Адаптивная физическая культура при синдроме дауна

Адаптивная физическая культура при синдроме дауна thumbnail

Ольга Силаева
Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. о. Шуя

Силаева Ольга Александровна

Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Дети с болезнью Дауна низкого роста, у них нарушена осанка, голова и туловище при ходьбе наклоняются вперед. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.

Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Следует подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты.

У детей с синдромом Даунанарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).

Работа по физическому воспитанию строится таким образом,чтобы решались следующие задачи:

— оптимизация двигательной активности;

— формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;

— закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;

— формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему физкультурных занятий;

На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.

Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба — естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.

С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания.Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы положенные на пол:

— кубики

— скакалки

— ленты

— гимнастические палки,

Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!

На занятиях используем следующие виды ходьбы:

• самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;

• ходьба за взрослым, за другим ребенком;

• ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем — левая;

• ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);

•ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент — ходьба, как только замолчал — остановка);

• ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д. ;

Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.

«Ножки и дорожки»

Большие ноги шли по дороге

(при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,

А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).

«Зашагали ножки»

Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша,приговаривая:

Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!

В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Слайд 9.Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать, маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).

В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.

Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия. Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки. Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно», «слабо», «громко», «тихо».

«Перекрестные движения с предметом»

Оборудование: колокольчики.

Читайте также:  Поттер 2 синдром у плода

Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.

Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.

Затем усложняли задачу,чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.

Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать.Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.

«Весёлая ленточка»

Оборудование: барабан, лента.

Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину.Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом — на носочках.

«Канатоходец»

Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на канате, который лежит на полу. Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.

«Лёгкие и тяжёлые руки»

И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.

«Мяч вокруг себя»

Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.

Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади — из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.

В заключении хотелось бы сказать, что первое время удавалось проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Но мы занимались регулярно, а новые игры вводили постепенно, понемногу. Старались заметить, сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Спустя некоторое время мы заметили, что у ребенка появилась потребность в движении и желание участвовать в подвижных играх. Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.

Источник

Статья

Двигательная активность детей с синдромом Дауна

Дом ребенка №5 САО

Воспитатель Арифулина Е.В.

   Работа о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать свои действия.

    Двигательное развитие – это совокупность движений крупных мышц, позволяющих человеку удерживать вертикальную позу и перемещаться в пространстве. От уровня развития крупной моторики зависит возможность ребенка осваивать окружающее пространство. Развитие крупной моторики у младенца – это освоение способности передвигаться с использованием крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). Основные «вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать, ходить, что позволяет ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир.

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна

Основные навыки

Возраст детей с синдромом Дауна (месяц)

Возраст обычных детей (месяц)

Передвигается

8

5

Сидит самостоятельно

10

7

Ползает

12

8

Передвигается на четвереньках

15

10

Стоит

20

11

Ходит

24

13

  Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычного ребенка, однако время появления навыков более позднее, а в возрастной диапазон появления навыков гораздо шире.

Физические особенности детей с синдромом Дауна, замедляющие моторные развитие.

Медицинские факторы

— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности активно участвовать в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.

— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве.

— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.

Физические и нейрофизиологические факторы

— структурно мозговые нарушения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений

— нарушение синаптических связей, что ведет к снижению темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций

— гипотония – это сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела

— чрезмерная эластичность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.

— ослабленное чувство равновесия

— особенности пропорций тела.

   У детей с синдромом Дауна руки и ноги короче по сравнению с туловищем, чем у обычных детей, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками (карабкаться по ступенькам, перешагивать через препятствия).

Читайте также:  Периферический кохлеовестибулярный синдром лечение отзывы

Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна.

Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Наша задача – обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания.

Разнообразные положения.

    Очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Лежа на животе тренируют мускулатуру спины и шеи, лежа на спине – упражняют брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками – мышцы рук и ног. Сидение тренирует чувство равновесия.

Переходные положения тела.

Переходные позиции позволяют ребенку менять положения тела и, тем самым, увеличивают его самостоятельность. Ребенку с синдромом Дауна труднее освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела и ребенку приходится прилагать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, принять новую равновесную позу.

Моторное планирование.

Это – способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им поначалу нужно просто запоминать последовательность действий.

Содействие двигательному развитию.

Для эффективного содействия двигательному развитию необходимо следующее:

Терпение – вот, что труднее всего!

Помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и  не научится управлять своим телом и не станет сильнее.

Анализация.

Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание не несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соединить их вместе.

Похвала.

Не жалейте похвал. Хвалите малыша не только за результат, но и за старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередную задачу.

Физическая помощь.

