïðîðàáîòàòü ñâîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, àòìîñôåðó â ñåìüå, ïðîâåðèòü, íå èñïûòûâàåò ðåáåíîê ÷ðåçìåðíîãî ñòðåññà.

3. Êîìïåíñèðîâàòü íåõâàòêó ñíà ó ðåáåíêà: íàó÷èòüñÿ ïîïàäàòü â «îêíî â ñîí», îáåñïå÷èòü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ïîìîùè ðåáåíêó ïðè çàñûïàíèè, äîáèòüñÿ ðåãóëÿðíîãî çàñûïàíèÿ íå íà ôîíå ïåðåâîçáóæäåíèÿ. Äëÿ äåòåé äî 4 ìåñ — íàëàäèòü ãèáêèé ðèòì äíÿ, ïîäõîäÿùèé ðåáåíêó. Ïîñëå 5 ìåñÿöåâ: äîáèòüñÿ ïîïàäàíèÿ ñíîâ â áèîëîãè÷åñêèå ðèòìû ðåáåíêà (â 5-6 ìåñÿöåâ ýòî òîëüêî óòðåííåå ïðîáóæäåíèå è ïåðâûé ÄÑ, à ê 10 ìåñÿöåâ — ÷åòêèé ðåæèì ñíîâ ïî âðåìåíè).

4. Îäíîâðåìåííî ñ ï. 3 âåäåòñÿ ðàáîòà íàä àðõèòåêòóðîé äíÿ. Àðõèòåêòóðà äíÿ — ýòî ÷åðåäîâàíèå àêòèâíîãî è ñïîêîéíîãî âðåìÿïðåïðîâîæäåíèÿ, ðàññëàáëåíèå ðåáåíêà ïåðåä ñíîì.

5. Ïîñëå ïðîõîæäåíèÿ âñåõ ïðåäûäóùèõ ýòàïîâ, ñîí óæå ñòàíîâèòñÿ ãîðàçäî ëó÷øå, à ðîäèòåëè íà÷èíàþò ñâîáîäíåå äûøàòü. Íî åñòü åùå èíñòðóìåíòû îáëåã÷åíèÿ æèçíè è ñåáå, è ðåáåíêó: ââåäåíèå ïîëåçíûõ ïðèâû÷åê. Ýòî ðèòóàëû íà çàñûïàíèå è ïðîáóæäåíèå, «ìàíòðà» íà ñîí, ïðèâû÷êà ïðîäëåâàòü ñíû (ñïàòü äëèííûå ñíû äíåì), ñàìîñòîÿòåëüíûé ñîí (êîãäà ðåáåíîê çàñûïàåò ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî, íî ñïèò ñàì — íå íà ðóêàõ/ãðóäè/â êà÷àíèè), èçìåíåíèå ñïîñîáîâ çàñûïàíèÿ.

6. Òîëüêî ïîñëå ïðîõîæäåíèÿ ýòèõ ýòàïîâ âîçìîæíî îáó÷åíèå ñàìîñòîÿòåëüíîìó çàñûïàíèþ ïðè íåîáõîäèìîñòè (è òîëüêî ïîñëå 6 ìåñÿöåâ). Ó ÑÇ åñòü ñâîè ïëþñû è ìèíóñû, îíî íå ðåøàåò âñå ïðîáëåìû ñî ñíîì àâòîìàòîì.

Èòàê, ñåãîäíÿ ïîñòàðàþñü ìàêñèìàëüíî ðàñêðûòü ïåðâûé øàã è îòâåòèòü íà ñàìûå ÷àñòûå âîïðîñû ïðî óñëîâèÿ ñíà.

Ðàññìàòðèâàòü óñëîâèÿ ñíà ìîæíî ñ òðåõ òî÷åê çðåíèÿ:

— êîìôîðò: òóò îòòàëêèâàåìñÿ îò îáðàòíîãî, è ñìîòðèì, ÷òî ìîæåò ìåøàòü ðåáåíêó ñïàòü èëè çàñûïàòü. Êñòàòè, äëÿ âçðîñëûõ âñå ýòî òîæå àêòóàëüíî, ïðîñòî èìååò íåñêîëüêî ìåíüøåå çíà÷åíèå.

Читайте также:  Похмельный синдром как быстрее вылечить

— àññîöèàöèè íà çàñûïàíèå: íåêîòîðûå óñëîâèÿ ñòàíîâÿòñÿ íåéòðàëüíûìè àññîöèàöèÿìè íà çàñûïàíèå è ïîìîãàþò ðåáåíêó, êàê çàñûïàòü, òàê è ñàìîñòîÿòåëüíî ïðîäëåâàòü ñíû (àêòóàëüíî ïîñëå 4 ìåñ)

— áåçîïàñíîñòü. Ïðî áåçîïàñíîñòü áóäåò îòäåëüíûé ïîäðîáíûé ïîñò, òóò êîñíóñü òîëüêî âñêîëüçü.

