Агрессия у ребенка с синдромом дауна

Агрессия у ребенка с синдромом дауна thumbnail

Элизабет Дайкенс представляет обзор исследований, касающихся психиатрических и поведенческих расстройств у людей с синдромом Дауна. Автор сравнивает их с аналогичными расстройствами у людей с интеллектуальными нарушениями иного происхождения и в популяции, указывает на специфику такого рода проблем при синдроме Дауна и выявляет «белые пятна» в наших знаниях, определяя направления дальнейших исследований.

Эпидемиологические исследования, проводившиеся в США и других странах, показывают, что примерно у 40 % людей с интеллектуальными нарушениями отмечаются поведенческие или эмоциональные проблемы, по степени выраженности достигающие уровня психопатологических синдромов. Многие психиатры, однако, не признают одновременного наличия психиатрических проблем и интеллектуальных нарушений, считая, например, что такие симптомы, как сниженное настроение или раздражительность, связаны с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Кроме того, ученые, исследующие депрессию, тревожность или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обычно исключают из своей целевой группы людей со сниженным интеллектом. В итоге, несмотря на то, что вероятность подобных расстройств у этих людей выше, чем у остальных, мы знаем об их причинах и методах лечения гораздо меньше.

Что же известно в этой связи о людях с синдромом Дауна? 

Дети

Большинство детей с синдромом Дауна вполне адаптированы в своих семьях, учебных заведениях, местном сообществе, и у них не обнаруживается значительных психиатрических и поведенческих проблем. По сравнению с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения иного происхождения, вероятность психопатологии у них ниже. В частности, у этих детей существенно ниже показатели, которые, согласно стандартизированным тестам, свидетельствуют о наличии дезадаптивного поведения (психопатология отмечается у 18–23 % детей с синдромом Дауна и у 30–40 % детей с нарушениями другой этиологии).

И все же у детей с синдромом Дауна психиатрических и поведенческих расстройств больше, чем у их типично развивающихся сверстников. Ссылаясь на одно из недавних исследований, автор пишет, что по сравнению с «обычными» детьми у детей с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 18 лет чаще проявляются такие черты, как упрямство, оппозиционное поведение, невнимательность; им больше свойственны речевые проблемы, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, стремление получить внимание со стороны окружающих. Неудивительно, что в 6–8 % случаев детям с синдромом Дауна ставится диагноз СДВГ, а в 10–15 % случаев у детей и подростков диагностируются поведенческие расстройства, которые выражаются в непослушании, неуступчивости или агрессии.

Агрессия у ребенка с синдромом дауна

Проведенное Дайкенс и соавторами анкетирование родителей 211 детей и подростков с синдромом Дауна показало, что выраженная агрессия отмечается у них довольно редко (например, драчливость – всего у 6 % случаев); значительно чаще имеет место агрессивность низкого уровня и провокационное поведение (непослушание – в 73 %, конфликтное поведение – у 65 %, вызывающее поведение – у 50 % случаев).

Особую проблему представляют сопутствующие расстройства аутистического спектра (РАС). Еще недавно разброс данных, касающихся частоты появления РАС у детей с синдромом Дауна, составлял от 1 до 11 %. Такая большая разница во многом была связана с отсутствием согласованных диагностических критериев, а в более ранних работах с тем, что диагнозы РАС автоматически относили к психозам. В настоящее время проводится широкомасштабное эпидемиологическое исследование вероятности появления такого сочетанного дефекта с использованием надежных, с точки зрения ученых, диагностических критериев. Пока же многие специалисты сходятся на том, что эта вероятность может достигать 10 %.

Исследователи утверждают, что у детей с синдромом Дауна признаки, по которым ставится диагноз РАС, отмечаются гораздо позже, чем в обычных случаях (по разным сведениям в возрасте от 6 до 16 лет). Возможно, это объясняется тем, что аутистические тенденции нередко принимаются за определенные проявления синдрома Дауна, а также преобладанием в массовом сознании представлений о детях с синдромом Дауна как о доброжелательных, открытых к общению и обаятельных, что, в принципе, очень далеко от аутизма.

В исследовании сопутствующих синдрому Дауна нарушений, в котором участвовала самая крупная из известных на сегодня выборка детей, использовались две контрольные таблицы, позволившие отделить случаи сочетанного дефекта «синдром Дауна + РАС» от случаев с другими сочетаниями, а также от случаев отсутствия сопутствующего диагноза.

