1001 идея о воспитании детей с аутизмом и синдромом аспергера

1001 идея о воспитании детей с аутизмом и синдромом аспергера thumbnail

Как обучать детей с аутизмом

Советы педагогам и родителям.

Расстройство аутистического спектра это многоуровневый сложный комплекс симптомов, который по-разному проявляется и по-разному лечится у разных людей. И это составляет проблему, когда вы пытаетесь определить, как обучать страдающих аутизмом детей. Хотя каждый ребенок-аутист может по-разному реагировать на методы обучения, вот несколько стратегий, которые обычно применяются, чтобы помочь детям с аутизмом добиться успеха в образовательных целях.

1 Установите границы пространства обучения. Это необходимо, потому что у детей с аутизмом часто возникают проблемы со сменой окружающей среды или с хаотичным пространством.

  • Обустройте пространство обучения отдельными и определенными пунктами, например, игрушками, и оденьтесь соответственно.
  • Разместите физические признаки установленного пространства на полу, например, коврики для каждого ребенка, где он сможет играть, очерченный лентой квадрат для зоны чтения, и так далее.

2 Создайте предсказуемый график. Многие дети-аутисты преуспевают, когда есть предсказуемый график, поэтому было бы очень полезно дать им знать, чего ждать каждый день.

  • Повесьте на стену четко видимые аналоговые часы и приклейте на них изображения, которые будут показывать дневные занятия и время, когда ими будут заниматься. Обращайтесь к этим часам, упоминая время, когда какой деятельностью будете заниматься.

3 Используйте скрытые субтитры на телевизоре, чтобы повысить интерес к чтению.

  • Скрытые титры на экране телевизора позволяют ребенку одновременно связывать напечатанные слова с произносимыми словами.
  • Если у ребенка есть любимое ТВ-шоу, запишите это шоу со скрытыми субтитрами и включите его как часть урока чтения.

4  Позвольте детям идти по собственному плану уроков. Дети с аутизмом столь же способны к обучению, как и дети, не страдающие этим заболеванием. Просто им нужно найти стратегию надлежащего впитывания информации.

  • Наблюдайте за тем, к каким предметам тяготеет ребенок. Ему нужно ходить, чтобы перечесть алфавит? Удерживание одеяла в руках помогает ему читать вслух? Что бы это ни было, позвольте ребенку учиться по своей собственной структуре.

5 Обучайте детей с аутизмом социальному моделированию. У многих детей, страдающих аутизмом, возникают сложности со способностью настраиваться на эмоции, мотивацию и другие социальные сигналы, которые инстинктивны для детей, не страдающих аутизмом.

  • Читайте истории, чтобы показать правильное поведение в различных ситуациях. Например, прочтите историю о ребенке, который грустит, и покажите хмурый взгляд или слезы как пример грусти, чтобы помочь ребенку-аутисту научиться понимать эмоции. Ребенок может учиться путем запоминания.

6  Используйте фиксирование, чтобы облегчить процесс обучения. Многие дети-аутисты фиксируют свое внимание на определенных предметах и это можно выгодно использовать в обучении.

  • Например, если ребенок фиксирует внимание на машинках, используйте их в преподавании географии, “заезжая” машинкой в разные страны.

7 Не используйте длинные словесные команды. Это может привести к замешательству, так как у детей-аутистов часто есть проблемы с пониманием последовательностей.

  • Если ребенок умеет читать, запишите инструкции.
  • Давайте инструкции небольшими шагами.

Советы.

  • Не кричите на ребенка. У детей, страдающих аутизмом, чувствительные уши. Крики только навредят. Например, то, что для вас будет шепотом, для ребенка с аутизмом будет звучать как обычный разговор.
  • Старайтесь использовать забавные и творческие способы обучения ребенка. Так будет лучше, потому что дети с аутизмом больше реагируют на такие способы. Для более подробной информации можете приобрести такие книги:
  • (Для вас) “1001 идея обучения и воспитания детей с аутизмом или синдромом Аспергера”. Авторы: Эллен Нотбом и Вероника Зиск. Предисловие от (человека с аутизмом) Тэмпл Грандин, доктора философии.
  • (Для детей) “Все люди разные”, написанная и проиллюстрированная Фионой Блич.
  • Используйте доски с выбором изображений, чтобы у ребенка был способ выражать свои желания, если он не любит разговаривать.
  • Не повторяйте имя ребенка-аутиста снова и снова и снова, если он не отвечает. Он может не понимать того, что вы ему говорите.

