Агрессия у ребенка с синдромом дауна
Элизабет Дайкенс представляет обзор исследований, касающихся психиатрических и поведенческих расстройств у людей с синдромом Дауна. Автор сравнивает их с аналогичными расстройствами у людей с интеллектуальными нарушениями иного происхождения и в популяции, указывает на специфику такого рода проблем при синдроме Дауна и выявляет «белые пятна» в наших знаниях, определяя направления дальнейших исследований.
Эпидемиологические исследования, проводившиеся в США и других странах, показывают, что примерно у 40 % людей с интеллектуальными нарушениями отмечаются поведенческие или эмоциональные проблемы, по степени выраженности достигающие уровня психопатологических синдромов. Многие психиатры, однако, не признают одновременного наличия психиатрических проблем и интеллектуальных нарушений, считая, например, что такие симптомы, как сниженное настроение или раздражительность, связаны с нарушениями в интеллектуальной сфере.
Кроме того, ученые, исследующие депрессию, тревожность или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обычно исключают из своей целевой группы людей со сниженным интеллектом. В итоге, несмотря на то, что вероятность подобных расстройств у этих людей выше, чем у остальных, мы знаем об их причинах и методах лечения гораздо меньше.
Что же известно в этой связи о людях с синдромом Дауна?
Дети
Большинство детей с синдромом Дауна вполне адаптированы в своих семьях, учебных заведениях, местном сообществе, и у них не обнаруживается значительных психиатрических и поведенческих проблем. По сравнению с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения иного происхождения, вероятность психопатологии у них ниже. В частности, у этих детей существенно ниже показатели, которые, согласно стандартизированным тестам, свидетельствуют о наличии дезадаптивного поведения (психопатология отмечается у 18–23 % детей с синдромом Дауна и у 30–40 % детей с нарушениями другой этиологии).
И все же у детей с синдромом Дауна психиатрических и поведенческих расстройств больше, чем у их типично развивающихся сверстников. Ссылаясь на одно из недавних исследований, автор пишет, что по сравнению с «обычными» детьми у детей с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 18 лет чаще проявляются такие черты, как упрямство, оппозиционное поведение, невнимательность; им больше свойственны речевые проблемы, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, стремление получить внимание со стороны окружающих. Неудивительно, что в 6–8 % случаев детям с синдромом Дауна ставится диагноз СДВГ, а в 10–15 % случаев у детей и подростков диагностируются поведенческие расстройства, которые выражаются в непослушании, неуступчивости или агрессии.
Проведенное Дайкенс и соавторами анкетирование родителей 211 детей и подростков с синдромом Дауна показало, что выраженная агрессия отмечается у них довольно редко (например, драчливость – всего у 6 % случаев); значительно чаще имеет место агрессивность низкого уровня и провокационное поведение (непослушание – в 73 %, конфликтное поведение – у 65 %, вызывающее поведение – у 50 % случаев).
Особую проблему представляют сопутствующие расстройства аутистического спектра (РАС). Еще недавно разброс данных, касающихся частоты появления РАС у детей с синдромом Дауна, составлял от 1 до 11 %. Такая большая разница во многом была связана с отсутствием согласованных диагностических критериев, а в более ранних работах с тем, что диагнозы РАС автоматически относили к психозам. В настоящее время проводится широкомасштабное эпидемиологическое исследование вероятности появления такого сочетанного дефекта с использованием надежных, с точки зрения ученых, диагностических критериев. Пока же многие специалисты сходятся на том, что эта вероятность может достигать 10 %.
Исследователи утверждают, что у детей с синдромом Дауна признаки, по которым ставится диагноз РАС, отмечаются гораздо позже, чем в обычных случаях (по разным сведениям в возрасте от 6 до 16 лет). Возможно, это объясняется тем, что аутистические тенденции нередко принимаются за определенные проявления синдрома Дауна, а также преобладанием в массовом сознании представлений о детях с синдромом Дауна как о доброжелательных, открытых к общению и обаятельных, что, в принципе, очень далеко от аутизма.
В исследовании сопутствующих синдрому Дауна нарушений, в котором участвовала самая крупная из известных на сегодня выборка детей, использовались две контрольные таблицы, позволившие отделить случаи сочетанного дефекта «синдром Дауна + РАС» от случаев с другими сочетаниями, а также от случаев отсутствия сопутствующего диагноза.
