Афферентная моторная афазия нейропсихологический синдром

Афферентная моторная афазия нейропсихологический синдром thumbnail

Афферентная (артикуляторная) моторная афазия

афферентная (артикуляторная) моторная афазия

При афферентной моторной афазии нарушения устной и письменной речи обусловлены кинестетической апраксией распадом артикуляторных кодов (укладов), которые приводят к системному дефекту на артикуляторном, лексическом и синтаксическом уровнях.

Можно выделить следующие компоненты артикуляторной апраксии:

1. Распад артикуляторного кода, т.е. специальной памяти, в которой хранятся ком плексы движений, необходимых для произнесения фонем. Такие нарушения характер ны для грубой степени выраженности афа зии, при которой отсутствуют все виды экспрессивной речи при относительно со хранном понимании обращенной речи и чте ния про себя.

2. Нарушение способности оценить, фо нологически квалифицировать произносимые звуки, причем в од них случаях сильнее страдает квалификация отдельных звуков, в других выделение этого звука из комплекса. Клинически это проявляется грубыми искажениями и деформацией артикулем, не стойкостью артикуляций во всех видах экспрессивной речи (ситуа тивной, диалогической, автоматизированной, отраженной, номи нативной).

Сохранность чтения вслух соответствует уровню сохранности устной речи. Чтение про себя может сохраниться лучше, тогда как письмо может оставаться грубо дефектным даже у больных, устная речь которых в значительной степени восстановилась.

3. Третьим компонентом артикуляторной апраксии является затруднение в оперировании уже восстановленными речевыми навыками и использовании их для коммуникации. Этот компонент проявляется различием выраженности нарушений намеренной и ненамеренной речи, зависимостью устной речи, чтения и письма от контекста, трудностью согласования речи и действий. Затруднения в произвольном использовании уже имеющегося двигательного стереотипа могут быть выражены неравномерно: в одних случаях произношение легко достигается при повторении, в других в диалоге, при назывании или при чтении вслух. Кинестетическая апрак-сия чаще сопровождается нарушением символического орального праксиса, чем простого орального дискоординацией несимволических движений губ и языка, выполняемых по словесному приказу или подражанию.

Одним из постоянно присутствующих симптомов в клинической картине афферентной моторной афазии является нарушение слу хоречевой памяти, не исчезающее в период восстановления речи. В основе этого нарушения также лежит кинестетическая апраксия, нарушение внутреннего проговаривания.

Распад письма в наибольшей степени зависит от фонологического анализа, возникновение которого тоже связано с трудностью оценки собственного произношения, поэтому проговаривание не облегчает письмо.

У большинства больных с афферентной моторной афазией выявляются отдельные феномены, относящиеся к теменному синдрому: нарушение праксиса позы идеаторная и идеомоторная апраксия, нарушение конструктивного праксиса, ориентировки в пространстве, ошибки в написании римских цифр.

Полный комплекс теменных симптомов встречается редко, Очаг поражения при афферентной афазии локализуется в левом полушарии (у праворуких) в нижних отделах заднецентральнои области двигательного анализатора с большим или меньшим вовлечением передних отделов теменной доли

Источник

Афазия заболевание органической природы при котором происходит поражение определённых зон коры больших полушарий. Одной из распространённых форм афазии является моторная афазия, при которой поражается зона Брока, находящаяся в задненижней части третьей лобной извилины. Чаще всего афферентная моторная афазия возникает в качестве осложнения острого нарушения мозгового кровообращения или при развитии черепно-мозговой травмы.

Особенности

Моторная афазия – повреждение головного мозга в зоне Брока, которая характеризуется необратимыми органическим изменением мозговой ткани с полной утратой в данной зоне её функциональной активности. Специалисты выделяют две основные клинически значимые формы моторной афазии: афферентная и эфферентная моторная афазия. При данном заболевании происходит нарушение синтетической деятельности головного мозга с выпадением речевой функции, совместно с её восприятием. При этом у больного отмечается отсутствие ситуативной речи, т.е. пациент не может поддержать диалог, так как попросту его не воспринимает. 

Афферентная моторная афазия

Афферентная или кинестетическая афазия проявляется затруднением воспроизведения речи преимущественно из-за проблем в артикуляционном аппарате. Таким образом пациенты с афферентной моторной афазией не могут не могут связать собственную речь в цельное структурированное предложение.