Íó ÷òî æ, ïîåõàëè!

Óñëîâèÿ, âëèÿþùèå íà çàñûïàíèå, êà÷åñòâî ñíà, ïðîáóæäåíèÿ:

Ìèêðîêëèìàò ïîìåùåíèÿ

— Îïòèìàëüíàÿ òåìïåðàòóðà äëÿ ðåáåíêà 18-22 ãðàäóñà. Ïðè÷åì ó äåòåé ìîãóò áûòü ñâîè ïðåäïî÷òåíèÿ: êòî-òî êîìôîðòíåå ñåáÿ ÷óâñòâóåò ïðè 18 ãðàäóñàõ, à êòî-òî ïðè 20.

— Ðåêîìåíäóåìûé äëÿ äåòåé óðîâåíü âëàæíîñòè — 50-70%. Ïðè íèçêîì óðîâíå âëàæíîñòè ó ðåáåíêà ìîæåò ïåðåñûõàòü ñëèçèñòàÿ íîñîãëîòêè. Ýòî ìîæåò âûçûâàòü èçáûòî÷íîå îòäåëåíèå ñëèçè â íîñó (çàêëàäûâàåò íîñ). Åñëè ìëàäåíöó ïðèõîäèòñÿ î÷åíü ÷àñòî ïðî÷èùàòü íîñ, è äðóãèõ âèäèìûõ ïðè÷èí äëÿ ýòîãî íåò, îáðàòèòå âíèìàíèå íà âëàæíîñòü ïîìåùåíèÿ. Òàêæå íèçêàÿ âëàæíîñòü âûçûâàåò æàæäó. Ðåáåíîê ìîæåò ÷àùå ïðîñûïàòüñÿ íî÷üþ, ïðîñèòü ïèòü, êàïðèçíè÷àòü, ÷àùå ïðèêëàäûâàòüñÿ ê ãðóäè. Ïîâûøàòü âëàæíîñòü ìîæíî «áàáóøêèíûìè» ìåòîäàìè, òèïà ìîêðûõ òðÿïîê íà áàòàðåå. Íî îíè ïëîõî ðàáîòàþò, ïîýòîìó, ðåêîìåíäóåòñÿ âñå æå ïîëüçîâàòüñÿ óâëàæíèòåëåì èëè ìîéêîé âîçäóõà (îíà îäíîâðåìåííî è óìåíüøàåò êîëè÷åñòâî ïûëè).

— Ñâåæèé âîçäóõ òîæå âàæåí. Íàâåðíÿêà âàì çíàêîìî îùóùåíèå «òÿæåëîé ãîëîâû» ïîñëå ñíà â äóøíîì ïîìåùåíèè. Äåòè ðåàãèðóþò íà ìèêðîêëèìàò áîëåå ÷óòêî, ïîýòîìó äëÿ íèõ ýòî åùå âàæíåå. Ðåøåíèå — ðåãóëÿðíî ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå äàæå ïðè íàëè÷èè êîíäèöèîíåðà.

— Îäåæäà, ïåëåíêà (åñëè èñïîëüçóåòñÿ) è ïîñòåëüíîå áåëüå äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü òåìïåðàòóðå ïîìåùåíèÿ. Âîïðåêè ðàñïðîñòðàíåííîìó ìíåíèþ, ÷òî íîâîðîæäåííûõ íóæíî êóòàòü, ðåáåíêà ãîðàçäî ïðîùå è îïàñíåå ïåðåãðåòü, ÷åì ïåðåîõëàäèòü. Äàæå ïðè îïòèìàëüíîé òåìïåðàòóðå âîçäóõà ìàëûøó ìîæåò áûòü æàðêî èëè õîëîäíî ïðè íåâåðíî ïîäîáðàííîé îäåæäå.

Îñâåùåííîñòü

Òóò ðàçíûé ïîäõîä äëÿ äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà:

Äî 3-4 ìåñÿöåâ óðîâåíü îñâåùåííîñòè ìîæåò íèêàê íå âëèÿòü íà ñîí ðåáåíêà íàïðÿìóþ. Åäèíñòâåííûé ðèñê ñâÿçàí ñ òåì, ÷òî ðåáåíîê ìîæåò ïåðåïóòàòü äåíü è íî÷ü. Ïîýòîìó ðåêîìåíäàöèè — ïîääåðæèâàòü óðîâåíü îñâåùåííîñòè ñîîòâåòñòâóþùèé ðåàëüíîìó âðåìåíè ñóòîê: äíåì ñâåòëî (âî âðåìÿ ÄÑ â òîì ÷èñëå), âå÷åðîì ñâåò ïðèãëóøåí, à íî÷üþ òåìíî.