Выяснилось, что дети с синдромом Дауна и РАС демонстрировали более низкий IQ и более тяжелые проявления стереотипного поведения, повышенную тревожность и уход в себя. Некоторые ученые считают, что факторами риска РАС у детей с синдромом Дауна являются, в числе прочих, такие проблемы здоровья, как эпилептические припадки, ранний гипотиреоз, осложнения после кардиологических операций, а также низкий IQ и наличие близких родственников с РАС.
Подростки
Проблемы подростков с синдромом Дауна до сих пор не выделены в особую категорию.
Тем не менее есть работы, в которых показано, что по сравнению с детьми 4–11 лет у подростков 16–19 лет обнаруживаются несколько иные особенности поведения, например существенно более низкие показатели по шкале «гиперактивность».
В этом возрастном диапазоне поведенческая картина изменяется: особенности, преобладающие у детей 4–13 лет (такие как стремление привлечь к себе внимание окружающих, трудности с концентрацией внимания), в 14–19 лет уступают место таким особенностям поведения, как уход в себя, скрытность; подростки начинают вести себя тише и чаще предпочитают быть в одиночестве.
Однако Дайкенс полагает, что для определенных выводов необходимы лонгитюдные исследования, т. к., по ее мнению, нужно учитывать особенности восприятия родителями своих детей. Ссылаясь на исследования коллег, она пишет, что 15–20-летние молодые люди с синдромом Дауна воспринимаются своими родителями как менее забавные и компанейские, менее приветливые и теплые, не такие отзывчивые, как в детстве. Возможно, такие особенности вообще характерны для подростков, однако молодые люди с другими типами интеллектуальных нарушений не обнаруживают подобных изменений поведения. Для специалистов эти возрастные паттерны важны, так как они могут пролить свет на появление депрессий и иных проблем у взрослых людей с синдромом Дауна.
Взрослые
Исследований, касающихся обсуждаемых проблем у взрослых людей с синдромом Дауна, гораздо больше. Довольно хорошо изучена и описана связь между болезнью Альцгеймера и изменениями, происходящими с человеком в зрелом возрасте. В частности, исследована и описана в литературе болезнь Альцгеймера у взрослых людей с синдромом Дауна. У большинства из них невропатологические признаки деменции обнаруживаются после 40 лет, а клинические симптомы – после 50 лет, что на 20–30 лет раньше, чем при болезни Альцгеймера у основной категории населения. При этом интеллектуальный спад имеет место примерно у 50 % людей с синдромом Дауна.
Помимо этого, как показывают данные наблюдений, взрослые с синдромом Дауна подвержены депрессиям, причем эти состояния наблюдаются чаще, чем у людей с интеллектуальными нарушениями другого происхождения (6,1–11,4 % против 1,1–1,7 %). К наиболее распространенным симптомам депрессии у людей с синдромом Дауна относятся уход в себя, мутизм, психомоторная заторможенность, плохое настроение, пассивность, сниженный аппетит и бессонница. В особо тяжелых случаях отмечаются галлюцинации.
Важно отметить, что депрессия и плохое настроение у людей с синдромом Дауна некоторыми учеными рассматриваются как состояния, предшествующие деменции. В частности, такие проявления поведения, как уход в себя и апатия, представляются ранними признаками деменции и обычно отмечаются близкими до появления измеримых когнитивных изменений. Пятилетние наблюдения за 55 взрослыми людьми показали, что в отличие от основной категории населения при синдроме Дауна на ранних, доклинических стадиях деменции наиболее ярко проявляют себя не столько нарушения памяти, сколько поведенческие и личностные изменения.
По сравнению с основной категорией населения и людьми с интеллектуальными нарушениями иного происхождения, люди с синдромом Дауна, страдающие деменцией, гораздо меньше склонны к агрессии; для них характерны нежелание сотрудничества, плохое настроение, плохой сон, повышенное беспокойство и слуховые галлюцинации. Возможно, пониженная агрессивность и склонность к депрессии, которые наблюдаются в более раннем возрасте, потом, в контексте прогрессирующего когнитивного спада, связанного с деменцией, проявляются ярче.