Больные зачастую пытаются заменить слова, которые не могут произнести синонимами, что приводит к значительному замедлению произносимой речи. Обращает на себя внимание и трудность в произнесении согласных звуков.

В большинстве случаев афферентная моторная афазия сочетается с аграфией – нарушением письменности. 

Эфферентная моторная афазия

Возникает в результате повреждения премоторных участков коры больших полушарий. Эфферентная моторная афазия проявляется буквально заклиниванием речи больного на конкретных звуках. Пациент не может изменить положение артикуляционного аппарата, что приводит к появлению больших временных пауз между произносимыми звуками. Речь становится телеграфной или штампованной. 

Стоит отметить, что практически в половине всех случаев выявленной моторной афазии у больных происходит сочетание и афферентной и эфферентной афазии. Смешанная афазия проявляется комплексным проявлением все вышеперечисленных проявлений, что называется термином – сенсомоторное нарушение речи. 

Причины афферентной моторной афазии

Причинами формирования моторной афферентной афазии является ряд заболеваний, приводящих к органическому поражению коры больших полушарий, в том числе и зоны Брока, а также премоторной коры. Чаще всего к афферентной афазии приводят заболевания с обширным поражением структур головного мозга, например:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Причём инсульт носит геморрагический характер, при котором происходит массивное кровоизлияние в структуры головного мозга. Пропитывание кровью и сдавление задних областей лобной зоны приводит к поражению центра Брока и развитию афферентной    моторной афазии;
  • Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего к ним относятся энцефалит или лейкоэнцефалит. Воспалительные заболевания приводят к размягчению тканей головного мозга и формированию полостей абсцессов;
  • Черепно-мозговые травмы, в особенности с выраженным ушибом головного мозга и субарахноидальным кровоизлиянием. Ушиб головного мозга и отёк приводят к сдавлению структур головного мозга, при этом может повредиться и центр Брока;
  • Развитие опухолевого процесса, локализованного в лобных или височных долях на стороне доминантного полушария;
  • Эпилепсия, при наличии эпилептогенного очага в непосредственной анатомической близости от речевого центра головного мозга;
  • Токсическое повреждение структур головного мозга, например, тяжёлыми металлами или другими ядами.
Читайте также:  Астеновегетативный синдром по мкб 10

Также способствующим к развитию афферентной моторной афазии можно отнести ряд хронических заболеваний:

  • Хроническая патология кровообращения, в следствие наличия аневризмы или атеросклеротических изменений в сосудистой стенке церебральных артерий.
  • Медленно прогрессирующие заболевания центральной нервной системы: рассеянный склероз или энцефаломиелит. Демиелинизация нервных волокон приводит к нарушению афферентных и эфферентных связей речевого центра с другими структурами головного мозга;
  • Формирование прионного белка. 

Симптомы

Афферентная афазия сопровождается возникновением ряда симптомов и синдромов, которые и формируют клиническую картину характерную для данной формы.  Синдром нарушения экспрессивной речи включает:

  • Нарушение пространственных движений, таких как мимика и жестикуляций, а также полное отсутствие ситуативного речевого процесса. При попытке повторов звуков пациент производит лишь изолированные движения губами и языком;
  • Речь становится излишне клишированной, присутствуют слоговые и звуковые выпадения.

Также пациент испытывает выраженные трудности в произношении сложных слогов, а именно: делят слова на части и пропускают наиболее сложные звуки. Происходит нарушение понимания чужой речи, однако, данный период длится недолго от суток до нескольких дней и возникает после перенесённого острого нарушения мозгового кровообращения.

Обращает на себя внимание и пространственная дезориентация пострадавшего, а также нарушение письменности и восприятия визуальной текстовой информации. При письме пациент смещает гласные, пропускает согласные и меняет порядок букв. 

Диагностика

Диагностический поиск направлен на выявление основного заболевания или причины, которая послужила толчком к развитию моторной афферентной афазии. Диагностический план включает стандартный комплекс исследований. Первым делом производят сбор анамнеза заболевания, после чего проводят топическую диагностику, для определения предполагаемого объёма повреждения тканей головного мозга, затем выставляется предварительный диагноз.