Íà÷èíàÿ ñ 3-5 ìåñÿöåâ ãîðìîíàëüíàÿ ñèñòåìà ðåáåíêà íà÷èíàåò âëèÿòü íà ñîí, óñòàíàâëèâàþòñÿ áèîëîãè÷åñêèå ðèòìû îðãàíèçìà. Ïîýòîìó çíà÷åíèå îñâåùåííîñòè óâåëè÷èâàåòñÿ (è îñòàåòñÿ âûñîêèì íà âñþ æèçíü):

1. Äíåì ðåáåíîê äîëæåí ïðîâîäèòü äîñòàòî÷íî âðåìåíè ïðè åñòåñòâåííîì äíåâíîì îñâåùåíèè. Æåëàòåëüíî íà óëèöå íà ñîëíöå, à åñëè òàêîé âîçìîæíîñòè íåò, òî õîòÿ áû ïðè ÿðêîì èñêóññòâåííîì îñâåùåíèè. Íà äíåâíîì ñâåòó èç àìèíîêèñëîò ñèíòåçèðóåòñÿ ñåðîòîíèí, êîòîðûé ñëóæèò èñõîäíûì ìàòåðèàëîì äëÿ ñèíòåçà ìåëàòîíèíà – ãîðìîíà ñíà. Åñëè ìàëî âûðàáîòàëîñü ñåðîòîíèíà – è ìåëàòîíèíà áóäåò ìàëî, è ñîí áóäåò õóæå.

2. Çà 1-1,5 ÷àñà äî ÍÑ ñâåò æåëàòåëüíî ïðèãëóøàòü è èñêëþ÷àòü èç ïîëÿ çðåíèÿ ëþáûå ãàäæåòû è ýêðàíû. ßðêèé ýëåêòðè÷åñêèé, äíåâíîé ñâåò, ñâåò îò ýêðàíîâ (ãîëóáîé ñïåêòð ñâåòà) íàðóøàåò âûðàáîòêó ìåëàòîíèíà.

3. Íî÷üþ íåîáõîäèìà ïîëíàÿ òåìíîòà. Îíà äîëæíà ïîääåðæèâàòüñÿ âïëîòü äî óòðåííåãî ïîäúåìà. Ñàìàÿ ÷àñòàÿ ïðè÷èíà ðàííèõ óòðåííèõ ïðîáóæäåíèé: â êîìíàòå ïîñâåòëåëî, è îðãàíèçì ðåáåíêà âîñïðèíèìàåò ýòî êàê ñèãíàë «ïîðà âñòàâàòü». Îïÿòü-òàêè, ñâåò ðàçðóøàåò ìåëàòîíèí, à ïîä óòðî åãî êîëè÷åñòâî è òàê óìåíüøàåòñÿ åñòåñòâåííûì ïóòåì. Ó ìåíÿ â ïðàêòèêå áûë ñëó÷àé, êîãäà ÷àñòûå ïðîáóæäåíèÿ íî÷üþ ó ðåáåíêà èñ÷åçëè ïîñëå òîãî, êàê ðîäèòåëè çàêëåèëè êàðòîíîì ñòåêëÿííóþ âñòàâêó â äâåðè, ÷åðåç êîòîðóþ â êîìíàòó ïàäàë ëó÷ ñâåòà. Ñïàñåíèåì ñòàíîâÿòñÿ øòîðû áëåê-àóò. Îíè ñåé÷àñ åñòü è ðóëîííûå, è îáû÷íûå, è äàæå íà ëèïó÷êàõ. Íàñòîÿùèå øòîðû áëåêàóò äîëæíû áûòü òàêèå, ÷òîáû ÷åðåç íèõ íå ïðîíèêàë ñâåò ñîâñåì. Òî åñòü äàæå ïðè ÿðêîì ñîëíå÷íîì ñâåòå â ïîìåùåíèè îñòàâàëàñü ïîëíàÿ òåìíîòà.

Òèøèíà

Î÷åíü ìíîãî âîïðîñîâ âñåãäà ïðî òèøèíó: íàñêîëüêî âàæíà òèøèíà? Ìîæíî ëè ïåðåó÷èòü ðåáåíêà, ÷òîáû ñïàë â ëþáîì øóìå?

Îòâåò ïðîñò: âñå äåòè èíäèâèäóàëüíû. È åñëè ðåáåíîê ïëîõî ñïèò ïðè íàëè÷èè ïîñòîðîííèõ çâóêîâ, òî ïåðåó÷èòü åãî âðÿä ëè ïîëó÷èòüñÿ. Òî åñòü, ñïàòü ìîæåò è áóäåò, íî âîò êà÷åñòâî òàêîãî ñíà áóäåò ïëîõèì.

Îáùèå ðåêîìåíäàöèè ïî òèøèíå òàêèå:

1. Çâóêè â ïîìåùåíèè äîëæíû áûòü ïðèãëóøåíû, ôîíîâûå çâóêè ìîãóò ïðèñóòñòâîâàòü, íî âàæíî, ÷òîáû íå áûëî ðåçêèõ ãðîìêèõ çâóêîâ — îáû÷íî áóäÿò èìåííî îíè.