Биполярные аффективные расстройства и шизофрения отмечаются сравнительно редко.
Если коротко подытожить знания о психиатрических и поведенческих проблемах взрослых людей с синдромом Дауна, то можно сделать вывод, что более всего изучались депрессии и болезнь Альцгеймера. Но даже в этой области есть белые пятна. Непроясненными остаются также вопросы, касающиеся других типов психопатологии, включая обсессивно-компульсивные расстройства, обсессивную заторможенность и атипичные психозы.
Направления дальнейших исследований
На сегодняшний день большинство исследований в области психических и поведенческих расстройств у детей и взрослых с синдромом Дауна (за исключением работ, посвященных болезни Альцгеймера), дают лишь описание типов и симптомов таких расстройств, а также оценку частоты их появления. В результате ощущается явная нехватка ответов на некоторые важные вопросы.
- Что проиcходит с выявленными в детстве проблемами в последующие периоды жизни?
Мы довольно много знаем о психиатрических и поведенческих расстройствах в начале и конце жизненного пути, но мало представляем себе, что происходит между этими этапами. Поэтому есть острая необходимость в исследованиях, которые помогли бы связать эти отрезки пути и выявить, как трансформируются симптомы со временем, особенно в период от начала подросткового возраста до окончания периода юности и молодости. Мало известно также о процессах, происходящих до 40 лет – в период, предшествующий возрасту особо высокого риска.
- Каковы факторы риска и защиты?
Исследования, на которые ссылается автор, выявили для дальнейшего изучения 5 переменных, которые можно назвать факторами риска. Это возраст, пол, уровень серотонина (5-НТ), качество сна и стрессовые события. К факторам защиты авторы исследований отнесли особенности личности, в той или иной мере проявляющиеся у людей с синдромом Дауна: доброжелательность, общительность, обаяние, чувство юмора, незлопамятность. Эти качества могут смягчать проявления психопатологии. Еще одним важным фактором защиты может стать постоянная и структурированная стимуляция познавательной деятельности и социальных навыков.
- Какова эффективность вмешательства?
Среди существующих методов, которые, по мнению Э. Дайкенс, требуют оценки в плане применения при синдроме Дауна, названы и медикаментозные, и немедикаментозные. В частности, автор считает полезным изучение возможности применения успешных наработок в области ранней помощи детям с РАС, а также использование методов когнитивно-бихевиоральной терапии.
В заключение обзора автор напоминает, что история изучения синдрома Дауна насчитывает уже почти 150 лет. И все же в области психического здоровья остается немало проблем, на решение которых следует нацелить будущие исследования.
Обзор подготовила Н.С. Грозная
Источник
У меня Семён ещё маленький, будет только три годика, но я тоже замечаю, когда его кто нибуть каким нибуть образом обидел(толкнул, ущепнул или отобрал игрушку), он не здаёт здати, не проявляет агрессии, не отберает свои вещи, а просто начинае плакать и звать маму
Эвелина в том -то и дело, я бы не сказала, что мой Данька такая уж «тютя». Все, кто давно на форуме помнят, как я сама чуть не стала в роли матери мальчика-убийцы, Когда Даньке было лет эдак 7, он запустил в голову соседскому мальчику камнем, 6-7 см в диаметре. Чудом все обошлось. Да и дома Dаня у нас скорее тот, кто детей обижает( хотя теперь и редко), но дети не дают сдачи ему. Может быть у Даниеля и закрепился этот стереотип?
Причем он и Dаниель хорошо относятся к друг другу. И занимаются в школе вместе и играют, но потом у этого Рамона совершенно неожиданно появляются агрессивные выпады.
Есть агрессивность «особенных» людей. Вернее наверно сказать отсутствие выводов «причина-следствие», потому как после всех таких выпадов обидчик может спокойно подойти и обнять в порыве любви «жертву».
Теперь я понимаю, что говорил мне психиатр про переходный возраст. Того мальчка нужно сажать на таблеточки или выводить из школы.
Вспоминается случай, когда в Pоссии две 12- летние девочки (обычные) зверски убили взрослую женщину с Синдромом ребенок с синдромом дауна. Причем убивали очень долго… А ведь та тоже не сопротивлялась!
