Агрессия у детей с синдромом аспергера
Приступы злости у детей с синдромом Аспергера
Переводчик: Вероника Новикова
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал:https://www.myaspergerschild.com/2009/11/aspergers-children-with-anger-problems.html
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: https://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
Многие мамы и папы детей с синдромом Аспергера (высокофункциональным аутизмом) обнаруживают, что их дети не могут совладать с чувством злости. Они понимают, что ребёнку нужно развить навыки управления гневом или же нужно найти какое-то руководство по данному вопросу, которое помогло бы им лучше справляться с особенностями его поведения — дома, в школе, на работе, с родителями, братьями, сёстрами и окружающими. В некоторых случаях профессионалы диагностируют у детей с синдромом Аспергера также расстройство поведения (Conduct Disorder) или оппозиционно-вызывающее расстройство (Oppositional Defiant Disorder (ODD)).
Разновидности гнева
Естественной реакцией на страх является борьба с его источником или попытка его избежать. Встречая что-то страшное и люди, и животные впадают в состояние «сражайся или спасайся», «затаись или дерись». Они либо вовлекаются в конфликт, либо уклоняются от него. Хотя многие родители могут считать, что управление гневом необходимо в случае неконтролируемой ярости («сражайся-дерись»), они также должны знать, что в режиме «спасайся-затаись» гнев может быть повёрнут внутрь, на себя, и зачастую это не менее, а то и более опасно, чем гнев выраженный.
В целом, гнев может быть выражен тремя основными способами: 1) сражайся, 2) беги, 3) притворись, что отступаешь, но ищи непрямые способы сопротивления. Большинство детей с синдромом Аспергера, не умеющих справляться со злостью, являют собой примеры крайне выраженных вариантов «сражайся» или «беги». Они склонны либо становиться агрессивными, грубыми и враждебными, либо замыкаются в себе, подолгу молчат, проявляют тихое упрямство и подавленность.
«Борцы»: гнев ребёнка обращается в агрессию
Распознать «борцов» очень просто. Они агрессивны. Характеристики детей с синдромом Аспергера, не владеющих навыками управления гневом, используются в профессиональной диагностике расстройства поведения (Conduct Disorder) и оппозиционного вызывающего расстройства (Oppositional Defiant Disorder). Некоторые тревожные знаки из нижеследующего списка взяты из числа диагностических критериев для медицинской диагностики. Другие являются часто встречающимися дополнительными признаками проблем с управлением гневом у детей-«борцов».
• ломает вещи;
• не принимает ответ «нет»;
• не следует правилам;
• часто гневно вокализирует;
• имеет вспыльчивый нрав;
• оставляет проломы в стенах и дверях во время вспышек гнева;
• провоцирует драки с другими детьми;
• громогласен и криклив;
• угрожает;
• часто сквернословит в адрес родителей или других авторитетных людей или унижает их;
• часто считает, что правила «тупые» или неприменимы;
• часто и открыто не подчиняется просьбам;
• физически жесток с животными;
• физически жесток к людям;
• у него будто «эмоциональная диарея», и он постоянно всё вываливает на окружающих;
• серьёзно нарушает правила (дома, в школе или в обществе);
• неконтролируемые приступы ярости (обычно ребёнок использует такие припадки как угрозу, чтобы добиться своего).
В этом списке представлены далеко не все тревожные признаки «борцов». Когда у детей — «борцов» возникают проблемы с управлением гневом, это может стать причиной возникновения ситуации, опасной для окружающих или для самого ребенка, а также вызвать разрушения окружающей обстановки. Когда в эпицентре приступа гнева и агрессии оказываются животные и/или люди, проблема становится критической и реагировать нужно немедленно. Подростки с синдромом Аспергера, которые в раннем возрасте были агрессивны по отношению к людям или животным, с большей вероятностью в будущем могут стать угрозой для общества, чем те, у кого не возникало подобного поведения. Там, где агрессия и вспышки гнева стали нормой жизни, настоятельно рекомендуется вмешаться в ситуацию. В качестве вмешательства можно получить консультацию по управлению гневом, общую программу по работе с отрицательными эмоциями или специальную программу по борьбе с гневом, предназначенную для детей с синдромом Аспергера.