2. Åñëè ðåáåíîê â ïðèíöèïå ÷óâñòâèòåëåí ê çâóêàì â êâàðòèðå/äîìå (çâîí ïîñóäû, èãðû äðóãèõ äåòåé, çâóêè ðàçãîâîðîâ, äîìàøíèõ æèâîòíûõ), òî èõ ìîæíî ïðèãëóøèòü, íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ áåëîãî øóìà.

×àñòî áûâàåò, ÷òî äåòÿì äî 3-4 ìåñÿöåâ àáñîëþòíî âñå ðàâíî, íàñêîëüêî øóìíî âîêðóã, à ïîòîì çâóêè âî âðåìÿ ñíà íà÷èíàþò áóäèòü. Ýòî íîðìàëüíî. Ïðîñòî ïîìåíÿëàñü ñòðóêòóðà ñíà.

Ìåñòî ñíà

1. Ìåñòî ñíà äîëæíî áûòü ïðèâû÷íûì. Ðåáåíîê ìîæåò îòêàçûâàòüñÿ ñïàòü â íîâûõ ìåñòàõ. Ó÷èòûâàéòå ýòî, åñëè ïðèó÷àåòå åãî ê íîâîìó ìåñòó ñíà (ñíó â êðîâàòêå èëè êîëÿñêå, íàïðèìåð).

2. Ó äåòåé åñòü ñâîè ïðåäïî÷òåíèÿ. Êòî-òî ëþáèò êîëÿñêó, êîìó-òî êîìôîðòíåå â êðîâàòêå, à êîìó-òî – â îáíèìêó ñ ìàìîé èëè â ñëèíãå. Ïåðåó÷èòü ðåáåíêà ìîæíî, íî òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ñîí â öåëîì áóäåò íàëàæåí (íà 4 ýòàïå àëãîðèòìà, îïèñàííîãî â íà÷àëå).

3. Äëÿ ñîâñåì ìàëåíüêèõ äåòåé ÷àñòî èìååò çíà÷åíèå óþò è îãðàíè÷åííîñòü ïðîñòðàíñòâà. Íîâîðîæäåííûå áîëüøå óñïîêàèâàþòñÿ â óñëîâèÿõ, íàïîìèíàþùèõ ñîñòîÿíèå â óòðîáå ìàòåðè.  òåñíîì è îãðàíè÷åííîì ïðîñòðàíñòâå èì ìîæåò áûòü óþòíåå è ñïîêîéíåå, ÷åì â áîëüøîé êðîâàòè. Ñ âîçðàñòîì çíà÷åíèå ýòîãî ôàêòîðà îáû÷íî óìåíüøàåòñÿ.

Ñëåäóþùèå óñëîâèÿ, íàîáîðîò, íà÷èíàþò èìåòü âñå áîëüøåå çíà÷åíèå ñ âîçðàñòîì, ïîñëå 4-5 ìåñ:

4. Ìåñòî çàñûïàíèÿ ñîâïàäàåò ñ ìåñòîì ñíà. Âî-ïåðâûõ, ðåáåíîê ìîæåò ïðîñíóòüñÿ ïðè ïåðåêëàäûâàíèè è ïåðåìåùåíèè (êñòàòè, äåòåé äî 4 ìåñ èìååò ñìûñë ïåðåêëàäûâàòü ÷åðåç 20-25 ìèí ïîñëå çàñûïàíèÿ, à äåòåé ñòàðøå 4 ìåñ — ÷åðåç 5-15 ìèí). À âî-âòîðûõ, ïðè ïðîáóæäåíèè ïîñëå îêîí÷àíèÿ öèêëà ñíà (êàê ïðàâèëî, ÷åðåç 40 ìèí), ðåáåíîê óâèäèò, ÷òî îáñòàíîâêè èçìåíèëàñü è ñ áîëüøîé âåðîÿòíîñòüþ ïðîñíåòñÿ ñîâñåì.

5. Ìåñòî ñíà äîëæíî àññîöèèðîâàòüñÿ òîëüêî ñî ñíîì. Åñëè ðåáåíîê èãðàåò â êðîâàòêå, èëè ñèäèò â íåé äíåì êàê â ìàíåæå, ãóëÿåò â êîëÿñêå, òî, êîãäà ïðèõîäèò âðåìÿ ñíà, ìàëûø ìîæåò ïðîñòî íå ïîíèìàòü, ÷òî ïîðà ñïàòü. Ïîýòîìó ïîñëå 4 ìåñ êðîâàòêà — òîëüêî äëÿ ñíà, à â êîëÿñêå ñîçäàâàòü ìàêñèìàëüíî ðàçíûå óñëîâèÿ íà áîäðñòâîâàíèå è ñîí. Ïîñëå 10 ìåñÿöåâ ðåêîìåíäóåòñÿ îñòàâèòü åäèíñòâåííîå ìåñòî ñíà (êðîâàòü).