Tакой же случай был еще в прессе ( не помню даже, где?), когда подростки, самые обыкновенные, играли головой в футбол человека с УО ( не СД).
Мне хочется не абсолютного вакуума для Даниеля, а именно адекватности на опасность. Научить драться? А вдруг будет сам нападать? Показала Даниелю на куклах, как надо действовать ( одна с отверткой была), или убежать, или вытянуть руку и сказать: «Стоп!» ( так учат всех детей здесь) Даньке понравилось, стал кукол тыкать отверткой… Я подумала, что наверно не правильный урок все-таки.
Школы ребенку с СД светят в Германии ТОЛьКО «умственно отсталые»! Домашнего образования нет!
А потом, это же НАШ, дауненок! Тот самый добрый и солнечный! так значит в итоге правильно, что нас боятся родители здоровых детей?
Меня очень волнует это: мой ребенок не всегда учитывает последствия своих действий, и вполне способен запустить чем-нибудь тяжелым (хотя и сто раз объясняла!!!).
в прошлом месяце я спрашивала в ДСА как раз об агрессии детей с СД. Была ситуация, когда мальчик с СД, подросток, мог Наде голову оторвать ударом тяжёлого мяча, причём я этого не ожидала ну никак, т.е. и защитить-то бы не успела, закрыть от мяча. Мальчик именно целился ударить мячом. Слава Богу, обошлось, не попал. Мне сказали в ДСА об этой ситуации, что проблема не в СД, как таковом, во-первых. У парня, скорее всего, разрушение коры головного мозга из-за чего сопутствующего. Во-вторых, переходный период, а парень элементарно не умеет как-то трансформировать свои эмоции. Его родителям нужна консультация специалистов (а получают ли они её, я не знаю).
Нет, не думаю. Просто очередной миф в защиту Синдрома ребенок с синдромом дауна, как людей добрых, сердечных, ришельцев чуть ли с будущего…
Ничего и у нашего не повреждено, а камнем смог малчика грохнуть, так и у нашего обидчика. Такого, кстати продвинутого юношу с Сд давно не видела. Даже признаков на лице мало, мне учительницу пришлось переспросить, Синдром ли у него…
А вот переходный возраст, действительно влияет. Тестостерон играет, а выхода сексуальности нет..
Я за своего тоже голову не отдам на отсечение. Может вполне выкинуть что-нибудь эдакое, только с маленькими. Сейчас уже не найду мои посты 2008 года, когда у нас жила семья с маленьким дауненком, даня садировал его жутко. Нам пришлось детей никогда вместе не оставлять. Я точно знаю, что на громкий плач маленьких детей, Даниель становиться агресивен…
у мальчика СД. Причем даже я засомнивалась, когда первый раз увидела. Переспросила учительницу. Ну естественно и мама сегодня была. много о нем рассказывала. Мальчик развит не плохо, читает. Говорит хорошо, на мой взляд даже очень. Но вот, прибабахи таке случаются с ним. Они были у психолога, тот объясняет такую агрессию, по причине внутребннего челания всегда лидировать. Тот случай, я так думаю, когда УО ребенку позволили много, вследствии развитости ( он даже сам едет на электричке), а мальчик не может спрабвиться и расобраться со своими чувствами, эмоциями.
Как рассказывает мама, Рамон протягивал Даниелю ящик с инструментами, толи Даня не понял ( мальчик говорит на нам еще непонятном швейцарском диалекте), толи не захотел выполнить, Рамон не задумываясь вытащил стамеску из ящика и воткнул в живот Даниелю!
Машу ругать или наказывать — опасно, у нее тут же начинается истерика с аутоагрессией. Т.о., мне кажется, агрессия в ней закрепляется, а не искореняется. Так что я думаю, надо профилактикой заниматься. Иначе, вне зависимости от того, что я думаю и хочу, ребенка бы безусловно перевели на домашнее обучение. А моим мнением никто бы не интересовался. Заставить нашу школу что-либо делать в интересах ребенка — это я не знаю кем надо быть, но точно не мамой школьника с синдромом ребенок с синдромом дауна.
Хотя… Знаю случаи, когда школа ничего не могла сделать с детьми с ужасным поведением. В памяти есть даже примеры детей, у которых точно были диагнозы (напр., шизофрения), но о домашнем обучении речь не шла.