Необходимая физическая помощь взрослого заключается в том, чтобы побудить ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание и предоставить ему информацию как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша.

Демонстрация и подражание.

Для детей с синдромом Дауна указанный метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.

Многократное повторение.

Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Проявите изобретательность и придумайте, как обновить старые задания и сделать их интересными, как их встроить в разные бытовые и игровые ситуации.

«Озвучивание».

Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко.

Список используемой литературы

1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю, Физическое развитие, «Игры и занятия с детьми раннего возраста».  — М.: «Мозаика-Синтез», 2007.

2. Жилнова П.Л. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». —  М.: 2002.

3. Маленькие ступени. Навыки общей моторики. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: 2001.

Источник

1

Подготовительная часть

1.И.п. – стоя на четвереньках

1- поднимаем копчик и голову одновременно прогибая спину

2- выгибаем спину вверх

2.И.п.-сед на полу ,ноги согнуты в коленном суставе

1- подтягиваем пятки к ягодицам

2-и.п.

3.И.п.-тоже,руки позади бедер опираются на ладони

1- Медленно начинаете переставлять ладони назад

2-и.п.

4.И.п.- лежа на спине руки вдоль тела

1- левую ногу подводим к груди

2-и.п

3-тожк правой

4-и.п.

5.И,п.-сед на полу , одна нога вытянута вперёд и лежит на полу. Вторая нога согнута и перекинут через первую

1-выполняем поворот в сторону противоположную стопе, перекинутой ноги

6.И,п.- сед на полу колени согнуты и разведены в сторону

1- Нажимайте на ноги локтями, пытаясь опустить колени ещё ниже.

7.И,п.- лежа на спине ,руки вдоль тела

1-ноги на ширину плечь ,руки в стороны

2-и.п.

-10мин

-5раз.

-5раз.

-6раз.

-5раз.

-3мин.

-3мин.

-3раз.

-Выполняем упражнения на разгрузку позвоночника, медленно без резких движений, в активно пассивной форме, все упражнения нужно выполнять в медленном темпе

— Упражнение выполняем медленно (1делаем вдох,2 выдох) кисти строго под плечами, а ноги должны расположиться так, чтобы образовалось 2 прямых угла: 1 –  между телом и бедрами, и второй –  между бедрами и голенями. Не выворачивайте стопы –  пятки смотрят вверх

— Колено сгибаем до живота

-Упр.вып.медленно, пока не почувствуете напряжение в мышцах рук и грудной клетке

— Выполняем медленно ,упр. расслабит мышцы спины

-Упр.вып.мед. упражнение великолепно растягивает спину, бёдра и мышцы грудной клетки.

-Упр.выполняем медленно строго под присмотром инструктора

-Упр. вып. мед. (1делаем вдох,2-выдох).

2

Основная часть

1.И.п.- сед на полу, ноги разведены в стороны

1-наклон туловища влево

2-тоже вправо

2.Ип.-сед на полу ноги вместе, опора рук сзади

«Ножницы»

3.И,п.-тоже

1-ноги согнуть в коленном суставе

2-подтяните к груди

3-выпремите

4-и.п.

4.и.п. — тоже подтягиваем пятки  к ягодицам

1-выпремляем левую ногу

2-и.п.

3.-тоже правой

4-и.п

5.и.п- лежа на правом боку, правая рука под головой левая опора

1-поднимаем левую ногу

2-и.п.

Читайте также:  Синдром арнольда киари 2 фото

6.И,п.-лежа на левом боку ,левая рука под головой правая опара

1-поднимаем правую ногу

2-и.п

7.И,п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела

1-руки поднимаем вверх ладошками внутрь

2-и.п

8.и.п.-тоже

1-поднимаем левую ногу вверх

2-ип.

3-тоже правую

4-и.п

9.и.п- сед на полу ,колени согнуты ,пятки прижаты к ягодицам

1- Большими и указательными пальцами рук берем себя за большие пальцы ног поднимаем ноги вверх

2-и.п

-15мин.

-10раз.

-7,9раз

-5,6раз.

-15раз

-15раз.

-15раз.

— 3раз

— 10раз

-3раз

-Упражнение для растягивания паха и бёдер выполняем медленно

-Упр.вып.интесивно

-Упр.вып.интесивно

-Упр.вып.медленно

-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота

-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота

-Упр.вып.медленно (1делаем вдох,2-выдох).

-Каждую ногу поднимаем максимально ,задерживая ее на 5сек

— Чтобы легче удержать равновесие, направляйте низ позвоночника к полу, прижимайте седалищные кости плотнее к полу. Следите за прямой спиной, старайтесь удлинить позвоночник от копчика до макушки. Ноги держите прямо. Взгляд направлен  на пальцы ног.