Источник

Как ребенок с аутизмом видит мир? https://hochu.ua/cat-child/article-29926-kak-rebenok-s-autizmom-vidit-mir/

Писатель и журналист Эллен Нотбом, соавтор книги «1001 идея о воспитании детей с аутизмом и синдромом Аспергера», воспитывает сына с аутизмом. Как мать она имеет право говорить от имени особых детей. В своей новой книге «10 вещей, о которых вам хотел бы рассказать ребенок с аутизмом» она делится опытом воспитания, рассказывает об успехах своего сына Брайса и других детей, объясняет, как понять мир ребенка с аутизмом и причины его странного поведения.

Эллен написала книгу для родителей и детей, для соседей и родственников – всех, кто способен сделать первый шаг навстречу человеку, закрытому в своем мире. «Будучи мамой ребенка с аутизмом, я поняла одну вещь: единственной предсказуемой чертой аутизма является непредсказуемость, единственным постоянным признаком – непостоянство …  Ребенок с аутизмом может выглядеть абсолютно «нормальным», но его поведение может озадачивать и вызывать недоумение», – пишет Эллен Нотбом.

Родителям нужно понять, что у людей с аутизмом есть все необходимые качества, чтобы развиваться и добиваться успеха. Ребенок замкнут в себе – значит  может себя занять, безрассуден –  значит смелый, слишком аккуратен – значит может организовать свое пространство. Постоянно задает вопросы – значит упорный и настойчивый. Эллен просит родителей ответить на принципиальный вопрос: «Ваш ребенок «страдает» аутизмом или «живет» с аутизмом?» Сам по себе аутизм не так ужасен. Ужасно состояние ребенка, который не понимает, что происходит, не получает помощи и поддержки и не может надеяться на понимание самых близких людей. Взглянув на мир глазами аутиста, родители смогут обсудить трудные моменты с преподавателями, друзьями, родственниками, соседями, тем самым расширив  круг общения ребенка.

Эллен разделяет характеристики аутизма по категориям: трудности обработки сенсорной информации, задержка развития и различные нарушения речи, слабые навыки социального взаимодействия и вопросы уверенности в себе.

Читайте также:  Когда у ребенка выявляют синдром дауна

Трудности обработки сенсорной информации. Нельзя ждать от ребенка, что он начет впитывать знания, обучаться социальным навыкам, хоть как-то «вести себя», когда окружающее его пространство состоит из неприятных и пугающих ощущений. Если мозг здорового человека может отфильтровать тысячи входящих сигналов, которые поступают от органов зрения, слуха, обоняния и т.д., то мозг аутиста на это не способен. Ощущения от мира, в котором он живет, сравнимы с жизнью посреди автотрассы, в шуме, гари и грохоте проносящихся мимо маши, без возможности хоть как-то повлиять на ситуацию.

Задержка развития и различные нарушения речи. Если ребенок не может выразить свои потребности и желания, они останутся неудовлетворенными. Он будет реагировать, проявляя гнев или фрустрацию, сопротивляясь обучению. Позже слабые навыки социального взаимодействия могут привести к полной изоляции от людей. Любым возможным способом нужно стараться наладить общение – разговаривать, показывать картинки, общаться жестами или при помощи компьютера. Ребенок с аутизмом сначала пытается понять особенности общения, а затем – добросовестно их повторить.

Уверенность в себе. Такому ребенку нужен опытный проводник, который поможет ему найти уютное, физически комфортное место в мире, но эта работа не имеет ничего общего с «исправлением» ребенка. Нужно его любить и вести за собой, принимая его так, как мы хотим, чтобы другие люди принимали нас, – целиком и полностью. Если он почувствует, что вы не верите в него, он не будет даже пытаться что-либо сделать.