В прошлом году с Машей в группу (корр.центр) ходил мальчик, которого перевели из обычного сада за неадекватное поведение. Маша относилась к нему с опаской, не любила, близко к нему не подходила. Воспитатели говорили, что в группе он вел себя более-менее, его пасли постоянно. Так получалось, что мы с мамой этого мальчика забирали детей одновременно. При виде мамы мальчик преображался: орал на нее, лупил почем зря, капризничал. Мама: сюси-пуси, любимый-самый_лучший-ненаглядный. Она не замечала его поведения!
После утренника на НГ проходя мимо Маши, больно ударил ее ногой. Папа шел следом, это видел, но не отреагировал никак. Я решила, что для них это просто нормальное поведение.
Наверное, когда этот мальчик вырастет, он будет «социально опасен». Но это же не за 1-2 случая, тут есть система. Родители не работали и сейчас не работают над проблемой. Как бы в будущем ни пасли этого мальчика, где-то агрессия все равно вылезет.
Но я все-таки надеюсь, что Маша не будет агрессивна.
У нас Данька долго толкал младших. Порой от злости ( шум, беготня, смех, плач), порой действительно от избытка каких-то нам непонятных чувств. Может просто так изучает мир, по типу как у малышей есть период бросание предметов со стола: как летят? Незнаю, но сейчас Даниель не толкает детей, но пнуть может. Его в прошлом году пинком спихнул с качели аутист ( я в начале писала), с того дня даниель стал пинаться. Запрещаем, говорим, но как то в мозги там крепко этот пережитый шок осел- вот результат… теперь думаю, а не начнет ли даниель пробовать, как стамески на людей влияют???
Принятие всех инвалидов во всем мире идет не легко. Но в «заграничных» государствах есть большие льготы в подоходных налогах, поощерения, денежные доплаты, если предприниматель возъмет на работу инвалида. Есть закон по которому, если уж приняли инвалида на работу, то практически нельзя его уволить (у моего мужа сестра с тяжелой формой асмы, практически не ходит на работу- все на больничном, уже все здоровые вылетели бы, только не она).
Ну а для УО взрослых есть сеть закрытых мастерских, в которые они автоматически попадают после школы. тоже не надо устраивать. Я не в курсе как слабослыщащие устроены у нас, наверно не хуже…
Потому что, если ребёнок непредсказуем, и мама неуверена, что сможет контролировать его поведение в общественном месте, тогда просто не остаётся выхода, кроме хотя бы частичной изоляции (или медикаментов). Или маме айкидо изучать, сопровождающих нанимать и т.д. Лучший выход, безусловно, педагогическая коррекция, если возможно.
Если научить давать сдачу, а не будет ли пробовать сам нападать, почувствовав силу. А как выясняется, наши дети тоже умеют наслаждаться властью и подавлением под себя других. Как сказала психолог, проверив мальчика Рамона( СД): внутреннее лидерство любой ценой.
С одной стороны учеников в таких классах не более 5-6-9. В разных школах, в разных государствах на такое колличество учеников разное колличество учителей и помощников. Я встречала и на 8 учеников 3 учителя ( 2 учителя +помощник), на 6 учеников 1 учитель+1 солдат алтернативной службы итд
Сейчас у нас на 5 детей- 1 учитель и 1 помощник, который занимается только одним тяжелым ребенком. Иногда приходит монашка, ну не думаю, что в воспитательном плане она очень помогает…
КОгда произошел случай с даней на 1 учителя — мужчину было 2 ученика. О загруженности нет и речи! Значит не уследил, как говорят отвернулся.
О совместимости. Очевидно делают «-» на «+» Более подвижного с более медлительным, чтобы компенсировали друг друга… Кто знает?
По статистике 30% всех детей в таких школах- агресивны и непредсказуемы ( диагнозы- различны, и наш СД-в том числе! В классе будет всегда 1-2 школьника. Я не думаю, что кто-то из учителей захочет взять на себя целый класс агрессивных детей, поэтому разбавляют, Вот и получается, то что тихие будут страдать. Убирать у нас нельзя детей из школы, наказывать тоже….
Как я читала на такие выпады учителя не успевают отриагиривать, не обучены…
Источник