«Беглецы»: гнев ребёнка обретает пассивные формы
«Беглецов» также довольно просто распознать. Они пассивны. Они не вовлекаются в конфронтацию. Многие их характеристики могут совпадать с диагностическими критериями депрессии. Некоторые тревожные знаки из нижеследующего списка используются профессионалами при диагностике депрессии, другие взяты из опыта, наблюдения и изучения:
• справляется со сложными эмоциями как бы «отрезая» их;
• малообщителен;
• чрезмерно пассивен, вплоть до того, что другие люди с ним совершенно не считаются;
• ему трудно выражать эмоции;
• сдерживает гнев, потом внезапно мощно «взрывается»;
• может безосновательно обвинять себя;
• может иметь мало друзей;
• может ломать двери и стены, когда чаша терпения переполняется;
• может считаться одиночкой;
• может плыть по течению, даже если это плохое решение;
• может иметь физические проблемы вроде расстройства желудка, болей в мышцах и спине, частых головных болей или других физиологических симптомов из-за того, что всё держит в себе;
• производит впечатление страдающего «эмоциональным запором»;
• кажется депрессивным;
• кажется безэмоциональным;
• производит впечатление человека, сдерживающего гнев;
• кажется замкнутым;
• много времени проводит один.
Опасность для «беглецов» в том, что они могут эмоционально разрушить себя изнутри. «Беглецы» подобны воздушному шару, который постоянно накачивают воздухом, и у которого нет стравливающего клапана. Когда они взрываются, их гнев силён и может привести к тому, что дети навредят себе, окружающим или предметам обстановки. Сдерживаемый гнев потенциально столь же разрушителен для ребёнка, как и открытая агрессия.
«Притворщики»: ребёнок скрывает гнев, планируя отомстить
«Притворщиков» труднее всего опознать: внешне они спокойны, но внутри яростны, коварны и планируют месть. Они пассивно-агрессивны. Эти дети не вступают в прямую конфронтацию, как это делают «борцы». Они будут пассивны, и может показаться, что они приняли к сведению то, что им было сказано, но затем они это проигнорируют и сделают всё так, как нужно им самим. Они коварны. Зачастую окружающие этого не замечают. Можно сказать, что, обнимая человека, они вонзают нож ему в спину. Им не хватает смелости действовать прямо, и они совершенствуют навыки обмана. Они знают, где расположен «чёрный ход», позволяющий отомстить, и часто используют его.
Они ведут себя подобно «беглецам». Список характеристик «беглецов» также применим и к «притворщикам». Дополнительные аспекты, позволяющие опознать «притворщика», приведены в следующем списке:
• нестыковки между словами и делами;
• может весьма убедительно обвинять других;
• может не признавать ошибки;
• часто бывает пойман на лжи;
• подлое поведение;
• склонен избегать прямого конфликта, но создаёт проблемы в других областях;
• склонен к саботажу.
Это некоторые тревожные знаки, позволяющие идентифицировать «притворщика». Дети с синдромом Аспергера, использующие этот способ справиться с гневом, потенциально опасны для себя и других в той же степени, что и дети-«борцы» и «беглецы». Мамам и папам не стоит недооценивать «притворщиков», хоть они и не кажутся столь же опасными, как агрессивные «борцы».
Как было показано выше, гнев принимает три основные формы — борьба, бегство и притворство, и каждая форма способна создать большие проблемы для детей с синдромом Аспергера, их семей и общества в целом. В этом посте были представлены основные тревожные признаки, позволяющие заподозрить, что у ребёнка с синдромом Аспергера более серьёзные проблемы с управлением гневом, чем этого обычно принято ожидать. Если это необходимо, обратитесь за профессиональной компетентной помощью.
Источник
Синдром Аспергера – это довольно неоднозначное расстройство, которое становится предметом множественных научных споров. Одни ученые рассматривают его как проявление аутизма и не считают правильным выделять как отдельное заболевание. Другие и вовсе не воспринимают его как патологию, а характеризуют нестандартным и отличительным поведением.
Знакомство с болезнью
Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.
Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.
Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.
Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.
В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.
В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».
Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.
Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.
Эволюция симптомов
Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.
Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.
Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.
Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.
Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:
- проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
- чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
- слишком капризны;
- привередливы в еде;
- отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.
Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми. Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других.
Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.
У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.
Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.
Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.
Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.
Школьный возраст
Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.
Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».
Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.
В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.
Типичные признаки
Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.
Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.
Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.
Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.
Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.
Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.
Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.
Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.
Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.
Когнитивные и двигательные особенности
Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.
Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.
То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.
Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.
Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.
Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.
Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.
В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.
Диагностика и лечение
Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.
Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:
- дефицит внимания;
- классический аутизм;
- шизотипическое расстройство личности;
- ОКР;
- последствия энцефалита.
Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.
Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.
Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.
Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.
В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.
Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.
Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.
Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.
Источник