У каждого человека – взрослого или ребенка – свой особый набор потребностей. Поэтому не существует единого рецепта успеха. Воспитание ребенка с аутизмом – это проект, который постоянно находится в разработке, и вряд ли наступит время, когда можно будет получить результат и остановиться.

Аутизм не определяет характер

Прежде всего, это ребенок. У него аутизм, но это не значит, что аутизм – его главная отличительная черта и причина всех его слабостей. У всех детей может резко меняться настроение и возникать сложности, все могут быть упрямыми и капризными. Он может любить, иметь предпочтения, бояться и мечтать, как все люди. Со временем он сможет рассказать об этом, и не обязательно словами. Не позволяйте слову «аутист» ограничивать ваши представления о ребенке и его будущем.

У него нарушено восприятие

Обычные звуки, запахи, вкусы и прикосновения могут больно ранить аутиста. Для него окружающее пространство враждебное, слишком громкое и состоит из мешанины разных раздражителей. Гипертрофированный слух воспринимает сразу все разговоры, шум на окном, звуки электроприборов, и выделить из шумового потока голос взрослого очень сложно. Обычный звук может быть непереносимым. Незаметный запах – чужие духи, хомяк в клетке, цветы, еда, чистящее средство – может мучить его. Может быть нарушение вкуса. При гиповосприимчивости ребенок ест все, что под руку подвернется, при гиперчувствительности – только еду «правильной» текстуры и температуры. Чувствительное зрение постоянно подвергается атакам от источника света, изменения освещенности, движущихся или меняющихся предметов. Тактильная чувствительность проявляется как дискомфорт, когда к телу прилегает одежда или прикасаются другие люди.  Нарушение вестибулярной и проприоцептивной системы делают сложным обычное движение. Они могут испытывать гравитационную нестабильность и беспокоиться, если нужно сделать хотя бы шаг.

Что значит «нет»

Родители постоянно сталкиваются с категорическим «нет» особого ребенка. Не выполняет просьбы, не слушает объяснение, не прекращает барабанить пальцами по столу или повторять слова.  «Нет» – это не отказ выполнить что-то, а  неумение. Существует разница между тем, что ребенок с аутизмом не хочет делать и не может выполнить. Он слушает указания, но не всегда их понимает. Он понимает указание, но не всегда знает, как его выполнить. Он знает, как сделать, но само действие может быть для него неприятным. Кроме того, он может бояться, что не справится с задачей.

Подводные камни слов

Ребенок мыслит образами и все понимает буквально. Ему непонятны шутки, намеки, нюансы, сарказм, идиомы и фразеологические обороты. Скажите «это курам на смех» и он будет искать смеющихся кур. У ребенка голова пойдет кругом, если он услышит «сгорел на работе», «медведь на ухо наступил», «проглотил язык», «глаза вылезли на лоб»… Речь должна быть простой и однозначной, без клише и неточностей. Вместо «ты холодно оделся» – «надень вместо футболки свитер», вместо «постой минуту» – «жди меня на этом месте». «повесь это вон там», «убери ноги», «закругляйся» – это не просто невыполнимо, это невозможно. Он не сможет отреагировать на обращение, которое для него не имеет смысла.

Не хватает слов

У ребенка с аутизмом небольшой словарный запас, поэтому ему тяжело выразить просьбу. Он может быть голодным, испуганным, растерянным, но ему сложно найти подходящие слова, иногда ему проще общаться жестами. Даже если ребенок говорит, как профессор, и цитирует сложные тексты, он не вполне понимает значения слов и «прикрывается» ими. Это явление называется «эхолалия» и оно помогает отвечать, когда к тебе обращаются. Проще говоря, прикрыться цитатой, если не знаешь, как сказать. Понаблюдайте, в каких случаях ребенок использует эхолалию: чтобы поддержать диалог, попросить о чем-то, отказаться, назвать предмет. Узнайте, что именно вызывает затруднения.