6. Ìåñòî ñíà ïîñëå 4 ìåñ äîëæíî áûòü íåïîäâèæíûì. Ñîí â äâèæåíèè ìåíåå êðåïêèé è íå âñåãäà ïîçâîëÿåò ïîëíîñòüþ âîññòàíîâèòü ñèëû. Åñëè ðåáåíîê çàñûïàåò òîëüêî â äâèæåíèè (íà ðóêàõ/â êàòÿùåéñÿ êîëÿñêå/êà÷åëè), òî äâèæåíèå ñëåäóåò îñòàíàâëèâàòü ñðàçó ïîñëå çàñûïàíèÿ (íî ïåðåó÷èâàòü èìååò ñìûñë òîëüêî ïîñëå íîðìàëèçàöèè ñíà)

Îäåæäà è ïîäãóçíèê

— Ðàçäðàæàòü è ìåøàòü çàñûïàòü èëè ñïàòü ìîæåò îäåæäà íå ïî ðàçìåðó, íåíàòóðàëüíûå èëè ãðóáûå ìàòåðèàëû, áèðêè âíóòðè è äàæå øâû îäåæäû.

— Íåêîòîðûì ìàëûøàì êðàéíå âàæíî, ÷òîáû ïîäãóçíèê íå áûë ïåðåïîëíåí. Òàêæå ðåáåíîê ìîæåò ÷óâñòâîâàòü ðàçíèöó ìåæäó ìàðêàìè ïîäãóçíèêîâ è èõ òèïàìè (îáû÷íûå, ïîäãóçíèêè-òðóñèêè, ìíîãîðàçîâûå ïîäãóçíèêè).

— Ïåëåíêà: êàêàÿ èñïîëüçóåòñÿ, íàñêîëüêî òóãîå ïåëåíàíèå — òîæå ìîæåò âëèÿòü íà êà÷åñòâî ñíà.

Îãðàíè÷åííîñòü äâèæåíèé

— Äî 3-4 ìåñÿöåâ ó ìàëûøåé åùå ïðîÿâëÿåòñÿ ðåôëåêñ Ìîðî: êîãäà ðåáåíîê ïðè ðåçêèõ çâóêàõ è ñòèìóëàõ âñêèäûâàåò ðó÷êè. Ýòîò ðåôëåêñ îùóùàåòñÿ êàê íåïðèÿòíîå ñîáûòèå, è ÷àùå âñåãî áóäèò ðåáåíêà. Ïåëåíàíèå äî 4 ìåñÿöåâ äîñòîâåðíî óëó÷øàåò êà÷åñòâî ñíà (íî íåêîòîðûì äåòÿì îíî ìîæåò íå íðàâèòñÿ). Ïîñëå òîãî, êàê ðåáåíîê íàó÷èòñÿ ïåðåâîðà÷èâàòüñÿ íà æèâîò, ïåëåíàíèå ñòàíîâèòñÿ íåáåçîïàñíûì.  öåëîì, ïåëåíàíèå — îáøèðíàÿ òåìà. Ñîâðåìåííûé ïîäõîä òàêîâ, ÷òî íå ðåêîìåíäóåòñÿ òóãîå ïåëåíàíèå. À ñâîáîäíîå — â çàâèñèìîñòè îò ïðåäïî÷òåíèé ðåáåíêà è ðîäèòåëåé.

Читайте также:  Синдром угнетения у новорожденных что это такое

— Åñëè ïîñëå îñâîåíèÿ íàâûêà ïåðåâîðîòà íåîáõîäèìîñòü â îãðàíè÷åíèè äâèæåíèé ðóê è íîã îñòàåòñÿ, òî ìîæíî ïðèäåðæèâàòü ðóêàìè ïðè çàñûïàíèè èëè èñïîëüçîâàòü äåòñêèé ñïàëüíûé ìåøîê èëè ñïåöèàëüíûå ðåøåíèÿ äëÿ ÷àñòè÷íîãî ïåëåíàíèÿ.

— Äåòè ìîãóò áóäèòü ñåáÿ ïîïûòêàìè ñåñòü, âñòàòü, ïîëçòè, îñîáåííî â ïåðèîäû îñâîåíèÿ íîâûõ íàâûêîâ è âî âðåìÿ ñêà÷êîâ ðàçâèòèÿ. Äåëàòü ýòî îíè ìîãóò äàæå ñêâîçü ñîí, è ïðîñûïàþòñÿ îò ýòîãî. ×àñòè÷íî ìîãóò ïîìî÷ü òå æå ñïàëüíûå ìåøêè, îãðàíè÷åííîå ìåñòî ñíà.

