Адаптированная образовательная программа для детей с синдромом дауна
ПРИНЯТО: на заседании ПМПк протокол № от год | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБ ДОУ «Детский сад № 000» ___________ Приказ № от |
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ЗПМРР, синдромом Дауна.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «»
(Ф.И.)
Срок реализации – 2017/2018 учебный год
СОГЛАСОВАНО:
Родитель:
______________/ « » год
Разработана:
Воспитатель__________
Инструктор по физической культуре: . _________
Музыкальный руководитель______
Учитель-логопед: ____________
Содержание
I.Целевой раздел | ||
1. 1. Пояснительная записка | ||
1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ | ||
1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы | ||
1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы | ||
1.2. Планируемые результаты освоения Программы | ||
II.Содержательный раздел | ||
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент) | ||
2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент) | ||
2.2.1. Программа логопедической работы | ||
2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога | ||
2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы | ||
2.4. Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребёнка с ОВЗ | ||
2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент) | ||
2.6. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ | ||
2.7. Формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) | ||
III.Организационный раздел | ||
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка | ||
3.2. Описание кадровых условий реализации Программы | ||
3.3. Расписание занятий, примерный режим дня | ||
3.5. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия | ||
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ЗПМРР, синдромом Дауна.
Александр посещает группу МБ ДОУ с октября 2015 года. Адаптационный период прошел тяжело. Детский сад посещает редко. Кушает хорошо самостоятельно, хорошо засыпает, спит крепко до окончания сон часа. В контакт с детьми и взрослыми вступает легко. Дети дружелюбно относятся к Саше, он с удовольствием играет с ними.
Согласно заключению ПМПК от 27.08.2015г. имеет диагноз плоско-вальгусные стопы, синдром Дауна, ЗПМРР. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы и требований адаптированной основной образовательной программы ДОО. Рекомендованы занятия с логопедом, дефектологом. В рамках проведённой психолого-педагогической диагностики выявлены следующие результаты освоения образовательной программы:
Область | Актуальное состояние |
Физическое развитие | Физически развит соответственно возрасту. Координация движений нарушена. Затрудняется во всех видах движений. Не выполняет указания взрослого. Понимание обращенной речи – ограничено. |
Художест-венно-эстетическое развитие | Мелкая моторика не развита. Не умеет держать карандаш, рисовать простые предметы. Инициативу на занятиях не проявляет. Понимание обращенной речи – ограничено. |
Речевое развитие | У мальчика синдром Дауна, частичная атрофия зрительного нерва. Контакт затруднен. Психомоторное и речевое развитие с задержкой, понимание обращенной речи ограничено, на обращение – улыбается, речевые инструкции выполняет избирательно. Речевое общение со сверстниками и взрослыми не вступает. Наблюдается недоразвитие высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления).Страдает артикуляционная моторика. Эмоционально – волевая сфера не развита. Внимание удерживает в течение непродолжительного времени. Приемлема только индивидуальная форма работы. |
Социально-коммуника-тивное развитие | Самообслуживание развито частично. Самостоятельно принимает пищу, одевается с помощью взрослого. На просьбы взрослого не реагирует. Знает место размещения игрушек, книг. Проявляет избирательность в общении со взрослыми (предпочитает хорошо знакомых). Хорошо идет на контакт с детьми. В игре любит уединяться. |
Познава-тельное развитие | Представления об окружающем мире не сформированы. Динамика отсутствует. |
1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цель:
Обеспечение коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы.
Задачи:
- Формировать правильное звукопроизношение, умение дифференцировать сходные по звучанию звуки.
- Расширять активный словарь ребёнка.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать социальные навыки и умения ребёнка
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПМРР, синдромом Дауна.
- Формировать обобщенные представления об окружающей действительности; развивать познавательную активность, всех видов детской деятельности, характерных для возрастного периода.
1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы
- Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
- Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
- Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
Выработать правильный артикуляционный уклад; выработать правильное речевое дыхание; фонетически правильно оформлять произносить поставленные звуки в активной речи; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);и т. д.);
Учить сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;
Учить различать круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их характерные отличия;
Учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);
Учить искать разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ЗПМРР, синдромом Даунав соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)
Область | Задача |
Физическое воспитание | Соответственно основной образовательной программе. |
Художественно-эстетическое | Соответственно основной образовательной программе. |
Речевое развитие | Развитие понимания речи Формировать умение вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать пассивный словарь, через усвоение слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Развитие общей и артикуляционной моторики — учить удерживать позу закрытого рта; — развивать речевое дыхание; — развивать подвижность артикуляционного аппарата: губ, языка. Развитие произносительной стороны речи — Учить различать речевые и неречевые звуки. — Учить определять источник звука. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Развитие экспрессивного словаря Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов. |
Познавательное развитие | Развивать понимание последовательности действий. Развивать умение различать круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их характерные отличия. Развивать умение объединять предметы в группы по одному-двум признакам, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать умение определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице); Развивать умение называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение; Развивать умение различать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку. |
Социально-коммуникативное | Учить соблюдать элементарные правила поведения в детском саду; Учить самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок; Формировать элементарный поведенческий самоконтроль, умение соблюдать правила, применять в речи вежливые слова. |
Перечень учебно-методического и программного обеспечения.
