А л сиротюк синдром дефицита внимания с гиперактивностью
ББК 88.8 УДК 159.9
Научный редактор.
Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.
С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)
ISBN 5-89144-283-3 ,
В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.
Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развивающей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям
ББК 88.8
ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002
Трудных детей не бывает.
Это мы делаем их трудными.
Т. П. Хризман
ВВЕДЕНИЕ
Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
1 Дефицит внимания — — неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
— 1 —
Источник
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования (повышения квалификации)
«Тюменский областной институт развития регионального образования» Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья
От движения к мышлению:
Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Практическое пособие для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология
Составитель:
доцент кафедры
психолого-педагогических технологий
охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО,
к.м.н. И.В. Яковлева
Рецензенты:
доцент кафедры теории и практики сестринского дела,
ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава,
к.м.н. Е.М. Сагадеева,
доцент кафедры естественно-математического
образования ТОГИРРО,
к.б.н. Л.П. Костерина
Тюмень 2010
Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО
Ответственный редактор:
Кускова М.В., к.пед.н., проректор ТОГИРРО
Составитель:
И.В. Яковлева – к.м.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий
охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО
Рецензенты:
Е.М. Сагадеева – к.м.н., доцент кафедры теории и практики сестринского дела, ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава
Л.П. Костерина – к.б.н., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО,
От движения к мышлению: Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Практическое пособие для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология
Практическое пособие предназначено для слушателей профессиональной переподготовки
050715 – Логопедия и 020400 – Психология по дисциплинам «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Анатомия и физиология ЦНС»
Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Кинезиотерапия
Прикладная кинезиотерапия как наука возникла в начале 50-х годов ХХ века в США. В ее основе лежал подход, согласно которому тело человека рассматривается как целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны между собой. Авторы исходили из того, что на любой недуг, будь то стресс или болезнь, организм реагирует целостно, подключая все имеющиеся возможности регуляции и компенсации. Врачи, основавшие данный подход, нашли возможность через тело и его мышцы влиять на состояние всего организма в целом.
В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать.
Но одновременно с этим, любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение, как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.
Детская кинезиология получила свое развитие, как в России, так и за рубежом. Наиболее известными в настоящее время являются методики Г. Домана, В. Войте, К. Ханнафорд.
В целом, детская кинезиотерапия, представляет собой программу развития, которая отвечает следующим задачам:
- развитие чувствительности
- нормализация тонуса
- формирование адекватных представлений о собственном теле
- автоматизация простых двигательных актов
- стабилизация функции равновесия
- улучшение контроля над собственными движениями
- развитие сенсомоторной координации
- обучение ребенка выполнению точных движений
- формирование навыков внимания
Кинезиотерапия рекомендована детям с самыми различными формами нарушения развития. Это могут быть как тяжелые состояния (ДЦП, синдром раннего детского аутизма, органические и генетические патологии), так и пограничные расстройства (нарушения внимания, восприятия, трудности в обучении). Метод кинезиотерапии, как показывает практика, является важным звеном при организации полноценной коррекционной работы с ребенком.
Занятия проходят в специально оборудованном помещении, продолжительность занятия, в среднем, составляет 50 минут. Помимо этого, на каждом этапе работы мы даем родителям рекомендации, которые позволяют организовать с ребенком адекватную работу в домашних условиях. Форма, в которой проходит занятие, и конкретные задачи зависят от состояния ребенка и уровня его развития.
Целью кинезиотерапии при СДВГ является улучшение координации движений и тонкой моторики, снижение гиперактивности, импульсивности, повышение концентрации внимания.
Развитие тонкой моторики и улучшение координации движений
Для детей с СДВГ характерен недостаточный уровень сформированности крупной и мелкой моторики. В дошкольном возрасте отставание в развитии тонкой моторики затрудняет манипуляции мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников, кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Всё это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких навыков рук и координации в целом. В связи с данными целями, комплекс занятий можно разделить на несколько видов:
- Упражнения по развитию крупной моторики
- Упражнения по развитию тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации
- Предметно-манипулятивная деятельность
- Спортивные игры
Координационным занятиям должно предшествовать определение исходных моторных и манипулятивных дефектов. С этой целью очень удобно использовать методику М. Denckla [1985]. При этом заданные методики могут служить и своеобразным тренингом по развитию крупной и мелкой моторики. Так, выполнение проб будет способствовать улучшению равновесия, координации, согласованности действий, развитию тонких движений кистей и пальцев рук.
Для развития тонких движений руки, зрительно-моторной координации и пространственного праксиса можно использовать следующие упражнения:
- Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности)
- Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру)
- Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги)
- Раскрашивание и штриховка
- Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)
- Конструирование и работа с мозаикой
- Выкладывание фигур из спичек (палочек)
- Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.)
Для развития крупной моторики можно предложить следующие игры и упражнения:
- Игры с мячом. Целесообразно использовать несколько наборов малых мячей: разных по размеру (диаметром от 3-х до 8-ми см), материалу (резиновые, пластмассовые, матерчатые и др.), фактуре (гладкие, ворсистые, пупырчатые), структуре (полые и сплошные) и функциональному назначению (теннисные, хоккейные и др.)