— Êîãäà ðåáåíîê ðàçáóäèë ñåáÿ òåì, ÷òî ñåë èëè âñòàë ñêâîçü ñîí, åìó íå âñåãäà ëåãêî ñàìîñòîÿòåëüíî âåðíóòüñÿ â ïîëîæåíèå ëåæà. Ýòîò íàâûê íóæíî òðåíèðîâàòü âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ, ÷òîáû ìàëûø ìîã ñàì áåç Âàøåé ïîìîùè ëå÷ü, åñëè ïðîñíóëñÿ íî÷üþ. Åñëè ðåáåíîê ñòàë ñàäèòüñÿ â êîëÿñêå, ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ ðåìíÿìè áåçîïàñíîñòè.

Ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå

1. Äåòè ìîãóò ïëàêàòü âî ñíå è ïðîñûïàòüñÿ èç-çà æåëàíèÿ ñõîäèòü â òóàëåò. Íå âñåãäà ïîëó÷àåòñÿ ñðàçó, èíîãäà íóæíî ïðèëîæèòü ê ãðóäè èëè âûñàäèòü íà ãîðøîê, ÷òîáû ñòèìóëèðîâàòü ïðîöåññ.

2. Ìåøàòü çàñûïàòü è ñïàòü ìîæåò ãîëîä. Âàæíî âåðíîå ðàñïðåäåëåíèå êàëîðèéíîñòè ðàöèîíà â òå÷åíèå ñóòîê. Äëÿ ìàëûøåé íà à— ýòî äîñòàòî÷íî ÷àñòûå êîðìëåíèÿ äíåì. Äëÿ È — ñîáëþäåíèå ñõåìû êîðìëåíèÿ (êîëè÷åñòâà ñìåñè è ÷àñòîòû êîðìëåíèé). Äëÿ äåòåé ñòàðøå ãîäà — äîñòàòî÷íàÿ ýíåðãåòè÷åñêàÿ öåííîñòü ïèòàíèÿ â òå÷åíèå äíÿ. Äëÿ ìàëåíüêèõ äåòåé íîðìàëüíî ðåãóëÿðíî ïðîñûïàòüñÿ íà êîðìëåíèÿ íî÷üþ (ýòà ÷àñòîòà ìîæåò áûòü ðàçíîé ó ðàçíûõ äåòåé è â ðàçíîì âîçðàñòå).

3. Æàæäà òîæå ìîæåò ìåøàòü ñíó. Îíà ïîâûøàåòñÿ åñëè ðåáåíîê áûë àêòèâåí ïåðåä ñíîì, ïëàêàë.

4. Äî 3 ìåñÿöåâ ðåáåíêà â êèøå÷íèêå çàñåëÿåòñÿ ìèêðîôëîðà, ìåíÿåòñÿ ñîñòàâ ìàòåðèíñêîãî ìîëîêà, ïîäñòðàèâàÿñü ïîä íóæäû è ïîòðåáíîñòè îðãàíèçìà ìàëûøà. Ðåáåíîê ìîæåò ïëàêàòü îò êîëèê, ãàçîîáðàçîâàíèÿ, îùóùåíèé îò ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà (ýòî ñîâåðøåííî íîâûå äëÿ íåãî îùóùåíèÿ, âåäü ðàíüøå îí ïèòàëñÿ «âíóòðèâåííî»), îò ðåàêöèè íà ìàìèíî ïèòàíèå.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ìîæåò áûòü ëàêòàçíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, îäíàêî îáðàòèòå âíèìàíèå, ÷òî äåéñòâèòåëüíûå ñëó÷àè ëàêòàçíîé íåäîñòàòî÷íîñòè î÷åíü ðåäêè, è äàæå îíè äàëåêî íå âñåãäà òðåáóþò îòìåíû èëè ñîêðàùåíèÿ ÃÂ.

5. Äèñêîìôîðò ìîæåò áûòü ñâÿçàí ñ áîëåçíÿìè, íåäîìîãàíèåì.

6. Ðåáåíêà ìîãóò áåñïîêîèòü ðàçäðàæåíèÿ íà êîæå. Ïðè÷èíû: íåïîäõîäÿùèå ñðåäñòâà äëÿ óõîäà çà êîæåé èëè ñðåäñòâà äëÿ ñòèðêè, íåíàòóðàëüíûå òêàíè, ïëîõîé ñòóë, óêóñû íàñåêîìûõ, àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè è äð.

7. Íåêîòîðûå äåòè ðåàãèðóþò íà èçìåíåíèÿ ïîãîäû èëè ïåðåïàäû äàâëåíèÿ.

8. Âàêöèíàöèÿ ìîæåò âëèÿòü íà ñîí. Êàê ïðàâèëî, ó èíàêòèâèðîâàííûõ âàêöèí âëèÿíèå íå äëèòñÿ áîëüøå 3-5 äíåé. Æèâûå âàêöèíû ìîãóò èìåòü îòëîæåííûé ýôôåêò (âïëîòü äî 21 äíÿ). Êîíêðåòíåå ìîæíî óòî÷íèòü ó ïåäèàòðà.