Лучше показать

Говорить тяжело. Лучше увидеть. Вместо того чтобы объяснять действие, покажите, как это делается – терпеливо, возможно несколько раз. Вместо названия используйте картинку, образ. Расписание дня в рисунках, меню в картинках, заранее составленный план. Расписание упорядочивает день, устанавливает рамки для работы и отдыха, и развивает самостоятельность. Помогает понять, что сегодня будет происходить.  

Читайте также:  Миофасциальный синдром шейного отдела лечебная физкультура

Вера в успех

Уделяйте внимание тому, что у ребенка получается, а не тому, что для него пока невозможно. Когда тебя критикуют, учиться новому не хочется. Важно находить положительные моменты и развивать их. Речь идет не о поиске таланта, хотя и это не исключено, а просто о положительных сторонах: умеет сам себя занять, всегда складывает вещи, не может обманывать и сплетничать.

Навыки общения

Помогите ему общаться. Со стороны кажется, что ребенок-аутист не хочет играть с детьми — на самом деле он не знает, как к ним подойти, заговорить. Лучший вариант – если они сами пригласят его. Аутист не читает лица, эмоции и жесты, не чувствует интонацию и иронию. Он может засмеяться, когда кто-то упадет или ударится. Это происходит потому, что он не знает, как нужно реагировать. Научите его спрашивать в таких случаях «тебе не больно?»

Источник раздражения

Выясните, что вызывает потерю контроля. Для ребенка истерика, вспышка гнева, нервный срыв намного болезненнее, чем для окружающих. Они возникают от перегрузки систем восприятия. Нужно наблюдать, вести дневник и выяснить, что именно выводит ребенка из себя. Поведение, даже плохое – это одна из форм общения, когда катастрофически не хватает слов. Что-то совершенно невыносимое вызывает истерику. Неприятные ощущения, запахи, реакция на еду. Физическая боль, страх, плохое обращение, разочарование. Можно переориентировать поведение, обнаружив и устранив причину срыва, или научить ребенка говорить: «Прекрати, мне это не нравится».

Просто любовь

Ребенок не выбирал для себя аутизм. Все, что с ним случилось, произошло с ним, а не с вами, родителями. Он не может перестать быть аутистом и без помощи взрослых он не приобретет нужных навыков. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал, что в силу своей особенности не оправдал ожиданий родных. Воспитание нетипичного ребенка требует от родителей и педагогов невероятного терпения и безоговорочной любви.

«Аутизм вашего ребенка, – пишет Эллен, – не означает, что он, вы и вся ваша семья не может жить полной, радостной и полноценной жизнью. Конечно, сейчас вы напуганы, но позвольте себе поверить, пусть даже с оговорками. То, чего мы можем достигнуть с нашими детьми, в большой степени зависит от того, какими мы их видим».

Источник

Содержание:

Причины аутизма у детей
Патогенез аутизма
Симптомы детского аутизма
Нарушения социальной адаптации 
Речь
Стереотипное поведение
Агрессия
Нарушение обучаемости
Диагностика аутизма 
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Дифференциальная диагностика
Лечение аутизма

Аутизмом называют нарушение социального взаимодействия, развивающееся в результате особенностей функционирования головного мозга. Заболевание проявляется значительным смещением интересов в сторону своего внутреннего мира и нарушением социальных взаимодействий, бедностью проявления эмоций. Чаще всего встречается ранний детский аутизм, который проявляется в возрасте до 3 лет.

Причины аутизма у детей

Однозначных причин, вызывающих развитие аутизма, ученые до сих пор не назвали. Сегодня считается, что заболевание появляется в результате воздействия комплекса факторов.

  • Генетика. То, что при аутизме выявляются мутации генов, подтверждено давно, но природа их возникновения не определена. Заболевание не считается наследственным, так как не выявлен ни ген аутизма, ни появления болезни в рамках одной семьи. Вероятнее всего аутизм развивается при возникновении спонтанных мутаций или определенном сочетании генов у ребенка.
  • Внешнее воздействие.

Патогенез аутизма

Органических изменений в головном мозге при аутизме не выявлено, но определены некоторые функциональные особенности, которые могут стать причиной развития симптомов: 

  • дисбаланс возбуждения и торможения;
  • нарушение формирования дендритных шипиков и синапсов, что приводит к сбою передачи нервных импульсов в коре полушарий;
  • избыток локальных связей в определенных участках мозга.