Выяснилось, что дети с синдромом Дауна и РАС демонстрировали более низкий IQ и более тяжелые проявления стереотипного поведения, повышенную тревожность и уход в себя. Некоторые ученые считают, что факторами риска РАС у детей с синдромом Дауна являются, в числе прочих, такие проблемы здоровья, как эпилептические припадки, ранний гипотиреоз, осложнения после кардиологических операций, а также низкий IQ и наличие близких родственников с РАС. 

Подростки

Проблемы подростков с синдромом Дауна до сих пор не выделены в особую категорию.

Тем не менее есть работы, в которых показано, что по сравнению с детьми 4–11 лет у подростков 16–19 лет обнаруживаются несколько иные особенности поведения, например существенно более низкие показатели по шкале «гиперактивность».

В этом возрастном диапазоне поведенческая картина изменяется: особенности, преобладающие у детей 4–13 лет (такие как стремление привлечь к себе внимание окружающих, трудности с концентрацией внимания), в 14–19 лет уступают место таким особенностям поведения, как уход в себя, скрытность; подростки начинают вести себя тише и чаще предпочитают быть в одиночестве.

Читайте также:  Скачать бесплатно сериал синдром дракона все серии

Однако Дайкенс полагает, что для определенных выводов необходимы лонгитюдные исследования, т. к., по ее мнению, нужно учитывать особенности восприятия родителями своих детей. Ссылаясь на исследования коллег, она пишет, что 15–20-летние молодые люди с синдромом Дауна воспринимаются своими родителями как менее забавные и компанейские, менее приветливые и теплые, не такие отзывчивые, как в детстве. Возможно, такие особенности вообще характерны для подростков, однако молодые люди с другими типами интеллектуальных нарушений не обнаруживают подобных изменений поведения. Для специалистов эти возрастные паттерны важны, так как они могут пролить свет на появление депрессий и иных проблем у взрослых людей с синдромом Дауна. 

Взрослые

Исследований, касающихся обсуждаемых проблем у взрослых людей с синдромом Дауна, гораздо больше. Довольно хорошо изучена и описана связь между болезнью Альцгеймера и изменениями, происходящими с человеком в зрелом возрасте. В частности, исследована и описана в литературе болезнь Альцгеймера у взрослых людей с синдромом Дауна. У большинства из них невропатологические признаки деменции обнаруживаются после 40 лет, а клинические симптомы – после 50 лет, что на 20–30 лет раньше, чем при болезни Альцгеймера у основной категории населения. При этом интеллектуальный спад имеет место примерно у 50 % людей с синдромом Дауна.

Помимо этого, как показывают данные наблюдений, взрослые с синдромом Дауна подвержены депрессиям, причем эти состояния наблюдаются чаще, чем у людей с интеллектуальными нарушениями другого происхождения (6,1–11,4 % против 1,1–1,7 %). К наиболее распространенным симптомам депрессии у людей с синдромом Дауна относятся уход в себя, мутизм, психомоторная заторможенность, плохое настроение, пассивность, сниженный аппетит и бессонница. В особо тяжелых случаях отмечаются галлюцинации.

Важно отметить, что депрессия и плохое настроение у людей с синдромом Дауна некоторыми учеными рассматриваются как состояния, предшествующие деменции. В частности, такие проявления поведения, как уход в себя и апатия, представляются ранними признаками деменции и обычно отмечаются близкими до появления измеримых когнитивных изменений. Пятилетние наблюдения за 55 взрослыми людьми показали, что в отличие от основной категории населения при синдроме Дауна на ранних, доклинических стадиях деменции наиболее ярко проявляют себя не столько нарушения памяти, сколько поведенческие и личностные изменения.

По сравнению с основной категорией населения и людьми с интеллектуальными нарушениями иного происхождения, люди с синдромом Дауна, страдающие деменцией, гораздо меньше склонны к агрессии; для них характерны нежелание сотрудничества, плохое настроение, плохой сон, повышенное беспокойство и слуховые галлюцинации. Возможно, пониженная агрессивность и склонность к депрессии, которые наблюдаются в более раннем возрасте, потом, в контексте прогрессирующего когнитивного спада, связанного с деменцией, проявляются ярче.