9. Ìåäèöèíñêèå ïðîöåäóðû, ïðîôåññèîíàëüíûé ìàññàæ ñ ËÔÊ òàêæå ìîãóò âëèÿòü íà ñîí.

10. Çóáû ìîãóò áåñïîêîèòü ðåáåíêà íå òîëüêî â ìîìåíò ïðîðåçûâàíèÿ, íî è âî âðåìÿ «äâèæåíèÿ» âíóòðè äåñíû, çà 2–3 íåäåëè äî ïðîðåçûâàíèÿ. Ñàìûé îñòðûé ïåðèîä — 1-3 äíÿ, êîãäà çóá ïðîðåçàåò êîæó äåñíû. Èíîãäà âëèÿíèå çóáîâ íå çàìåòíî â òå÷åíèå âñåãî áîäðñòâîâàíèÿ è ïðîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ïåðåä ñíîì, êîãäà ðåáåíîê ðàññëàáëÿåòñÿ.

11. ×åì ñòàðøå ðåáåíîê, òåì áîëüøåå çíà÷åíèå èìååò êîëè÷åñòâî àêòèâíîñòè. Åñëè ðåáåíîê íåäîñòàòî÷íî ôèçè÷åñêè, èíòåëëåêòóàëüíî è ýìîöèîíàëüíî óñòàë, òî åìó ìîæåò áûòü ñëîæíåå çàñíóòü. Îáðàòèòå âíèìàíèå, ÷òî àêòèâíîñòü äîëæíà ïðèõîäèòüñÿ íà ïåðâóþ ïîëîâèíó áîäðñòâîâàíèÿ.

12. Ó äåòåé ñëàáî ðàçâèòû ïðîöåññû òîðìîæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû. Ïîýòîìó î÷åíü ÷àñòî îíè íå ìîãóò óñïîêîèòüñÿ ñàìè, íóæíî ïîìîãàòü ðàññëàáëÿòüñÿ ïåðåä ñíîì.

Èíôîðìàöèîííàÿ òèøèíà

Ñ âîçðàñòîì ðåáåíîê ìîæåò íà÷àòü îòâëåêàòüñÿ íà èíòåðåñíûå èçîáðàæåíèÿ, ïðåäìåòû èíòåðüåðà, óçîðû íà ïîñòåëüíîì áåëüå è áîðòèêàõ, è åìó ñòàíîâèòñÿ èíòåðåñíåå ðàññìàòðèâàòü ìèøêó (êîòîðûé ðû÷èò «Ðððð!»), ÷åì çàñûïàòü. ×åì ñòàðøå ðåáåíîê, òåì âàæíåå, ÷òîáû ìåñòî ñíà áûëî ïî-íàñòîÿùåìó ñêó÷íûì.

Îòâëåêàòü ìîãóò:

— çíàêîìûå ïðåäìåòû, âûçûâàþùèå èíòåðåñ, èëè òå, íàçâàíèÿ êîòîðûõ ìàëûø íåäàâíî âûó÷èë;

— ðèñóíêè íà ïîñòåëüíîì áåëüå, îäåæäå;

— èãðóøêè, ìîáèëü;

— ðàçãîâîðû çíàêîìûìè ãîëîñàìè â ñîñåäíåé êîìíàòå, îñîáåííî â ïåðèîä àêòèâíîãî ðàçâèòèÿ ðå÷è;

— âèçóàëüíûé êîíòàêò ñ ìàìîé;

— çíàêîìûå çâóêè (ïðîåõàëà ìàøèíà, çàëàÿëà ñîáàêà, çâîíîê â äâåðü, çâîíîê òåëåôîíà è òàê äàëåå).

Àññîöèàöèè íà çàñûïàíèå

Òåïåðü âêðàòöå ðàññêàæó, ÷òî èç óñëîâèé ÷àùå âñåãî ñòàíîâèòñÿ àññîöèàöèÿìè íà çàñûïàíèå. Èìåííî îäèíàêîâîñòü ýòèõ óñëîâèé ìîæåò ïîìî÷ü ðåáåíêó ñàìîñòîÿòåëüíî ñâÿçûâàòü öèêëû ñíà (ïîñëå 4 ìåñÿöåâ ðåáåíêà).

1. Òåìíîòà. Îäèíàêîâàÿ òåìíîòà â òå÷åíèå âñåé íî÷è è ïðèãëóøåííûé ñâåò äíåì.

2. Òåìïåðàòóðà è âëàæíîñòü. Èçìåíåíèå ýòèõ ôàêòîðîâ â òå÷åíèå ñíà ìîæåò ñèëüíî ìåøàòü ðåáåíêó.