В результате нарушения функционирования нервных структур (расстройство ассоциативной коры, поясной коры, ослабление связи лобных долей с остальными структурами коры и пр.) формируются сложности в эмоциональной и социальной сфере при нормальных внимании и мышлении.

Ученые рассматривают возможность участия аутоиммунных процессов в формировании аутизма, но пока эта теория не нашла доказательств. Изучается возможное влияние нейромедиаторов, но также не выявлено связи между их количеством и симптоматикой.

Симптомы детского аутизма

Так как же распознать аутизм у ребенка? Признаки аутизма у детей обычно проявляются в возрасте 1-2 лет, вызывая беспокойство у родителей. На что нужно обращать внимание: 

  • Имеет место определенный дисбаланс реакции на положительные или отрицательные раздражители, то есть слишком бурная реакция на незначительные воздействия и слабая на выраженные;
  • В 1 год ребенок не «лепечет» и не жестикулирует при контакте со взрослыми;
  • В 2 года низкий словарный запас, отсутствуют спонтанные фразы, чаще дети повторяют чужие (эхолалия);
  • Отсутствие или недостаточность некоторых социальных или языковых навыков в любом возрасте.

Это своеобразный тест на детский аутизм, но каждый из симптомов заболевания заслуживает более детального рассмотрения. 

Нарушения социальной адаптации

Аутисты при сохраненной мыслительной деятельности и адекватных умственных способностях не способны чувствовать состояние других людей, то есть у них отсутствует способность эмпатии. Социальные взаимоотношения в обществе для них также непонятны. 

Уже в детстве аутизм у детей проявляется редкими реакциями на появление других людей, в первую очередь родителей — они могут не реагировать на них даже при обращении, не улыбаются, не просятся на руки и напротив, избегают всяческих попыток физического контакта.

В дальнейшем симптоматика усиливается. Если обычные дети в раннем возрасте становятся как обезьянки, повторяющие все за взрослыми, аутистам это не свойственно. Они не понимают невербального общения, избегают контакта с незнакомыми людьми, при этом могут быть очень привязаны к тому, кто о них заботится.

Читайте также:  Педагогическая характеристика на ученика с синдромом дауна

Ребенок неохотно играет с другими детьми и взрослыми, часто не понимая суть групповой игры, плохо запоминает лица. Самостоятельные игры аутистов тоже имеют свои особенности. Часто они не знают, что делать с игрушками и могут не катать машинку, а крутить у нее колесо. Они лишены абстрактного мышления, поэтому не могут символически заменять одни предметы другими, придумывать игры, они просто повторяют чьи-то действия.

Когда ребенок становится старше, он осознает, что не такой как все и свои коммуникативные сложности. Он сознательно избегает общения, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не стать объектом насмешек, а вовсе не потому, что предпочитает быть один.

Речь

Ребенок поздно начинает разговаривать и редко обращается к взрослым, поэтому у него отсутствуют спонтанные фразы. При этом он может повторять фразы взрослых (эхолалия) и придумывать собственные слова (неологизмы). Словарный запас увеличивается медленно, аутисты позднее начинают складывать слова в фразы. При этом в возрасте старше 8 лет дети и взрослые с аутизмом демонстрируют хорошие результаты тестов на словарный запас и правописание, но с трудом решают сложные задачи, направленные на оценку абстрактного мышления, понимания и способности делать выводы.

Важной особенностью является то, что аутисты говорят о себе в третьем лице, не используя личных местоимений.

Стереотипное поведение

Важным симптомом аутизма у детей является повторение одного и того же действия на протяжении долгого времени — бегать по кругу, стучать палкой, раскачиваться, смотреть на маятники, вращающиеся предметы, повторять какое-то слово. Дети-аутисты очень тяжело переносят всяческие перемены, будь то смена жилья, перестановка в комнате или нарушение распорядка дня. Такие события могут стать причиной выраженных приступов агрессии.