Для его уточнения проводится ряд инструментальных исследований, таких как:

  • Магнитно-резонансная томография головного мозга, также возможно применение контрастирования для улучшения характеристик визуализации головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет выявить онкологическое поражение, наличие и объём гематомы при черепно-мозговой травме;
  • Ангиография церебральных артерий на предмет наличия или отсутствия сосудистой патологии;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи;
  • Люмбальная пункция при наличии подозрений на энцефалит, менингит или лейкоэнцефалит;
  • Электроэнцефалография для исключения патологии эпилептиформного характера или онкологического поражения головного мозга.

Клинический Институт Мозга целенаправленно занимается изучением, диагностикой и лечением пациентов с неврологической симптоматикой, в том числе и больных с моторной афазией. На базе Клинического института Мозга работает мощное и современное диагностическое отделение, позволяющее с высокой долей вероятности ставить правильные диагнозы. 

Лечение

Основное лечение должно быть направлено на устранение основной причины, которая привела к формированию афферентной моторной афазии. В зависимости от основной патологии лечебная тактика будет иметь значительные отличия.

  • При наличии опухолевого процесса – оперативное вмешательство на головном мозге или курсовое применение лучевой и химиотерапии.
  • При наличии инфекционного очага или абсцесса – дренирование в комбинации с антибактериальной терапией и применением общих стабилизирующих препаратов.
  • При остром нарушении мозгового кровообращения – курсовое лечение препаратами с ноотропным действием, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте с выраженной компрессией головного мозга – оперативное лечение.
  • При эпилепсии основная терапия направлена на применение антиконвульсантов.
  • При демиелинизирующих и дегенеративных процессах в нервной ткани применяются глюкокортикостероиды.

Все вышеописанные схемы лечения будут эффективными в лечении афазии, так как обладают патогенетическим механизмом коррекции патологических проявлений заболевания. 

Реабилитация

Очень важно, чтобы лечение было комплексным и тесно связано с реабилитационно-восстановительными мероприятиями. Клинический Институт Мозга является одним из первых центров в стране в которых было начато комбинированное применение лечебных и реабилитационных мероприятий. Реабилитация заключается в:

  • Систематическом посещении логопеда, не реже трёх раз в неделю;
  • Работа в двойном режиме, т.е. и со специалистом, и самостоятельно.

Реабилитационные занятия направлены на восстановление членораздельной речи, для этого пациенты поют песни, читают стихи, так как при данных занятиях слова растягиваются на слога и тренируют артикуляционный аппарат больного. Отдельно стоит упомянуть и восстановлении письменности, для этого пациенты пишут письма под диктовку.

Для более эффективного и быстрого восстановления больного к лечению необходимо привлечь близки родственников и друзей. Нельзя допускать, чтобы пациент оставался и длительно находился в социальной изоляции.

На базе клинического Института Мозга работает специалист – афозиолог, который разрабатывает индивидуальные программы для каждого конкретного пациента для восстановления речевой и письменной функции при выраженных когнитивных расстройствах. 

Советы 

Афазия не является психическим заболеванием, даже если имеются выраженные нарушения речевой функции. Стоит относиться к больному с пониманием и терпением. Не стоит повышать голос на больного, так как это не улучшит понимание информации и смысл сказанного. С больным следует говорить, как можно более медленно, не используя сложных конструкций в предложениях. Следует также ограничить жестикуляцию. Используйте вопросы, на которые можно получить однозначный ответ да или нет.

Для улучшения восприятия информации больным постарайтесь исключить все посторонние шум. Старайтесь не ограничивать больного в общении и побольше задавайте ему вопросов. 

Осложнения 

Афферентная моторная афазия может иметь самые разные последствия и осложнения:

  • Утрата социальной адаптации, связанная с утратой профессии, бытовыми трудностями;
  • Инвалидизация;

Наиболее часто осложнения афферентной моторной афазии проявляются у детей. Это связано с особенностями функционирования их нервной и иммунной системы. 

Профилактика афферентной и эфферентной моторной афазии

Не существует специфической профилактики развития афазии. Все профилактические мероприятия в первую очередь направлены на устранение факторов риска, повышающих риск образования сосудистых заболеваний. Так как острое нарушение мозгового кровообращения является самой частой причиной развития афазии, то и профилактика инсульта оказывает косвенное влияние на развитие афазии.