Биполярные аффективные расстройства и шизофрения отмечаются сравнительно редко.

Если коротко подытожить знания о психиатрических и поведенческих проблемах взрослых людей с синдромом Дауна, то можно сделать вывод, что более всего изучались депрессии и болезнь Альцгеймера. Но даже в этой области есть белые пятна. Непроясненными остаются также вопросы, касающиеся других типов психопатологии, включая обсессивно-компульсивные расстройства, обсессивную заторможенность и атипичные психозы. 

Направления дальнейших исследований

На сегодняшний день большинство исследований в области психических и поведенческих расстройств у детей и взрослых с синдромом Дауна (за исключением работ, посвященных болезни Альцгеймера), дают лишь описание типов и симптомов таких расстройств, а также оценку частоты их появления. В результате ощущается явная нехватка ответов на некоторые важные вопросы.

  • Что проиcходит с выявленными в детстве проблемами в последующие периоды жизни?

Мы довольно много знаем о психиатрических и поведенческих расстройствах в начале и конце жизненного пути, но мало представляем себе, что происходит между этими этапами. Поэтому есть острая необходимость в исследованиях, которые помогли бы связать эти отрезки пути и выявить, как трансформируются симптомы со временем, особенно в период от начала подросткового возраста до окончания периода юности и молодости. Мало известно также о процессах, происходящих до 40 лет – в период, предшествующий возрасту особо высокого риска.

  • Каковы факторы риска и защиты?

Исследования, на которые ссылается автор, выявили для дальнейшего изучения 5 переменных, которые можно назвать факторами риска. Это возраст, пол, уровень серотонина (5-НТ), качество сна и стрессовые события. К факторам защиты авторы исследований отнесли особенности личности, в той или иной мере проявляющиеся у людей с синдромом Дауна: доброжелательность, общительность, обаяние, чувство юмора, незлопамятность. Эти качества могут смягчать проявления психопатологии. Еще одним важным фактором защиты может стать постоянная и структурированная стимуляция познавательной деятельности и социальных навыков.

  • Какова эффективность вмешательства?

Среди существующих методов, которые, по мнению Э. Дайкенс, требуют оценки в плане применения при синдроме Дауна, названы и медикаментозные, и немедикаментозные. В частности, автор считает полезным изучение возможности применения успешных наработок в области ранней помощи детям с РАС, а также использование методов когнитивно-бихевиоральной терапии.

В заключение обзора автор напоминает, что история изучения синдрома Дауна насчитывает уже почти 150 лет. И все же в области психического здоровья остается немало проблем, на решение которых следует нацелить будущие исследования. 

Читайте также:  Алкогольно абстинентный синдром неотложная помощь алгоритм

Обзор подготовила Н.С. Грозная

Источник

У меня Семён ещё маленький, будет только три годика, но я тоже замечаю, когда его кто нибуть каким нибуть образом обидел(толкнул, ущепнул или отобрал игрушку), он не здаёт здати, не проявляет агрессии, не отберает свои вещи, а просто начинае плакать и звать маму

Эвелина в том -то и дело, я бы не сказала, что мой Данька такая уж «тютя». Все, кто давно на форуме помнят, как я сама чуть не стала в роли матери мальчика-убийцы, Когда Даньке было лет эдак 7, он запустил в голову соседскому мальчику камнем, 6-7 см в диаметре. Чудом все обошлось. Да и дома Dаня у нас скорее тот, кто детей обижает( хотя теперь и редко), но дети не дают сдачи ему. Может быть у Даниеля и закрепился этот стереотип?

Причем он и Dаниель хорошо относятся к друг другу. И занимаются в школе вместе и играют, но потом у этого Рамона совершенно неожиданно появляются агрессивные выпады.

Есть агрессивность «особенных» людей. Вернее наверно сказать отсутствие выводов «причина-следствие», потому как после всех таких выпадов обидчик может спокойно подойти и обнять в порыве любви «жертву».

Теперь я понимаю, что говорил мне психиатр про переходный возраст. Того мальчка нужно сажать на таблеточки или выводить из школы.