- Игры с резинкой
- Игры типа «Делай как я», «Если нравится тебе, то делай так!», «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения)
- Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.)
- Весь спектр спортивных и физических упражнений
- Занятия танцами (народная, эстрадная и современная хореография, ритмика)
- Аэробика
- У-шу
«Ласковые лапки»
Цель: развитие чувственного восприятия, внимания, сосредоточения, умения прислушиваться к своим ощущениям, памяти, тактильной чувствительности, стереогнозиса, снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
- Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол.
- Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками.
- Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
- Варианты игры: «зверек» будет прикасаться к другим частям тела (щеке, колену, ладони), справа или слева; зверек будет не только ходить, но и прыгать, ползать и т.д. Можно поменяться с ребенком местами.
Предметно-манипулятивная деятельность
Данная методика, как средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи, предложенная В.П. Дудьевым [1999], может применяться и у детей с СДВГ. При манипуляции с предметами, в отличие от простых гимнастических упражнений, помимо развития тонких движений, большое значение имеет фактор наглядности. В связи с этим у детей появляется мотивация к данным занятиям, что особенно важно для детей с СДВГ, для которых характерно оппозиционное поведение и неустойчивость настроения.
Для более мягкого вхождения в систему работы по развитию ручной ловкости в методике, на начальном этапе в качестве предмета для манипуляций используется утяжеленный мешочек. Такой мешочек изготавливается из прочной ткани размером 20×10 см и заполняется сыпучим материалом (желательно песком), мешочек тщательно зашивается. Наполняется мешочек не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч ловить одной рукой. При падении на пол мяч подпрыгивает и укатывается, что создает лишние затруднения. При работе с мешочком таких неудобств не возникает. Мешочек лучше чувствуется в руке, а неоднородный материал, наполняющий мешочек, способствует улучшению тактильной чувствительности.
Комплекс упражнений с мешочком начинается с самых простейших от перекладывания мешочка из руки в руку, постепенно усложняется до перебрасывания и жонглирования несколькими предметами. В последующем мешочек замещается мячом, а в одном упражнении комбинируется несколько видов, например, упражнения с мячом на гимнастической скамейке. Подобные упражнения с усложнением двигательной задачи закрепляют моторные навыки детей в измененных условиях: совершенствуют их зрительно-пространственную ориентировку в сочетании с динамической координацией; развивают темпо-ритмическую организацию движений, что весьма важно для различных видов деятельности; обогащают сенсомоторный опыт каждого ребенка в целом; наконец, содействуют коррекции и развитию физических качеств детей.
Направленная двигательная активность
Спортивные игры и занятия спортом
Целью этого коррекционного направления терапии служит тренировка координации, ловкости и «опустошение» депо катехоламинов (адреналина, норадреналина), способствующих развитию стрессовых реакций и психоэмоциональных расстройств у детей с СДВГ.
Вместо того чтобы подавлять чрезмерную активность, экспансию, агрессивность, лучше переводить все эти качества ребенка с СДВГ в разумное и полезное русло.
В исследованиях И.П. Брязгунова [1973] и Z.Tresohlava et al., [1973] у детей с СДВГ выявлена вегетососудистая дистония в виде гиперкинетической реакции системы кровообращения (избыточная реакция на нагрузки, лабильность пульса и артериального давления, нарушение микроциркуляций – резкое изменение цвета кожи, сетчатый рисунок, мраморность) и снижение ортостатической адаптации (реакция организма на изменение положения тела в пространстве).
Биохимические исследования обмена катехоламинов (адреналин, норадреналин) у детей с СДВГ выявили их повышенный базальный уровень, что может свидетельствовать об активации симпатоадреналовой системы [Mefford I.N.,1989; McCracken J.T., 1990]. При этом экскреция катехоламинов увеличивается в ответ на эмоциональную нагрузку. У детей с СДВГ выявляется повышенный уровень экскреции дофамина в покое и высокий уровень экскреции дофамина после эмоциональной нагрузки [Брязгунов И.П. и соавт. 2002]. Избыточное выделение в соматических структурах (мышцах, внутренних органах) организма детей с СДВГ катехоламинов, т.е. тех биологически активных веществ, которых не хватает в подкорковых структурах головного мозга и лобных областей коры, по принципу обратной связи, обусловливает развитие стресс-реакции у детей с СДВГ чаще, чем у здоровых сверстников, и повреждающее действие на внутренние органы.
По мнению Тимофеева Н.Н. и Прокопьевой Л.П. [1997] избыточное повреждающее адренэргическое влияние можно инактивировать путём опустошения депо катехоламинов. С этой целью в режим дня рекомендуется включать длительные физические нагрузки. Для детей с СДВГ наиболее приемлемыми являются легкоатлетические групповые виды спорта, предусматривающие интенсивную динамическую нагрузку. Рекомендуются спортивные занятия и игры, носящие аэробную нагрузку: длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм, занятия хореографией, спортивными танцами, теннисом, восточными единоборствами.