Агрессия

Приступы, ярости, гнева, агрессии, направленных на себя и окружающих — частый симптом аутизма. Он проявляется при малейшей неудаче, любом расстройстве и совершенно не адекватен причине. Примерно в трети случаев ребенок наносит повреждения себе (кусает, царапает).

Нарушение обучаемости

Интеллект детей, больных аутизмом, может быть нормальным или сниженным, но особенности восприятия информации вызывают сложности в освоении школьной программы. При навязывании выполнения задач часто развивается гиперактивность и дефицит внимания. Обучение детей с аутизмом, особенно его тяжелыми формами, должно проводиться специально подготовленными педагогами. 

Диагностика аутизма 

Классические признаки детского аутизма — это:

  • нарушения социального поведения;
  • эмоциональная недостаточность;
  • стереотипное поведение.

Если они выявляются у ребенка в первые 3 года жизни, диагностика не составляет труда, однако далеко не всегда картина так очевидна. Некоторые симптомы могут быть «стертыми» или иметь свои особенности, связанные с характером ребенка. Наличие дополнительных признаков, которые также часто отмечается при аутизме, может навести на мысли о другом заболевании. В любом случае при появлении обозначенных особенностей поведения нужно показать ребенка врачу.

Специалист проводит осмотр и тестирование с использованием диагностических шкал (ДСМ-IV, МКБ-10), что позволяет подтвердить или исключить диагноз аутизма или расстройства аутистического спектра, оценить степень и вариант его развития, дать родителям рекомендации в отношении воспитания ребенка.

Расстройства аутистического спектра (РАС)

До конца не решен вопрос классификации аутизма и заболеваний аутистического спектра, которые могут не иметь полного набора симптомов, но в целом по клиническим проявлениям соответствуют картине аутизма. Например, довольно сложно дифференцировать высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера у детей. Оба этих состояния отличаются значительным снижением социализации при высоком интеллекте.

Регрессивная форма аутизма отличается от обычного тем, что развивается после 4 лет — до этого возраста ребенок ничем не отличается от сверстников.

Если в поведении ребенка присутствуют черты, характерные для аутизма, но диагностических критериев для постановки диагноза недостаточно, может быть дано заключение о наличии аутистических особенностей или другого, похожего на аутизм заболевания.

Дифференциальная диагностика

Синдром аутизма у детей нужно дифференцировать с некоторыми другими состояниями, имеющими сходную картину:

  • нарушение слуха и зрения также могут выглядеть, как нарушение в социальной и эмоциональной сферах;
  • умственная отсталость может сопровождаться расстройствами речи, затруднением в играх, но эмоциональная сфера, как правило, не страдает;
  • шизофрения манифестирует после 3 лет, имеет сходную с аутизмом картину, но речь и интеллект всегда сохранены;
  • депривационный синдром (госпитализм) — прибретенные особенности поведения и характера, появляющиеся при изоляции от матери с рождения.

Лечение аутизма

Аутизм у детей — это болезнь, к лечению которой нужно подходить со всей серьезностью. Есть специальные методики и реабилитационные программы, основанные на общении с детьми, обучении их навыкам поведения. Они разработаны с учетом особенностей заболевания и призваны не изменить ребенка, а помочь ему адаптироваться.

Медикаментозной терапии аутизма не существует, но в некоторых случаях показано применение психоактивных средств, например, при выраженной агрессии или повышенной двигательной активности.

Внимательное отношение, постоянный контакт и поддержка больных с аутизмом позволяют им занять свое место в обществе и вести достаточно комфортную для себя и окружающих жизнь. Чем раньше диагностировано заболевание и начато его лечение, тем более благоприятен прогноз.    

Внешние факторы по мнению ученых могут влиять на геном или непосредственно на нервную систему, способствуя формированию заболевания. Не выявлено определенной связи между конкретными факторами и аутизмом, но в качестве версий рассматриваются и изучаются инфекции, токсические вещества, гормональные и обменные нарушения, осложненные беременность и роды (инфекции, гипоксия) и даже вакцинация.

Source: www.medkrug.ru

Источник