Вспоминается случай, когда в Pоссии две 12- летние девочки (обычные) зверски убили взрослую женщину с Синдромом ребенок с синдромом дауна. Причем убивали очень долго… А ведь та тоже не сопротивлялась! 
Tакой же случай был еще в прессе ( не помню даже, где?), когда подростки, самые обыкновенные, играли головой в футбол человека с УО ( не СД). 
Мне хочется не абсолютного вакуума для Даниеля, а именно адекватности на опасность. Научить драться? А вдруг будет сам нападать? Показала Даниелю на куклах, как надо действовать ( одна с отверткой была), или убежать, или вытянуть руку и сказать: «Стоп!» ( так учат всех детей здесь) Даньке понравилось, стал кукол тыкать отверткой… Я подумала, что наверно не правильный урок все-таки.

Школы ребенку с СД светят в Германии ТОЛьКО «умственно отсталые»! Домашнего образования нет! 
А потом, это же НАШ, дауненок! Тот самый добрый и солнечный! так значит в итоге правильно, что нас боятся родители здоровых детей?

Меня очень волнует это: мой ребенок не всегда учитывает последствия своих действий, и вполне способен запустить чем-нибудь тяжелым (хотя и сто раз объясняла!!!).

в прошлом месяце я спрашивала в ДСА как раз об агрессии детей с СД. Была ситуация, когда мальчик с СД, подросток, мог Наде голову оторвать ударом тяжёлого мяча, причём я этого не ожидала ну никак, т.е. и защитить-то бы не успела, закрыть от мяча. Мальчик именно целился ударить мячом. Слава Богу, обошлось, не попал. Мне сказали в ДСА об этой ситуации, что проблема не в СД, как таковом, во-первых. У парня, скорее всего, разрушение коры головного мозга из-за чего сопутствующего. Во-вторых, переходный период, а парень элементарно не умеет как-то трансформировать свои эмоции. Его родителям нужна консультация специалистов (а получают ли они её, я не знаю).

Нет, не думаю. Просто очередной миф в защиту Синдрома ребенок с синдромом дауна, как людей добрых, сердечных, ришельцев чуть ли с будущего… 
Ничего и у нашего не повреждено, а камнем смог малчика грохнуть, так и у нашего обидчика. Такого, кстати продвинутого юношу с Сд давно не видела. Даже признаков на лице мало, мне учительницу пришлось переспросить, Синдром ли у него… 
А вот переходный возраст, действительно влияет. Тестостерон играет, а выхода сексуальности нет..

Я за своего тоже голову не отдам на отсечение. Может вполне выкинуть что-нибудь эдакое, только с маленькими. Сейчас уже не найду мои посты 2008 года, когда у нас жила семья с маленьким дауненком, даня садировал его жутко. Нам пришлось детей никогда вместе не оставлять. Я точно знаю, что на громкий плач маленьких детей, Даниель становиться агресивен…

у мальчика СД. Причем даже я засомнивалась, когда первый раз увидела. Переспросила учительницу. Ну естественно и мама сегодня была. много о нем рассказывала. Мальчик развит не плохо, читает. Говорит хорошо, на мой взляд даже очень. Но вот, прибабахи таке случаются с ним. Они были у психолога, тот объясняет такую агрессию, по причине внутребннего челания всегда лидировать. Тот случай, я так думаю, когда УО ребенку позволили много, вследствии развитости ( он даже сам едет на электричке), а мальчик не может спрабвиться и расобраться со своими чувствами, эмоциями. 
Как рассказывает мама, Рамон протягивал Даниелю ящик с инструментами, толи Даня не понял ( мальчик говорит на нам еще непонятном швейцарском диалекте), толи не захотел выполнить, Рамон не задумываясь вытащил стамеску из ящика и воткнул в живот Даниелю!

