Абилитация детей с синдромом да
Средства и методы абилитации детей раннего возраста с синдромом Дауна
Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Педагогу нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, определить время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка. Формирование социальной адаптации у детей с синдромом Дауна происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов. Игра имеет большое значение для развития ребенка. Педагог, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Игра — основное занятие ребенка. Большинство навыков, которые будут формироваться у ребенка, можно представить как игровые. Не надо настаивать на том, чтобы ребенок все время двигался вперед, осваивая новое. Необходимо дать ему время отработать свои умения, отдохнуть. Следовательно, все средства абилитации детей с синдромом Дауна должны опираться на игру. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в обществе. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребенка. Объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая бытовая утварь, простые предметы, которые можно найти в обиходе. Предлагаемые игры можно разделить на следующие виды:
- Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы (ощущение, восприятие).
- Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений).
- Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.
- Игры, направленные на развитие навыков самообслуживания.
Придерживаясь этого направления, обучение будет наиболее эффективным, так как будет проходить в естественной для ребенка среде. Игра должна организовываться как совместная игра педагога с ребенком, где взрослый вступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение педагога, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Двигательное развитие детей очень важно в период от 0-1года:
• назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;
• физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
• смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);
• совместное купание с ребёнком, игры в воде;
• катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;
• стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия (диванные подушки, ваши ноги);
• использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
Мелкая моторика:
• массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
• вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);
Стимуляция слухового восприятия:
• подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
• подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;
• включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
• пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);
• проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
• обращение внимания на уличные звуки во время прогулок;
• использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);
Стимуляция зрительного восприятия:
• приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
• подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);
• поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
• фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, от- крыть);
• время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
• вырабатывайте чувство высоты (безопасности), играя с ребёнком и показывая, как можно упасть («Поехали-поехали в лес за орехами, с горки — бух!»).
Значительное место в жизни дома ребенка принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений и навыков. Это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной деятельности, любознательности. Для детей с синдромом Дауна характерна неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Память детей с синдромом Дауна характеризуется уменьшенным объемом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Список литературы
1. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет: Пособие для воспитателей и родителей. — М.: «Мозаика-синтез», 2003. 2. Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей. — М., 2007.
3. Малер А. Ф. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. — М., 2006.
4. Литус А. Беби-гимнастика от года до трёх. — М., СПб.: СОВА, 2005. 5. Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и пе- дагогов / сост. Галанова Т. В. — Ярославль: «Академия развития», 1998.
6. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком: Руководство для родителей. — М.: Теревинф, 2004.
7. Кузин М. В. Развивающие игры для детей от 0 до года. — М., 2007. 8. Дмитриева В. Г. 125 развивающих игр для малышей от рождения до трёх лет. — М., 2007.
9. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. – Новосибирск, 2008. 10. Лоза О. 365 игр для крох и крошечек. — М., 2008.
10. Лаутеслагер. П. Е.М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения. — М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2003.
Источник
Термин «реабилитация» означает восстановление способности, пригодности к труду. По отношению к детям с ограниченными возможностями, инвалидам детства термин «реабилитация» неправомерен, поскольку речь идет о создании социальной пригодности и способности, поэтому применительно к детям употребляется понятие «абилитация». В дословном переводе с латыни абилитация — это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Л.С. Выготский отмечал, что само действие дефекта всегда оказывается вторичным, отраженным: своего дефекта ребенок непосредственно не ощущает, но воспринимает те затруднения, к которым тот приводит. Непосредственное следствие — снижение социальной позиции ребенка по сравнению с другими детьми. Такой ребенок в процессе приспособления к социальной среде будет сталкиваться с препятствиями и трудностями, и это повлияет на формирование его характера. Система формирования способов действий у ребенка с врожденным дефектом должна пониматься как реакция, как ответ на трудности приспособления к социальной среде. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента на определенном этапе неизбежно скажется на остальных, поэтому формирующаяся личность особого ребенка подвержена изменениям. Анализ субъективных, личностных критериев отклоняющегося развития детей провел словацкий исследователь И. Кулка.
1. Если у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, это приводит к переживанию неудовлетворенности, которая оказывает на развивающуюся личность деструктивное влияние.
2. Хроническое переживание страха, тревог, стрессы и различного рода фрустрации, которым подвержены дети с различными дефектами, приводят к формированию неадекватной самооценки.
3. Дефект может привести к неустойчивой саморегуляции ребенка.
4. Аномальный ребенок повышенно зависим от своего социального окружения, поэтому протекционистское (покровительственное) воспитание оказывает на него деформирующее воздействие.