Своевременное лечение артериальной гипертензии, коррекция липидного профиля крови, а также ежегодное прохождение профилактических осмотров помогут избежать обширных поражений головного мозга.

Как и при любом другом заболевании профилактика подразумевает под собой:

  • Ведение здорового образа жизни;
  • Правильное питание;
  • Нормализация режима труд-отдых;
  • Отказ от вредных привычек. 
Читайте также:  Краснодар центр для детей с синдромом дауна в

Прогноз

Несмотря на то, что при афазии нельзя добиться радикального лечения и полноценного восстановления функциональной активности повреждённой зоны, тем не менее правильное лечение и соблюдение рекомендаций и реабилитационных мероприятий приводят к значительному улучшению качества жизни больного. При проведении полноценного курса лечения и реабилитации больной может практически полностью быть адаптированным к общению с окружающими.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/a/afferentnaya-i-effertnaya-motornaya-afaziya.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Источник

В конце 19 века французский врач Поль Брока исследовал участок коры головного мозга. Он располагается в лобной коре, в нижней ее извилине в задней части. Исследователь выявил, что этот участок обеспечивает двигательную организацию речи. Задненижнюю лобную извилину назвали в честь ученого – зона, или центр Брока.

Из-за поражения моторного речевого центра возникает нейропсихологический синдром двигательной дисфазии – патология, при которой нарушается воспроизведение фраз.

Что это такое

Афазия Брока – неврологический синдром, характеризующийся комплексным нарушением сформированной речи. Чаще всего сопровождается тремя патологиями: аграмматизмом, аномией и дезартикуляцией. Однако в синдром могут входить и другие расстройства, например, моторная диспросодия или нарушение чтение и письма. Афферентная моторная афазия входит в синдром поражения лобных участков коры головного мозга.

Все эти расстройства имеют один корень – патология образования собственной речи, при сохранении сенсорного компонента, то есть больной понимает слова и их смысл, но не может сказать что-то свое. Хотя есть смешанные расстройства, объединяющие нарушение понимания и формирования речи.

Патология речи считается не только неврологическим, но психическим и социальным нарушением. При дисфазии сохраняется критическое отношение к своему заболеванию, в отличие от сенсорной афазии. Больной с моторной афазией осознает свой недостаток.

Психастенические особи или с люди с депрессивной акцентуацией могут закрываться от общества и тяжело переживать расстройство. Снижается социальная адаптация и интеллектуальный потенциал. Такие люди не желают вступать в контакт с окружающими, не выходят из дому. Легкая изоляция может достигать крайнего затворничества.

Моторная дисфазия ограничивает жизнеспособность. Степень нарушения функций человека определяется клинической и функциональной тяжестью.

1 степень – легкая двигательная дисфазия. Нарушается устный разговор, уменьшается словарный запас. Группа инвалидности не выдается.

2 степень – средняя дисфазия. Ограничивается устная речь, уменьшается словарный запас, разговор состоит из простых шаблонных фраз. Оформляется 3 группа инвалидности.

3 степень – выраженные речевые патологии. Резко ограничено взаимодействие с окружающими. Для понятной коммуникации используется мимика и жестикуляция. Выдается 2 группа инвалидности.

4 степень – тотальная дисфазия. Выдается 1 группа инвалидности, так как больной не может взаимодействовать с социумом из-за непонимания устной речи и невозможности сформулировать предложение или хоть как-то передать информацию.

Характеристика эфферентной

Причины

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижней лобной извилины сзади или центра Брока. Патология имеет центральный механизм нарушения. Это значит, что болезнь появляется после нарушения высших корковых функций.

Причины:

  • Геморрагический или ишемический инсульт. Это наиболее частые причины повреждения мозгового участка. Вследствие острого нарушения кровообращения нейроны нижней лобной извилины погибают и замещаются нейроглией – почти нефункциональной тканью.
  • Опухоль или метастазы. Объемный процесс или новообразование механически сдавливает лобный участок.
  • Травматическое поражения головного мозга.
  • Острые нейроинфекции: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, церебральный абсцесс. Их осложнения: отек головного мозга, некроз мозговой ткани.
  • Хирургические операции на головном мозгу, в ходе которых врач повредил нижнюю лобную извилину.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, лобная деменция, рассеянный склероз.