3

Заключительная часть

1.Ходьба на месте

-Руки подняты вверх

2.И.п. стоя у гимнастической стены

1-руки поднимаем вверх тянемся

2-и.п

2.И.п. – стоя у гимнастической стены

-руки поднимаем вверх вдох

-отпускаем вниз выдох

-5мин.

-3мин

-1мин.

-3раз.

-Выполняем медленно, восстанавливаем  организм после нагрузок

-спина прямая

-Спина прямая, растягиваем мышцы спины и брюшного пресса

-Ноги прямые спина прямая

Источник

Благотворительный фонд поддержки людей с синдромом Дауна «Синдром любви» провел социологическое исследование на тему адаптивного спорта для людей с синдромом Дауна благодаря гранту от Фонда Президентских Грантов на развитие гражданского общества

Изменить размер текста:

Опрос проведен с целью выявления знания в обществе о наличии инфраструктуры для занятий адаптивной физкультурой людей с ментальными особенностями и доступности этих занятий для людей с синдромом Дауна. Также целью исследования стало определить общий уровень востребованности спортивных занятий для детей с синдромом Дауна.

В опросе, проведенном Благотворительным фондом «Синдром любви» в феврале-апреле 2020 года, приняли участие более 700 респондентов со всей России. В целевую группу опроса входили семьи с детьми с синдромом Дауна от 0 до 18 лет, а также эксперты в области спорта, образования, здравоохранения, социальных услуг, НКО. Места проживания целевой группы были выбраны самые разнообразные – от сел и городов с численностью населения до 100 000 тыс. чел. до городов-миллионников.

Результаты исследования показали, что двое из трех детей с синдромом Дауна имеют низкий уровень физической активности – у них нет никаких дополнительных физических нагрузок, кроме естественных.

64% детей с синдромом Дауна не посещают спортивные секции: 39% ввиду их отсутствия поблизости от места проживания, 24% в виду незнания о них. Значительное число опрошенных (17%) не водят ребенка на спорт, т.к. ребенок еще маленький. При этом из 36% детей, посещающих спортивные секции, большинство ходит в бассейн (65%), на гимнастику (10%), на футбол (8%), различные виды лечебной физкультуры посещает 9% опрошенных.

В итогах исследования значится, что чем крупнее город, тем больше возможностей для посещения спортивных секций существует у ребенка. Однако родители недостаточно информированы о них (57%), не имеют возможности возить детей (43%) или воспринимают как недоступные из-за высокой стоимости (43%). Также в таких городах родители часто не интересуются поиском информации о специализированных секциях (31%).

В городах с населением менее 100 тыс. и селах информированность об услугах выше, чем в более крупных населенных пунктах, стоимость услуг более доступная.

Тема спорта является крайне актуальной для участников исследования. Помимо вышеназванной ситуации с отсутствием/нехваткой спортивных секций по адаптивно-физической культуре, респонденты так же упомянули в качестве тем с высокой/ средней актуальностью:Отсутствие/ нехватку спортивных секций и тренеров, способных заниматься с детьми с синдромом Дауна;Нежелание спортивных тренеров повышать квалификацию, обучаться для работы с детьми с синдромом Дауна;Ущемление прав детей с синдромом Дауна в контексте пользования спортивными объектами (залы, секции, бассейны и т.д.).

Что касается второй целевой группы опроса – экспертов в области спорта, образования, здравоохранения, социальных услуг, представителей НКО – группа выразила уверенность в том, что дети с синдромом Дауна могут заниматься спортом и даже выступать на соревнованиях (97%).

Эксперты оценивают потребность в секциях по адаптивно-физической культуре в своем городе как высокую (63%). По их оценкам, потребность в специализированных секциях удовлетворена в среднем на 30%.

Результаты исследования говорят о том, что СМИ и НКО полезно вести просветительскую работу среди родителей о преимуществах физических нагрузок для детей с синдромом Дауна, а также предоставлять родителям контакты экспертов и секций, оказывающих такие услуги.

Видится крайне важной деятельность, разъясняющая с какого возраста возможны занятия спортом, подготовка специалистов по адаптивно-физической культуре, которые могли бы выезжать на дом к семьям, вести запись обучающих видеороликов и подготовку методических материалов для родителей и экспертов.

Благотворительный фонд «Синдром любви» продолжит вести работу, нацеленную на то, чтобы люди с синдромом Дауна имели возможность вести активный образ жизни и имели доступ к спортивным занятиям.

Источник