5. У детей с сенсорными и интеллектуальными дефектами адекватность восприятия действительности не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений, хотя всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов и систем.
6. В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто встречается деформация самопознания. Повышенная тревожность приводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания или, наоборот, к сверхкомпенсации. Поэтому целостность личности аномального ребенка обычно не достигается в достаточной мере, причем обе тенденции могут наблюдаться одновременно.
7. У аномальных детей и подростков толерантность к фрустрации снижена из-за недостатка доверия к себе и недооценки себя.
8. Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые влияют на формирование целостности личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя», ощущает беспомощность и безысходность, порождающие тревожность, иногда переходящую в панику.
9. Аномальные дети плохо приспосабливаются к среде из-за своего дефекта и связанной с ним ограниченностью возможностей включения в нормальную общественную жизнь.
10. Таким детям сложно самореализоваться, поскольку уже из самого дефекта следует определенная недостаточность и несовершенство возможностей для полноценной жизни.
11. У аномальных детей и подростков сужается сфера интересов и потребностей, снижается общая активность, ослаблена мотивационная сфера, доминирует мотив избегания неудач. Поэтому в отношении таких детей недопустим статичный подход к их личностным характеристикам и внутриличностным процессам. Нарушения в их психической деятельности имеют динамику, соответствующую развитию ребенка в онтогенезе, т.е. следует учитывать сразу две переменные — динамику нарушений психической деятельности и динамику ее формирования, обусловленную созреванием мозговых структур. В целом же учитываются и возрастные, дизонтогенические и индивидуальные типологические особенности.
Источник
С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.
Если кратко, то абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему—либо) — первоначальное формирование способности к чему—либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. [педагогический терминологический словарь].
Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья
В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.
Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):
1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.
Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.
Что означает понятие «абилитация»?
Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.
Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.
То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.
Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.
Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.
Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.
Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.
Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.
Источник
Характеристика синдрома Дауна и клинические проявления нарушений интеллектуального, физического развития. Определение понятия «абилитация», как одной из форм социальной адаптации. Организационно-практические основы абилитации детей с синдромом Дауна.
Социальная работа с детьми-инвалидами в историческом аспекте, основные виды инвалидности. Особенности физического и психического развития ребенка с болезнью Дауна. Специфика социальной реабилитации и защиты больных детей, открытие специальных учреждений.
курсовая работа, добавлен 28.12.2010
Характеристика синдрома Дауна. Определение физических особенностей ребёнка с синдромом Дауна. Особенности его дошкольного развития. Установление факторов, затрудняющих процесс обучения. Оценка значения социального общества и влияния семьи ребенка.
реферат, добавлен 06.04.2016
Теоретические основы реабилитации, абилитации, сопровождения детей с ограничениями жизнедеятельности. Социально-личностное развитие детей раннего возраста с ОВЗ посредством групповых интегрированных занятий. Организация комплексного сопровождения семьи.
методичка, добавлен 02.01.2020
Функционирование молодежного добровольческого движения «От сердца к сердцу». Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Проведение занятий с детьми с синдромом Дауна по развитию навыков мелкой моторики. Координация движений кистей и пальцев.
статья, добавлен 24.04.2017
Социальная адаптации детей с ограниченными возможностями. Ликвидация болезненных переживаний, укрепление психического здоровья и улучшение социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Помощь семьям, имеющим детей инвалидов.
презентация, добавлен 27.10.2010
Создание центров по оказанию помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. Олигофрения, сенсорные нарушения, детские церебральные параличи. Роль абилитации и реабилитации в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.
курсовая работа, добавлен 12.10.2018
Приоритеты социально-культурной деятельности как средства социальной адаптации детей-сирот в условиях специализированного учреждения. Разработка и апробация авторской программы социальной адаптации детей-сирот на основе проектно-компетентностной методики.
автореферат, добавлен 02.05.2018
Исследование социальной активности личности и форм её проявления. Формирование активной жизненной позиции индивида в обществе. Особенности развития социальной активности детей «группы риска» в условиях учреждения среднего профессионального образования.
статья, добавлен 17.08.2018
Проведение комплексной оценки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Исследование особенностей взаимодействия личности (или социальной группы) с социальной средой, в которой происходит процесс ее приспособления к специфическим условиям.
статья, добавлен 09.04.2019
Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями. Учреждения образования как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР. Инклюзивное образование и семья как агент социализации и социальной инклюзии детей инвалидов.
курсовая работа, добавлен 18.09.2014
Источник