Дисгенетический синдром — синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.
Ствол и подкорка.
Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.
Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.
У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) — снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности — энурез, энкопрез.
Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.
У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.
В случае со стволовыми детками — трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.
В случае с подкорковыми детками — все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб «не воспитывают», то идет интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» — ведущая позиция на всю жизнь.
В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.
В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток — левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.
Чем можно подтвердить стволовые нарушения?
Маркеры ствола:
- речь (6-7 лет)
- обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
- искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
- леворукость (ложная)
- нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение
Синдром функциональной недостаточности височных отделов.
Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок — то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции — замена по смыслу. Контаминации — замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.
Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.
Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет — кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается — путаются звуки близкие по говорению. В письме путает «у» и «и», «о» и «а».
Тактильная память: если говорим о правом полушарии — то добавляется соматогнозис — соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).
Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.
Сам по себе затылок страдает редко.
При нарушении деятельности височно-затылочной области — трудности называния с 5-6 лет.
При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур — трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.
Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.
Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро — не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги — не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.
Синдром функциональной недостаточности правого полушария.
Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия — симультанная — ориентация в целом.
Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.
В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.
Понятие «детская нейропсихология»
Определение 1
Детская нейропсихология – это раздел психологии, который занимается изучением взаимосвязи психики ребенка и деятельности мозга.
В наше время растет число малышей, имеющих проблемы с обучением и социализацией в обществе. Причина этих проблем связана с нарушением нормального функционирования центральной нервной системы, причем проблемы начинаются ещё в перинатальный период.
Работа центральной нервной системы может дать сбой в результате появления патологии в первые три месяца жизни ребенка. Чем раньше будет сделана диагностика нейропсихологических нарушений, тем значимее будет коррекция проблемы.
Замечание 1
Цель детской нейропсихологии заключается в изучении созревания, становления мозговой организации малыша в течение его развития.
О проблемах головного мозга, конкретного его участка нередко может говорить агрессивность или гиперактивность ребенка.
Проблемы мозговой деятельности ребенка могут быть результатом любого повреждения нервной системы малыша, и в результате ребенок поздно начинает ползать, ходить, трудно осваивает речь, не умеет общаться и находить контакт.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Исследования в области этой науки доказали, что подкорковые структуры головного мозга оказывают свое воздействие на психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.
Подкорковые образования относятся к первому функциональному блоку головного мозга и обеспечивают энергетику психической активности.
Нарушения психических процессов и их патология хорошо заметны в двигательной сфере, поэтому малыши с функциональной недостаточностью подкорковых образований быстро устают, мало что запоминают, не могут сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. Нарушается у таких детей и мышечный тонус.
Детская нейропсихология занимается исследованием и коррекцией проблем поведения ребенка, тревожности, страхов, заикания, тиков. Сначала, как правило, родители обращаются с такими проблемами к педиатрам, которые в свою очередь направляют ребенка на консультацию к психоневрологу.
Поставив точный диагноз, специалист разрабатывает и осуществляет коррекционные методы нейропсихологии.
Незамедлительная помощь специалиста требуется при моторной неловкости малыша, что проявляется в плохой координации движений, частыми падениями.
При недоразвитии моторики мышечный тонус может быть как повышенным, так и пониженным. С большим трудом ребенку даются навыки чтения, письма, трудности в изучении счета.
Нейропсихологическое обследование детей проводится с 5-летнего возраста, а до этого периода ведутся психологические наблюдения в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Психологи и педиатры не могут правильно диагностировать причины нарушения психического развития ребенка, ввиду недостаточных специализированных знаний. Например, диагноз психолога при неуспеваемости в школе – «недостаточное внимание на уроках».
Однако невнимательность на уроке может иметь разные причины, включая высокую истощаемость организма, трудность сосредоточения.
Причина истощаемости – недостаток энергетической подпитки, а за это отвечают глубинные структуры мозга.
Во втором случае ребенок не может контролировать внимание при возможных нарушениях в лобной структуре мозга.
Нейропсихологические синдромы
Для нейропсихологических синдромов характерны свои симптомы и если родители будут о них знать, то смогут вовремя обратиться к специалисту за помощью.
Рисунок 1. Нейропсихологические синдромы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исходя из типов нарушений у детей их делят на стволовые и подкорковые. Нарушения подкорковых и стволовых образований формируют дисгенетический синдром.
Для стволовых нарушений характерны сбои в работе эндокринной системы, у детей с такими нарушениями понижен иммунитет, диагностируется диатез, т.к. затронуты и подкорка, и ствол.
Такие дети имеют проблемы со сном, у них может быть энурез, энкопрез.
В развитии такого ребенка наблюдается явная дисгармония, нарушена мелкая и крупная моторика. Обучение детей идет в коррекционных школах.
Психологи говорят, что такой клинический случай практически не поддается никакой форме коррекции.
В интеллектуальном плане дети с подкорковыми нарушениями пострадали меньше, потому что подкорка быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, компенсирующие нарушения.
Речь таких детей чистая, они не испытывают трудности в произношении сложных слов, говорят много.
Сбои у детей с подобными нарушениями корректируются за счет лобных долей. Недостатки психического развития компенсируются за счет подключения лобных участков.
Такие дети быстро утомляются, испытывают частые головные боли, имеют нарушения крупной моторики, что сопровождается неуклюжестью в движениях, имеют слабый вестибулярный аппарат.
Характерными признаками детей с подкорковыми нарушениями являются также низкая работоспособность, плохая память, рассеянное внимание, неразборчивый почерк. В данном случае коррекция дает хорошие результаты.
Нейропсихологическая коррекция
Нейрокоррекция представляет собой комплекс методик, применяющихся для того, чтобы преодолеть отклонения и нарушения в развитии психических функций детей с 3-хлетнего возраста.
Хорошие результаты нейрокоррекция дает детям:
- чрезмерно импульсивным и гиперактивным;
- быстро утомляемым;
- рассеянным и неаккуратным;
- с затрудненным мышлением, речью, вниманием, памятью, с трудностями в области мышления;
- слабо успевающим в школе.
Замечание 2
Данные нарушения, считают специалисты, имеют с нейропсихологической точки зрения общий корень – это недостаток адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.
Мозг ребенка формируется на протяжении всего онтогенеза, его развитие имеет свой порядок, где выделяются строго определенные стадии.
Нарушение этих стадий по каким-либо причинам приводит к нарушению в развитии мозга, а это значит, что ряд психических функций формируется либо в искаженном виде, либо не формируется вообще. В таких случаях показана нейрокоррекция поведения ребенка.
При помощи подобранного комплекса упражнений нейропсихолог активирует каждую зону мозга ребенка.
Упражнения на движение глаз, одновременные движения конечностей, раскачивания, ползание – данные упражнения проделывает малыш с нормальным развитием.
С усвоением этих упражнений у ребенка начинают работать структуры мозга, причем в той последовательности, в которой должны работать с момента рождения малыша.
Упражнения выполняются в строгой последовательности, очень тщательно под присмотром взрослого человека – это база для активации высших психических функций, к которым относятся:
- эмоции,
- внимание,
- память,
- мышление,
- восприятие,
- процессы саморегуляции.
Научившись управлять телом и своими движениями, у ребенка появляется возможность в преодолении неадаптивных особенностей своего развития, трудностей в школе, саморегуляции и поведенческих проблем.
Нейродиагностика и коррекция поведения в детском возрасте делится на двигательную коррекцию и когнитивную коррекцию.
Двигательная коррекция стимулирует зоны коры головного мозга, отвечающих за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия развития ассоциативных связей мозга и пространственных представлений.
Когнитивная коррекция способствует развитию познавательных навыков и преодоление учебных трудностей.
Замечание 3
Занятия проводятся в игровой форме с целью создания позитивной и устойчивой мотивации. Один коррекционный курс состоит из 20 занятий.
Источник
I. ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ | Основной признак- приступообразное возникновение. Состояния внезапно возникают и быстро прекращаются |
Правополушарные |
Галлюцинаторный | Ложные восприятия того, чего нет в действительности. Возможны зрительные, тактильные (осязательные), слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации. Слуховые выражаются в мнимых ритмических звуках — музыкальных мелодиях, природных шумах — пении птиц, шуме прибоя. Обонятельные и вкусовые галлюцинации, возникающие обычно при поражении глубинных отделов височной доли правого полушария, имеют неприятный, тягостный характер. |
Дереализационный | Восприятие окружающего мира измененным, лишенным реальности. Возможны разнообразные ощущения, иные, чем в действительности, яркость света, искажения пространственных очертаний, контуров, размера, форм окружающих предметов (иногда разные по размерам, архитектуре дома и строения представляются одинаковыми). Крайний вариант — ощущение обездвиженное, мертвенности, обеззвученности мира, когда все движущееся (включая окружающих людей) воспринимается не подвижным |
Феномены дереализации «Уже виденное» — Дежавю, «Никогда | Ощущение того, что ситуация «уже пережита», «видена», «слышана», хотя подобного не было. Или, хорошо знакомая, много раз виденная, ситуация воспринимается как «незнакомая», «никогда не виденная», чуждая. |
не виденное» Жа мевю |
«Остановка времени» | Ощущение того, будто время «остановилось». Оно обычно сочетается с крайним вариантом проявления дереализации. Цвета становятся тусклыми, объемные, трех мерные предметы — плоскими, двухмерными. Человек воспринимает себя утерявшим связи с внешним миром, окружающими людьми. |
«Растягивание времени» | Время переживается как «растягивающееся», более долгое, чем обычно. Иногда сочетается с изменениями восприятия всего мира. Плоскостное или двухмерное представляется объемным, трехмерным, «живым, движу щимся», а серо-белое — цветным. Человек становится расслабленным, благодушным, даже эйфоричным. |
«Потеря чувства времени» | Ощущение, что «времени будто нет», «освободился от гнета времени». Этому всегда сопутствует измененное восприятие всего мира. Предметы, люди кажутся более контрастными в эмоциональном восприятии больных — «более приятными». |
«Замедление времени» | Ощущение, будто время течет более медленно. Восприятие всего мира, движений людей, предметов изменяется Люди представляются «кукольными, неживыми», их речь — «казенной». Движения воспринимаются замедленными, лица — «угрюмыми». |
«Ускорение времени» | Время представляется текущим более быстро, чем привычно. Измененным воспринимается весь окружающий мир и собственное «Я». Мир «не естествен», «нереален», люди «суетливые», очень быстро двигающиеся. Хуже, чем в обычном состоянии, чувствуют свое тело. С ошибками определяют время суток, длительность событий. |
«Обратное течение времени» | Ощущение, что «время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени». Измененным воспринимается все вокруг и собственное «Я». Минуту назад состоявшиеся события воспринимаются как бывшие «давным-давно». |
Ритмическая повторяемость | Многократное повторение (через равные промежутки времени) виденного или слышанного. Ситуация как реальность уже исчезла, но в сознании она переживается вновь и вновь, будто еще есть в настоящем. |
переживаний |
Палинопсия | «Визуальная персеверация». Уже отсутствующая в реальной действительности ситуация задерживается в поле зрения. Феномен может сочетаться с нарушением левого поля зрения, снижением, потерей топографической памяти. |
Деперсонализационный | В рамках синдрома деперсонализации описаны различные варианты измененного восприятия собственного «Я». Могут восприниматься измененными соматическое или психическое «Я», возможны их сочетания. |
Соматическая деперсонализация | Выражается в ином, чем привычно, ощущении собственного тела или различных его частей. При максимальной выраженности игнорируются (не воспринимаются) левые части, чаще — рука. Иногда нарушается ощущение целостности тела (или отдельные его части), оно «увеличивается» или «уменьшается». Возможно ощущение множественности, например, представляется, что не одна (левая) рука, а несколько. При этом, неспособны различить среди них свою — ту, что есть в действительности. |
Психическая деперсонализация | Выражается в измененном переживании своего «Я», своей личности, взаимоотношений, эмоционального контакта с людьми. Лишаются чувств, теряют контакт со всеми окружающими людьми, употребляя при этом фразу «ухожу в другое пространство», «становлюсь сторонним наблюдателем», без «всяких чувств» смотрю на то, что «происходит в пространстве». |
Тотальная деперсонализация | Включает изменение восприятия, соматического и психического «Я», которые как бы обретаются вновь, когда человек выходит из приступа. Одновременное возникновение ощущений «чуждости» собственного голоса, «физического расщепления тела на мельчайшие частицы», расщепления психического «Я», «все части тела существуют как бы самостоятельно, обладают своим «Я», помимо общего» |
Двухколейность переживаний | Состояние, когда воспринимается только то, что есть справа. При этом возникает второй поток переживаний в виде не произвольного оживления, повторного проигрывания в сознания какого-то конкретного отрезка прошедшего времени. Сознание одновременно в двух мирах, в реальном и прошедшем. |
«Вспышка пережитого» | Перестает воспринимать то, что есть в действительности. Весь возвращается в какой-то отрезок прошедшего времени. В сознании проигрываются все события, которые были в прошлом, переживаются |
в их истинной последовательности. Человек не воспринимает самого себя прежним, каким был в том отрезке прошлого. |
Онейроид | Человек перестает воспринимать себя и окружающий мир такими, какие они есть. В сознании переживает иной, нереальный мир, чаще — мир фантастических событий (полеты в космос, встреча с инопланетянами). После выхода из приступа мир выглядит лишенным пространственно-временных опор. В момент переживания онейроида часто появляется ощущение невесомости. Оно близко к «гравитационным иллюзиям», субъективным переживаниям изменения массы тела. |
Синдром эмоциональных и | Возможны три варианта нарушения. 1) приступы тоски, страха или ужаса (при височной локализации поражения), сочетающиеся с вегетативными расстройствами, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, 2) эйфория с расслабленностью (при поражении теменно-затылочных отделов); 3) состояние без эмоциональности (при височно-теменно затылочном поражении), сочетающееся с явлениями дереализации, деперсонализации |
аффективных нарушений |
2. ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ |
Галлюцинаторный | Наиболее часто возникают слуховые — словесные галлюцинации. Люди слышат голоса, окликающие по имени или сообщающие что-либо. Галлюцинации могут быть множественными, слышит сразу много голосов, не может разобрать содержания того, что они говорят. |
Синдромы речевых нарушений | Преходящие (моторные, сенсорные, амнестические) афазии, внезапно наступающие и быстро обрывающиеся. |
Нарушения мышления | Чаще возникают два противоположных друг другу состояния: 1) «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове, будто «прекратилось образование мыслей, человек выглядит тревожным, растерянным, на лице — выражение недоумения; 2) «насильственные мысли», «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — ощущение внезапного появления в сознании мыслей, не связанных по содержанию с текущей деятельностью; иногда стремительно, «как молния», появляется множество мыслей, «мешающих друг другу», «от этих мыслей пухнет голова»: ни одна мысль не завершается, не имеет законченного содержания; переживаются эти мысли с оттенком тягостности — невозможности освободиться от них до тех пор, пока не закончится приступ. |
Нарушения памяти | Возможны два крайних варианта: 1) «провал воспоминаний» — беспомощность, невозможность вспомнить нужные слова, имена близких, свой возраст, место работы; сопровождается растерянностью, тревогой, 2) «насильственное воспоминание» — мучительно тягостное ощущение необходимости что-то вспомнить, но при этом остается недостижимым, что именно подлежит воспоминанию. Недоступность предмета осознания сочетается с тревожным ощущением, опасениями — что-то «должно случиться». |
Абсанс | Выключение из сознания деятельности, которой был занят до приступа. Поза, в которой застал больного приступ, сохраняется. Все признаки внимания в облике исчезают, взгляд становится неподвижным, лицо — «каменным». Длится мгновение, собеседник может принять вынужденную паузу естественной. Сам человек не помнит о случившемся. На приступ абсанса наступает полная амнезия. Долгое время приступы могут не замечаться самим человеком и окружающими. Становятся очевидными лишь по мере их усложнения за счет добавления речевых и других феноменов. |
Психомоторные припадки | Длятся минуты, часы, редко — несколько дней. Впадая в приступ, человек продолжает быть активным. Совершает разнообразные действия, иногда — сложную и последовательную психомоторную деятельность. От сумеречных состояний сознания эти припадки отличаются малой целесообразностью, меньшей последовательностью действий: бросаются бежать куда-то, начинают сдвигать с места чрезвычайно тяжелые предметы. Поступки и действия сопровождаются выкриками, обычно лишенными смысла. Поведение становится упорядоченным лишь по выходе из приступа, на который наступает полная амнезия. |
Сумеречное состояние сознания | Внезапно наступающее и вдруг обрывающееся состояние измененного сознания, для которого характерна реализация сложной последовательной психомоторной деятельности, заканчивающейся социально значимым результатом, а также полная амнезия на приступ. Условно можно различать два варианта 1) будучи в сумеречном состоянии сознания, продолжают реализовывать программу, которая была в сознании до наступления состояния; 2) впадая в сумеречное состояние сознания, совершают действия и поступки, никогда не бывшие в их намерениях, чуждые их личностным установкам; эти действия обычно определяются психопатологическими переживаниями — галлюцинаторными, бредовыми, возникающими вместе с наступлением измененного состояния сознания. Первый вариант совпадает с состоянием, известным как амбулаторный автоматизм. При втором варианте возможны злоба, раздражение, гнев, агрессивность. |
Синдром эмоциональных, аффективных нарушений | Многие из перечисленных выше пароксизмальных состояний (преходящие афазии, насильственные мысли и воспоминания), как правило, сопровождаются аффектом тревоги, растерянности. Возможны самостоятельные пароксизмы, в момент которых переживается аффект тревоги; на этот момент они становятся суетливыми, д беспокойными, нетерпеливыми. Выражают опасения: «что-то со мной должно случиться, что — не знаю». Эти опасения всегда обращены в будущее. |
1. Правополушарные |
Конфабуляторная спутанность | Нарушение сознания, при котором человек дезориентирован в пространстве, во времени так, что реальную действительность воспринимает через содержание прошлого времени. Это выражается в обильных конфабуляциях. Случившееся только что определяется как события, бывшие когда-то в прошлом и в каком-либо другом месте (на работе, дома). Ничего из происходящего не запоминают. Могут быть двигательно- беспокойными. Слова «здесь» и «теперь» для них лишаются смысла. |
Корсаковский синдром | В состав синдрома обязательно входит дезориентировка в пространстве и во времени. Иногда человек дезориентирован относительно собственной личности. Амнезии — фиксационная, ретроконантероградная, конфабуляции (в ответ на вопрос, о том, чем занимался утром, может назвать событие, имевшее место много лет назад), ложные узнавания (в окружающих лицах «узнает» своих родных, близких, называет их по именам) Эмоционально личностные изменения (расслаблены, благодушны, эйфоричны, многоречивы, обнаруживают анозогнозию, при полной беспомощности, сами считают себя здоровыми). Расстройства восприятия пространства и времени (утром могут сказать, что вечер, ошибаются в сторону удлинения и в определении длительности событий). Корсаковский синдром часто сочетается с левосторонними гемипарезом, гемианестезией, гемианопсией, игнорированием левого пространства. |
Левосторонняя пространственная | Характеризуется прекращением восприятия (игнорированием) всего происходящего слева. Игнорируются все стимулы зрительные, слуховые, тактильные. Плохо чувствуют свое тело или вовсе его не воспринимают, чаще это относится к левым частям, особенно к руке. Игнорируют левую часть текста при чтении, левую часть бумаги при рисовании. При этом эйфоричны, расслаблены, появляется анозогнозия. |
агнозия |
Тоскливая депрессия | Характеризуется тоской, двигательной, идеаторной заторможенностью. Триада симптомов возникает обычно при поражении височного отдела правого полушария. Малоподвижны, говорят тихо, медленно, лицо застывает в одном выражении. |
Псевдологический | Подробно описывать как случившиеся с ними события, в действительности не имевшие места. Как правило, из таких псевдологических высказываний не извлекают никакой выгоды. Многоречивы, благодушны, быстро вступают в контакт с людьми. |
Эмоционально-личностные изменения | Наиболее часто и ярко выражена тенденция к преобладанию благодушного или эйфорического настроения, неадекватного состоянию и тяжести. Снижается критика. Нередко неосознавание и отрицание своего заболевания, болезненности состояния — анозогнозия. Иногда эйфория сочетается с двигательной активностью вплоть до расторможенности. Веселы, многоречивы, подвижны, могут обнаруживать левостороннюю гемиплегию, слепоту, другие признаки глубокой несостоятельности. |
Расстройства сна и сновидений | Часты жалобы на увеличение числа сновидении. «Впечатление такое, будто всю ночь вижу сны». Иногда возникают цветные сновидения. Им бывает трудно отличить то, что было во сне, от того, что происходило в действительности. У некоторых отмечается стереотипное повторение одного и того же сна, видят «тот же сон в той же последовательности». |
Периодический психоз | Напоминает маниакально-депрессивный психоз, периодически повторяются состояния, напоминающие гипоманиакальное и депрессивное. Отличаются большей активностью. При «хороших» состояниях повышено активны, продуктивны, мало спят, при «плохих» — вялы, сонливы, пассивны, утомляемы. |
2 «ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ |
Дисмнестический | В центре синдрома — ослабление словесной (вербальной) памяти. Забывают слова, имена, номера телефонов, действия, намерения. Забывание не доходит до степени невозможности воспроизведения нужной информации. У них есть понимание дефекта и активное стремление к компенсации. Заводят записные книжки, записывают все. |
Тревожная депрессия | Характеризуется тревогой, двигательным беспокойством, растерянностью. В бесконечных поисках покоя меняют положение, встают, садятся и вновь поднимаются. Вздыхают, недоуменно озираются по сторонам, вглядываются в лицо собеседника. Высказывают опасения, что с ними что-то должно случиться. |
Бредовой синдром | В центре синдрома — нарушение мышления с ошибками суждения, не поддающимися коррекции. Люди становятся подозрительны, недоверчивы, тревожны. Подозревают окружающих в недоброжелательном к ним отношении, намерении нанести им вред (отравить, изуродовать, плохо на них воздействовать). Внешне напряжены. Иногда отказываются от еды, лекарств. |
Изменения речи | До проявления афазий может быть речевая аспонтанность. Более частыми становятся оговорки, когда одно слово заменяют другим и сами этого не замечают. Речь становится менее развернутой, односложной. |
Расстройства сна и сновидений | Иногда отмечается исчезновение сновидений, как один из признаков изменения сна. |
Эмоциональные и личностные изменения | При поражении лобных отделов люди менее инициативны, аспонтанны. Височных —более тревожны, напряжены, растеряны, наступает повышение бдительности, они постоянно мобилизованы. При поражении задних отделов левого полушария преобладает страдальческий оттенок в настроении. |
Источник