Также моторная афазия развивается при поражении центра Брока внутримозговой гематомой.

Виды моторной афазии

Афферентная и эфферентная афазия – разные понятия, несмотря на их схожесть в названии. Сравнительная характеристика афферентной и эфферентной моторной афазии:

  1. Эфферентная – поражаются премоторные области коры мозга. Афферентные – поражается артикуляционная зона, располагающаяся в постцентральной извилине.
  2. Афферентная встречается преимущественно у пожилых, эфферентная – юных, молодых и зрелых людей.
  3. Афферентное расстройство касается моторной составляющей фраз, преимущественно нарушается артикуляция. Эфферентное нарушение сопровождается замедлением перехода между одной единицы речи к другой.

Афферентная моторная дисфазия бывает двух вариантов:

  • Первый вариант. Отличительной чертой является нарушение систем, обеспечивающих артикуляцию. Грубая моторная афазия сопровождается нарушением целесообразности двигательных речевых актов.
  • Второй вариант. Эта моторная афазия характеризуется сохранностью шаблонных простых фраз, но нарушением спонтанных речевых актов. Типовая локализация при поражении – теменная кора левого полушария.

Динамическая эфферентная афазия классифицируется по тяжести патологии:

  1. Легкая степень. В целом речь сохранена, но она изобилует речевыми шаблонами. Слова выговариваются медленно и по слогам. В диалоге легкая степень проявляется речевыми стереотипами. Больной не может полностью и до конца изложить мысль.
  2. Средняя тяжесть. Речевой статус: присутствуют речевые шаблоны, структура спонтанных фраз грамматически нарушена, характерен телеграфный стиль. Несмотря на лаконичность, информация вполне отражает суть ситуации. Например, «Врач. Пришел вчера. Слушал, сердце. Пролежал в больнице. 3 дня. Выписался. Вечер, дома». В диалоге присутствуют эхолалии – спонтанное и непроизвольное повторение слов собеседника.
  3. Тяжелая степень. Характеристика: в повествовании присутствуют только стереотипные фразы по типу телеграфа. Больной пытается сформулировать предложение, но быстро и непроизвольно возвращается к шаблонным словам.
Читайте также:  Как распознать у плода синдром дауна

Существует комбинация – сенсомоторная афазия. Это сочетание моторного нарушения речи и ее восприятия. Возникает в результате инсульта в бассейне левой мозговой артерии. Часто сопровождается параличом и парезом одной стороны тела, реже – с односторонней патологией зрения.

Виды моторной

Симптомы

Клиническая картина афферентной афазии. В основе – неспособность самостоятельного воспроизведения отдельных звуков. Когда больной пробует это сделать, у невольного возникают хаотические двигательные акты языка и губ.

Наблюдается нарушение воспроизведения закрытых слогов. Так, вместо слова «телефон» произносится «телефоны», вместо «браслет» – «браслета». Нередко отдельные фонемы подменяются, например, вместо «чашка» больной говорит «кашка».

Сразу же после инсульта в клинической картине афферентной дисфазии нарушается понимание слуховой речи. Такое состояние длится не более нескольких дней и полностью проходит. Признаки также выявляются в снижении географической ориентации и нарушении конструктивно-пространственном восприятии.

Афферентная афазия сопровождается нарушением навыков письма и чтения. Их тяжесть зависит от тяжести расстройства речи. В письме это проявляется непроизвольным пропуском гласных букв. Навыки письма реабилитируется по мере восстановления речи.

Осложнения афферентной дисфазии часто выражаются депрессивными реакциями как осознание немощного состояния. Кроме того, патология речи – это поражение двигательной коры, следовательно, снижается двигательная активность больного. В результате снижаются функции самообслуживания. Это усиливает психологический дефект. Если не оказать психологическую помощь, возникает риск развития клинической депрессии.