Желательно совмещать физические нагрузки совместно со взрослыми, родителями, старшими детьми или друзьями.
Однако следует избегать переутомления и тех видов спорта, где выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления), а также статические силовые нагрузки, не подходят травматичные виды спорта – различные виды силовой борьбы, бокса. Склонность к травматизму из без того очень большая, ребенок совершает опасные для себя действия, не задумываясь о последствиях.
Подвижные игры или тренировки вообще организуют все движения ребенка, включая мелкую моторику. Постоянные занятия спортом снижают стресс-реактивность, повышают моторный контроль и адаптационные возможности организма. Спортивные занятия способствуют организации движений, в том числе мелкой моторики, кроме того, регулярные тренировки дисциплинируют.
Спортивные и подвижные игры по правилам.
Такие игры требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для гиперактивного ребенка являются трудным, но исключительно развивающим занятием. В такой игре происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. Основной задачей таких игр является выработка привычки к целенаправленной деятельности. Зимой, когда нагрузка на нервную систему особенно велика и возможности подвигаться и побегать ограничены, очень полезно ходить на лыжах, кататься на коньках. Также можно позволять своему ребенку кататься с ледяной горки до упора, пока не устанет.
Снаряды, на которых можно повисеть.
Хорошо, когда дома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму.
Развитие функции внимания
Интересно рассмотреть роль физических спортивных упражнений в развитии внимания. Известно, что для спортсменов очень важно уметь сосредотачиваться на объекте. Хороший спортсмен имеет развитое произвольное внимание. В разных видах спорта важны такие свойства внимания как объем, переключаемость, концентрация, распределение.
Р.Найдиффер [1979] выделил четыре типа внимания и оценил их влияние на спортивные достижения.
Первый тип внимания отличается большим объемом и внутренней направленностью. Под его контролем находится в основном внутренний мир спортсмена (ощущения, чувства, мысли). Такой тип внимания особенно важен для тренера, которому необходимо уметь сосредотачиваться, одновременно оценивая несколько возможных решений.
Второй тип внимания отличается большим объемом и внешней сосредоточенностью. Он необходим спортсменам, которым необходимо принимать быстрые решения с учетом целого ряда внешних факторов. Это представители командных спортивных игр, особенно защитники и разыгрывающие игроки.
Третий тип внимания отличается небольшим объемом и внешней сосредоточенностью. Такое внимание незаменимо в тех случаях, когда нужно реагировать всего на несколько объектов или движений, но принимать решения очень быстро (во всех видах единоборств, в играх, особенно в теннисе). Игры будут улучшать объем и распределение внимания. В играх, требующих быстрых реакций, подвижности дети с СДВГ могли бы достичь успеха, но элемент соревнования и эмоциональность приведут к множеству ошибок.
Известно, что стресс-факторы напряженных соревновательных ситуаций при эмоциональной неустойчивости негативно влияют на внимание. Исследованиями выявлено, что чем более возбужден пловец перед стартом, тем слабее его результат в соревнованиях. При стрессовых ситуациях нарастают и возбуждение, и тревожность, а это приводит к непроизвольному сужению фокуса внимания при одновременном снижении способности к его сознательному контролю.
Именно поэтому детям с исходно высоким возбуждением и тревожностью нежелательно участвовать в состязаниях, а при необходимости развивать позитивную установку на соревнования и уверенность в своих силах.
Тесты по теме: Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
- Перечислите задачи кинезиотерапии детей с СДВГ.
- В чем состоит содержание коррекционной работы с гиперактивными детьми «Направленная двигательная активность»?
Список использованной литературы
- Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001.
- Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В. Винникотт – Пер. с англ. Н.М. Падалко. – Независимая фирма «Класс», 1998.
- Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В.И. Гарбузов.– Л.: Медицина, 1990.– 176 с.
- Дорошкевич, М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: (Мед.-пед. анализ механизма развития и рекомендации по профилактике): Учеб. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений [Текст] / М.П. Дорошкевич, В.В. Калюжный. – Мн.: Беларусь, 2004.– 203 с.
- Ефимов, О.И.Школьные проблемы. Для умных родителей, педагогов и врачей [Текст] / О.И. Ефимов. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004.– 288 с.
- Чимаров, В.М., Левитина, Е.В.Формирование здоровья субъектов образовательного процесса. Т 1 [Текст] / В.М. Чимаров, Е.В. Левитина – Тюмень, 2008. – С. 75-91, 194-219.
- Ратнер, А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей. [Текст] / А.Ю. Ратнер. – Издательство Казанского университета, 1983. – 144 с.
- Семенович, А.В. Ланина, Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции общего недоразвития речи [Текст] // А.В. Семенович, Т.Н. Ланина. – Практическая психология и логопедия, 2 (9), 2004. – С. 19-27.
- Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., Генезис, 2001.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд. Института психотерапии, 2001.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997.
Источник