Читайте также:  Ведущие и вторичные синдромы олигофрении

Машу ругать или наказывать — опасно, у нее тут же начинается истерика с аутоагрессией. Т.о., мне кажется, агрессия в ней закрепляется, а не искореняется. Так что я думаю, надо профилактикой заниматься. Иначе, вне зависимости от того, что я думаю и хочу, ребенка бы безусловно перевели на домашнее обучение. А моим мнением никто бы не интересовался. Заставить нашу школу что-либо делать в интересах ребенка — это я не знаю кем надо быть, но точно не мамой школьника с синдромом ребенок с синдромом дауна. 
Хотя… Знаю случаи, когда школа ничего не могла сделать с детьми с ужасным поведением. В памяти есть даже примеры детей, у которых точно были диагнозы (напр., шизофрения), но о домашнем обучении речь не шла.
В прошлом году с Машей в группу (корр.центр) ходил мальчик, которого перевели из обычного сада за неадекватное поведение. Маша относилась к нему с опаской, не любила, близко к нему не подходила. Воспитатели говорили, что в группе он вел себя более-менее, его пасли постоянно. Так получалось, что мы с мамой этого мальчика забирали детей одновременно. При виде мамы мальчик преображался: орал на нее, лупил почем зря, капризничал. Мама: сюси-пуси, любимый-самый_лучший-ненаглядный. Она не замечала его поведения! 
После утренника на НГ проходя мимо Маши, больно ударил ее ногой. Папа шел следом, это видел, но не отреагировал никак. Я решила, что для них это просто нормальное поведение. 
Наверное, когда этот мальчик вырастет, он будет «социально опасен». Но это же не за 1-2 случая, тут есть система. Родители не работали и сейчас не работают над проблемой. Как бы в будущем ни пасли этого мальчика, где-то агрессия все равно вылезет.

Но я все-таки надеюсь, что Маша не будет агрессивна.

У нас Данька долго толкал младших. Порой от злости ( шум, беготня, смех, плач), порой действительно от избытка каких-то нам непонятных чувств. Может просто так изучает мир, по типу как у малышей есть период бросание предметов со стола: как летят? Незнаю, но сейчас Даниель не толкает детей, но пнуть может. Его в прошлом году пинком спихнул с качели аутист ( я в начале писала), с того дня даниель стал пинаться. Запрещаем, говорим, но как то в мозги там крепко этот пережитый шок осел- вот результат… теперь думаю, а не начнет ли даниель пробовать, как стамески на людей влияют???

Принятие всех инвалидов во всем мире идет не легко. Но в «заграничных» государствах есть большие льготы в подоходных налогах, поощерения, денежные доплаты, если предприниматель возъмет на работу инвалида. Есть закон по которому, если уж приняли инвалида на работу, то практически нельзя его уволить (у моего мужа сестра с тяжелой формой асмы, практически не ходит на работу- все на больничном, уже все здоровые вылетели бы, только не она). 
Ну а для УО взрослых есть сеть закрытых мастерских, в которые они автоматически попадают после школы. тоже не надо устраивать. Я не в курсе как слабослыщащие устроены у нас, наверно не хуже…

Потому что, если ребёнок непредсказуем, и мама неуверена, что сможет контролировать его поведение в общественном месте, тогда просто не остаётся выхода, кроме хотя бы частичной изоляции (или медикаментов). Или маме айкидо изучать, сопровождающих нанимать и т.д. Лучший выход, безусловно, педагогическая коррекция, если возможно.

Если научить давать сдачу, а не будет ли пробовать сам нападать, почувствовав силу. А как выясняется, наши дети тоже умеют наслаждаться властью и подавлением под себя других. Как сказала психолог, проверив мальчика Рамона( СД): внутреннее лидерство любой ценой.

С одной стороны учеников в таких классах не более 5-6-9. В разных школах, в разных государствах на такое колличество учеников разное колличество учителей и помощников. Я встречала и на 8 учеников 3 учителя ( 2 учителя +помощник), на 6 учеников 1 учитель+1 солдат алтернативной службы итд 
Сейчас у нас на 5 детей- 1 учитель и 1 помощник, который занимается только одним тяжелым ребенком. Иногда приходит монашка, ну не думаю, что в воспитательном плане она очень помогает… 
КОгда произошел случай с даней на 1 учителя — мужчину было 2 ученика. О загруженности нет и речи! Значит не уследил, как говорят отвернулся. 
О совместимости. Очевидно делают «-» на «+» Более подвижного с более медлительным, чтобы компенсировали друг друга… Кто знает? 
По статистике 30% всех детей в таких школах- агресивны и непредсказуемы ( диагнозы- различны, и наш СД-в том числе! В классе будет всегда 1-2 школьника. Я не думаю, что кто-то из учителей захочет взять на себя целый класс агрессивных детей, поэтому разбавляют, Вот и получается, то что тихие будут страдать. Убирать у нас нельзя детей из школы, наказывать тоже…. 
Как я читала на такие выпады учителя не успевают отриагиривать, не обучены…

Источник