Программное обеспечение | Программное содержание, под редакцией Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009. |
Методическое обеспечение | |
Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребёнка среднего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых занятий логопеда с детьми средней группы Нищева Н. В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Средняя группа. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки Н.Э Теремкова Логопедические домашние задания для детей 3-4 лет с ОНР. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. |
2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)
Расписание работы: 2.2.1. Программа логопедической работы
Пояснительная записка
Логопедическое заключение Дизартрия, ОНР I уровень.
Актуальная проблема: Речь назализирована, состоит из отдельных слов и звукокомплексов, сопровождающихся жестами и мимикой. Подвижность артикуляционного аппарата ограничена, не выполняет артикуляционных укладов, не удерживает позу закрытого рта. Пассивный и активный словарь формируется медленно и значительно отстает от возрастной нормы, сложность вызывает задание показать названный предмет, даже после нескольких (неоднократных) называний и показываний педагогом. Полностью отсутствует понимание значений грамматических изменений слова. Продолжительность индивидуальных занятий в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству от 10 минут.
Цель работы: коррекция и совершенствование речи ребёнка.
Формы работы | Задачи работы | Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы (краткая аннотация) |
Индивидуальные логопедические занятие | — установление зрительного и эмоционального контактов; — выработка языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности; — развитие слухового восприятия; — развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики; — развитие функций голоса и дыхания; — развитие импрессивной и экспрессивной речи. | Коррекционно-развивающая программа: Рабочая программа учителя — логопеда Н. В. Нищева. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Методические пособия: Агранович З.Е. Демонстрационный материал на звукоподражание для преодоления недоразвития фонематической стороны речи. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Нищева Н.В. Иллюстрации к занятиям Арбекова Н.Е. Развиваем речь у детей Шестернена Л.Н. Тематический словарь в картинках. Предметные картинки по лексическим темам. Д/и. «Чей малыш?» «Найди маму» Массажные шарики «Су – джок». Эспандеры Цветные столбики. Пирамидки кольцевые и фигурные. |
Подгрупповое коррекционное логопедическое занятие | Подгрупповые – пн. 9.00-9.20 9.30-9.50, вт. 9.30-9.50 |
Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие | Индивидуальные занятия – ежедневно |
Консультации (родителей) | Понед. – 17.00-18.00 (по графику) |
Консультации(педагогов) | Понед., среда – 14.00-15.00 |
ПМП консилиум | согласно плану ПМПк |
2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы
Алгоритм взаимодействия
- Психолого-педагогическая диагностика всеми специалистами и педагогами индивидуально (воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед);
- Совместная разработка и утверждение адаптированной образовательной программы всеми специалистами и педагогами в рамках ПМПк, определение ведущего специалиста – учителя-логопеда;
- Учитель-логопед в качестве ведущего специалиста контролирует качество реализации адаптированной образовательной программы всеми специалистами;
- Учитель-логопед реализует программу логопедической работы, разрабатывает для воспитателя план индивидуальных и подгрупповых занятий; для родителей разрабатывает индивидуальные занятия с ребёнком, регулярно передаёт тетрадь родителям, консультирует и обучает родителей по правильной организации развивающей помощи ребёнку дома;
- Педагог-психолог реализует индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, даёт рекомендации воспитателю по организации игровой деятельности, включению ребёнка в групповые формы работы, дает рекомендации родителям по развивающей помощи ребёнку дома;
- Воспитатель реализует адаптированную образовательную программу, учитывая рекомендации специалистов, информирует родителей и специалистов о динамике освоения программы ребёнком;
- Промежуточный мониторинг освоения программы проводится всеми специалистами индивидуально;
- Результаты промежуточного мониторинга обсуждаются всеми специалистами в рамках ПМПк, принимается решение о внесении изменений (при необходимости) в адаптированную образовательную программу.
2.4. Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребёнка с ОВЗ
Сопровождение инклюзии | |
Направления сопровождения |
|
Режим сопровождения |
|
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент)
Целевая группа | Задача | Форма |
Родители ребенка с | Обучение родителей технологиям сопровождения ребенка с ЗПМРР, синдромом Дауна. | Индивидуальное консультирование, открытые занятия |
Участие в реализации адаптированной образовательной программы | Выполнение индивидуальных заданий с ребёнком дома; рекомендаций педагогов; консультирование со специалистами в рамках межведомственного взаимодействия, медицинскими специалистами; своевременное лечение (по назначению невролога); участие в разработке адаптированной образовательной программы; работе ПМПк; |
Источник