3. Òèøèíà è áåëûé øóì. Áåëûé øóì îäíîâðåìåííî çàãëóøàåò ïîñòîðîííèå çâóêè, è ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ ñèëüíûõ áåçîïàñíûõ àññîöèàöèé íà ñîí. Ïðàâèëà èñïîëüçîâàíèÿ áåëîãî øóìà: âêëþ÷àòü íà íåáîëüøîé ãðîìêîñòè (ãðîìêîñòü ðàçãîâîðà âçðîñëûõ/òåêóùåé èç êðàíà âîäû) ïåðåä óêëàäûâàíèåì è îñòàâëÿòü íà âñå âðåìÿ ñíà. Ðàñïîëàãàòü èñòî÷íèê íà ðàññòîÿíèè íå ìåíåå ìåòðà îò ãîëîâû ðåáåíêà. Áåëûé øóì ðåäêî íàïðÿìóþ ïîìîãàåò çàñíóòü, íî ÷àñòî ïîçâîëÿåò ëåã÷å ïðîäëåâàòü ñîí.

4. Ìåñòî ñíà. Óæå ïèñàëà âûøå îá ýòîì. ïîâòîðþñü: ìåñòî ñíà äîëæíî àññîöèèðîâàòüñÿ ó ðåáåíêà èìåííî ñî ñíîì. ×åì ñòàðøå ðåáåíîê, òåì ýòî âàæíåå. Ê 10 ìåñÿöàì æåëàòåëüíî îñòàâèòü åäèíñòâåííîå ìåñòî ñíà – êðîâàòêó. Óæå ñ 3 ìåñÿöåâ ëó÷øå èñêëþ÷èòü âñå èãðû â êðîâàòêå è ïðåáûâàíèå â íåé âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ.  êîëÿñêå, ïî âîçìîæíîñòè, îáåñïå÷èâàòü ìàêñèìàëüíóþ ðàçíèöó â óñëîâèÿõ âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ/ñíà.

5. Ñïàëüíûé ìåøîê îãðàíè÷èâàåò äâèæåíèÿ ðåáåíêà âî ñíå (êîòîðûå ìîãóò ìåøàòü). À òàêæå ÿâëÿåòñÿ òàêòèëüíîé àññîöèàöèåé íà çàñûïàíèå. Îäåÿëî, â îòëè÷èå îò ñïàëüíîãî ìåøêà, íåáåçîïàñíî äî 1 ãîäà, êðîìå òîãî, îäåÿëî ðåáåíîê ìîæåò ñëó÷àéíî ñêèíóòü, à íàòÿíóòü îáðàòíî åùå íå óìååò.  ìåøêå æå ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ â òåõ æå óñëîâèÿõ, â êîòîðûõ çàñûïàë. Ñóùåñòâóþò ðàçíûå ñïàëüíûå ìåøêè – îò ìóñëèíîâûõ è âîçäóøíûõ äî î÷åíü òåïëûõ.

6. Ñîííàÿ èãðóøêà (êîìôîðòåð). Åå ìîæíî ââîäèòü ñ 6 ìåñÿöåâ. Æåëàòåëüíî âûáèðàòü èãðóøêó èç íàòóðàëüíûõ ìàòåðèàëîâ, áåç îòäåëÿåìûõ ÷àñòåé, â êîòîðîé íåëüçÿ çàïóòàòüñÿ. Îíà «æèâåò» òîëüêî â êðîâàòè è ó÷àñòâóåò â çàñûïàíèè. Íåêîòîðûì äåòÿì îíà ïîìîãàåò ïðîñòî íàñòðîèòüñÿ íà ñîí, à íåêîòîðûì ïîìîãàåò â ñàìîì çàñûïàíèè è ïðîäëåíèè ñíà.

Ðàçóìååòñÿ, íå äëÿ âñåõ äåòåé âñå óñëîâèÿ ñíà èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå. Íî åñëè ó ðåáåíêà ïðîáëåìû ñî ñíîì, è âû íå çíàåòå ïðè÷èí, òî ïîêà íå ïðîâåðèòå — íå óçíàåòå, ÷òî èìåííî âàæíî äëÿ ìàëûøà. Èíîãäà âñåãî ëèøü ñìåíà ìàðêè ïîäãóçíèêîâ èëè îòðåçàíèå áèðîê íà îäåæäå ñòàíîâèòñÿ ðåøåíèåì ìíîãèõ ïðîáëåì.

Íà êîììåíòàðèè îòâå÷àþ ïî âîçìîæíîñòè. Âðåìåíè ìàëî, ê ñîæàëåíèþ.

Ñëåäóþùàÿ òåìà — áåçîïàñíîñòü ñíà, ïðîôèëàêòèêà ÑÂÄÑ, ñèíäðîìà âñòðÿõíóòîãî ðåáåíêà è áåçîïàñíîñòü îáó÷åíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîìó çàñûïàíèþ.

Источник