Ведущий дефект при эфферентной моторной афазии – нарушение переключения между отдельными единицами языка, которые дополняются другими симптомами. Клиническая картина эфферентной афазии включает следующие элементы моторной афазии:

  • Нарушение экспрессии повествования. Выявляется в сложности подбора слова и снижением количества речи. Больным трудно подбирать синонимы и определять правильную последовательность слов.
  • Вербальная и литеральная парафазия. Проявляется нарушением образования правильной последовательности слов и звуков. Характерны типовые замены единиц речи. Например, в слове буква «б» заменяется «п», «з» заменяется «с». Иногда звуки не произносятся вовсе, например, вместо слова «книга» больной говорит «нига».
  • Телеграфный стиль. Характеризуется короткими предложениями, состоящими из нескольких существительных и одного глагола. При этом упускаются служебные структуры речи: артикли, вспомогательные слова, союзы.
  • Патология артикуляции. Возникает в особо тяжелых случаях. Характеризуется практически полным отсутствием речи, при котором возникают трудности в произношении даже шаблонных которых фраз и слов.
  • Двигательная диспросодия. Характеризуется нарушением ритмики и мелодии предложения. Между словами возникают длительные паузы, сам разговор выглядит напряженным и медленным. В рассказе больной может остановиться на середине слова. Нарушается интонация, в таком случае иногда не ясно, больной задал вопрос или произнес утверждение.

Динамическая моторная афазия также сопровождается нарушением письма. Больному трудно дается написание предложений. В слове заменяются буквы, сами слова стоят в неправильной последовательности. При моторном варианте восприятие слуховой и письменной речи обычно сохранено.

Обычно афферентная дисфазия Брока сопровождается неврологическими нарушениями. Наблюдается односторонний паралич или парез, одностороннее нарушение зрения.

Осложнения – депрессивная реакция на собственный речевой недостаток, снижение социальной адаптации из-за нарушения коммуникации, снижение двигательной активности.

Диагностика

В диагностике учавствует команда специалистов и берутся результаты инструментальных методов исследования.

Инструментальное и общеклинические обследования:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Они выдают трехмерное послойное изображение головного мозга, на котором можно рассмотреть очаги нарушения кровообращения в лобной области коры, либо другую причину расстройства – опухоль, черепно-мозговую травму, внутримозговую гематому.
  • Анализ спинномозговой жидкости. По ее составу и изменениям можно судить о наличии воспалительных реакций в центральной нервной системе и выявить природу воспаления – туберкулезный менингит или клещевой энцефалит.
  • Церебральная гемодинамика. По успешности кровообращения можно судить о нарушении гемодинамики в той или иной области.

Консультация у специалистов:

  1. Логопед. Он диагностирует произносительную сторону нарушения речевых функций. Обычно также обнаруживается дислексия и дисграфия.
  2. Невролог. Он диагностирует неврологическую сторону речевой дисфункции. В ходе обследования также выявляются нарушения чувствительности по гемитипу и односторонние парезы или параличи.
  3. Психиатр. Инсульт артерий в области лобной коры мог вовлечь и соседние участки коры, ответственные за контроль за своим поведением, эмоциональное расторможение и интеллект.
  4. Медицинский психолог. Он диагностирует психологические нарушения, например, тревогу насчет своего состояния, депрессивную реакцию на речевой недостаток или острую реакцию на стресс после перенесения инсульта или черепно-мозговой травмы.

Методы коррекции

Восстановление речи проводится такими методами лечения:

  • Этиотропная терапия. Направленна на устранения причины болезни. Например, при инсульте первоочередное – восстановление кровотока и жизнеспособности мозговой ткани, при опухоли – удаление новообразования.
  • Медикаментозная терапия. Проводится коррекция мозговой деятельности путем стабилизации обмена веществ. Применяются нейропротекторы и нейрометаболические препараты.
  • Психологическая поддержка у людей с острым переживанием перенесенной травмы.

После стабилизации больного выполняется логопедическая работа с моторной афазией. Методы восстановления включают артикуляционную и мимическую гимнастику. Упражнения включают произношение фраз, изучение стихов. Также выполняется работа, направленная на правильное движение языка, губ и щек.

Сроки излечения зависят от причины и ее масштабности. В среднем улучшение речи наступает через 6 месяцев после начала занятий. Более или менее речь стабилизируется ко второму году лечения. Важно знать, что чем раньше начнется реабилитация (а ее лучше начинать к концу 3-й недели после инсульта), тем выше успех восстановления речевых функций.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник