1 классификация симптомов и синдромов
Вопросы:
1. Понятие и основные причины психического заболевания.
2. Характеристика стадий психического заболевания.
3. Симптомы и синдромы психического заболевания.
4. Классификация психических расстройств.
Психические болезни – результат сложных нарушений в деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга. Иными словами, психическое заболевание − специфически человеческая форма патологии, которая ограничивает свободу его действий. Психическое же расстройство − обязательный атрибут (предвестник) психического заболевания, основу которого составляет нарушение функции психического отражения в коре головного мозга человека внешнего и его внутреннего мира. Причины психических болезней многообразны: патологическая наследственность (связана с хромосомной патологией); наследственная предрасположенность под влиянием различных дополнительных факторов (болезнь одного или двух близких родственников); воздействие на организм вредных веществ, оказывающих негативное влияние на развитие мозга плода во внутриутробном периоде (табакокурение, злоупотребление алкогольными напитками, употребление наркотических веществ и прекурсоров); острые и хронические отравления, инфекционные заболевания, которые могут действовать на мозг непосредственно или опосредованно; самоотравление организма продуктами нарушенного обмена веществ (аутоинтоксикация); черепно-мозговые травмы, последствием которых может стать нарушение кровообращения в коре головного мозга (внезапные, острые, шоковые или длительные, хронические); тяжкие психотравмы, обусловленные непосредственной угрозой жизни и здоровью заболевшего или его близким.
Таким образом, для возникновения и развития психической болезни необходимо наличие внешних и внутренних факторов, которые в зависимости от конкретных обстоятельств обусловливают механизм протекания психического заболевания (ослабление организма вследствие соматического заболевания, острых или хронических отравлений, немедицинского применения препаратов, вынужденной бессонницы и психических потрясений).
Ряд психических заболеваний развивается быстро и заканчивается полным выздоровлением, другие – характеризуются длительным течением и нарастанием психических нарушений. Хронические заболевания могут протекать непрерывно с постоянным нарастанием психического дефекта или проявляться в виде приступов, которые перемежаются состоянием улучшения психических функций (ремиссии). Причем периоды улучшения могут колебаться от нескольких недель до нескольких лет. Поэтому при назначении СПЭ перед экспертом-психиатром целесообразно ставить вопросы, которые не только касаются оценки характера болезненных проявлений психики во время совершения обследуемым преступления, в период следствия или экспертизы, но и рекомендаций по применению мер принудительной безопасности и лечения. Необходимо также получение сведений об анамнезе больного: наличие психических заболеваний и индивидуально-психологические особенности личности обследуемого, его родителей и близких родственников; развитие подэкспертного в различные возрастные периоды, изменение его черт характера, увлечений, интересов; особенности семейной жизни и т. п.
Для болезней, имеющих длительное развитие, характерно наличие нескольких стадий, составляющих общий механизм заболевания:
1-я стадия: «предвестники болезни» (наличие симптомов, общих для самых разнообразных болезней: головные боли, нарушение сна, ощущение недомогания, боли в суставах, нарушение обмена веществ, тревожность, раздражительность, снижение умственной работоспособности и т. п.);
2-я стадия: «дебют болезни» (появление симптомов, характерных для конкретного заболевания: бредовые идеи, галлюцинации, речевые и двигательные возбуждения и т. д.);
3-я стадия «развернутая картина болезни» (яркие признаки закономерностей протекания психического расстройства).
О характере поражения нервной системы позволяют судить отдельные внешние признаки психических расстройств − симптомы. Основные из них: иллюзии, галлюцинации, синестезии (нарушение чувствительности), повышенная (пониженная) двигательная активность, снижение интеллектуальных функций психики, сверхидеи, бредовые фантазии, навязчивые и импульсивные состояния, деперсонализация, дереализация, расстройства памяти и мышления. Несмотря на их богатство, разнообразие, изменчивость и обратимость, все симптомы можно разделить на два вида: соматические и неврологические.
Признаки соматических симптомов: нарушение кровообращения в кончиках пальцев рук или ног; нарушения деятельности органов пищеварения; желез внутренней секреции, расстройство функций отдельных органов и сердечно-сосудистой системы в целом. Например, нарушение вегетативной системы при психических расстройствах характеризуется повышенной потливостью, частичной синюшностью конечностей, извращенными реакциями кровеносных сосудов на внешние раздражители.
Неврологические симптомы более информативны. Так, в норме зрачки обоих глаз человека одинаковы по величине, имеют правильную окружную форму, реагируют по законам конвергенции при фиксации взгляда на близких или отдаленных предметах, а под воздействием света согласованно суживаются согласно правилу аккомодации. При психическом заболевании эти пропорции могут нарушаться, а зрачки слабо или вообще не реагировать на свет. Для некоторых болезней нервной системы характерны косоглазие, ограниченное движение глазных яблок или их ритмическое подергивание. Поражение нервной системы также проявляется в неравномерности рефлексов с правой и левой сторон тела (их чрезмерное усиление или ослабление). Если внешние раздражители воспринимаются остро и болезненно, говорят о повышенной чувствительности, а если наоборот – о полной потере ощущений. Расстройство двигательных функций проявляется в полной утрате движений (паралич), частичном ограничении возможности движений (парез) или непроизвольных движениях в виде длительного сокращения и напряжения мышц, а также смены напряжения мышц их расслаблением (судороги). Возможны случаи нарушения координации и плавности движений, утраты способности производить сложные действия (писать, зажигать газовую плиту и т.п.). Расстройства речи проявляются в форме афазии (непонимание больным обращенной к нему речи и восприятие слов как бессмысленных звуков; невозможность припомнить слова, обозначающие какие-либо предметы). Расстройство памяти: амнезия − утрата только произвольной памяти при понимании больным обращенной к нему речи. Расстройство мышления: увеличение (уменьшение) количества безостановочных ассоциаций, которые сочетаются с поверхностными умозаключениями, основанными на случайных связях (однообразных суждениях); набор слов, не связанных между собой смыслом и грамматикой; бесконечно долгое сохранение одних и тех же ассоциаций, не позволяющих возникновению новых; подмена четких ответов пространными (бесплодными рассуждениями); доминирование в сознании ограниченного числа мыслей.
Однако для диагностики психического заболевания знания одних симптомов недостаточно. Правильному диагнозу психического расстройства способствует изучение сочетания симптомов, имеющих закономерные внутренние связи – синдромы.
Классификация синдромов:
− невротический (изменение процессов возбуждения и торможения, проявляющееся в раздражительности, повышенной утомляемости, неустойчивом настроении, потере самообладания, придирчивости, ворчливости, слезливости из-за пустяков и т.п.);
− маниакальный (мания: веселая, гневливая, спутанная; эйфория, мория: дурашливость, паясничание, глупые плоские шутки);
− депрессивный (медлительность, вялость, слезливость, раздражительность, жалобы на тягостные ощущения в области груди, живота, приписывание себе виновности в мировых катаклизмах, язвительность);
− истерический (бурная смена чувств, преувеличение эмоциональной значимости реальных событий, повышенная внушаемость и стремление выдать желаемое за действительное);
− интеллектуально-мнестический (глубокое нарушение критических подходов в оценке реальных событий и обстоятельств, элементы слабоумия, расстройство интеллектуальной деятельности, сопряженное со снижением функции мышления).
− галлюционарно-бредовые (основа − галлюцинации и бредовые идеи);
− синдромы двигательных нарушений (кататонические состояния и синдром психического автомаптизма);
− помрачения сознания (обеднение психической деятельности, сопряженное с появлением зрительных галлюцинаций);
− припадки (эпилептические и истерические).
Принципы классификации психических заболеваний за длительный период истории психиатрии претерпели значительную эволюцию. На ранних этапах в основу классификации психических болезней был положен синдромологический принцип, который по мере развития психиатрии дополнился описанием особенностей динамики отдельных психопатологических состояний. Затем во многих странах появились свои национальные классификации психических расстройств по экзогенным (экзо – внешний) либо по эндогенным (эндо – внутренний) механизмам возникновения заболевания.
Большое значение в классификации и обеспечении унифицированной оценки психических болезней сыграла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). С ее участием была подготовлена международная классификация болезней (МКБ).
Современная МКБ–10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра) состоит из 10 блоков, каждый из которых включает психические заболевания, варианты этих заболеваний и психиатрические синдромы. Достоинства этой классификации в том, что она способствует единообразию диагностики психических расстройств и обеспечивает большую сопоставимость клинических данных о больных с результатами научных исследований.
Перечень диагностических рубрик МКБ–10 следующий:
F0 – органические расстройства, включая соматические, психические (непосредственное или опосредованное поражение головного мозга физическими или токсическими факторами);
F1 – психические поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и др.);
F2 – шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
F3 – аффективные (эмоциональные) расстройства;
F4 – невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства;
F5 – поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройство пищеварения, сна, сексуальных функций);
F6 – расстройства зрелой личности и поведения взрослых (психопатии, включая нарушение влечений);
F7 – умственная отсталость (олигофрения);
F8 – нарушения психологического развития (как правило, у детей);
F9 – поведенческие расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные причины психических заболеваний.
2. Отличительные особенности симптомов и синдромов.
3. Стадии психического заболевания.
4. Основные диагностические рубрики МКБ-10.
Тема 6. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШИЗОФРЕНИИ,
Источник
Психопатологи́ческий симпто́м (от др.-греч. σύμπτομα «случай, совпадение, признак») — характерное проявление или внешний признак какого-либо расстройства психической деятельности (например, расстройства сознания, внимания, воли или влечений, восприятия, мышления, интеллекта, памяти, эмоций, либо признак двигательного расстройства)[1]. Проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[2]. Психопатологические симптомы устанавливаются врачом-психиатром при исследовании пациента и используются для постановки диагноза конкретного психического расстройства. Совокупность таких симптомов, объединённых единым патогенезом, называется психопатологическим синдромом. При различных психических расстройствах в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Психиатрическая семиотика, или симптоматология, — медицинская наука о таких признаках и симптомах.
Виды симптомов[править | править код]
Английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) было описано «послойное» построение психической деятельности и двойной эффект поражений мозга: «негативные» проявления вследствие непосредственного эффекта поражения и «позитивные» в виде вторичных феноменов[3]. Идеи Хьюлингса оказали влияние на психиатрию и описательную психопатологию и стали традицией в классификации симптомов[3].
Продуктивные симптомы («позитивные» или «плюс-симптомы»)[4][5] — неспецифическая реакция неповреждённых слоёв нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, кататонические состояния, расстройства настроения (депрессивные или маниакальные состояния) и нарушение стройности мышления.
Несмотря на то что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.
Негативные симптомы («дефицитарные» или «минус-симптомы»)[4][5] — проявления самого́ патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала и апатия, бедность речи, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности, асоциальность, социальная изоляция.
В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения её развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.
Помимо этого, симптомы делят на функциональные и органические, сенестопатические и эффекторные, неблагоприятные и благоприятные[6].
По Снежневскому, развитие психического расстройства сопровождается увеличением количества симптомов, изменениями в их взаимоотношениях и возникновением новых психопатологических симптомов.
Классификация симптомов[править | править код]
Ниже представлены основные и самые важные группы психопатологических симптомов:
- Симптомы кататонических расстройств:
- Симптом капюшона
- Негативизм
- Симптом воздушной подушки
- Симптом Павлова
- Мутизм
- Стереотипия
- Эхо-симптомы:
- Эхопраксия
- Эхолалия
- Симптомы расстройства воли:
- Абулия
- Парабулия
- Гипобулия
- Симптомы расстройств восприятия:
- Галлюцинация
- Слуховая галлюцинация
- Метаморфопсия
- Симптомы расстройств мышления:
- Бред
- Сверхценная идея
- Бредоподобная идея
- Персеверация
- Патологическая обстоятельность
- Симптомы расстройств эмоций:
- Уплощённый аффект
- Гипотимия
- Гипертимия
- Экзальтация
- Эйфория
- Дисфория
- Симптомы расстройств памяти:
- Амнезия
- Антероградная амнезия
- Ретроградная амнезия
- Фиксационная амнезия
- Конфабуляция
- Парамнезия
- Криптомнезия
- Амнезия
- Симптомы, типичные для расстройств шизофренического спектра и бредовых расстройств:
- Симптом аутизма
- Симптом передачи (открытости) мыслей
- Псевдогаллюцинация
- Симптом эха мыслей
- Симптом вкладывания мыслей
- Симптом отнятия мыслей
- Симптом блокировки мыслей
- Речевая бессвязность
- Шизофазия
Психопатологические симптомы в детской психиатрии[править | править код]
При работе с детьми необходимая чёткая дифференциация психопатологических симптомов, чтобы отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического расстройства.
Возрастные симптомы[5][7] являются патологически искажёнными и гротескными проявлениями нормального возрастного развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для самого заболевания, и могут проявляться при различных психических патологиях: детском типе шизофрении, органических поражениях мозга, невротических состояниях.
В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.
Российский детский психиатр, профессор и (1979) выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы[5][7]:
- Сомато-вегетативный (0—3 года) — повышенная возбудимость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, расстройство сна, аппетита, навыков опрятности, страхи.
- Психомоторный уровень (4—10 лет) — преобладают гипердинамические расстройства: тики, заикание, двигательная расторможённость, страхи.
- Аффективный уровень (7—12 лет) — страхи, аффективная неустойчивость, дромомания, негативизм и агрессия. На данном этапе повышается риск развития психогений. Это обусловлено началом формирования самосознания у подростка.
- Эмоционально-идеаторный (12—16 лет) — преобладают сверхценные идеи и интересы («метафизическая интоксикация»), психогенные реакции в виде эмансипации, протеста, а также идеи мнимого уродства (синдром анорексии, дисморфофобия), страхи.
Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.
Примечания[править | править код]
- ↑ Д. В. Семёнов, А. В. Берсенев. Психопатологические симптомы и синдромы: учебное пособие. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2006. — 88 с. — ISBN 5-89368-671-3.
- ↑ Психология. А—Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
- ↑ 1 2 Всемирная организация здравоохранения. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. — 2 изд. — К.: «Сфера», 2001. — ISBN 966-784-125-1.
- ↑ 1 2 Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 463 с — ISBN 5-299-00187-8
- ↑ 1 2 3 4 Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2013. — 303 с. — (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1504-3 (Академический Проект) ISBN 978-5-904954-25-3 (Трикста)
- ↑ Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ 1 2 Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Литература[править | править код]
- Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 1979. — 608 с.
Источник
Глава 9
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Исторический аспект систематики психозов уже обсуждался ранее. В настоящее время эта проблема решается по-разному в разных национальных школах, но в то же время утверждена Международная классификация психических заболеваний (МКБ-10). В отечественной психиатрии традиционно существует представление о преимущественном значении выделения различных нозологических форм психической патологии. Такая концепция базируется на дихотомическом разделении психозов с противопоставлением эндогенных психических заболеваний экзогенным. Кроме того, как самостоятельное заболевание со времен В. Х. Кандинского рассматривается психопатия, отдельно выделяются психогенные формы реакций и психических заболеваний, а также врожденное слабоумие (олигофрения). В соответствии с этими принципами в трудах A. B. Снежневского и P. A. Наджарова отечественная систематика представляется в следующем виде.
1. Эндогенные психические заболевания. Эти болезни обусловлены преимущественным влиянием внутренних, прежде всего наследственных, патологических факторов при определенном участии в их возникновении различных внешних вредных воздействий. К эндогенным психическим заболеваниям относятся:
• шизофрения;
• маниакально-депрессивный психоз;
• циклотимия;
•функциональные психозы позднего возраста (инволюционная меланхолия, пресенильный параноид).
2. Эндогенно-органические психические заболевания. Основной причиной развития этого вида патологии являются внутренние факторы, которые приводят к органическому поражению головного мозга. Кроме того, может отмечаться взаимодействие эндогенных факторов и церебрально-органической патологии, которая возникает вследствие неблагоприятных внешних влияний биологического характера (черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций). К этим заболеваниям относятся:
• эпилепсия;
• атрофические заболевания головного мозга;
• болезнь Альцгеймера;
• деменции альцгеймеровского типа;
• сенильная деменция;
• болезнь Пика;
• хорея Гентингтона;
• болезнь Паркинсона;
• психические расстройства, вызванные сосудистыми заболеваниями головного мозга.
3. Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические психические расстройства. В эту достаточно обширную группу входят психические расстройства, обусловленные соматическими заболеваниями (соматогенные психозы) и разнообразными внешними вредными биологическими факторами внемозговой локализации. Кроме того, сюда включаются психические расстройства, основой которых являются неблагоприятные экзогенные факторы, приводящие к церебрально-органическому поражению. В развитии психической патологии при этом определенную, но не главную роль могут играть эндогенные факторы:
• психические расстройства при соматических заболеваниях;
• экзогенные психические расстройства;
• психические расстройства при инфекционных заболеваниях внемозговой локализации;
• алкоголизм;
• наркомании и токсикомании;
• психические расстройства при лекарственных, промышленных и других интоксикациях;
• экзогенно-органические психические расстройства;
• психические расстройства при черепно-мозговых травмах;
• психические расстройства при нейроинфекциях;
• психические расстройства при опухолях головного мозга.
3. Психогенные расстройства. Эти заболевания возникают в результате воздействия на психику человека и его телесную сферу стрессовых ситуаций. К этой группе расстройств относятся:
• реактивные психозы;
• неврозы;
• психосоматические расстройства.
4. Патология личности. В эту группу психических заболеваний входят те, которые обусловлены аномальным формированием личности:
• психопатии (расстройства личности);
• олигофрении (состояние психического недоразвития);
• другие задержки и искажения психического развития.
В отечественной систематике, таким образом, акцент делается на необходимости выделения различных психических заболеваний, которые отличаются не только по клинике, но и по причинам их возникновения. Такой подход чрезвычайно важен с точки зрения выработки адекватных терапевтических мероприятий, прогноза заболевания и реабилитации больных.
МКБ-10 (Международная классификация психозов) не носит нозологического характера, большинство патологических состояний в ней рассматривается в рамках различных расстройств, что делает несколько неопределенным их генез и затрудняет выработку прогностических критериев.
Классификация состоит из 11 разделов:
F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
F1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.
F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
F3. Расстройства настроения (аффективные расстройства).
F4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.
F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
F6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
F7. Умственная отсталость.
F8. Нарушения психологического развития.
F9. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрастах.
F99. Неуточненное психическое расстройство.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
ГЛАВА 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В России принята международная классификация всех болезней человека, где инфекционные и паразитарные заболевания составляют первый класс, который также делится на:1) кишечные инфекции;2) туберкулез;3) бактериальные
ЛЕКЦИЯ № 2. Синдромы психических заболеваний
Динамическое наблюдение и изучение психических болезней показывает, что выделение симптомов в качестве изолированных нарушений в значительной мере условно. Симптомы всегда выступают в той или иной совокупности, т. е.
Классификация заболеваний
В гомеопатии все заболевания, за исключением несчастных случаев и профессиональных заболеваний, выражают внутреннее нарушение жизненной силы. Эти расстройства проявляются внешними симптомами заболевания.Можно различать четыре разные
Глава 5
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Новое время (XIX — XX века) наметило пути для укрепления нозологических позиций, которые все более совершенствовались в соперничестве с идеями концепции «единого психоза».Литература по затрагиваемой проблеме,
ГЕНЕТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
О роли дегенерации впервые достаточно определенно высказался Б. Морель (1857). Он привел клинические доказательства о накоплении в вырождающихся семьях различных стигм дегенерации, так что в третьем-четвертом поколениях могут рождаться
Классификация когнитивных и других нервно-психических расстройств
Под когнитивными нарушениями понимается субъективное и/или объективно выявляемое ухудшение когнитивных функций по сравнению с исходным индивидуальным и/или средними возрастными и образовательными
9.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА
В современной пародонтологии можно насчитать несколько десятков классификаций заболеваний пародонта. Такое большое число классификационных схем объясняется не только многообразием видов патологии пародонта, но главным образом
11.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ РТА
Трудности диагностики и выбора метода лечения при патологии слизистой оболочки рта обусловлены многообразием проявлений заболеваний, локализующихся в этой области и имеющих часто похожие клинические проявления
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРБИТЫ
Классификация следующая.I. Воспалительные заболевания.1. Остеопериостит (неспецифической и специфической этиологии).2. Супериотальные абсцессы.3. Флегмона.4. Грибковые заболевания.5. Паразитарные поражения.6. Тенонит – воспаление
Классификация заболеваний щитовидной железы
Все известные в настоящее время заболевания щитовидной железы составляют 3 большие группы: 1) заболевания щитовидной железы, вызванные понижением функции эндокринного органа, то есть недостаточным продуцированием
Классификация синдромов заболеваний в китайской медицине
С древних времен в китайской медицине все заболевания определяются по восьми категориям, объединенным в пары:1) «наружное — внутреннее» — относится к оценке глубины и тяжести заболевания; в начале недуга
Глава 2. Классификация основных заболеваний желудка и кишечника
Наиболее простая (схематичная) классификация основных заболеваний желудка и кишечника выглядит следующим образом:1) функциональные расстройства желудка (диспепсия, аэрофагия, привычная
Источник